Календарно-тематический план
По биологии
Класс: 11
Учнбник: В. И. Сивоглазов, И.Б, Агафонова, Е.Т. Захарова «Биология. Общая биология. 11 класс».
Количество часов: 70 (2 часа в неделю)
Учитель: Лукинова Мария Иннокентьевна
Тематическое планирование уроков биологии в 11 классе
Программа Н.И.Сонина, В.Б.Захарова и соавторов. 2014г. Дрофа.
Учебник: Н.И.Сонин «Биология. Общая биология. 11класс».
Предмет биология, 11. класс – 70 часа. 2 час в неделю.
№ | Дата | Раздел, тема урока, содержания урока | Колич часов | Оборудование урока | Домашнее задание | Примечание | |
Па плану | Факт | ||||||
1 | 01.09 |
| Глава 1. Вид . Развитие биологии в додарвиновский период. История представлений об эволюции живой природы | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Повторить « История представлений об эволюции живой природы» |
|
2 | 06.09 |
| Работы К. Линнея по систематики растений и животных. Работы К.Линнея | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Повторить «Работы К. Линнея по систематики растений и животных.» |
|
3 | 08.09 |
| Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. Первые русские эволюционисты. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина; достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Повторить «Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка» |
|
4 | 13.09 |
| Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина; достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Прочитать «Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.» |
|
5 | 15.09 |
| Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе Движущая, стабилизирующая разрывающая формы искусственного отбора; борьба за существование; наследственная изменчивость, формы приспособления животных и растений. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Составить кроссворд на тему «Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе» |
|
6 | 20.09 |
| Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Движущая, стабилизирующая разрывающая формы естественного отбора; борьба за существование; наследственная изменчивость, формы приспособления животных и растений. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Составить кроссворд на тему «Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.» |
|
7 | 22.09 |
| Лабораторная работа №1 «Изучение изменчивости» Совершенствовать навыки работы с источниками информации; использовать поисковый вид чтения, выбор информации адекватно поставленной цели, анализ информации | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Составить тест на тему «Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.» |
|
8 | 27.09 |
| Борьба за существование. Естественный отбор Движущая, стабилизирующая разрывающая формы естественного отбора; борьба за существование; наследственная изменчивость, |
| Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные | Повторить «Борьба за существование.» |
|
9 | 29.09 |
| Вид – эволюционная единица. Его критерии и структура. Критерии вида: физиологический, биохимический, морфологический, экологический, генетический, этологический, географический. Способы изоляции, препятствующие скрещиванию разных видов | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Ответить на вопросы стр 221 вопросы 1-7 |
|
10 | 04.10 |
| Практическая работа №1 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора» | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Составить тест на тему «естественный искусственный отбор» |
|
11 | 06.10 |
| Популяция как структурная единица вида Дрейф генов. Популяционные волны. Географическая, экологическая изоляция. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Сообщение на тему «Эволюционная роль мутаций» |
|
12 | 11.10 |
| Популяция как единица эволюции Закон Харди-Вайнберга | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Повторить тему «Харди-Вайнберга» |
|
13 | 13.10 |
| Факторы эволюции Формы естественного отбора | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Повторить тему «Формы естественного отбора» |
|
14 | 18.10 |
| Формы естественного отбора- главная движущая сила эволюции Приспособленность организмов к среде обитания – основой результат эволюции. Примеры приспособлений (покровительственная окраска, маскировка, мимикрия, предупреждающая окраска). Относительный характер приспособлений. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Повторить тему «Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора» |
|
15 | 20.10 |
| Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора Приспособленность организмов к среде обитания – основой результат эволюции. Примеры приспособлений (покровительственная окраска, маскировка, мимикрия, предупреждающая окраска). Относительный характер приспособлений. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Повторить тему «Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора» |
|
16 | 25.10 |
| Лабораторная работа №2 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» |
| Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Составить тест «Приспособленности организмов к среде обитания» |
|
17 | 27.10 |
| Обобщающий урок «Микроэволюция» Микроэволюция. Современные представления о видообразовании. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Повторить тему «Микроэволюция» |
|
18 | 01.11 |
| Главные направление эволюции. Биологический прогресс и регресс. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцев). Пути достижения биологического прогресса. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Ответить на вопросы стр 254 вопросы 1-6 |
|
19 | 03.11 |
| Пути достижения биологического прогресса. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцев). Пути достижения биологического прогресса. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Составить тест на тему «Пути достижения биологического прогресса.» |
|
20 | 08.11 |
| Основные закономерности эволюции Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцев). Пути достижения биологического прогресса. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Повторить тему «Основные закономерности эволюции» |
|
21 | 10.11 |
| Результаты эволюции Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцев). Пути достижения биологического прогресса. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Повторить тему «Результаты эволюции» |
|
22 | 15.11 |
| Эволюция Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцев). Пути достижения биологического прогресса. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Составит тест на тему «Эволюция» |
|
23 | 17.11 |
| Макроэволюция. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Повторить тему «Макроэволюция» |
|
24
| 22.11 |
| Контрольный урок по теме «Эволюционное учение»
| 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Повторить тему «Эволюционное учение» |
|
25 | 24.11 |
| Предпосылки возникновения жизни на Земле Уровни организации жизни на Земле. Виталистические взгляды на природу в XVII – XVIII вв. Механистические взгляды. Определение жизни, сформулированное Ф.Энгельсом, М.В. Волькенштейном. Идея самозарождения жизни, сущность опытов Ф.Реди, Л.Пастера. гипотеза вечности жизни. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Повторить тему «Предпосылки возникновения жизни на Земле» |
|
26 | 29.11 |
| Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах. Первые следы жизни на Земле Первые следы жизни на Земле. Господство бактерий – гетеротрофов. Появление всех типов беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Первые хордовые. Развитие водных растений. Накопления кислорода в атмосфере, аэробное дыхание. Двусторонняя симметрия тела и мышц, сегментированное тело. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Подготовить сообщение на тему «Архейская эра» и «Протерозойская эра» |
|
27 | 01.12 |
| Развитие жизни в палеозойскую эру Эволюция растений (псилофиты), появление первых сосудистых растений (мхи, папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения.) возникновение позвоночных (рыб, земноводных (стегоцефалы), пресмыкающихся (зверозубые ящеры)). Вымирание древовидных папоротников. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Подготовить сообщение на тему «Палеозойская эра» |
|
28 | 06.12 |
| Развитие жизни в палеозойскую эру Эволюция растений (псилофиты), появление первых сосудистых растений (мхи, папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения.) возникновение позвоночных (рыб, земноводных (стегоцефалы), пресмыкающихся (зверозубые ящеры)). Вымирание древовидных папоротников. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Ответить на вопросы стр281 вопросы 1-4 |
|
29 | 08.12 |
| Развитие жизни в мезозойскую эру Господство голосеменных, расцвет пресмыкающихся, возникновение птиц и первых млекопитающих. (архиоптерикс), вымирание древних голосеменных и пресмыкающихся. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Ответить на вопросы стр281 вопросы 5-7 |
|
30 | 13.12 |
| Развитие жизни в кайнозойскую эру Развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Появление приматов. Развитие приматов. Принципы систематики. Классификация организмов. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Подготовиться к семинару «Основные черты эволюции животного и растительного мира» |
|
31 | 15.12 |
| Семинар по теме «Основные черты эволюции животного и растительного мира» | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Повторить тему «Основные черты эволюции животного и растительного мира» |
|
32 | 20.12 |
| Контрольная работа по теме «Развитие жизни на Земле»
| 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Повторить тему «Развитие жизни на Земле» |
|
33 | 22.12 |
| Положение человека в системе животного мира. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Ответить на вопросы стр 290 вопросы 1-5 |
|
34 | 27.12 |
| Движущие силы антропогенеза. Стадии эволюции человека: древнейшие люди Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Древние люди, их биологическая и социальная характеристика, палеонтологические находки, время и условия жизни. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Сообщение на тему «древнейшие люди» |
|
2 Полугодие | |||||||
35 | 10.01 |
| Стадии эволюции человека. Древние люди Древние люди, их биологическая и социальная характеристика, палеонтологические находки, время и условия жизни. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Тест на тему «стадии эволюции человека» |
|
36 | 12.01 |
| Современный человек. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Тест «Современный человек» |
|
37 | 17.01 |
| Свойства человека как биосоциального существа. Человеческие расы. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Тест «Человеческие расы» |
|
38 | 19.01 |
| Контрольная работа по теме «Происхождение человека»
| 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Повторить «Происхождения человека» |
|
39 | 24.01 |
| Глава 2. Экосистема Организм и среда. Экологические факторы. Биосфера, ее структура и функции. Вернадский В.И. биогенное, биокосное, косное, живое вещество биосферы, геология. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Стр 308 вопросы 1-5 |
|
40 | 26.01 |
| Абиотические факторы среды. Совокупность взаимосвязанных видов, совместно обитающих на определенной территории и связанных с абиотическими и биотическими факторами среды. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Тест «Абиотические факторы среды»
|
|
41 | 31.01 |
| Биотические факторы среды | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Тест «Биотические факторы среды» |
|
42 | 02.02 |
| Смена биоценозов | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Тест «Смена биоценозов» |
|
43 | 07.02 |
| Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Сообщение «Ограничивающий фактор» |
|
44 | 09.02 |
| Позитивные отношения - симбиоз | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Тест «Позитивные отношения симбиоз» |
|
45 | 14.02 |
| Антибиотические отношения Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и др. факторов в жизнедеятельности сообществ. Биотические факторы среды. Поток энергии и цепи (сети) питания. Экологические пирамиды чисел, биомассы, энергии. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Тест «Антибиотические отношения» |
|
46 | 16.02 |
| Нейтрализм. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы, компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Тест «Нейтрализм» |
|
47 | 21.02 |
| Структура экосистем Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы, компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. |
| Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Стр 325 вопросы 1-5 |
|
48 | 23.02 |
| Пищевые связи Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы, компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Нарисовать схему «Пищевые связи» |
|
49 | 28.02 |
| Круговорот веществ в природе и энергия в экосистемах. Биогеохимические циклы азота, углерода, кислорода и фосфора; круговорот биогенных элементов. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Нарисовать «Круговорот веществ в природе и энергия в экосистемах» |
|
50 | 02.03 |
| Причины устойчивости и смена экосистемы Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы, компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Стр 332 вопросы 1-4 |
|
51 | 07.03 |
| Биосфера – глобальная экосистема Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы, компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Стр 339 вопросы 1-5 |
|
52 | 09.03 |
| Роль живых организмов в биосфере Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы, компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Сообщение «Роль живых организмов в биосфере» |
|
53 | 14.03 |
| Биосфера и человек Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы, компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Тест «Биосфера и человек» |
|
54 | 16.03 |
| Биосфера и человек Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы, компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Тест «Биосфера и человек» |
|
55 | 21.03 |
| Воздействие человека на природу в процессе становления общества
| 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Тест «Воздействие человека на природу в процессе становления общества» |
|
56 | 04.04 |
| Природные ресурсы и их использования Полезные ископаемые, их использование человеком
| 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Тест «Природные ресурсы и их использования» |
|
57 | 06.04 |
| Неисчерпаемые ресурсы Общая характеристика | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Тест «Неисчерпаемые ресурсы» |
|
58 | 11.04 |
| Исчерпаемые ресурсы Общая характеристика | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Тест «Исчерпаемые ресурсы» |
|
59 | 13.04 |
| Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Загрязнение воздуха. Загрязнение воздушной среды, причины и последствия. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Тест «Загрязнение воздуха» |
|
60 | 18.04 |
| Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Загрязнение воздуха. Загрязнение воздушной среды, причины и последствия. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Тест «Загрязнение воздуха» |
|
61 | 20.04 |
| Загрязнения пресных вод. Загрязнение пресных вод, причины и последствия. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Тест «Загрязнения пресных вод».
|
|
62 | 25.04 |
| Загрязнение Мирового океана. Загрязнение Мирового океана, причины и последствия. | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Тест «Загрязнение Мирового океана»
|
|
63 | 27.04 |
| Лабораторная работа №3 Составление схем передачи вещества и энергий | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Кроссворд «круговорот веществ» |
|
64 | 02.05 |
| Лабораторная работа №4 Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные | Тест «экосистема» |
|
65 | 04.05 |
| Лабораторная работа №5 Решение экологических задач | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Сообщение «Пути решения экологических проблем» |
|
66 | 09.05 |
| Антропогенные изменения почвы. Антропогенные изменения почвы (эрозии ветровые, водные), разрушение почвы в процессе добычи полезных ископаемых | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Тест «Антропогенные изменения почвы»
|
|
67 | 11.05 |
| Обобщающий урок «Вид» | 1 | Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы | Тест «вид» |
|
68 | 16.05 |
| Итоговая контрольная работа «Вид» | 1 | Раздаточный материал | Работа над ошибками |
|
69 | 18.05 |
| Резервный урок | 1 | |
|
|
70 | 23.05 |
| Резервный урок | 1 | |
|
|