Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему: «Импрессионизм в музыке и живописи»
на основе принципов системно - деятельностного подхода
Составила: Земенкова Елена Павловна учитель музыки МАОУ гимназия № 4 г. Хабаровск |
Тип и вид урока: комбинированный, урок углубления темы «Музыка и изобразительное искусство», изучение нового материала, беседа.
Цели урока:
обучающая: познакомить с направлением в искусстве – импрессионизмом;
заинтересовать обучающихся направлением в музыке и живописи - импрессионизм;
рассмотреть особенности проявления импрессионизма в музыке и живописи;
развивающая: развить интерес к предмету, умения мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы, развивать творческие способности;
мотивационная: пробудить интерес к творчеству К. Дебюсси
Задачи:
-овладение художественно - практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально - творческой деятельности (слушания музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально - пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, в музыкально - творческой практике с применением информационно - коммуникационных технологий);
-приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно - эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений; овладение культурой отношения к миру, запечатленному в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно - образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью
Результаты освоения предмета:
1.Личностные
-эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое осознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально - эстетического характера;
-ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде
2.Метапредметные
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
-умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи. Размышлять, рассуждать и делать выводы;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
3.Предметные
-воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации; развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанный с театром, кино, литературой, живописью;
-расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
-овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологий и ключевыми понятиями музыкального искусства: импрессионизм, живописная музыка
Характеристика деятельности учащихся:
-оценивать собственную музыкально - творческую деятельность и деятельность своих сверстников;
-защищать творческие исследовательские проекты
Оборудование: синтезатор, компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Импрессионизм в музыке и живописи». URL: http:// www.myshared.ru/ slide/ 153142/».
Музыкальный материал: К. Дебюсси «Лунный свет» (из «Бергамасской сюиты»), М.Равель «Игра воды».
Книгопечатная продукция:
-учебник «Музыка» Г.П.Сергеева и Е.Д.Критская М.:- Просвещение, 2016;
-дидактический материал к уроку в виде распечатанных таблиц и заданий для самостоятельной работы на уроке;
-портреты художников и композиторов – импрессионистов, художественные произведения художников-импрессионистов.
Место и роль темы в курсе:
В разделе «Музыка и изобразительное искусство» предусмотрено 18 уроков, данный урок № 14. Уровень изучения и усвоения материала – урок углубления темы «Музыка и изобразительное искусство», изучение нового материала, беседа.
Планирование темы и количество часов, отводимое на её изучение: на изучение данной темы отводится 1 час.
Технологическая карта урока разработана в соответствии с ФГОС ООО и примерной программой основного общего образования по музыке, ориентированная на работу по учебнику Г.П.Сергеевой и Е.Д.Критской (М.:- Просвещение, 2016).
Организационная структура урока
N п/п | Этап урока и вид деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Личностные результаты | Метапредметные результаты
| Предметные результаты
| Ресурсы
| |||
1. | Организаци-онный
| Организация учебной мотивации. Настраивание учащихся на деятельность. Распевание, скороговорки, работа с дыханием. Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению раздела «Музыка и изобразительное искусство», поговорим о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства - живописи, об их удивительном и закономерном содружестве – ведь оба эти искусства учат нас видеть и понимать красоту окружающего мира. Но чтобы узнать тему нашего урока, вы должны разгадать кроссворд. (Ответы детей). Раздел «Музыка и изобразительное искусство» продолжается темой «Импрессионизм в музыке и живописи». Цель нашего урока - познакомиться с направлением искусства импрессионизмом | Приветствуют учителя. Разгадывание кроссворда. Записывают в тетрадь: Тема: «Импрессионизм в музыке и живописи». Многоголосие (в пер. греч.) - много голосов, звуков. Импрессионизм- направление в искусстве, представители которого стремились передать свои мимолетные впечатления
| Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
| Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе
| Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации; развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, архитектурой, живописью
| Кадры презентации; карточки с заданиями: кроссворд; учебник с. 142
| |||
2.
| Повторение пройденного материала
| Теперь вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках
| Отвечают на вопросы учителя: -Что такое медиатор? -Что такое меццо-сопрано? -Что такое орган? -Что такое симфонический оркестр? -Что такое симфония? -Какой композитор сочинил много органной музыки? -какие произведения И.С.-Баха вы помните? -В каком государстве жил Бах? -Имя еще какого композитора вы можете назвать, вспоминая Германию? -Какие чувства вызывает органная музыка? -Как вы думаете, каким характером обладал И.С.-Бах? | Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально - эстетического характера
| Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе
| Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации; развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, архитектурой, живописью
| Кадры Презентации; учебник с. 131-141
| |||
3. | Проверка домашнего задания
| Исполняем песни: «Песенка о картинах», «Я рисую этот мир». Игра «Джолт» - мысленно прочитать и выполнить задание. Игра «Собери слово» - собрать слова из разбросанных букв
| Отвечают на вопросы учителя: -Откуда в музыку пришло понятие «пейзаж»? Что оно означает? Исполняют песни: «Песенка о картинах», «Я рисую этот мир»; выполняют задания: игра «Джолт»; игра «Собери слово»
| Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально - эстетического характера | Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
| Расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию | Кадры презентации; тексты песен; карточки с заданиями
| |||
4. | Открытие и усвоение новых знаний
| Работа по учебнику с.142-145. Презентация «Импрессионизм в музыке и живописи». Слушание сообщений учащихся. Импрессионизм - направление в искусстве последней трети XIX- начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Его представители стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Клод Дебюсси - французский композитор, основоположник импрессионизма в музыке. Его музыка часто основана на зрительных образах, наполнена невесомыми красками, которые создают ощущение звуковых пятен. Прослушивание и анализ: К.Дебюсси «Лунный свет» (из «Бергамасской сюиты»), М.Равель «Игра воды» | Записывают в тетрадь: «Импрессионизм - художественное направление начала 20 века, от французского слова «импрессион», что означает «впечатление». Клод Дебюсси (1862-1918). Морис Равель (1875-1937) Сообщения учащихся об импрессионизме, о художниках и композиторах-импрессионистах. Отвечают на вопросы учителя: -Какие картины нарисовало ваше воображение под звуки пьесы «Лунный свет»? -Каким был характер музыки? -Какие краски вы бы выбрали, чтобы нарисовать картину к этой музыке: масляные или акварельные? -Какие звуки вы услышали?
| Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально - эстетического характера; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
| Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
| Овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства: импрессионизм, живописная музыка; воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, архитектурой, живописью
| Учебник с.142-145; презентация «Импрессионизм в музыке и живописи». К. Дебюсси «Лунный свет» (из «Бергамасской сюиты»), М.Равель «Игра воды»
| |||
5. | Закрепление новых знаний | Задание на внимание «Верно ли что…»
| Ответы на вопросы учителя: -Какие направления в искусстве вы знаете? -Как вы думаете, есть ли композиторы - импрессионисты? -Какими средствами Дебюсси передал свое впечатление от картины моря? -Как вы понимаете высказывание? «Разве художник, в звуках воссоздавший природу, не великий художник, не исключительный поэт?» -Какие чувства вызывает у вас прослушанная музыка? Выполнение задания «Верно ли что…» -Клод Дебюсси – современник Мориса Равеля? Он жил в Испании? -Морис Равель – французский композитор конца 19 – начала 20 века? -Морис Равель закончил Парижскую консерваторию? -Слово «Пейзаж» пришло из живописи или другого вида искусства? -Слово «Пейзаж» означает изображение картины природы на рисунке или изображение неодушевлённых предметов? -Что обозначает слово «импрессион»? -Импрессионизм (от французского – впечатление) – направление в искусстве, возникшее во Франции в 70 – х годах 19 века? Или в другой стране и в другое время? -П.И.Чайковский оказал огромное воздействие на творчество импрессионистов? -Пьеса Дебюсси носит название «Солнечный свет»? | Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально - эстетического характера
| Умение определять понятия, обобщать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы | Расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию | Кадры презентации
| |||
6. | Рефлексия учебной деятельности | Физкультминутка «Раз, два — выше голова» | Участвуют в рефлексии. Отвечают на вопросы учителя: -О ком мы говорили на занятии? -Что нового для себя вы узнали? -Можем ли мы сказать, что познакомились с творчеством композиторов и художников - импрессионистов? -Что вам наиболее запомнилось? -Хотелось бы вам и дальше продолжить знакомство с музыкой К.Дебюсси, М.Равеля или других композиторов? -С какими произведениями мы сегодня познакомились? -К какому известному течению в искусстве (живописи и музыке) относятся они? -Что такое импрессионизм? -Какие впечатления у вас от музыки и картин теперь? | Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного и бережного отношения к окружающей среде | Умение определять понятия, обобщать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы | Расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию | Кадры презентации
| |||
7. | Домашнее задание
| Учебник с.142-145; записи из тетради | Задают вопросы по домашнему заданию
| Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде
| Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе | Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации; развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, архитектурой, живописью | Кадры презентации; запись в тетради названий музыкальных произведений, известных вам на пейзажную тему, изобразить иллюстрацию к прослушанной музыке в стиле импрессионизм; учебник с.142-145 (читать)
| |||
8. | Обобщение и систематиза-ция новых знаний | Пришло время подвести итог нашего урока и обобщить тему: Сегодня мы обратились к творчеству «музыкальных импрессионистов»- музыке французских композиторов 20 века Клода Дебюсси и Мориса Равеля и посмотрели, как они изображают в своих произведениях музыкальный пейзаж. «Ничто по музыкальности не может сравниться с закатом солнца», - писал К. Дебюсси, и эта музыкальность восприятия мира становится равной восприятию его безграничной красоты. Исполнение песни «Я возьму карандаши» | Отвечают на вопросы учителя: –Какие направления в искусстве вы знаете? -Как вы думаете, есть композиторы-импрессионисты? -Какими средствами Дебюсси передал свое впечатление от картины моря? Исполняют песню «Я возьму карандаши»
| Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально - эстетического характера
| Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы | Овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства: импрессионизм, живописная музыка | Кадры презентации; текст песни; учебник с.142-145
|