Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему: «Импрессионизм в музыке и живописи»

Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему: «Импрессионизм в музыке и живописи»

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему: «Импрессионизм в музыке и живописи»

на основе принципов системно - деятельностного подхода

Составила:

Земенкова Елена Павловна

учитель музыки

МАОУ гимназия № 4

г. Хабаровск

Тип и вид урока: комбинированный, урок углубления темы «Музыка и изобразительное искусство», изучение нового материала, беседа.

Цели урока:

обучающая: познакомить с направлением в искусстве – импрессионизмом;

заинтересовать обучающихся направлением в музыке и живописи - импрессионизм;

рассмотреть особенности проявления импрессионизма в музыке и живописи;

развивающая: развить интерес к предмету, умения мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы, развивать творческие способности;

мотивационная: пробудить интерес к творчеству К. Дебюсси

Задачи:

-овладение художественно - практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально - творческой деятельности (слушания музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально - пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, в музыкально - творческой практике с применением информационно - коммуникационных технологий);

-приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно - эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений; овладение культурой отношения к миру, запечатленному в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно - образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью

Результаты освоения предмета:

1.Личностные

-эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое осознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально - эстетического характера;

-ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде

2.Метапредметные

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

-умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи. Размышлять, рассуждать и делать выводы;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

3.Предметные

-воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации; развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанный с театром, кино, литературой, живописью;

-расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

-овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологий и ключевыми понятиями музыкального искусства: импрессионизм, живописная музыка

Характеристика деятельности учащихся:

-оценивать собственную музыкально - творческую деятельность и деятельность своих сверстников;

-защищать творческие исследовательские проекты

Оборудование: синтезатор, компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Импрессионизм в музыке и живописи». URL: http:// www.myshared.ru/ slide/ 153142/».

Музыкальный материал: К. Дебюсси «Лунный свет» (из «Бергамасской сюиты»), М.Равель «Игра воды».

Книгопечатная продукция:

-учебник «Музыка» Г.П.Сергеева и Е.Д.Критская М.:- Просвещение, 2016;

-дидактический материал к уроку в виде распечатанных таблиц и заданий для самостоятельной работы на уроке;

-портреты художников и композиторов – импрессионистов, художественные произведения художников-импрессионистов.

Место и роль темы в курсе:

В разделе «Музыка и изобразительное искусство» предусмотрено 18 уроков, данный урок № 14. Уровень изучения и усвоения материала – урок углубления темы «Музыка и изобразительное искусство», изучение нового материала, беседа.

Планирование темы и количество часов, отводимое на её изучение: на изучение данной темы отводится 1 час.

Технологическая карта урока разработана в соответствии с ФГОС ООО и примерной программой основного общего образования по музыке, ориентированная на работу по учебнику Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской (М.:- Просвещение, 2016).

Организационная структура урока

N

п/п

Этап урока

и вид деятельности

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Личностные результаты

Метапредметные

результаты


Предметные

результаты


Ресурсы


1.

Организаци-онный


Организация учебной мотивации.

Настраивание учащихся на деятельность.

Распевание, скороговорки, работа с дыханием.

Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению раздела «Музыка и изобразительное искусство», поговорим о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства - живописи, об их удивительном и закономерном содружестве – ведь оба эти искусства учат нас видеть и понимать красоту окружающего мира. Но чтобы узнать тему нашего урока, вы должны разгадать кроссворд. (Ответы детей).

Раздел «Музыка и изобразительное искусство» продолжается темой «Импрессионизм в музыке и живописи». Цель нашего урока - познакомиться с направлением искусства импрессионизмом

Приветствуют учителя.

Разгадывание кроссворда.

Записывают в тетрадь: Тема:

«Импрессионизм в музыке и живописи».

Многоголосие

(в пер. греч.) - много голосов, звуков.

Импрессионизм-

направление в искусстве, представители которого стремились передать свои мимолетные впечатления



Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию




Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе



Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации; развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, архитектурой, живописью





Кадры презентации;

карточки с заданиями: кроссворд;

учебник

с. 142




2.




























Повторение пройденного материала




















Теперь вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках






















Отвечают на вопросы учителя:

-Что такое медиатор?

-Что такое меццо-сопрано?

-Что такое орган?

-Что такое симфонический оркестр?

-Что такое симфония?

-Какой композитор сочинил много органной музыки?

-какие произведения И.С.-Баха вы

помните?

-В каком государстве жил Бах?

-Имя еще какого композитора вы можете назвать, вспоминая Германию?

-Какие чувства вызывает органная музыка?

-Как вы думаете, каким характером обладал И.С.-Бах?

Эстетические потребности, ценности и чувства,

эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально - эстетического характера












Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе





Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации; развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, архитектурой, живописью




Кадры

Презентации;

учебник

с. 131-141


















3.

Проверка домашнего задания



Исполняем песни: «Песенка о картинах», «Я рисую этот мир».

Игра «Джолт» - мысленно прочитать и выполнить задание.

Игра «Собери слово» - собрать слова из разбросанных букв


Отвечают на вопросы учителя:

-Откуда в музыку пришло понятие «пейзаж»? Что оно означает?

Исполняют песни: «Песенка о картинах», «Я рисую этот мир»;

выполняют задания: игра «Джолт»;

игра «Собери слово»



Эстетические потребности, ценности и чувства,

эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально - эстетического характера

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности


Расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию

Кадры презентации; тексты песен;

карточки с заданиями


4.

Открытие и усвоение новых знаний



Работа по учебнику

с.142-145.

Презентация «Импрессионизм в музыке и живописи». Слушание сообщений учащихся.

Импрессионизм - направление в искусстве последней трети XIX- начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Его представители стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Клод Дебюсси - французский композитор, основоположник импрессионизма в музыке. Его музыка часто основана на зрительных образах, наполнена невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен.

Прослушивание и анализ: К.Дебюсси «Лунный свет» (из «Бергамасской сюиты»),

М.Равель «Игра воды»

Записывают в тетрадь:

«Импрессионизм - художественное направление начала 20 века, от французского слова «импрессион», что означает «впечатление». Клод Дебюсси (1862-1918).

Морис Равель (1875-1937)

Сообщения учащихся об импрессионизме, о художниках и композиторах-импрессионистах.

Отвечают на вопросы учителя:

-Какие картины нарисовало ваше воображение под звуки пьесы «Лунный свет»?

-Каким был характер музыки?

-Какие краски вы бы выбрали, чтобы нарисовать картину к этой музыке: масляные или акварельные?

-Какие звуки вы услышали?















Эстетические потребности, ценности и чувства,

эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально - эстетического характера; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию


























Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности


Овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства: импрессионизм, живописная музыка; воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, архитектурой, живописью



Учебник

с.142-145; презентация «Импрессионизм в музыке и живописи».

К. Дебюсси «Лунный свет» (из «Бергамасской сюиты»),

М.Равель «Игра воды»



5.

Закрепление новых знаний

Задание на внимание «Верно ли что…»


Ответы на вопросы учителя:

-Какие направления в искусстве вы знаете?

-Как вы думаете, есть ли композиторы - импрессионисты?

-Какими средствами Дебюсси передал свое впечатление от картины моря?

-Как вы понимаете высказывание? «Разве художник, в звуках воссоздавший природу, не великий художник, не исключительный поэт?»

-Какие чувства вызывает у вас прослушанная музыка?

Выполнение задания

«Верно ли что…»

-Клод Дебюсси – современник Мориса Равеля? Он жил в Испании?

-Морис Равель – французский композитор конца 19 – начала 20 века?

-Морис Равель закончил Парижскую консерваторию?

-Слово «Пейзаж» пришло из живописи или другого вида искусства?

-Слово «Пейзаж» означает изображение картины природы на рисунке или изображение неодушевлённых предметов?

-Что обозначает слово «импрессион»?

-Импрессионизм (от французского – впечатление) – направление в искусстве, возникшее во Франции в 70 – х годах 19 века? Или в другой стране и в другое время?

-П.И.Чайковский оказал огромное воздействие на творчество импрессионистов?

-Пьеса Дебюсси носит название «Солнечный свет»?

Эстетические потребности, ценности и чувства,

эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально - эстетического характера



Умение определять понятия, обобщать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы

Расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию

Кадры презентации


6.

Рефлексия учебной деятельности

Физкультминутка «Раз, два — выше голова»

Участвуют в рефлексии. Отвечают на вопросы учителя:

-О ком мы говорили на занятии?

-Что нового для себя вы узнали?

-Можем ли мы сказать, что познакомились с творчеством композиторов и художников - импрессионистов?

-Что вам наиболее запомнилось?

-Хотелось бы вам и дальше продолжить знакомство с музыкой К.Дебюсси, М.Равеля или других композиторов?

-С какими произведениями мы сегодня познакомились?

-К какому известному течению в искусстве (живописи и музыке) относятся они?

-Что такое импрессионизм?

-Какие впечатления у вас от музыки и картин теперь?

Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде

Умение определять понятия, обобщать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы

Расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию

Кадры презентации


7.

Домашнее

задание



Учебник с.142-145;

записи из тетради

Задают вопросы по домашнему заданию










Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде








Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе

Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации; развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, архитектурой, живописью

Кадры презентации;

запись в тетради названий музыкальных произведений, известных вам на пейзажную тему,

изобразить иллюстрацию к прослушанной музыке в стиле импрессионизм;

учебник

с.142-145 (читать)


8.

Обобщение и систематиза-ция новых знаний

Пришло время подвести итог нашего урока и обобщить тему: Сегодня мы обратились к творчеству 

«музыкальных импрессионистов»- музыке французских композиторов 20 века Клода Дебюсси и Мориса Равеля и посмотрели, как они изображают в своих произведениях музыкальный пейзаж.

«Ничто по музыкальности не может сравниться с закатом солнца», - писал К. Дебюсси, и эта музыкальность восприятия мира становится равной восприятию его безграничной красоты.

Исполнение песни «Я возьму карандаши»

Отвечают на вопросы учителя:

–Какие направления в искусстве вы знаете?

-Как вы думаете, есть композиторы-импрессионисты?

-Какими средствами Дебюсси передал свое впечатление от картины моря?

Исполняют песню «Я возьму карандаши»




Эстетические потребности, ценности и чувства,

эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально - эстетического характера


Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы

Овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства: импрессионизм, живописная музыка

Кадры презентации;

текст песни;

учебник

с.142-145






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее