«Зимний фестиваль знаний 2025»

КТП по биологии 11 класс

Тематическое планирование уроков биологии в 11 классе

Программа Н.И.Сонина, В.Б.Захарова и соавторов. 2014г. Дрофа.

Учебник: Н.И.Сонин «Биология. Общая биология. 11класс».

Предмет биология, 11. класс – 70 часа. 2 час в неделю.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки





      1. Календарно-тематический план

По биологии














Класс: 11

Учнбник: В. И. Сивоглазов, И.Б, Агафонова, Е.Т. Захарова «Биология. Общая биология. 11 класс».

Количество часов: 70 (2 часа в неделю)

Учитель: Лукинова Мария Иннокентьевна



















Тематическое планирование уроков биологии в 11 классе

Программа Н.И.Сонина, В.Б.Захарова и соавторов. 2014г. Дрофа.

Учебник: Н.И.Сонин «Биология. Общая биология. 11класс».

Предмет биология, 11. класс – 70 часа. 2 час в неделю.


Дата

Раздел, тема урока, содержания урока

Колич

часов

Оборудование урока

Домашнее задание

Примечание

Па плану

Факт

1

01.09


Глава 1. Вид .

Развитие биологии в додарвиновский период.

История представлений об эволюции живой природы

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Повторить « История представлений об эволюции живой природы»


2

06.09


Работы К. Линнея по систематики растений и животных.

Работы К.Линнея
по систематике растений и животных.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Повторить «Работы К. Линнея по систематики растений и животных.»


3

08.09


Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. Первые русские эволюционисты. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина; достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Повторить «Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка»


4

13.09


Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина; достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Прочитать «Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.»


5

15.09


Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе

Движущая, стабилизирующая разрывающая формы искусственного отбора; борьба за существование; наследственная изменчивость, формы приспособления животных и растений.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Составить кроссворд на тему «Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе»


6

20.09


Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.

Движущая, стабилизирующая разрывающая формы естественного отбора; борьба за существование; наследственная изменчивость, формы приспособления животных и растений.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Составить кроссворд на тему «Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.»


7

22.09


Лабораторная работа №1 «Изучение изменчивости»

Совершенствовать навыки работы с источниками информации; использовать поисковый вид чтения, выбор информации адекватно поставленной цели, анализ информации

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Составить тест на тему «Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.»


8

27.09


Борьба за существование. Естественный отбор

Движущая, стабилизирующая разрывающая формы естественного отбора; борьба за существование; наследственная изменчивость,


Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные

Повторить «Борьба за существование.»


9

29.09


Вид – эволюционная единица. Его критерии и структура.

Критерии вида: физиологический, биохимический, морфологический, экологический, генетический, этологический, географический. Способы изоляции, препятствующие скрещиванию разных видов

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Ответить на вопросы стр 221 вопросы 1-7


10

04.10


Практическая работа №1 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора»

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Составить тест на тему «естественный искусственный отбор»


11

06.10


Популяция как структурная единица вида

Дрейф генов. Популяционные волны. Географическая, экологическая изоляция.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Сообщение на тему «Эволюционная роль мутаций»


12

11.10


Популяция как единица эволюции

Закон Харди-Вайнберга

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Повторить тему «Харди-Вайнберга»


13

13.10


Факторы эволюции

Формы естественного отбора

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Повторить тему «Формы естественного отбора»


14

18.10


Формы естественного отбора- главная движущая сила эволюции

Приспособленность организмов к среде обитания – основой результат эволюции. Примеры приспособлений (покровительственная окраска, маскировка, мимикрия, предупреждающая окраска). Относительный характер приспособлений.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Повторить тему «Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора»


15

20.10


Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора

Приспособленность организмов к среде обитания – основой результат эволюции. Примеры приспособлений (покровительственная окраска, маскировка, мимикрия, предупреждающая окраска). Относительный характер приспособлений.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Повторить тему «Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора»


16

25.10


Лабораторная работа №2 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»


Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Составить тест «Приспособленности организмов к среде обитания»


17

27.10


Обобщающий урок «Микроэволюция»

Микроэволюция. Современные представления о видообразовании. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Повторить тему «Микроэволюция»


18

01.11


Главные направление эволюции. Биологический прогресс и регресс.

