«Зимний фестиваль знаний 2025»

"Страна Геометрия"

Цель:1. Систематизировать знания обучающихся.

2. Повторить и закрепить сформированные ранее теоретические знания и умения.

3. Формирование у обучающихся исследовательских умений устанавливать связи между понятиями, а также сравнивать и обобщать.

Задачи:

1. Формирование следующих качеств знаний, обучающихся: самостоятельность, глубина, осознанность, гибкость и устойчивость мышления.

2. Формирование мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, аналогия, классификация и т.д.).

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки



 

 

 

 

 

Разработка занятия математического кружка.

  

Цель:1. Систематизировать знания обучающихся.

2. Повторить и закрепить сформированные ранее теоретические знания и умения.

3. Формирование у обучающихся исследовательских умений устанавливать связи между понятиями, а также сравнивать и обобщать.

Задачи:

1. Формирование следующих качеств знаний, обучающихся: самостоятельность, глубина, осознанность, гибкость и устойчивость мышления.

2. Формирование мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение, аналогия, классификация и т.д.).

 

Геометрия – одна из самых древнейших наук, она возникла очень давно, еще до нашей эры. В переводе с греческого языка слово «геометрия»

означает «землемерие». «Гео» - Земля и «метрео» - мерить.

Зарождение геометрии было связано с различными измерительными работами, которые приходилось выполнять при разметке земельных участков, проведении дорог, строительстве зданий и других   сооружений.

 

 

Знание геометрии необходимо любому человеку. Например, давайте вспомним кому?

 Архитектору, строителю, модельеру, портному, конструктору и дизайнеру, токарю и слесарю. Еще ребята, геометрия является рабочим инструментом ученых физиков, химиков, астрономов, географов, биологов.

Геометрия – это наука, занимающаяся изучением геометрических фигур.

                    

    

Геометрия у нас домаВсе предметы в нашем доме напоминают различные геометрические фигуры. Рассмотрим и опишем некоторые из них. Заглянем на кухню. Холодильник, микроволновая печь, газовая плита, кухонный шкаф, стиральная машина имеют форму прямоугольного параллелепипеда. Потому, что, как и у параллелепипеда все противолежащие грани прямоугольники их всего 6, 12 ребер, 8 вершин, есть три измерения – длина, ширина, высота. Еще можно эти предметы назвать прямыми призмами, у них все углы между гранями прямые. А чайник похож на усеченный конус. Дно чайника круг, а крышку откроем, увидим еще одну окружность только меньшего размера.

Кастрюли цилиндрической формы. И действительно – у них имеется два круга, лежащие в параллельных плоскостях и стенка, которую можно представить, как множество отрезков, соединяющих соответствующие точки на этих кругах. Тарелки напоминают круг, край тарелки окружность. Крышка стола прямоугольник, я попробовал измерить углы они прямые.

Давайте заглянем вовнутрь холодильника и что же мы видим, и здесь без геометрии не обошлось. На полках стоят «цилиндры» - банка сгущенки, банка молока, консервы, кусок колбасы, а сыр напоминает круг.

Прогуляемся по спальне. Шкаф, кровать, трельяж, стол – прямоугольные параллелепипеды. Ковер на полу прямоугольной формы. Горшки с цветами на подоконниках цилиндрической формы. Абажур формой конуса. Толстая книга похожа на параллелепипед. Двери имеют форму прямоугольников. Стены, потолок, окна так же напоминают прямоугольники.

Вывод: В числе всего разнообразия предметов, имеющих сходство, с какими-либо геометрическими фигурами у нас дома преобладают отрезки и фигуры прямоугольной формы.

 

   Геометрия на улице.

Если мы выйдем на улицу, то видим постройки, дома различной геометрической формы. Например, дом имеют форму параллелепипеда. Крыши дома – треугольные призмы. Столб, бочка для воды имеют форму цилиндра.

В огороде можно тоже встретить геометрию. Грядки как напоказ вычерчены прямоугольники. Капуста, арбуз – шар.

На улице мы видим предметы, изготовленные человеком и предметы природного происхождения. Например, жилой дом, построенный человеком. Это параллелепипед.

Фонарные столбы вдоль дороги напоминают отрезки прямой.

Крыша трансформаторной подстанции — это треугольная призма. У неё есть две треугольные стороны, лежащие в параллельных плоскостях и боковые поверхности, которые и образуют призму. А провода можно представить, как параллельные прямые.

Геометрия в космосе.

Поиск геометрических фигур в предметах, которые нас окружают, был бы не полным, если бы мы не обратились к космическим объектам и не определили, форму каких фигур они имеют. Рассмотрим форму планет, звёзд, галактик и траектории их движения в пространстве.

Планеты:

Имеют шарообразную форму. Доказано, что все планеты солнечной системы своей формой напоминают шар.

Звёзды:

Являясь космическими объектами, звёзды, так же как и планеты имеют форму шара. Солнце напоминает огромный шар.

Галактики:

Учёные установили, что галактики очень часто имеют форму геометрической фигуры, которая называется спираль.

 

 

 

 

Решение задач:

Задача 1.

Смотрите, какая высокая сосна, можем ли мы узнать ее высоту, не применяя линейки и других измерительных инструментов».

 

 Конечно, можем.                    

Самый легкий и самый древний способ, которым греческий мудрец Фалес в 6 в. до н.э. определил в Египте высоту пирамиды. Он воспользовался ее тенью. Фалес избрал день и час, когда длина его собственной тени равнялась его росту; в этот момент высота пирамиды также равнялась длине, отбрасываемой ею тени».

Задача 2. В 40 м одна от другой растут две сосны. Вы измерили их высоту (допустим методом Фалеса): одна оказалась 31 м, другая, молодая – всего 6 м. Можете ли Вы вычислить, как велико расстояние между их верхушками. (По теореме Пифагора).

 

  

Викторина:

1. Луч Солнца – это

1)    Неограниченная прямая

2)    Прямая, ограниченная с одного конца

3)    Прямая, ограниченная с двух концов

4. Расстояние от дома до школы измеряют:

1)    штангенциркулем

2)    масштабной миллиметровой линейкой

3)    рулеткой

4)    астролябией

5. Стандартной международной единицей измерения длины выбран:

1)    Метр

2)    Километр

3)    Сантиметр

4)    Миллиметр

6. Объем комнаты - это

1.     Вместимость комнаты

2.     Периметр комнаты

3.     Площадь комнаты

7.. Для строительства забора на участке вычисляют:

1.     Периметр

2.     Площадь

3.     Объем

8.. Для покрытия пола линолеумом вычисляют:

1.     Периметр

2.     Площадь

3.     Объем

 

 

 

 

Геометрические загадки:

1. Я невидимка. В этом моя суть.
Хотя меня нельзя измерить,
Настолько я ничтожна и мала,
Но всё собранье я могу уверить,
Что геометрии я пользу принесла:
Двух линий я пересеченье,
Служу всегда вершиною угла. (Точка) 

2.Докажет всякий школьник без труда,
Что я короче, чем наклонная любая,
Горжусь изрядно я,
Что в том особенность моя. (Перпендикуляр )

3. Скажу я, что древности глубокой,
В дни первой юности моей,
На 360 частей моя длина была разделена,
Частями этими дуги измеряют,
Их… называют. (Градусами)

4.Откуда мы идем, придем куда?
Не знаем сами никогда.
Друг к другу мы стремимся вечно.
Как две сестры, бок о бок мы идём.
Нас под прямым углом, прямая рассекает,
Её отрезок слиться нам мешает.
Ему везде одна и та же мера,
И сократит её нам силы не дано. (Параллельные прямые)

5.Когда встречаются прямые,
Всегда я буду между ними. (Угол)

6.Со мной хлопот не оберётся школьник,
По-разному всегда я называюсь,
Когда углы иль стороны даны:
С одним тупым – тупоуголен,
Коль острых два, а третий прям – прямоуголен.
Бываю я равносторонним, когда все стороны равны.
Когда ж все разные даны, то я зовусь разносторонним.
И если, наконец, равны две стороны,
То равнобедренным я величаюсь. (Треугольник)

7.Окружность вы нарисовали,
На ней две точки разных взяли,
Отрезком их соединили
Ему название вы дали
Отрезок именуют гордо:
Ведь он не что — нибудь, а… (Хорда)

 

 

 

Заключение :

Наука геометрия очень важна для человека. Геометрия развивалась за несколько столетий до нашей эры в Вавилоне, Китае, Египте и Греции. Сегодня уже в начале XXI столетия мы можем повторить восклицание архитектора Корбюзье с ещё большим изумлением.

В самом деле, посмотрите вокруг - всюду геометрия! Современные здания и космические станции, подводные лодки, интерьеры квартир и бытовая техника – всё имеет геометрическую форму. Геометрические знания являются сегодня профессионально значимыми для многих современных специальностей: для дизайнеров и конструкторов, для рабочих и учёных. И уже этого достаточно, чтобы ответить на вопрос: «Нужно ли нам Геометрия?»

 

 

 

 



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее