«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Технологическая карта урок музыки в 5 классе

Урок музыки в 5 классе по теме: "Сказка в музыке и литературе". Форма урока: литературно- музыкальный журнал. Цель урока: выявить роль музыки в литературном жанре сказка, познакомить учащихся с музыкой русских композиторов классиков.

Задачи урока: развивать образное восприятие, мышление, умение слышать и выделять главное, воспитывать слушательскую культуру, интерес и потребность в общении с жанром "сказка".

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока музыки в 5 классе

Тема: «Сказка в музыке и литературе»

Учитель: Чепрасова Е. А.

Тип урока: урок- обобщение

Вид урока: музыкально- литературный журнал

Цель: Выявить роль музыки в литературном жанре сказка, познакомить учащихся с музыкальными произведениями русских композиторов- классиков;

Задачи:

  • познакомить учащихся с музыкальными произведениями русских композиторов- классиков;

  • развивать образное восприятие, самостоятельность мышления, умение слышать и выделять главное; развивать творческие способности учащихся;

  • развивать интонационно-образное мышление, эмоциональный отклик на высокохудожественные произведения классической музыки;

  • воспитывать интерес, потребность в общении с литературным жанром сказка, воспитывать слушательскую культуру учащихся.

Используемое оборудование: компьютер, проектор, экран, фортепиано.

Материалы к уроку: Н.А.Римский- Корсаков «Полет шмеля», тема царевны из симфонической картины «3 чуда» ,С.Прокофьев «Вальс и полночь» из балета «Золушка», А.Лядов «Кикимора»

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- эмоционально откликаться на произведение искусства;

- развитие творческих способностей через хоровое пение;

- формировать интерес к урокам музыки;

- развивать этические и эстетические чувства.

Метапредметные УУД:Регулятивные УУД

- уметь определять цель учебной деятельности;

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить

Познавательные УУД

- развивать умение размышлять, сравнивать, обобщать;

- уметь строить сообщения в устной форме;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД

- уметь выражать эмоциональное отношение к музыкальным образам;

- полно и точно выражать свои мысли об образном содержании произведений музыки и

литературы;

- уметь строить монологические речевые высказывания о музыкальном произведении.

Предметные УУД;

- исполнять музыкальные произведения (пение. Музыкально-пластическое интонирование);

- уметь соотносить выразительные и изобразительные интонации;

- эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности.

Этап урока и его цель

Результат

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Цель: проверка готовности учащихся к работе на уроке, проверка эмоционального настроя обучающихся

Эмоциональный отклик на произведение искусства в соответствии с заданным образом. (Л)

Муз. приветствие. Организует учеников к началу урока, проверяет их готовность.

Как щедро льются эти звуки

Из-под небесной высоты,

Я к ним протягиваю руки-

Ладони музыкой полны!

- Здравствуйте, юные любители музыки!

Мозговой штурм. О взаимосвязи каких видов искусства мы продолжаем с вами говорить в этом полугодии?

Готовятся к уроку, исполняют попевку – музыкальное приветствие.










Музыка и литература.

2.Актуализация знаний.

Цель: подведение обучающихся к формулированию темы урока и постановки основных задач.

Уметь находить ответ на частные вопросы из личного опыта. (К) Уметь определять цель учебной деятельности. (Р)

Ребята, на предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в произведениях писателей и поэтов. Узнали, что под влиянием музыкальных образов появляются замечательные стихи рассказы, в которых выражены чувства и мысли поэтов и писателей.

Назовите какие литературные жанры вы знаете?

Какому литературному жанру можно отнести эти строки? ( читаю «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…) Назовите этот литературный жанр. Кто написал эти сказки?

В строчках его сказок ощущалась музыкальность, особая литературная мелодичность. Недаром все сказки А.Пушкина нашли свое продолжение в музыке композиторов – сказочников…Назовите этих композиторов (П.И. Чайковский, Н.А. Римский – Корсаков).

И сегодня мы отправляемся в сказку. Но не простую, а музыкальную. Музыка тоже может рассказывать сказки особыми словами – звуками: ласковыми, добрыми или таинственными, тревожными. Если проследить, как меняется окраска музыки, ее настроение, то становится понятным, о чем повествуется в сказке, рассказанной музыкой. Сформулируйте тему урока.. Сегодня мы будем слушать и анализировать не простые сказки, а музыкальные – в которых музыка также является главным действующим героем.

Какую цель мы поставим себе на сегодняшнем уроке? Какие учебные задачи будем решать?.


Личностные УУД:

- Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности


Учащиеся перечисляют литературные жанры.


Это сказка.

А.С.Пушкин.














Сказка в музыке.




Отвечают на вопросы учителя.



3.Расширение представлений по теме.










































Физ. минутка

Ведение эвристической беседы


Умение строить речевые высказывания.(К)





поиск ответа в диалоге с учащимися







Анализ прослушанного фрагмента


















«Если весело живется – делай так!

Чтобы попасть в сказку – отгадайте загадки: звучит тема царевны- лебедь

1. За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама– то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

В какую сказку мы попали? Кто написал оперу по сказке Пушкина? Какой муз. инструмент помог нарисовать средствами музыки портрет царевны- лебедь? Какая по характеру тема: песенная или танцевальная?

2. Звучит «Полет шмеля» Н.А.Римского – Корсакова

Кого вы представили под эту музыку? Это герой из какой сказки? И вновь мы в опере какого композитора- сказочника? Захотелось Гвидону взглянуть на своего отца и при этом остаться незамеченным, помогла ему в этом царевна, превратив его в шмеля. Его появление в царстве салтановом вызвало переполох. Досталось и сёстрам, и бабе Бабарихе «Полёт шмеля

Послушайте, как звучит музыка?

А как композитор изобразил гудение шмеля?


3.Она красива и мила , имя ее от слова «зола». Вспомните какой французский писатель написал эту сказку? Звучит муз. фрагмент «Вальс и полночь» из балета С.Прокофьева «Золушка» А теперь в какой муз. спектакль мы попали? Кто же автор этого балета?

Что такое балет?

4. Вспомните, какой русский композитор обратился к сказочному фольклору, создав программное сочинение симфоническую. миниатюру? (звучит «Кикимора» А.Лядова)

Болото –дом ее родной, к ней в гости ходит водяной?












Отгадывают муз. фрагмент.


Отвечают на вопросы учителя

Тембры струнно- смычковых инструментов. Мы услышали..


Сказка о царе Салтане



Н.А. Римский- Корсаков







быстро, стремительно, весело)

(тембр скрипок и виолончели, вращательные движения)


Золушка.

Шарль перро.



В балет. Дают определение жанру балет.

С.Прокофьев


А.К.Лядов- мастер симфонической миниатюры.








4. Обобщение знаний.








5.Подведение итога, рефлексия









Вокально- хоровая работа






















Исполнение песни «Сказки гуляют по свету»







Путешествуя по Стране Сказок, Чудес и Волшебства, мы познакомились с замечательной музыкой композиторов-классиков. Давайте перечислим их фамилии и героев сказок, с которыми мы сегодня встретились.

Путешествие заканчивается, но сказочная тропинка бесконечна…И заканчивая наш урок, я думаю, будет уместно вспомнить слова, которыми обычно заканчиваются наши любимые сказки: «Сказка- ложь,

да в ней намек. Добрым молодцам урок!»

Чему же учат нас добрые, старые сказки? В каком жанре литературы мы сегодня встретили музыку?

Вот и сказке конец, а кто слушал –молодец! До свидания, до новых встреч!

Коллективное исполнение

- вокальная работа над элементами исполнительских навыков;

- выразительное исполнение песни



















Делают вывод.

















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее