«Весенне-летний фестиваль знаний 2025»

Разработка урока биологии в 8 классе на тему "Внешнее и внутреннее строение пресмыкающихся ".

Разработка урока биологии для обучающихся 8 класса коррекционной школы.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект урока биологии. 8 класс.

Дата проведения: 29.11.2023 г.

Тип урока: комбинированный.

Тема урока: «Внешнее и внутреннее строение. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению и образу жизни».

Цель урока: познакомить обучающихся с внешним и внутренним строением пресмыкающихся.

Задачи урока:

- образовательная: формирование представлений о внешнем и внутренним строении пресмыкающихся;

- корекционно – развивающая: коррекция и развитие мыслительной деятельности мышление через умение сопоставлять, анализировать, делать выводы;

- воспитательная: воспитывать интерес к изучению предмета биологии; бережное отношение к природе и животным.

Планируемые результаты:

-личностные: навыки организации рабочего места для работы; формирование эстетических чувств; умение вместе с учителем и одноклассниками находить несколько способов выполнения работы; определение этапов работы; проговаривание пошагового выполнения работы;

- предметные: знать основные черты пресмыкающихся; уметь характеризовать особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся; уметь определять роль в природе пресмыкающихся; уметь делать выводы на основе сравнения внутреннего строения земноводных и пресмыкающихся.

Оборудование урока:

- конспект урока;

- учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы «Биология. Животные. 8 класс». Авторы: А.И.Никишов, А.В.Теремов;

-карточки с изображением пресмыкающихся (прыткая ящерица, гадюка, уж);

- карточки с заданиями.


Ход урока:

1.Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Определение отсутствующих.

2.Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

- О какой группе животных мы говорили на прошлом уроке?

- Почему эти животные называются пресмыкающиеся?

- Выполним задания по пройденной теме.

а) работа по карточкам.

Задание № 1.  Вставить пропущенные слова в предложениях.

К пресмыкающимся относятся _____________, ___________, ______________, ________.

Среда обитания пресмыкающихся _______________ и ______________.

По бокам тела пресмыкающихся расположены по ____ пары _____.

У _______ ноги отсутствуют.

Голова пресмыкающихся соединена с туловищем при помощи короткой ________.

На голове находятся __________, ____________, __________.

Снаружи тело пресмыкающихся покрыто ________________ ______________.

Кожа у пресмыкающихся ______________.

Индивидуальная работа - уч – ся 3 группы выполняют задания, используя слова для справок:

Слова для справок: ящерницы, змеи, крокодилы, черепахи, суша, вода, две, ног, шеи, глаза, ноздри, рот, роговой чешуей, сухая.

Учащиеся по карточкам самостоятельно выполняют задания. Затем проверка.

3.Сообщение темы и цели урока.

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, отгадав загадки.

Бегает среди камней

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но-ах!

Удрала, а хвост в руках !   ( ящерица)  

Кто длиннее, чем чулок?

У кого ни рук, ни ног?

Кожа словно чешуя

По земле ползёт ......        (змея)    

(на доске размещены иллюстрации ящерицы и змеи)

- Эти животные относятся, к какой группе?

- Сегодня мы на примере ящерицы и змеи познакомимся с внешним и внутренним строением пресмыкающихся, а также сравним с уже пройденной группой животных - земноводными.

- Откройте тетради для предстоящей работы. Запишите число и тему урока.

4.Изучение нового материала.

- На территории нашей страны широко распространены прыткая ящерица, обыкновенный уж и обыкновенная гадюка.

- Рассмотрите изображения этих пресмыкающихся на доске.

а)работа с учебником.

- На стр. 83 учебника найдите и прочитайте, особенности внешнего строения прыткой ящерицы и где она обитает.

- Запишите в тетради – среда обитания – опушки леса, овраги, солнечные пригорки.

- Уж и гадюка – змеи. На стр. 83 учебника найдите и прочитайте, чем отличается уж от гадюки, где они обитают.

- Запишите в тетради – среда обитания ужа – по берегам болот, прудов и рек; среда обитания гадюки – на сухих вырубках леса в высокой траве.

Индивидуальная работа – уч - ся 3 группы – напечатанное вклеивается в тетради.

Физминутка.

- Теперь перейдем к внутреннему строению пресмыкающихся.

а) работа со схемой.

- Будем по мере изучения заполнять схему.

В нутренние органы пресмыкающихся





- Внутреннее строение пресмыкающихся во многом такое же, как у земноводных.

- С помощью органов пищеварения – ротовой полости, пищевода, кишечника, желудка, печени происходит переваривание проглоченной пищи.

- Записываем под первой стрелкой – органы пищеварения.

- Дышат пресмыкающиеся атмосферным воздухом с помощью легких. В отличии от земноводных дышать через кожу они не могут.

- Записываем под второй стрелкой – органы дыхания.

- Органы кровообращения – сердце, трехкамерное, и кровеносные сосуды.

- Записываем под третьей стрелкой – органы кровообращения.

- Нервная система пресмыкающихся развита лучше, чем у земноводных, особенно передний мозг. Это связано с более сложным поведением пресмыкающихся. У них лучше развиты – зрение, обоняние, вкус.

- Записываем под четвертой стрелкой – нервная система.

Индивидуальная работа – уч - ся 3 группы – схема напечатанная и заполненная вклеивается в тетради.

в)работа с учебником.

- Пресмыкающиеся позвоночные животные.

- На стр. 86 учебника найдите и прочитайте, чем скелет пресмыкающихся отличается от скелета земноводных.

- У пресмыкающихся лучше развились мышцы шеи и конечностей.

5. Закрепление нового материала.

- Ребята, сейчас насколько вы поняли тему, мы выполним практическую работу по карточкам.

Проводиться письменная проверочная работа по карточкам.

Задание № 1. Напишите на указателях название частей тела и органов ящерицы, используя слова для справок.


Задание № 2. Подчеркни одной чертой сведения о ящерице и двумя о лягушке.

Живет в воде и на суше;

Живет на суше;

Тело вытянутое, стройное;

Тело приплюснутое, неуклюжее;

Передние и задние конечности одинаковые;

Передние конечности заметно короче задних;

Передвигаются по земле прыжками;

Передвигаются шагами;

Кожа сухая, покрыта роговой чешуей;

Кожа влажная, голая, покрыта слоем слизи;

Дышит легкими и кожей;

Дышит только легкими.

Индивидуальная работа – уч-ся 3 группы выполняют 1 задание.

Задание № 1. Соединить соответственно стрелками сведения о прыткой ящерице.

Прыткая ящерица Живет в воде и на суше.

Живет на суше.

Тело делится на голову, шею, туловище и две пары ног.

Ног нет.

Дышит жабрами.

Дышит легкими.



Учащиеся самостоятельно по карточкам выполняют задание. Затем проверка.

6.Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке?
- Какие животные относятся к пресмыкающимся?
- Назовите части тела пресмыкающихся?

- Назовите группы внутренних органов пресмыкающихся?

Записывается д/з :

- 1, 2 группы - стр. 83 – 87, читать и пересказывать; зарисовать рис. 56 на стр. 83 и рис. 57 на стр. 84 учебника;

- 3 группа – прочитать стр. учебника 83 – 87, учить по тетрадям.

Выставляются оценки учащимся за работу на уроке.














































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее