«Великие научные открытия». Great scientific discoveries.
Добрый день, дорогие ребята, уважаемые учителя!
…есть ясное познание истины, просвещение разума, похвала юности, старости подпора, крепость успеха в несчастии, в счастии – украшение, везде верный и безотлучный спутник. Необходимо было определить, чему посвящено и кому принадлежит это(!) высказывание (рукой на слайд) СЛАЙД 1(высказывание) Вы справились с заданием. Высказывание принадлежит великому русскому учёному М.В. Ломоносову и посвящено оно НАУКЕ. СЛАЙД 2
Над буйным хаосом стихийных сил Сияла людям Мысль, как свет в эфире. Исканьем тайн дух человека жил, Мощь разума распространялась в мире.
Упали в прах обломки суеверий, Наука в правду превратила сон: В пар, в телеграф, в фонограф, в телефон, Познав составы звезд и жизнь бактерий.
Как наша прожила б планета, Как люди жили бы на ней Без теплоты, магнита, света И электрических лучей?
Что было бы? Пришла бы снова Хаоса мрачная пора. Лучам приветственное слово. Науке - громкое “Ура”!
Ученики называют свои слова. Начать кликать 12 раз + 13 раз ТЕМА СЛАЙД 3 Назвать тему Открытие, Учёный, Изобретение, Опыт, Сделать открытие, Научное открытие
1.Открытие – это новое достижение, совершаемое в процессе научного познания природы и общества; установление неизвестных ранее, объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира. 2.Какую роль играют открытия в науке? В жизни человека? В его практической деятельности? Ответы учеников: научные открытия делают этот мир совершенным, технологичным, улучшают качество жизни, помогают понять окружающий мир. Открытия могут быть случайными, либо процесс исследования может быть долгим и сложным. Учёному необходимо провести большое количество опытов, чтобы убедиться в правильности своих мыслей.
3.Что для вас важно знать про открытия, про учёных? Почему необходимо изучать эту тему?
Е.С. Сегодня вас ждёт знакомство с британскими учёными КЛИК 14 и их открытиями. Тема по-английски. А.А. С учёными-химиками и учёными-биологами. (улыбаемся друг другу)
Е.С. Великие открытия XVII века Выходит Мехриддин Худайберганов Роберт Гук 28 июля 1635 – 14 марта 1703 СЛАЙД 4 Английский естествоиспытатель и изобретатель. В 1663 г. Роберт Гук работал секретарем и демонстратором опытов Английского Королевского общества (академии наук). Когда там стало известно о микроскопе, Гуку поручили провести наблюдения на этом приборе. СЛАЙД 5 Чтобы не зависеть от солнечных дней, Гук установил перед прибором масляную лампу оригинальной конструкции. Роберт Гук был первый учёный, кто оценил значение увеличительного прибора и применил его для исследования срезов растительных тканей. СЛАЙД 6 В 1665 году, изучая срез пробки, Гук обнаружил структуры, похожие по строению на пчелиные соты, и назвал их ячейками или клетками. Результаты наблюдений учёный описал в своей книге «Микрография». Помимо описаний, она содержала замечательные иллюстрации — гравюры самого Гука. С тех пор термин «клетка» прочно утвердился в биологии, а открытие Роберта Гука положило начало исследованию клеточного строению организмов.
ВИДЕО 1 Мне купили микроскоп! А.А. Демонстрация светового микроскопа. Работа со слайдом. СЛАЙД 7 Задание: вычислить увеличение микроскопа. Ответ: Увеличение окуляра умножить на увеличение объектива.
Следующий учёный. Великие открытия XVIII века СЛАЙД 8 Е.С. Джозеф Пристли (24 марта 1733 г. – 6 февраля 1804 г.) Английский химик, философ и общественный деятель. В 1767 году получил углекислый газ в чистом виде и изготовил первую в мире бутылку газированной воды. В 1771 году сделал ценнейшие выводы о роли углекислого газа в дыхании растений. Учёный заметил, что зелёные растения на свету продолжают жить в атмосфере этого газа и даже делают его пригодным для дыхания.
ВИДЕО 2
СЛАЙД 9 А.А. Классический опыт Джозефа Пристли с живыми мышами под колпаком, где воздух «освежается» зелёными ветками, вошёл во все элементарные учебники естествознания и лежит у истоков учения о фотосинтезе. В 1774 году английский учёный получил кислород и изучил его свойства.
Запомнить связь между фамилией ученого и его открытием помогут две строчки:
СЛАЙД 10 Е.С. Эрнест Борд – англ. художник, известен серией работ, посвящённой великим медицинским открытиям. Следующий ученый и его открытие СЛАЙД 11
Выходит Станислав Подшивалов Генри Кавендиш (10 октября 1731 – 24 февраля 1810) - английский физик и химик. В 1766 г. Кавендиш опубликовал работу по химии – «Искусственный воздух», где сообщалось об открытии «горючего воздуха» (водорода). Он разработал методику собирания, очистки и изучения газов, с помощью которой в 1766 г. ему удалось получить в чистом виде водород, установить его удельный вес и другие свойства. В 1781 г. Кавендиш определил состав воздуха, а в 1784 г., сжигая водород, установил химический состав воды, опровергнув представления об её элементарности. А.А. Кавендиш исследовал водород. Он не был первым, кто получил этот газ. «Горючий или воспламеняемый воздух» упоминается во многих химических сочинениях, например, у Михаила Васильевича Ломоносова. Однако, именно Кавендишу принадлежит заслуга описания водорода как индивидуального вещества со своеобразными свойствами. Он получал водород действием разбавленных кислот – серной и соляной – на железо, цинк и олово. ВИДЕО 3 На видео Оленев Егор: Я согласен с учёным, в лабораторных условиях водород проще получить при взаимодействии некоторых металлов с кислотами. Но мы не ищём лёгких путей.☺ Водород выделяется также при взаимодействии активных металлов (натрия, кальция) с водой. Эти реакции протекают бурно, иногда со взрывом. При работе с водородом следует соблюдать правила техники безопасности. Попытаемся получить водород при взаимодействии металла натрия с водой. Для опыта возьмём небольшой кусочек металла, а пробирку накроем воронкой. Собираем водород методом вытеснения воздуха в пробирку, которую держим в положении «дном вверх». Почему? Так как водород легче воздуха. В таком же положении «дном вверх» подносим пробирку к пламени. Поджигаем водород. Водород сгорает спокойно, с характерным звуком «п-пах». Значит, в пробирке чистый водород. Обратите внимание, что при сгорании водорода в кислороде воздуха на стенках пробирки образуются капельки воды. Мы получили водород и с помощью пламени спиртовки доказали наличие водорода в пробирке. Всем удачи и новых открытий! А.А. Следующее открытие. Выходит Некрасов Лев Дмитриевич Эдвард Энтони Дже́ннер
СЛАЙД 12
Эдвард Энтони Дженнер — английский врач, разработавший первую вакцину против оспы. Оспа – одна из опаснейших болезней, знакомых человечеству с давних времен. Трудно подсчитать, сколько жизней она унесла! История открытия: Внимание Дженнера привлекло популярное среди населения мнение о том, что люди, переболевшие оспой коров, не заболевают натуральной оспой. Дженнер постепенно пришел к мысли, что можно искусственно заражать человека именно коровьей оспой и тем самым защитить его от заболевания натуральной оспой.
СЛАЙД 13 На картине изображен исторический момент: 14 мая 1796 года английский врач Эдвард Дженнер провел первый публичный опыт вакцинации от оспы (слово «вакцина» — от латинского «вакка — корова»). СЛАЙД 14 Оспопрививание по методу Дженнера с 1800 года стало обязательным в английской армии и на флоте. Дженнер свободно предложил свою технику вакцинации всему миру, без единой попытки извлечь из этого личную выгоду.
А.А. Сегодня вирус оспы хранится в двух местах: в США, в Центре по контролю и профилактике заболеваний, и в России, в центре «Вектор», в Кольцово, Новосибирской области. И специалисты, работающие в этих центрах, тщательно следят, чтобы вирус не выбрался наружу. В ХХ веке оспа навсегда исчезла из жизни человечества – в 1980 г. было официально объявлено: оспы больше на Земле нет.
Некрасов Лев Дмитриевич: Дженнер был бы счастлив узнать об этом…
СЛАЙД 15 Е.С. О некоторых научных открытиях 19 века вы узнали из информации на школьных стендах. Переходим к научным открытиям XX века. Сэр Роберт Робинсон (13 сентября 1886 – 8 февраля 1975) - английский химик-органик, один из основоположников химии природных соединений. Исследовал строение многих алкалоидов, установил структуру морфина. В 1947 г. Робинсону была присуждена Нобелевская премия по химии «за исследования растительных продуктов большой биологической важности, особенно алкалоидов». А.А. Он занимался изучением растительных красителей (антоцианов), содержащихся в цветах, плодах, семенах и корнях ряда растений. В 1928 году впервые подтвердил структуру антоцианов направленным синтезом. Растительным пигментам антоцианам была посвящена и научно-исследовательская работа Романа Казакова, ученика 8 класса нашей школы. В феврале 2024 года он участвовал во всероссийском дистанционном конкурсе научно-исследовательских работ «Наука начинается в школе». ВИДЕО 4 Рома Казаков: Первые опыты по изучению антоциановых соединений и их химической природы провел известный английский химик Роберт Бойль. Ещё в 1664 году он впервые обнаружил, что под действием кислот синий цвет лепестков василька изменяется на красный, под действием же щелочи лепестки зеленеют. Антоцианы часто предопределяют цвет лепестков цветков, окраску плодов и осенних листьев. Их окраска варьируется в зависимости от реакции среды клеточного содержимого и может изменяться в процессе созревания плодов, либо в результате осеннего листопада. Мы заинтересовались этим фактом, поэтому решили провести исследование растительных пигментов антоцианов как индикаторов. Какие выводы мы сделали? Антоцианы имеют широкий диапазон изменения окраски и могут использоваться как индикаторы для определения реакции среды растворов. Соединения антоциана с кислотами имеют розовый или красный цвет; соединения со щелочами – зелёный или синий цвет, а в нейтральной среде они фиолетовые. Антоцианы как растительные индикаторы можно использовать в быту, например, для определения реакции среды продуктов питания, лекарств, средств бытовой химии и других растворов, а также для определения кислотности почвы. Данная работа еще не закончена. Мы надеемся её продолжить, изучив индикаторные свойства других растительных объектов. Е.С. А сейчас мы поговорим об ученом, чьё открытие спасло много жизней.
СЛАЙД 16 Е.С. 13 сентября 1929 года на заседании Медицинского исследовательского клуба при Лондонском университете Флеминг выступил с докладом «Культура пенициллина» Penicillin Culture [penɪˈsɪlɪn ˈkʌlʧə], в котором обнародовал своё открытие.
ВИДЕО 5 Аркадий Степанов Я, Александр Флеминг, шотландский врач и микробиолог. В 1928 году занимался исследованиями защиты организма человека от инфекционных заболеваний. И совершенно случайно обнаружил, что обычная плесень синтезирует вещество, уничтожающее возбудителей инфекции. Мне удалось выделить активное вещество, разрушающее бактериальные клетки. Я назвал его пенициллином. Моё открытие принесло человечеству новую надежду в борьбе с заболеваниями и лечении бактериальных инфекций. Обнаружив синтетический пенициллин, я проложил дорогу для профилактики и борьбы с серьезными заболеваниями такими как гангрена и туберкулез. До моего открытия люди и представить не могли, что такие болезни лечатся. Е.С. Открытие пенициллина оказалось весьма своевременным. И уже в период Второй мировой войны в 1943 году началось производство этого антибиотика в больших масштабах. А.А. В Советском Союзе первые порции пенициллина поступили в госпитали и на фронт в 1944 году. Пенициллин стал незаменимым лекарством и спас жизни многим людям. Аркадий завершает выступление: «В 1945 году за свое выдающееся открытие я получу Нобелевскую премию по физиологии и медицине». СЛАЙД 16
Е.С. В 1999 году журнал «Тайм» назвал Флеминга одним из 100 самых важных людей за весь ХХ-й век, заявив, что «это открытие изменит ход истории».
А.А. Опыт Александра Флеминга попытался повторить ученик 9 класса Анисимов Андрей.
Выходит Анисимов Андрей Я решил вырастить плесневый гриб Пеницилл в условиях школы. В качестве питательной среды для выращивания пеницилла Александр Флеминг использовал агар. А я решил использовать хлеб из нашей столовой. На мой взгляд, хлеб является лучшей питательной средой для выращивания плесени. И что же у меня получилось?! ВИДЕО 6 Ровно через 10 суток после постановки опыта хлеб выглядел вот так! (рукой на стоп-кадр видео). Определите, где здесь Пеницилл. Правильно! Серо-зелёный цвет и белый край. Серо-зелёный цвет – это признак созревшего пеницилла. Именно такая плесень содержит пенициллин. СЛАЙД 17 А.А. Дороти Мэри Кроуфут Ходжкин (12 мая 1910 – 29 июля 1994) К 1949 году ей и её сотрудникам удалось расшифровать структуру пенициллина. В 1964 году она стала третьей женщиной, получившей Нобелевскую премию по химии за определение с помощью рентгеновских лучей структур биологически активных веществ. Завершающее наш классный час научное открытие! СЛАЙД 18 Выходит Плотнюк Руслан Фрэнсис Крик - британский молекулярный биолог, биофизик и нейробиолог. В конце 1951 г. Крик начал работать с Джеймсом Уотсоном в Кавендишской лаборатории в Кембриджском университете. Уотсон в свои 23 года уже защитил диссертацию, в то время как Крик был 35-летним аспирантом. Но их объединил интерес к вопросу о хранении генетической информации в молекулярной форме. Уотсон и Крик вместе разработали модель спиральной структуры ДНК. В 1953 году они опубликовали свои результаты.
А.А.(демонстрация модели молекулы ДНК) Открытие двойной спирали ДНК по праву считается одним из самых важных открытий 20 века не только в биологии, но и в целом в науке. Оно предопределило дальнейшее развитие биологии и особенно таких её направлений, как молекулярная биология и биотехнология.
Перед вами модель строения ДНК. Где мы можем её использовать? С помощью этой модели можно изучать сложные биологические закономерности, объяснять принцип комплементарности, объяснять связь строения молекулы ДНК с её функцией - со способностью передавать генетический материал.
Плотнюк Руслан: За эту и последующие работы Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик в 1962 году получили Нобелевскую премию по физиологии и медицине.
СЛАЙД 19
V. Подведение итогов
Вывод: Е.С. Нобелевская премия - одна из наиболее престижных международных премий, ежегодно присуждаемая за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру, или развитие общества.
Сколько нобелевских лауреатов вы насчитали? Роберт Робинсон, Александр Флеминг, Дороти Мэри Кроуфут Ходжкин, Фрэнсис Крик и Джеймс Уотсон.
Я правильно вас поняла, что не все учёные были удостоены этой премии. Почему?
Нобелевская премия присуждается с 1901 года за выдающиеся достижения в области физики, химии, физиологии или медицины, литературы, а также за деятельность по укреплению мира. Поэтому Роберт Гук, Джозеф Пристли, Генри Кавендиш и Эдвард Энтони Дже́ннер попросту не успели ее получить. Хотя мы не сомневаемся, что они достойны данной награды.
А.А. Участники сегодняшнего мероприятия, наши помощники, за своё усердие, старания и активность тоже достойны награды, точнее благодарности! Приглашаю на сцену 11 друзей Евгении Сергеевны и Анны Анатольевны. (Вручение ребятам пакетиков со сладостями в знак благодарности за помощь).
На сцене остаётся Попов Ростислав, Плотнюк Руслан и Анисимов Андрей
Е.С. Кроме этого Плотнюк Руслан и Анисимов Андрей награждаются как победители двух викторин про учёных и их открытия и как самые активные участники конкурса ребусов! (уходят со сцены Плотнюк Руслан и Анисимов А.) Попов Ростислав Как много еще впереди откровений, Наш классный час завершился. Слово для поздравлений, вручений и награждений предоставляется учителю нашей школы Елене Викторовне. Слово для поздравлений, вручений и награждений предоставляется учителю нашей школы Светлане Николаевне. Всем большое спасибо! До новых встреч! |