План реализации проекта
Тема: Человек – венец природы или ее ошибка?
Учебные предметы: курс биология, экология и информатика
Класс: 11
Автор: Ткачева Л.И.
Краткое описание:
Исследовательский проект «Человек – венец природы или его ошибка?» является межпредметным по экологии и биологии. Предназначен для учащихся старших классов.
Целью данного проекта является демонстрация значимости влияния деятельности человека на биосферу.
Поскольку материал опирается на знания учащихся, полученных на уроках предметов естественного цикла, а основная исследовательская деятельность школьников носит практический характер (работа с интернетом), то можно с уверенностью сказать, что данный проект рассчитан на учащихся с любым уровнем знаний по биологии, экологии и будет вполне посилен для выполнения и достаточно интересен всем ученикам. Это позволит повысить критичность оценки сегодняшней деятельности человека, более подробно ознакомить с путями решения экологических проблем о влиянии окружающей среды на здоровье человека, а также какой вклад может сделать каждый из нас для сохранения жизни на планете.
I. Предварительная подготовка
На предыдущих уроках биологии и экологии повторить и закрепить знания учеников об учении В. Вернадского о биосфере, круговороте веществ и потоке энергии в биосфере, роли живых организмов в преобразовании оболочек Земли, о взаимосвязи состояния окружающей среды и здоровья человека.
II. Подготовительный этап. Составление плана проекта.
1. Знакомство с проектом (вводная презентация), формулирование проблем, которые будут решаться в проекте.
2. Формирование групп для проведения исследований с учетом интересов и увлечений детей.
3. Распределение ролей участников групп.
III. Планирование работы
1. Ознакомление с целями и задачами групповой работы.
2. Работа учащихся по поиску материалов к проекту, обработка информации.
IV. Исследовательский этап.
Самостоятельное выполнение участниками проекта индивидуальных и групповых исследований и наблюдений.
Группа 1 «Историки»
«О золотом веке, гармонии и прогрессе»
Изучили источники информации и подготовили материал, ответив на вопрос: «Действительно ли в старину человек жил в экологическом золотом веке?». Или на любом этапе исторического развития, начиная с охотничьих племен и до сегодняшнего дня, человеческое общество проходит стадии: развитие (этап процветания), гармонии, которая рано или поздно неизбежно сменяется упадком, деградацией или вымиранием.
Вывод: Главная драма человеческой истории в том, что именно покой и стабильность были тем миражом, к которому стремился человек, изобретая ловушки для мамонтов, выжигая леса и вспахивая целину.
Группа 2 «Биологи»
Изучили источники информации и подготовили материал о причинах современного биосферного кризиса (урбанизация, индустриализация, добыча и использование полезных ископаемых, сельскохозяйственная деятельность, создание водохранилищ, хозяйственная деятельность, военная деятельность и т.д.), а также подготовили материал о том как зависит здоровье человека от состояния окружающей среды.
Группа 3 «Экологи»
Эксперимент «К каким последствиям приводит утечка нефти в прибрежной зоне»
Для ответа на этот вопрос группа учеников проводит следующий эксперимент. Дети добавляют небольшое количество машинного масла в банку с водой. Пытаются смешать, встряхивая банку. Затем, поднося к свету, рассматривают смесь. После этого берут перо птицы и опускают в машинное масло предварительно обратив внимание на его внешний вид и массу до воздействия. Затем пробуют с помощью чистой воды, бензина и щетки очистить его. После чего погружают песок в масло, а затем промывают чистой проточной водой.
Ученики пришли к выводу, что нефтепродукты (на примере машинного масла) являются сильнейшими загрязнителями.
Группа 4 «Исследователи»
Эксперимент «Могут ли продукты деятельности человека загрязнять окружающую среду?»
Группа школьников выбирает три объекта бытовых отходов деятельности человека (например: лист капусты, лист бумаги, пустую пластмассовую бутылку). Затем данные материалы закапывают в землю, обозначив места табличками с соответствующими названиями. Через месяц проверяют, что произошло с объектами исследования. Результаты показывают, что лист капусты полностью сгнил, от листа бумаги – остались только фрагменты, а структура пустой пластиковой бутылки – не изменилась.
Ученики пришли к выводу, что скорость разложения бытовых отходов разной природы не одинаковая, поэтому перед утилизацией мусора необходимо его разделение, с целью предотвращения загрязнения окружающей среды.
Группа 5 «Журналисты»
Исследовали меры, которые необходимо предпринять человечеству, чтобы предотвратить биосферный кризис (предотвращение загрязнения окружающей среды; очистка уже загрязненных сбросов, стоков, утилизация отходов; проведение мониторинга, с целью выявления критических ситуаций наиболее опасных факторов воздействия и т. д.; экологическое воспитание)
V. Етап обобщения.
1. Оформление результатов исследований в форме презентаций, публикаций, веб-сайта.
2. Совместное обсуждение в группах результатов проекта.
3. Размещение результатов работ учащихся в сети.
VI. Защита проектов
Защита проводится на уроке по теме «Современное состояние и перспективы развития биосферы» курса биологии и экологии.