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцев). Пути достижения биологического прогресса.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Ответить на вопросы стр 254 вопросы 1-6


19

03.11


Пути достижения биологического прогресса.

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцев). Пути достижения биологического прогресса.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Составить тест на тему «Пути достижения биологического прогресса.»


20

08.11


Основные закономерности эволюции

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцев). Пути достижения биологического прогресса.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Повторить тему «Основные закономерности эволюции»


21

10.11


Результаты эволюции

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцев). Пути достижения биологического прогресса.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Повторить тему «Результаты эволюции»


22

15.11


Эволюция

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцев). Пути достижения биологического прогресса.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Составит тест на тему «Эволюция»


23

17.11


Макроэволюция.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Повторить тему «Макроэволюция»


24


22.11


Контрольный урок по теме «Эволюционное учение»


1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Повторить тему «Эволюционное учение»


25

24.11


Предпосылки возникновения жизни на Земле

Уровни организации жизни на Земле. Виталистические взгляды на природу в XVII – XVIII вв. Механистические взгляды. Определение жизни, сформулированное Ф.Энгельсом, М.В. Волькенштейном. Идея самозарождения жизни, сущность опытов Ф.Реди, Л.Пастера. гипотеза вечности жизни.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Повторить тему «Предпосылки возникновения жизни на Земле»


26

29.11


Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах. Первые следы жизни на Земле

Первые следы жизни на Земле. Господство бактерий – гетеротрофов. Появление всех типов беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Первые хордовые. Развитие водных растений. Накопления кислорода в атмосфере, аэробное дыхание. Двусторонняя симметрия тела и мышц, сегментированное тело.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Подготовить сообщение на тему «Архейская эра» и «Протерозойская эра»


27

01.12


Развитие жизни в палеозойскую эру

Эволюция растений (псилофиты), появление первых сосудистых растений (мхи, папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения.) возникновение позвоночных (рыб, земноводных (стегоцефалы), пресмыкающихся (зверозубые ящеры)). Вымирание древовидных папоротников.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Подготовить сообщение на тему «Палеозойская эра»


28

06.12


Развитие жизни в палеозойскую эру

Эволюция растений (псилофиты), появление первых сосудистых растений (мхи, папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения.) возникновение позвоночных (рыб, земноводных (стегоцефалы), пресмыкающихся (зверозубые ящеры)). Вымирание древовидных папоротников.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Ответить на вопросы стр281 вопросы 1-4


29

08.12


Развитие жизни в мезозойскую эру

Господство голосеменных, расцвет пресмыкающихся, возникновение птиц и первых млекопитающих. (архиоптерикс), вымирание древних голосеменных и пресмыкающихся.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Ответить на вопросы стр281 вопросы 5-7


30

13.12


Развитие жизни в кайнозойскую эру

Развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Появление приматов. Развитие приматов. Принципы систематики. Классификация организмов.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Подготовиться к семинару «Основные черты эволюции животного и растительного мира»


31

15.12


Семинар по теме «Основные черты эволюции животного и растительного мира»

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Повторить тему «Основные черты эволюции животного и растительного мира»


32

20.12


Контрольная работа по теме «Развитие жизни на Земле»


1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Повторить тему «Развитие жизни на Земле»


33

22.12


Положение человека в системе животного мира.

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Ответить на вопросы стр 290 вопросы 1-5


34

27.12


Движущие силы антропогенеза. Стадии эволюции человека: древнейшие люди

Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Древние люди, их биологическая и социальная характеристика, палеонтологические находки, время и условия жизни.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Сообщение на тему «древнейшие люди»


2 Полугодие

35

10.01


Стадии эволюции человека. Древние люди Древние люди, их биологическая и социальная характеристика, палеонтологические находки, время и условия жизни.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Тест на тему «стадии эволюции человека»


36

12.01


Современный человек.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Тест «Современный человек»


37

17.01


Свойства человека как биосоциального существа. Человеческие расы.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Тест «Человеческие расы»


38

19.01


Контрольная работа по теме «Происхождение человека»


1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Повторить «Происхождения человека»


39

24.01


Глава 2. Экосистема

Организм и среда. Экологические факторы.

Биосфера, ее структура и функции.

Вернадский В.И. биогенное, биокосное, косное, живое вещество биосферы, геология.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Стр 308 вопросы 1-5


40

26.01


Абиотические факторы среды.

Совокупность взаимосвязанных видов, совместно обитающих на определенной территории и связанных с абиотическими и биотическими факторами среды.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Тест «Абиотические факторы среды»



41

31.01


Биотические факторы среды

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Тест «Биотические факторы среды»


42

02.02


Смена биоценозов

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Тест «Смена биоценозов»


43

07.02


Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Сообщение «Ограничивающий фактор»


44

09.02


Позитивные отношения - симбиоз

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Тест «Позитивные отношения симбиоз»


45

14.02


Антибиотические отношения

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и др. факторов в жизнедеятельности сообществ. Биотические факторы среды. Поток энергии и цепи (сети) питания. Экологические пирамиды чисел, биомассы, энергии.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Тест «Антибиотические отношения»


46

16.02


Нейтрализм.

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы, компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Тест «Нейтрализм»


47

21.02


Структура экосистем

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы, компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.


Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Стр 325 вопросы 1-5


48

23.02


Пищевые связи

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы, компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Нарисовать схему «Пищевые связи»


49

28.02


Круговорот веществ в природе и энергия в экосистемах.

Биогеохимические циклы азота, углерода, кислорода и фосфора; круговорот биогенных элементов.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Нарисовать «Круговорот веществ в природе и энергия в экосистемах»


50

02.03


Причины устойчивости и смена экосистемы

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы, компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Стр 332 вопросы 1-4


51

07.03


Биосфера – глобальная экосистема

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы, компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Стр 339 вопросы 1-5


52

09.03


Роль живых организмов в биосфере

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы, компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Сообщение «Роль живых организмов в биосфере»


53

14.03


Биосфера и человек

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы, компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Тест «Биосфера и человек»


54

16.03


Биосфера и человек

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы, компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Тест «Биосфера и человек»


55

21.03


Воздействие человека на природу в процессе становления общества


1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Тест «Воздействие человека на природу в процессе становления общества»


56

04.04


Природные ресурсы и их использования

Полезные ископаемые, их использование человеком


1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Тест «Природные ресурсы и их использования»


57

06.04


Неисчерпаемые ресурсы

Общая характеристика

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Тест «Неисчерпаемые ресурсы»


58

11.04


Исчерпаемые ресурсы

Общая характеристика

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Тест «Исчерпаемые ресурсы»


59

13.04


Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Загрязнение воздуха.

Загрязнение воздушной среды, причины и последствия.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Тест «Загрязнение воздуха»


60

18.04


Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Загрязнение воздуха.

Загрязнение воздушной среды, причины и последствия.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Тест «Загрязнение воздуха»


61

20.04


Загрязнения пресных вод.

Загрязнение пресных вод, причины и последствия.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Тест «Загрязнения пресных вод».



62

25.04


Загрязнение Мирового океана.

Загрязнение Мирового океана, причины и последствия.

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Тест «Загрязнение Мирового океана»



63

27.04


Лабораторная работа №3 Составление схем передачи вещества и энергий

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Кроссворд «круговорот веществ»


64

02.05


Лабораторная работа №4 Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные

Тест «экосистема»


65

04.05


Лабораторная работа №5 Решение экологических задач

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Сообщение «Пути решения экологических проблем»


66

09.05


Антропогенные изменения почвы.

Антропогенные изменения почвы (эрозии ветровые, водные), разрушение почвы в процессе добычи полезных ископаемых

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Тест «Антропогенные изменения почвы»



67

11.05


Обобщающий урок «Вид»

1

Пк ,проектор, презентация урока, иллюстрационные материалы

Тест «вид»


68

16.05


Итоговая контрольная работа «Вид»

1

Раздаточный материал

Работа над ошибками


69

18.05


Резервный урок

1




70

23.05


Резервный урок

1





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее