«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

РП по биологии 8 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по биологии 8 класса В. И. Константинова, в соответствии с базисной Программы основного общего образования. Данная учебная программа ориентирована на использование В.Б. Захарова, Н.И. Сонин «Биология. Человек» на 2 часа в неделю (70 часов в год).

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки




Рабочая программа

по биологии




















Класс: 8

Учитель: Лукинова Мария Иннокентьевна

Количество часов: 70 часа; в неделю 2 час.

Учебник: В.Б. Захарова, Н.И. Сонин «Биология. Человек» 2014г













Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по биологии 8 класса В. И. Константинова, в соответствии с базисной Программы основного общего образования. Данная учебная программа ориентирована на использование В.Б. Захарова, Н.И. Сонин «Биология. Человек» на 2 часа в неделю (70 часов в год).

Цель: формирование знаний о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды.

Задачи:

Определить систематическое положение человека в ряду живых существ;

Осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации;

Понять взаимосвязь строения и функций органов и систем;

Научиться выявлять возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу;

Научиться оказывать при необходимости доврачебную помощь.

Содержание программы

Раздел 1. Место человека в системе органического мира (8ч).

Человек как часть живой природы. Место человека системе органического мира. Черты сходства человека и х. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы антропогенеза и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Общий обзор строения и функций организма человека Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Раздел 2. Координация и регуляция (6 ч).


Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Головной мозг состоит из ствола, мозжечка и полушарий большого мозга. В стволе мозга находятся центры безусловных рефлексов, его основные функции-регуляция безусловно рефлекторной деятельности и связь организма с корой полушарий большого мозга. Полушария большого мозга- самый отдел мозга. Покрытая складками поверхность полушарий большого мозга образована серым веществом корой. Строение и функции различных участков коры неодинаковы. В коре различают зоны: зрительную, слуховую, обонятельную, чувствительную, двигательную.

Раздел 3. Анализаторы (5 часов)

Орган зрения образован глазными яблокам и вспомогательным аппаратом. Глазное яблоко может двигаться благодаря шести глазодвигательным мышцам. Зрачок -небольшое отверстие, через которое в глаз попадает свет. Роговица и хрусталик являются преломляющим аппаратом глаза. Рецепторы находятся в сетчаткеОрган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковоспринимающий аппарат уха. Слуховой анализатор. Нарушения слуха, их профилактика. Гигиена слуха. Вестибулярный аппарат – орган равновесия

Раздел 4. Опора и движение (7 ч).

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Тип соединений костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузки. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда для правильного формирования опорно-двигательной системы.

Раздел 5. Внутренняя среда организма (2 ч).

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свёртывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета.

Раздел 6. Транспорт веществ(3).

Сердце, его строение и регуляция деятельности. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Раздел 7. Дыхание (2 ч).

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в лёгких, тканях. Перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Раздел 8. Пищеварение (3 ч).

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

Раздел 9. Обмен веществ и энергии (2 ч).

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипер - авитаминоз.

Раздел 10. Выделение (2 ч).

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выведении из организма продуктов обмена веществ.

Раздел 11. Покровы тела (3 ч).

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

Раздел 12. Размножение и развитие (2 ч).

Система органов размножения: строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка. Планирование семьи.

Раздел 13. Высшая нервная деятельность (10 ч).

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Раздел 14. Человек и его здоровье. (10ч)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечениях, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Нарушение кожных покровов и их причины. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.


Учебно-тематический план


№ п/п


Наименование разделов и тем

Часы по планированию (рабочей программе)

В том числе на:


лабораторно-

практические

работы


Проверочные (контрольные)

работы


1

Раздел 1. Место человека в системе органического мира

8

Л\Р- 3

1

2

Раздел 2. Координация и регуляция

6

Л/Р-1


3

Раздел 3. Анализаторы

5

Л/Р-1

1

4

Раздел 4. Опора и движение

7

Л/Р-2

1

5

Раздел 5. Внутренняя среда организма

2

Л/Р-1


6

Раздел 6. Транспорт веществ

3

Л/Р-1


7

Раздел 7. Дыхание

2

Л/Р-1


8

Раздел 8. Пищеварение

3

Л/Р-2


9

Раздел 9.. Обмен веществ и энергии

2



10

Раздел 10. Выделение

2



12

Раздел 11. Покровы тела

3


1

13

Раздел 12. Размножение и развитие

2



14

Раздел 13. Размножение и развитие

2



15

Раздел 14. Высшая нервная деятельность

10


2

16

Раздел 15. Человек и его здоровье

10



17

Итого:

70

9

6













      1. Календарно-тематический план

по биологии


















Класс: 8

Учебник: Н.И.Сонин «Биология. Человек. 8 класс». Дрофа. 2014г.

Количество часов: 70 (2 часа в неделю)

Учитель: Лукинова Мария Иннокентьевна



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее