Рабочая программа
по биологии
Класс: 8
Учитель: Лукинова Мария Иннокентьевна
Количество часов: 70 часа; в неделю 2 час.
Учебник: В.Б. Захарова, Н.И. Сонин «Биология. Человек» 2014г
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по биологии 8 класса В. И. Константинова, в соответствии с базисной Программы основного общего образования. Данная учебная программа ориентирована на использование В.Б. Захарова, Н.И. Сонин «Биология. Человек» на 2 часа в неделю (70 часов в год).
Цель: формирование знаний о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды.
Задачи:
Определить систематическое положение человека в ряду живых существ;
Осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации;
Понять взаимосвязь строения и функций органов и систем;
Научиться выявлять возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу;
Научиться оказывать при необходимости доврачебную помощь.
Содержание программы
Раздел 1. Место человека в системе органического мира (8ч).
Человек как часть живой природы. Место человека системе органического мира. Черты сходства человека и х. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы антропогенеза и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Общий обзор строения и функций организма человека Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Раздел 2. Координация и регуляция (6 ч).
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Головной мозг состоит из ствола, мозжечка и полушарий большого мозга. В стволе мозга находятся центры безусловных рефлексов, его основные функции-регуляция безусловно рефлекторной деятельности и связь организма с корой полушарий большого мозга. Полушария большого мозга- самый отдел мозга. Покрытая складками поверхность полушарий большого мозга образована серым веществом корой. Строение и функции различных участков коры неодинаковы. В коре различают зоны: зрительную, слуховую, обонятельную, чувствительную, двигательную.
Раздел 3. Анализаторы (5 часов)
Орган зрения образован глазными яблокам и вспомогательным аппаратом. Глазное яблоко может двигаться благодаря шести глазодвигательным мышцам. Зрачок -небольшое отверстие, через которое в глаз попадает свет. Роговица и хрусталик являются преломляющим аппаратом глаза. Рецепторы находятся в сетчаткеОрган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппарат уха. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Вестибулярный аппарат – орган равновесия
Раздел 4. Опора и движение (7 ч).
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Тип соединений костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда для правильного формирования опорно-двигательной системы.
Раздел 5. Внутренняя среда организма (2 ч).
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета.
Раздел 6. Транспорт веществ(3).
Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
Раздел 7. Дыхание (2 ч).
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких, тканях. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
Раздел 8. Пищеварение (3 ч).
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
Раздел 9. Обмен веществ и энергии (2 ч).
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипер - авитаминоз.
Раздел 10. Выделение (2 ч).
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выведении из организма продуктов обмена веществ.
Раздел 11. Покровы тела (3 ч).
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
Раздел 12. Размножение и развитие (2 ч).
Система органов размножения: строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи.
Раздел 13. Высшая нервная деятельность (10 ч).
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Раздел 14. Человек и его здоровье. (10ч)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечениях, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Нарушение кожных покровов и их причины. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.
Учебно-тематический план
№ п/п
| Наименование разделов и тем | Часы по планированию (рабочей программе) | В том числе на:
| |
лабораторно- практические работы
| Проверочные (контрольные) работы
| |||
1 | Раздел 1. Место человека в системе органического мира | 8 | Л\Р- 3 | 1 |
2 | Раздел 2. Координация и регуляция | 6 | Л/Р-1 |
|
3 | Раздел 3. Анализаторы | 5 | Л/Р-1 | 1 |
4 | Раздел 4. Опора и движение | 7 | Л/Р-2 | 1 |
5 | Раздел 5. Внутренняя среда организма | 2 | Л/Р-1 |
|
6 | Раздел 6. Транспорт веществ | 3 | Л/Р-1 |
|
7 | Раздел 7. Дыхание | 2 | Л/Р-1 |
|
8 | Раздел 8. Пищеварение | 3 | Л/Р-2 |
|
9 | Раздел 9.. Обмен веществ и энергии | 2 |
|
|
10 | Раздел 10. Выделение | 2 |
|
|
12 | Раздел 11. Покровы тела | 3 |
| 1 |
13 | Раздел 12. Размножение и развитие | 2 |
|
|
14 | Раздел 13. Размножение и развитие | 2 |
|
|
15 | Раздел 14. Высшая нервная деятельность | 10 |
| 2 |
16 | Раздел 15. Человек и его здоровье | 10 |
|
|
17 | Итого: | 70 | 9 | 6 |
Календарно-тематический план
по биологии
Класс: 8
Учебник: Н.И.Сонин «Биология. Человек. 8 класс». Дрофа. 2014г.
Количество часов: 70 (2 часа в неделю)
Учитель: Лукинова Мария Иннокентьевна