2 класс, 2 четверть, 1 урок
Тема урока: «Мелодия – душа музыки».
Цели:
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству; художественного вкуса обучающихся;
развитие образного и ассоциативного мышления и воображения, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности.
Задачи:
выразительное исполнение песни «Кабы не было зимы»,
осмысление понятий “звуки шумовые и музыкальные”, “мелодия вокального и инструментального характера”, “мелодии-образы”;
определение по звучанию направления движения мелодии, а также созданного композитором музыкального образа.
Планируемые результаты:
Предметные:
дать представление о мелодии;
способствовать совершенствованию вокально-хоровой грамотности.
Информационные:
научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным текстами;
создавать условия для краткой записи материала.
Социальные:
развивать письменную культуру в процессе изложения своих мыслей о музыке.
Коммуникативные:
развивать диалогическую и монологическую речь.
Личностные:
создание условий для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время.
Тип урока – изучение нового материала.
Виды деятельности:
слушание, беседа, сравнение, сопоставление, исполнение, творческая работа
Оснащение урока:
презентация “Мелодия – душа музыки”;
презентация песни «Кабы не было зимы»,
презентация “Викторина”;
презентация кроссворда “Мелодия”.
Техническое обеспечение:
компьютер;
проекционная система;
картинки музыкальных инструментов: баян, гитара, скрипка, фортепиано, барабан, бубен, металлофон,
карточки для индивидуальной работы и работы в парах,
картинки-смайлики.
Ход урока
Дидактическая структура урока |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Планируемые результаты |
Организационный момент |
Ответы детей | Ребята, сегодняшний наш урок не совсем обычный. И начать мне его хотелось со слов великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «Мелодия – душа музыки». -Как вы думаете, чему будет посвящён сегодняшний урок? -Верно, сегодня наш урок посвящён мелодии. Тема нашего урока – “Мелодия – душа музыки”. | Предметные: дать представление о музыкальной интонации; способствовать совершенствованию вокально-хоровой грамотности. |
Опыт творческой деятельности обучающихся в процессе освоения знаний |
(Высказывают свои предположения).
(Высказывают свои предположения).
(в словаре) Работа со словарём. | -Как вы думаете, почему Чайковский так ласково называет мелодию – «душа музыки»?
Это наш проблемный вопрос. На этот вопрос мы должны будем ответить в конце урока. - Для того, чтобы это сделать, мы будем работать по плану: 1. Ответим на вопрос, что такое мелодия. 2. Составим кластер МЕЛОДИЯ (восстановим древнюю рукопись) 3. Исполним песню. 4. Ответим на вопросы викторины. 5. Отгадаем кроссворд (работа в парах) 6. Подведём итог урока. Итак, начинаем работу. Что же такое мелодия?
Как вы думаете, где можно найти точный ответ на этот вопрос? | Информационные: научить соотносить музыкальный материал с живописным и литературным текстами; создавать условия для краткой записи материала. Коммуникативные: развивать диалогическую и монологическую речь. Личностные: создание условий для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время. |
Изучение нового материала (актуализация и фиксирование затруднения) |
Птицы поют.
Это музыка.
Нет.
Звуки бывают разные - шумовые и музыкальные.
Музыкальные звуки.
Шумовые шумят, а музыкальные играют музыку.
На барабане не получается
Барабан стучит все время один и тот же звук.
На бубне нельзя, на трещотке, на ложках. А на пианино – можно, ещё на дудочке, на баяне
Сверху один человек играет на барабане, а мальчик – на скрипке
Да, дяденька играет громко, а мальчик – тихо.
Значит, мелодия бывает громкой и тихой. Посередине – одна мордочка улыбается, а другая – грустит. Мелодия тоже бывает весёлая и грустная. Внизу улитка ползёт медленно, а акула плывёт быстро. Мелодия бывает быстрая и медленная.
Что мелодия бывает разной.
Карточки со стрелочками, ступеньками, волнами.
На волны.
На стрелочку вниз.
На ступеньки вверх.
Может быть, “Куда идёт мелодия?”
Мужчина играет музыку на рояле, а женщина поёт песню “Чунга-чанга”.
Чтобы сыграли.
Вокальную и инструментальную
Вокальная и инструментальная мелодия.
Два художника рисуют картины
Портрет лебедей. | Греческое слово “melodia” означает пение песни и происходит от двух корней – melos (песнь) и ode (пение). Мелодия помогает человеку передать свои чувства и создаёт различные образы. -Мне от дедушки досталась старинная рукопись, в которой, судя по всему, говорится о мелодии. Я предлагаю вам её расшифровать. Возможно, тогда мы сможем понять тайну музыки. Итак, предлагаю вам составить кластер и узнать тайны мелодии. -Предположим, что в центральном пятне рукописи написано слово “мелодия”, на это указывает картинка. -Что же написано в розовом овале? Прислушайтесь и скажите, что вы слышите? (По щелчку воспроизводятся звуки леса с голосами птиц.) А сейчас? (По щелчку звучит мелодия в исполнении гобоя.) Да, птицы издают звуки, и музыкальный инструмент тоже издаёт звуки. Но разве эти звуки похожи? Давайте прочитаем стихотворение Е. Королёвой о разных звуках. Обратите внимание на выделенные строчки (После каждой прочитанной строчки по щелчку появляется соответствующая тексту картинка.): “Все на свете дети знают, Гул машины во дворе, Это звуки шумовые.
Правильно. Какие звуки нужны для того чтобы мелодия получилась? Верно. (По щелчку в розовом овале появляется надпись: “Музыкальные звуки”.) -Чем музыкальные звуки отличаются от шумовых?
Может быть. Давайте один из вас попробует сыграть мелодию песни “Во поле берёза стояла” на барабане, а другой – на металлофоне.
Почему?
Верно. Каждый музыкальный звук имеет определённую высоту. “Именно она отличает один музыкальный звук от другого и любой шумовой от музыкального”. Можно сочинить и спеть новую мелодию, поднимая по собственному желанию голос выше или опуская ниже. Это и будут музыкальные звуки. Их можно записать нотами. Посмотрите на музыкальные инструменты, которые находятся на доске.(КАРТИНКИ БУБНА, ТРЕЩОТКИ, ЛОЖЕК, ПИАНИНО, ДУДОЧКА, БАЯН) - Как вы думаете, на каких из них можно исполнить мелодию, а на каких – нельзя?
Правильно. Пора нам разобраться, что написано в жёлтом овале. -Посмотрите сколько здесь картинок-подсказок. Что вы видите и как можете это объяснить?
Да, судя по всему, и музыка у них получается разная. Хорошо. Не забывайте, что мы разгадываем рукопись о мелодии.
Правильно.
Молодцы!
Верно. Мелодия – одно из выразительных средств музыки. Она тесно связана с другими выразительными средствами: ладом, темпом. Мелодия бывает громкой и тихой, бывает весёлой и грустной, бывает быстрой и медленной, бывает, бывает, бывает… Так что же написано в жёлтом овале старинной рукописи?
Правильно. (По щелчку в жёлтом овале появляется надпись: “Мелодия бывает разной”.)
-Следующий овал – зелёный. Что же мы видим?
Послушайте внимательно мелодию и подумайте, на что она похожа: на волны, на ступеньки вверх или вниз, на стрелочки вверх или вниз? (По щелчку звучит мелодия вальса из балета П.И. Чайковского “Спящая красавица”.)
Правильно. Слушаем ещё одну мелодию. (По щелчку звучит “Избушка на курьих ножках” М.П. Мусоргского.)
Верно. Слушаем третью мелодию. (По щелчку звучит “Июнь. Баркарола” П.И. Чайковского.)
Молодцы! Итак, что же написано в зелёном круге? Хорошо. (По щелчку в зелёном круге появляется надпись “Мелодия двигается по-разному”.) -Попробуем расшифровать надпись в голубом овале. (По щелчку появляется картинка “пианист играет на рояле” и звучит музыка моторного характера. По второму щелчку появляется картинка “поющая женщина” и звучит песня “Чунга-чанга”. По щелчку звучание прекращается.) Что скажете об этих двух мелодиях?
Значит, одну мелодию сочинили, для того чтобы её спели, а другую…
Правильно. Мелодия, которая удобна для пения, называется “вокальной”. Мелодия, которую исполняют на музыкальных инструментах и которая не предназначена для пения, называется “инструментальной”. Так какие две мелодии мы сейчас услышали?
Что же написано в голубом овале?
Молодцы! (По щелчку в голубом круге появляется надпись “Вокальная и инструментальная”.) -Между прочим, инструментальная мелодия тоже может иметь вокальный характер, если её удобно петь. Осталось нам разгадать, что написано в фиолетовом круге. -О чём рассказывают нам эти две картинки?
Да, и похоже, что картины у них разные. (Автоматически воспроизводится видеофрагмент “Танец лебедей” П.И. Чайковского. По щелчку звучание останавливается и автоматически появляется надпись “Мелодия-портрет”.) -Чей портрет рисует нам мелодия?
Верно. Слушаем дальше. (Автоматически звучит музыка речитативного склада. На слайде картинка - выступление древнегреческого оратора.) -Не правда ли, эта мелодия как будто “разговаривает” с нами. (По щелчкупоявляется картинка - выступление современного человека за трибуной.) Это ещё один образ - “речь человека”.(По щелчку появляется надпись “Мелодия-речь человека”.) Мы послушали разные мелодии, которые о чём-то или о ком-то нам рассказали: “Мелодия-портрет”, “Мелодия-речь человека”. Что же зашифровано в фиолетовом круге?
Это мелодии-образы. Как художники рисуют разные образы на своих картинах, так и композиторы с помощью мелодий рисуют разные музыкальные образы. (По щелчку в фиолетовом круге появляется надпись “Мелодии-образы”.) -Итак, мы с вами полностью расшифровали старинную рукопись и разгадали некоторые тайны мелодии. Вы молодцы! И у нас по плану- песня! |
|
Вокально-хоровая деятель ность | (Исполняют песню). | Давайте вместе исполним нашу любимую песню из мультфильма «Трое из Простоквашино» и создадим образ весёлых ребят, которые любят зиму. |
|
Закрепление изученного материала Викторина |
Гитара, скрипка, бубен, барабан, труба, тарелки, металлофон.
(Выполняют задание).
Задании 2 нарисуйте её движение.
на карточках Задание 3.
Это лебедь. Мелодия медленная, плавная, нежная.
Это пчела.
Мелодия быстрая, как бы жужжащая.
Это музыка про птенцов.
Эта мелодия инструментального характера. Её нельзя спеть. Она быстрая, весёлая смешная, озорная
Балет, опера и …
В балете много танцев, и у каждого своя мелодия. В опере поёт много людей, все они поют свои мелодии. | Молодцы. Вы получили необходимые знания о мелодии. А теперь мы проверим, как вы умеете ими пользоваться. Следующий пункт нашего плана-викторина. Думаю, что вам не составит большого труда ответить на вопросы. Первый вопрос: назовите инструменты, которые вы видите на экране?
Верно. На каких музыкальных инструментах можно исполнить мелодию? Выполните Задание 1. самостоятельно на карточках, а потом мы сверимся. Хорошо. (После ответов детей по щелчку на экране появляется правильный ответ – гитара, скрипка, металлофон, труба.) Следующее задание: определите, как движется мелодия? (По щелчку звучит “Па-де-де” из балета П.И. Чайковского “Щелкунчик”.) На карточке в
Проверяем! По ступенькам вниз! Правильно. А теперь самое интересное – по характеру мелодии постарайтесь определить образы, которые создали композиторы. (На экране картинки лебедя, шмеля и птенцов.) Выполните Если вы считаете, что это образ лебедя – поставьте букву Л, если образ птенцов – П, шмеля – Ш. Буквы должны в том же порядке, что и музыка. Проверяем! (По щелчку звучит первое произведение – “Лебедь” К. Сен-Санса.)
Правильно. (По щелчку прерывает звучание музыки, и на экране появляется правильный ответ – фамилия композитора и название произведения.) Слушаем дальше. (По щелчку звучит второе произведение.)
Почти угадали. (По щелчку прерывает звучание музыки, и на экране появляется правильный ответ – “Полёт шмеля” Н.А. Римского-Корсакова.) Почему вы так решили?
Правильно. Понятно, что третья мелодия будет соответствовать оставшейся картинке. Рассмотрите её внимательно. Как вы думаете, какое из известных вам музыкальных произведений сейчас прозвучит?
Послушайте и ответьте, эта мелодия вокального или инструментального характера? (По щелчку звучит “Балет невылупившихся птенцов” М.П. Мусоргского.)
Молодцы, вы - настоящие знатоки. А теперь у нас по плану – кроссворд. Я предлагаю вам поработать в парах и разгадать кроссворд «Мелодия». Я проверю все работы пар. А теперь давайте подведём итог. Все слова кроссворда связаны с мелодией. В трёх из них мелодий очень много. Назовите эти три слова и поясните свой ответ.
Симфония ( музыкальное произведение для оркестра) В симфонии тоже много мелодий. Среди них могут встретиться мелодии, похожие на марш, на танец, на песню.
|
|
Рефлексия Домашнее задание |
С неё начинается музыка.
Ответы детей | Итак, подводим итог урока. Сегодня мы познакомились ближе с мелодией, узнали о ней много нового из старинной рукописи. Скажите, почему же Пётр Ильич Чайковский назвал мелодию душой музыки?
Правильно. Именно с неё начинается музыка для каждого человека. Когда мама поёт малышу колыбельную песню, никто не подыгрывает ей на музыкальных инструментах. Но для маленького человека ещё долго не будет лучшей музыки, чем эта мелодия. В мелодию вкладывается душа. -Как вы думаете, может ли человек, не знающий основ музыкального искусства, не умеющий слушать музыку, считать себя культурным?
- Соглашусь с вами. Ведь «культурный человек культурен во всём.
А теперь давайте оценим свою работу на уроке. На партах лежат таблички со смайликами. Если вы довольны своей работой на уроке, вам понравился урок – улыбающийся смайлик. Если на уроке было плохое настроение и своя работа не понравилась – грустный смайл. - Вы сегодня молодцы! Отвечали, как бойцы. Всем спасибо за урок, А теперь – звенит звонок.
Д/З: Проучить текст песни «Моя Россия»
|
|
Кроссворд
1. Пьеса с чётким, энергичным ритмом, под которую удобно идти в строю.
2. Красивые ритмичные движения под музыку.
3. Спектакль, в котором соединились музыка и танец.
4. Спектакль, в котором все поют и с помощью пения рассказывают историю.
5. Русский народный танец, в котором девушки ходят по кругу, взявшись за руки.
6. Сочинение для оркестра, состоящее из 4 частей.
7. Простое музыкальное произведение, в котором соединились музыка и стихи.
Дети. (Разгадывают кроссворд). Те, кто справился, поднимут руки вверх.