«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок«Корень, его внешнее и внутреннее строение»

Работа представлена в естественнонаучном направлении. Урок разработан для общеобразовательного класса с детьми разного уровня подготовки. Использована авторская программа по биологии 5-9 классов системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф» авторов И.Н.Пономарёвой и других. Рабочая программа полностью отражает содержание Примерной программы основного общего образования по биологии и соответствует требованиям ФГОС ООО(2014 г).

УМК: «Биология 6 класс» учебник И.Н. Пономарева, О.А Корнилова, В.С.Кучменко, М.: Вентана-Граф, 2013 год и рабочая тетрадь И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко, Москва.: Вентана – Граф, 2013.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема урока: «Корень, его внешнее и внутреннее строение»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Деятельностная цель:

Продолжить формирование способностей учащихся к новому способу деятельности, создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов, сформулировать цель учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний; осуществлять самооценку  собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Предметно дидактическая цель: расширить базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов, сформировать знания о внешнем и внутреннем строении корней, типах корневых систем, видоизменениях корней и их значении.

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные

а. Изучить понятия: главный, боковые, придаточные корни; стержневая и мочковатая корневые системы, зоны корня, корневой чехлик, ,корневые волоски;

б. Проверить знание учащихся по теме «Семя, его строение и значение».

Метапредметные

  1. Познавательные:

а. Научить ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение),

самостоятельно формулировать учебную цель, осознанно строить речевое высказывание, сравнивать гербарные экземпляры растений, классифицировать по строению корневой системы; анализировать объекты, выделять существенные и несущественные признаки сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи;

б. Продолжить развивать навыки выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке, оформление ее результатов и умение на их основе делать выводы; навыки составления схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта.

2.     Коммуникативные:

    Обучить умению слушать и понимать речь другого человека, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в коллективе; ставить вопросы, выражать свои мысли.

3.     Регулятивные:

Научить самостоятельно, обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Личностные

1.     Продолжить формирование познавательного мотива на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов; умений устанавливать связь между целью учебной деятельности и личностным значением.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

Главный, боковые, придаточные корни; стержневая и мочковатая корневые системы, зоны корня, корневой чехлик, корневые волоски.

Учащийся  должен знать:

Понятия «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система», «корневой чехлик», « корневые волоски», «зоны корня».

Учащиеся должны уметь: называть и находить на объектах главный, боковые, придаточные корни, зоны корня, корневой чехлик, корневые волоски, стержневую и мочковатую корневые системы, анализировать виды корней и типы корневых систем.

Обеспечение урока: учебники, рабочие тетради, компьютер, презентация, приложение к уроку в виде тестов, проросшие семена фасоли, пшеницы, укоренившиеся черенки комнатных растений, гербарий “Типы корневых систем”, таблицы, карты оценивания, дидактический материал, корнеплод свеклы, моркови; корневые шишки георгина.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Формируемые УУД

Организационный момент(1-2 мин)

Проверка присутствующих, готовности к работе на уроке, подготовленности рабочего места  учащихся к уроку, организация внимание класса к работе на уроке, включение в учебный ритм, создание положительного, эмоционального настроя обучающихся.



Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность. Воспринимают информацию сообщаемую учителем.


Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения. Личностные УУД: - самоопределение, смыслообразование

Этап.  Актуализация знаний (5 - 6 мин.)

Актуализирует имеющиеся знания

1.Работа по карточкам (технология разноуровнего обучения)

2.Проверка знаний по терминологии: (на доске написаны термины, дать им определения): эндосперм, микропиле, зерновка, однодольное растение, зародыш.

3) Работа по тексту с биологическими ошибками (текст выводится на слайде 1)(ИКТ)

Во время выполнения задания на доске учитель предлагает классу послушать рассказ и найти в нем ошибки.

Подводящий диалог:

Сегодня мы продолжим изучать органы растений, а вот, что будет объектом исследования на этом уроке, вы мне расскажете сейчас сами.

Чтобы сформулировать тему, я прошу вас посмотреть на слайд 2 (корень зуба, волоса, слова…), что общего на этих картинках

Ответ: корень

Из слов попробуем сформулировать тему (Корень, типы корневых систем, внешнее строение, внутреннее строение, побег, почка, лист…)

Записываем тему в тетрадь «Корень, его внешнее и внутреннее строение»

Выполняют задания разного уровня;

фиксируют индивидуальные затруднения;

комментируют ответы, дополняют;

воспринимают информацию;

вспоминают ранее изученный материал;  отвечают на вопросы; знакомятся с заданием, осмысливают его;

актуализируют изученные

знания, способы действий;

работают индивидуально и в диалоге, исправляют ошибки в тексте.

Участие в диалоге, формулирование темы урока.

Познавательные УУД:

осознанное и правильное построение речевого высказывания;

извлекают необходимую информацию из текстов, заданий;

учатся анализировать, сравнивать, обобщать; исправлять биологические ошибки в тексте;

учатся строить высказывания.

  Коммуникативные УУД: учатся культуре общения;

выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

учет разных мнений.

        Личностные УУД: смыслообразование и личностное самоопределение;

самооценка  


Этап. Создание проблемной ситуации(2-3 мин)

Создает проблемную ситуацию (технология проблемного обучения)

Учитель. Послушайте стихотворение.

Свинья под Дубом вековым

Наелась желудей досыта, до отвала;

Наевшись, выспалась под ним;

Потом, глаза продравши, встала

И рылом подрывать у Дуба корни стала.

«Ведь это дереву вредит...

Задает вопрос классу: Чем же навредила свинья дереву? Выдвигает проблему:.Будет ли, дуб расти и развиваться?

Вывод (кластер на доске) корень - закрепляет и удерживает в вертикальном положении растение; питает растение, всасывает воду и минеральные вещества.

Сформулируйте сами понятие о корне (учит обобщать полученную информацию, делать вывод)

Итак: Корень - один из важных вегетативных органов растения.

  Решают проблемную ситуацию;

вступают в диалог с учителем (отвечая на вопросы) выявляют проблему – проговаривают и осознают её

Учатся составлять кластер.

Отвечают на вопросы,

вступают в диалог

делают вывод о значение корня и его функциях.

Вывод записывают в тетрадях


Формулируют понятие о корне

Составляют кластер


Личностные УУД: - личностное самоопределение. Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения;

аргументируют свое мнения


Познавательные УУД: - учатся осознанно строить речевое высказывание;

учатся анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод; создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Этап. Целеполагание (3-4 мин)

Организует работу по  формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний. (Использует ситуативные задания) Мотивация.

Учитель. Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно? Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана? Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепкие. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать. А ведь корней у каждого растения очень много и они идут далеко вглубь и вширь.

Какие цели мы поставим сегодня на уроке, что бы вы хотели узнать нового?

Обобщает имеющиеся у учащихся знания

Корневые системы разных растений различаются по внешнему строению (Демонстрация слайда 3 «Разнообразие корней»)

В чем состоят эти различия?

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.                     Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться). Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока.


Отвечают на вопрос, осознают цель предстоящей деятельности.



высказывают свои соображения.

Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное.

Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека.

Регулятивные УУД:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности Личностные УУД: - смыслообразование и личностное самоопределение.

Этап Планирование.(5-6 мин.)

Организует выбор способа и средств реализации  учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, как и с помощью чего можно достичь поставленной цели.

Работа с текстом учебника: составьте план параграфа, используя заголовки абзацев; прокомментируйте, почему некоторые слова выделены черным шрифтом; для чего имеются иллюстрации.

Обсуждают и составляют план работы.

Озвучивают план и  обсуждают его с учителем


Комментируют способы достижения поставленных целей.

Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение), - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием. Регулятивные УУД- учатся составлять план добычи новых знаний на уроке.

Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли.

Личностные УУД: - формирование  личностного и жизненного самоопределения

Этап. «Открытие» нового знания (7-8  мин.)

Объяснение нового материала

Работа с текстом учебника (выполнение заданий на развитие познавательных действий):

Прочитайте первый абзац п.7 и подчеркните в тексте типы корней и типы корневых систем. Организует взаимопроверку.(Технология сотрудничества)

Демонстрирует гербарные материалы

Предлагает рассмотреть типы корней на живых экземплярах и найти главный корень, придаточные корни, боковые. Рассказывает, что придаточные корни развиваются от стебля, боковые корни от главного корня.

Организует промежуточный контроль знаний (Мозговой штурм). Вопросы классу:

Корневые системы делятся на….

В корневой системе растений различают главный, боковые и ……

Главный корень развивается из…

Использует практико-ориентированный вопрос:

Ребята! Подумайте! С какой целью проводят окучивание некоторых сельскохозяйственных культур? Например, таких как капуста, картофель.

Объяснение строения корня (используя рисунок 37 учебника)

Демонстрирует восходящий и нисходящий токи по слайду 4.(ИКТ)

Физкультминутка.(здоровье-сберегающая технология)

Выполнение лабораторной работы№2 «Строение корня проростка» (Метод исследования)

Организует работу в паре. (Технология сотрудничества)

Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Оказывает консультативную помощь.

Демонстрация видоизменений корней (корнеплод свеклы, моркови; корневые шишки георгина)

Работают с текстом учебника.

Работают в парах.

Составляют кластер

Работа с натуральными объектами, гербариями. Ученики рассматривают живые экземпляры растений: луковицу лука репчатого, черенки традесканции, а также выкопанные из горшочков молодые растения герани.



Отвечают на вопрос









Работают с рис.37 учебника




Выполняют движения под музыку (подражая деревьям)

работа с учебником, гербарным материалом, рабочей тетрадью.

( Работа оформляется в тетради)

Работают в паре. Фиксируют в тетрадях своё «открытие».   Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи.              

Познавательные УУД: - учатся работать с натуральными объектами, находить и использовать нужную информацию в учебнике (смысловое чтение).

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

- формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные УУД: - формирование жизненного самоопределения.


Этап.

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания(6-8 мин.)

Организует работу по усвоению учащимися нового способа действия (с оценочным листом)

Вопросы в формате ЕГЭ (демонстрация на слайде).


Осмысливают задание (определяют последовательность действий).            Отвечают на вопросы

Применяют новые знания.

Самооценка.







Познавательные УУД: - учатся использовать нужную информацию 

Регулятивные УУД:

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;  

Личностные УУД:

формируют личностное и жизненное самоопределения

Этап. Рефлексия (2-3 мин).

Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. (Организует подводящий диалог)

А. Нарисуйте на одной из ступенек человечка – себя, в зависимости от вашей активности на уроке.


Б. Выберите понравившееся предложение и допишите его.

2. Я считаю полезным………..

3. Мне понравилось………….

4. Мне было трудно………….

5. Теперь бы я хотел (а) еще узнать………

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.    




  Формулируют и записывают то, что узнали на уроке.

Познавательные УУД: - учатся строить высказывания;

Коммуникативные УУД:.

- учатся  выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения;

адекватное понимание причин успеха;самооценка на основе критерия успешности.

Этап. Домашнее задание (2 мин).

Комментирует домашнее задание:

  1. Прочитать п.7 задание 1,2 в рабочей тетради (задание обязательное для всех).

Задание 2 выполняется по выбору.

2. Выполнить на выбор творческую работу:

1)составить кроссворд;

2) сочинить стихи о корнях, корневых системах;

3) составить опорную схему.

3. Используя разные источники информации по биологии, подготовьте сообщения на тему «Удивительные корни»


 Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения. Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; мобилизуют свои силы к волевому усилию.                                 






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее