УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ: «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель урока:
Личностные: осознание алгоритма успешного учебного действия;
осознание практической важности данного правила;
ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
Регулятивные: умение понимать и сохранять учебную задачу;
устанавливать целевые приоритеты;
планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.
Предметные: 1) формирование умений находить главное и придаточное предложения; 2) определять место придаточного, средства его связи с главным; 3) производить синонимическую замену простых предложений с обособленными членами и сложносочиненных сложноподчиненными; 4) правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Формы работы учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности
Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне
На доске: Что(бы) хорошо говорить надо хорошо знать свой язык.
Задание: расставьте знаки препинания и дайте характеристику предложению ( СПП, одно предложение зависит от другого: главное и придаточное)
- Какова тема нашего урока? (СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ)
Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия
1)Постановка цели урока и планирование деятельности в соответствии с учебной задачей
2)Выполнение работы в группах
Посмотрите на доску и сформулируйте, чему мы должны научиться сегодня на уроке?
Не откладывай на завтра то что можно сделать сегодня.
Чтобы вернуться к действительности нужно было подойти к камню и прости по нему рукой.
Пейзаж на картине Левитана если печален художник всегда печален тоже.
Ответ: 1) находить главное и придаточное предложения; 2) определять место придаточного, средства его связи с главным; 3) правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, 4) развивать орфографическую зоркость.
Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: выявление обучающимися новых знаний, освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
1)Организация уч-ся по исследованию проблемной ситуации.
- Расставьте ЗП в предыдущий предложениях и сформулируйте определение СПП.
Представьте, что вы СПП, начните свой рассказ: Здравствуйте, рад вас видеть, я СПП… Презентуйте себя, выбрав нужное из данного инструментария. (Придаточное, главное предложение, подчинительный союз, разделительный союз, равноправные предложения, могу стоять внутри главного, интонация, равноправные отношения, соединительные союзы, подчинительные отношения).
- Учащиеся читают теоретический материал на с. 53, обращают внимание на то, что придаточное предложение может относиться к определённому (опорному) слову или словосочетанию, к грамматической основе главного, а иногда ко всему главному предложению.
2)Мини-исследование. Работа в группах.
Разберите предложения, указав:
1)главную и придаточные части;
2)главные члены каждого предложения;
3)слово или часть предложения, к которому относится придаточная часть;
4) объясните знаки препинания.
1) Мальчик всматривался в знакомые места, а ненавистная бричка бежала мимо и оставляла всё позади. За острогами промелькнули чёрные, закопченные кузнецы, за ними уютное зелёное кладбище, обнесённое оградой из булыжника; из-за ограды весело выглядывали белые кресты и памятники, которые прячутся в зелени вишнёвых деревьев и издали кажутся белыми пятнами. Егорушка вспомнил, что, когда цветёт вишня, эти белые пятна мешаются с вишнёвыми цветами в белом море; а когда она спеет, белые памятники и кресты бывают усыпаны багряными, как кровь, точками.
2) Вдруг над самой головой его с страшным, оглушительным треском разломилось небо; он нагнулся и притаил дыхание, ожидая, когда на его затылок и спину посыплются обломки. Глаза его нечаянно открылись, и он увидел, как на его пальцах, мокрых рукавах и струйках, бежавших с рогожи, на токе и внизу на земле вспыхнул и раз пять мигнул ослепительно-едкий свет. Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало и издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева, звуки.
Закрепление материала
Цель: самопроверка умения применять знания в типовых условиях.
1. Конструирование.
Составьте из каждой пары простых предложений сложноподчинённое, определите, что поясняет придаточное в главном предложении.
1) Мы наберём много грибов. Нужно пойти в лес на рассвете.
2) В другой комнате уже топилась печка. Дверь в комнату была отворена.
3) Девушка часами вглядывалась в загадочные письмена. Они сохранились на металле и камне.
4) Воздух был полон особенными звуками и голосами. Эти звуки и голоса можно слышать только весной.
2. Речевая разминка.
Задание: определите характер ошибок и исправьте предложения.
1) Некрасов верил в силу русского народа, из которого вышли многие его герои.
2) Впопыхах охотник прислонил ружьё к дереву, из которого шёл дымок.
3) Бешено мчатся многоводные реки по камням, на берегах которых мелькают новенькие дома.
4) Все школьники уже вернулись с занятий, которые учились во вторую смену.
5) В последние годы наши писатели создали немало таких произведений, где показаны герои Великой Отечественной войны.
Рефлексия.
Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Что осталось ещё не до конца понятным?
-Какие ЗУН, полученные сегодня, пригодятся вам на других уроках?
Домашнее задание: а) § 18, упр. 84; б) выписать из книг, газет, журналов шесть сложноподчинённых предложений, указать, что поясняет придаточное в главном предложении.