Технологическая карта урока музыки в 5 классе
Тема: «Сказка в музыке и литературе»
Учитель: Чепрасова Е. А.
Тип урока: урок- обобщение
Вид урока: музыкально- литературный журнал
Цель: Выявить роль музыки в литературном жанре сказка, познакомить учащихся с музыкальными произведениями русских композиторов- классиков;
Задачи:
познакомить учащихся с музыкальными произведениями русских композиторов- классиков;
развивать образное восприятие, самостоятельность мышления, умение слышать и выделять главное; развивать творческие способности учащихся;
развивать интонационно-образное мышление, эмоциональный отклик на высокохудожественные произведения классической музыки;
воспитывать интерес, потребность в общении с литературным жанром сказка, воспитывать слушательскую культуру учащихся.
Используемое оборудование: компьютер, проектор, экран, фортепиано.
Материалы к уроку: Н.А.Римский- Корсаков «Полет шмеля», тема царевны из симфонической картины «3 чуда» ,С.Прокофьев «Вальс и полночь» из балета «Золушка», А.Лядов «Кикимора»
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- эмоционально откликаться на произведение искусства;
- развитие творческих способностей через хоровое пение;
- формировать интерес к урокам музыки;
- развивать этические и эстетические чувства.
Метапредметные УУД:Регулятивные УУД
- уметь определять цель учебной деятельности;
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить
Познавательные УУД
- развивать умение размышлять, сравнивать, обобщать;
- уметь строить сообщения в устной форме;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД
- уметь выражать эмоциональное отношение к музыкальным образам;
- полно и точно выражать свои мысли об образном содержании произведений музыки и
литературы;
- уметь строить монологические речевые высказывания о музыкальном произведении.
Предметные УУД;
- исполнять музыкальные произведения (пение. Музыкально-пластическое интонирование);
- уметь соотносить выразительные и изобразительные интонации;
- эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности.
Этап урока и его цель | Результат | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент Цель: проверка готовности учащихся к работе на уроке, проверка эмоционального настроя обучающихся | Эмоциональный отклик на произведение искусства в соответствии с заданным образом. (Л) | Муз. приветствие. Организует учеников к началу урока, проверяет их готовность. Как щедро льются эти звуки Из-под небесной высоты, Я к ним протягиваю руки- Ладони музыкой полны! - Здравствуйте, юные любители музыки! Мозговой штурм. О взаимосвязи каких видов искусства мы продолжаем с вами говорить в этом полугодии? | Готовятся к уроку, исполняют попевку – музыкальное приветствие.
Музыка и литература. |
2.Актуализация знаний. Цель: подведение обучающихся к формулированию темы урока и постановки основных задач. | Уметь находить ответ на частные вопросы из личного опыта. (К) Уметь определять цель учебной деятельности. (Р) | Ребята, на предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в произведениях писателей и поэтов. Узнали, что под влиянием музыкальных образов появляются замечательные стихи рассказы, в которых выражены чувства и мысли поэтов и писателей. Назовите какие литературные жанры вы знаете? Какому литературному жанру можно отнести эти строки? ( читаю «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…) Назовите этот литературный жанр. Кто написал эти сказки? В строчках его сказок ощущалась музыкальность, особая литературная мелодичность. Недаром все сказки А.Пушкина нашли свое продолжение в музыке композиторов – сказочников…Назовите этих композиторов (П.И. Чайковский, Н.А. Римский – Корсаков). И сегодня мы отправляемся в сказку. Но не простую, а музыкальную. Музыка тоже может рассказывать сказки особыми словами – звуками: ласковыми, добрыми или таинственными, тревожными. Если проследить, как меняется окраска музыки, ее настроение, то становится понятным, о чем повествуется в сказке, рассказанной музыкой. Сформулируйте тему урока.. Сегодня мы будем слушать и анализировать не простые сказки, а музыкальные – в которых музыка также является главным действующим героем. Какую цель мы поставим себе на сегодняшнем уроке? Какие учебные задачи будем решать?. |
Личностные УУД: - Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Учащиеся перечисляют литературные жанры.
Это сказка. А.С.Пушкин.
Сказка в музыке.
Отвечают на вопросы учителя.
|
3.Расширение представлений по теме.
Физ. минутка | Ведение эвристической беседы
Умение строить речевые высказывания.(К)
поиск ответа в диалоге с учащимися
Анализ прослушанного фрагмента
«Если весело живется – делай так! | Чтобы попасть в сказку – отгадайте загадки: звучит тема царевны- лебедь 1. За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама– то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. В какую сказку мы попали? Кто написал оперу по сказке Пушкина? Какой муз. инструмент помог нарисовать средствами музыки портрет царевны- лебедь? Какая по характеру тема: песенная или танцевальная? 2. Звучит «Полет шмеля» Н.А.Римского – Корсакова Кого вы представили под эту музыку? Это герой из какой сказки? И вновь мы в опере какого композитора- сказочника? Захотелось Гвидону взглянуть на своего отца и при этом остаться незамеченным, помогла ему в этом царевна, превратив его в шмеля. Его появление в царстве салтановом вызвало переполох. Досталось и сёстрам, и бабе Бабарихе «Полёт шмеля Послушайте, как звучит музыка? А как композитор изобразил гудение шмеля?
3.Она красива и мила , имя ее от слова «зола». Вспомните какой французский писатель написал эту сказку? Звучит муз. фрагмент «Вальс и полночь» из балета С.Прокофьева «Золушка» А теперь в какой муз. спектакль мы попали? Кто же автор этого балета? Что такое балет? 4. Вспомните, какой русский композитор обратился к сказочному фольклору, создав программное сочинение симфоническую. миниатюру? (звучит «Кикимора» А.Лядова) Болото –дом ее родной, к ней в гости ходит водяной?
|
Отгадывают муз. фрагмент.
Отвечают на вопросы учителя Тембры струнно- смычковых инструментов. Мы услышали..
Сказка о царе Салтане
Н.А. Римский- Корсаков
быстро, стремительно, весело) (тембр скрипок и виолончели, вращательные движения)
Золушка. Шарль перро.
В балет. Дают определение жанру балет. С.Прокофьев
А.К.Лядов- мастер симфонической миниатюры.
|
4. Обобщение знаний.
5.Подведение итога, рефлексия
| Вокально- хоровая работа
| Исполнение песни «Сказки гуляют по свету»
Путешествуя по Стране Сказок, Чудес и Волшебства, мы познакомились с замечательной музыкой композиторов-классиков. Давайте перечислим их фамилии и героев сказок, с которыми мы сегодня встретились. Путешествие заканчивается, но сказочная тропинка бесконечна…И заканчивая наш урок, я думаю, будет уместно вспомнить слова, которыми обычно заканчиваются наши любимые сказки: «Сказка- ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок!» Чему же учат нас добрые, старые сказки? В каком жанре литературы мы сегодня встретили музыку? Вот и сказке конец, а кто слушал –молодец! До свидания, до новых встреч!
| Коллективное исполнение - вокальная работа над элементами исполнительских навыков; - выразительное исполнение песни
Делают вывод.
|