Сложноподчиненное предложение

Методическая разработка урока по теме "Сложноподчиненное предложение"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ: «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»



Цель урока:

Личностные: осознание алгоритма успешного учебного действия;

осознание практической важности данного правила;

ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Регулятивные: умение понимать и сохранять учебную задачу;

устанавливать целевые приоритеты;

планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.



Предметные: 1) формирование умений находить главное и придаточное предложения; 2) определять место придаточного, средства его связи с главным; 3) производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочиненных сложноподчиненными; 4) правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Формы работы учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

На доске: Что(бы) хорошо говорить надо хорошо знать свой язык.

Задание: расставьте знаки препинания и дайте характеристику предложению ( СПП, одно предложение зависит от другого: главное и придаточное)

- Какова тема нашего урока? (СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ)



  1. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

1)Постановка цели урока и планирование деятельности в соответствии с учебной задачей

2)Выполнение работы в группах


Посмотрите на доску и сформулируйте, чему мы должны научиться сегодня на уроке?

Не откладывай на завтра то что можно сделать сегодня.

Чтобы вернуться к действительности нужно было подойти к камню и прости по нему рукой.

Пейзаж на картине Левитана если печален художник всегда печален тоже.

Ответ: 1) находить главное и придаточное предложения; 2) определять место придаточного, средства его связи с главным; 3) правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, 4) развивать орфографическую зоркость.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: выявление обучающимися новых знаний, освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

1)Организация уч-ся по исследованию проблемной ситуации.


- Расставьте ЗП в предыдущий предложениях и сформулируйте определение СПП.

Представьте, что вы СПП, начните свой рассказ: Здравствуйте, рад вас видеть, я СПП… Презентуйте себя, выбрав нужное из данного инструментария. (Придаточное, главное предложение, подчинительный союз, разделительный союз, равноправные предложения, могу стоять внутри главного, интонация, равноправные отношения, соединительные союзы, подчинительные отношения).

- Учащиеся читают теоретический материал на с. 53, обращают внимание на то, что придаточное предложение может относиться к определённому (опорному) слову или словосочетанию, к грамматической основе главного, а иногда ко всему главному предложению.



2)Мини-исследование. Работа в группах.

Разберите предложения, указав:

1)главную и придаточные части;

2)главные члены каждого предложения;

3)слово или часть предложения, к которому относится придаточ­ная часть;

4) объясните знаки препинания.

1) Мальчик всматривался в знакомые места, а ненавистная бричка бежала мимо и оставляла всё позади. За острогами промелькнули чёрные, закопчен­ные кузнецы, за ними уютное зелёное кладбище, обнесённое оградой из бу­лыжника; из-за ограды весело выглядывали белые кресты и памятники, кото­рые прячутся в зелени вишнёвых деревьев и издали кажутся белыми пятнами. Егорушка вспомнил, что, когда цветёт вишня, эти белые пятна мешаются с вишнёвыми цветами в белом море; а когда она спеет, белые памятники и кресты бывают усыпаны багряными, как кровь, точками.

2) Вдруг над самой головой его с страшным, оглушительным треском разломилось небо; он нагнулся и притаил дыхание, ожидая, когда на его за­тылок и спину посыплются обломки. Глаза его нечаянно открылись, и он увидел, как на его пальцах, мокрых рукавах и струйках, бежавших с рогожи, на токе и внизу на земле вспыхнул и раз пять мигнул ослепительно-едкий свет. Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гре­мело, не грохотало и издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева, звуки.


  1. Закрепление материала

Цель: самопроверка умения применять знания в типовых условиях.

1. Конструирование.


Составьте из каждой пары простых предложений сложноподчинённое, определите, что поясняет придаточное в главном предложении.

1) Мы наберём много грибов. Нужно пойти в лес на рассвете.

2) В другой комнате уже топилась печка. Дверь в комнату была отворена.

3) Девушка часами вглядывалась в загадочные письмена. Они сохранились на металле и камне.

4) Воздух был полон особенными звуками и голосами. Эти звуки и голоса можно слышать только весной.



2. Речевая разминка.

Задание: определите характер ошибок и исправьте предложения.

1) Некрасов верил в силу русского народа, из которого вышли многие его герои.

2) Впопыхах охотник прислонил ружьё к дереву, из которого шёл дымок.

3) Бешено мчатся многоводные реки по камням, на берегах которых мелькают новенькие дома.

4) Все школьники уже вернулись с занятий, которые учились во вторую смену.

5) В последние годы наши писатели создали немало таких произведений, где показаны герои Великой Отечественной войны.



  1. Рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Что осталось ещё не до конца понятным?

-Какие ЗУН, полученные сегодня, пригодятся вам на других уроках?


  1. Домашнее задание: а) § 18, упр. 84; б) выписать из книг, газет, журналов шесть сложноподчинённых предложений, указать, что поясняет придаточное в главном предложении.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее