«Зимний фестиваль знаний 2025»

Дистанционные материалы. Диктанты по русскому языку с 1 класса по 11 класс ООП.

ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1 КЛАСС ( ООП )

Летом.

Дети едут на дачу. Они будут жить у бабушки Маши. Внучата помогут ей сушить сено. Дети станут бегать в рощу, рвать щавель на лугу.

Грамматические задания

  1. Подчеркнуть в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
  2. Разделить слова на слоги: внучата, сушить, рощу.

ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС ( ООП )

ГРОЗА.

Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые берёзки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Он уходил через поля и леса на юг. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как всё кругом стало радостно!

  1. Написать два слова с такими же корнями, как в словах травка, берёзка.
  2. Синтаксический разбор первого предложения.

ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС ( ООП )

ВЕРНЫЕ СЛЕДЫ.

Шли ребята через лес прямой дорогой. Тропинки замело снегом. Побежали дети по звериным следам и заблудились. Испугались ребята в лесу. Стали кричать и звать на помощь. Молчит зимний лес. Вдруг Никита увидал знакомые следы. Тут пробегала собака. Следы собаки всегда приведут человека к жилью. Так учил мальчика дедушка. Ребятишки направились по следам и вышли на лесную сторожку.

Грамматические задания

  1. Разберите по составу слова: Пробегала, вышли, приведут.
  2. Синтаксический разбор третьего предложения.

ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС ( ООП )

ДРУЖНАЯ ВЕСНА.

Пришла дружная весна. Светит тёплое солнышко. Пушистый снег остался только в тени леса. На лесных озёрах треснул лёд.

Мутная вода затопила низины. Журчат весёлые ручьи. На берёзах надулись маленькие почки. Они пахнут душистой смолой. Скачут ловкие воробьи.

Слова для справок: затопила, пришла.

Грамматическое задание

1.Выписать имя прилагательное вместе с именем существительным, с которым оно связано по смыслу 1 из первой части. ( дружная весна…)

2.Выделить грамматическую основу в 4 предложении.

ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 КЛАСС ( ООП )

Дуб.

Дуб — удивительное дерево. Он распускается позднее других деревьев. Лес стоит зеленый, один дуб чернеет. Но он дольше всех деревьев не сбрасывает листвы осенью. Когда наступает мороз, листья на дубе свертываются в трубочки. Иногда они держатся всю зиму. Молния ударит в него, и все равно весной распустятся на нем зеленые листочки. В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч, зимует летучая мышь. Иногда видишь, что далеко от леса растут молодые дубки. Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подбирала их и забыла о них, а они проросли.

Грамматическое задание

1.Выдели в 4 предложение грамматическую основу.

2.Разбери по составу: подбирала.

ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6 КЛАСС ( ООП )

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Ёлочка становиться похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.

В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходит на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

« Здравствуй, зима!»- радостно говорят люди.

Грамматические задания.

1.Выделите грамматические основы предложений в первом абзаце. (Подлежащее и сказуемое).

2. Разбор слова по составу СНЕЖИНКИ

Ответ:

Состав слова: снеж — корень, ин, к — суффиксы, и — окончание, снежинк — основа слова.

ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 7 КЛАСС ( ООП )

Внезапный вихрь.

Перед вечером небо как-то неожиданно стало быстро расчищаться. Тучи, которые доселе лежали неподвижно ровной пеленой, разорвались. Облака имели разлохмаченный вид, двигались вразброд, навстречу друг другу, и вслед за тем налетел такой шквал, столетние деревья закачались, как слабые тростинки. В воздухе закружилась сухая трава, листва, сорванная с деревьев, и мелкие сучья. Какая-то птица попыталась было бороться с разбушевавшейся стихией, но скоро выбилась из сил. Её понесло куда-то вниз, и она скорее упала, чем опустилась на землю. Внезапно один кедр наклонился и начал медленно падать. Со страшным грохотом рухнул он на землю, увлекая за собой соседний молодняк. В продолжение часа свирепствовал вихрь и затем пал также неожиданно, как начался. В лесу по-прежнему стало тихо.

Грамматические задания.

1.Синтаксический разбор предложения « Со страшным грохотом…».

2.Выписать предложение с причастным оборотом.

Ответ:

Простое, повест, распростр, двусост, полное, невосклиц. осложнено деепричастным оборотом. он-подлеж, выраж. местоим. рухнул-сказуемое, выраж. глаголом на землю=обстоят, выраж. сущ. с грохотом-обстоят, выраж. сущ. страшным-опред, выраж. прилагю увлекая за собой соседний молодняк-обстоят, выраж. деепричастн. оборотом.

ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 8 КЛАСС ( ООП )

Верный друг.

Каждый раз встречала на пристани пароход Людмила Васильевна, жена капитана. Когда–то её муж, капитан парохода Сибирин, привёз ей щенка Руслана. Щенок превратился в великолепного сильного пса, беззаветно преданного хозяйке. Началась война, и из очередного рейса судно не вернулось. Людмила Васильевна, оставшаяся совсем одна, как-то ослабела, превратилась в старушку, одинокую и беспомощную. Руслан, огромный пес, поражавший своим умом, сам ходил на рынок, относил записки соседям. У жены капитана, обожаемой хозяйки Руслана, не оставалось уже ничего: ни продуктов, ни вещей, ни денег. Соседи, хорошие люди, приносили ей кое-что из еды, но собака голодала. Однажды Руслан не вернулся домой. Он прибежал в порт долго смотрел на моряков, работавших на погрузке, потом схватил пакет и понёс его в трюм, затем второй, третий. Прекратившие работу матросы наблюдали за этим. Целый день работал Руслан и получил котелок густого борща с сахарными косточками. Верный друг, Руслан медленно, стараясь не расплескать, понес котелок домой и поставил его перед хозяйкой, дремавшей в кресле. Моряки, отправившиеся вслед за собакой, рассказали ей всё. Каждый день Руслан прибегал в порт, а матросы приносили в дом старой женщине, вдове капитана, два котелка: один - для неё, другой - для Руслана.

Грамматические задания.

  1. Обозначьте морфемы в словах: беспомощную, приносили, прибежал.
  2. Произведите синтаксический разбор предложения «Он прибежал в порт…»

Ответ:

бес (приставка) - помощ (корень) - н (суффикс)

- ую (окончание)

при (приставка) - нос (корень) - ил (суффиксы)

- и (окончание)

при (приставка) - беж (корень) - ал (суффиксы)

Он прибежал в порт долго смотрел на моряков, работавших на погрузке, потом схватил пакет и понёс его в трюм, затем второй, третий.

Предложение простое, распространенное, осложненное однородными сказуемыми и причастным оборотом.

Он (подлежащее)

прибежал (сказуемое)

в порт, долго (обстоятельства)

смотрел (сказуемое)

на моряков (дополнение),

работавших на погрузке (определение),

потом (обстоятельство)

схватил (сказуемое)

пакет (дополнение)

и понес (сказуемое)

его (дополнение)

в трюм (обстоятельство),

затем (обстоятельство)

второй, третий (определения)

ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 9 КЛАСС ( ООП )

Утро в степи.

Ранее весеннее утро – прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, предрассветные тучки. Там сейчас выплывет в огненном зареве солнце. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами. Ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе, невидимые глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила. Кажется, она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.

Грамматические задания.

  1. Обозначьте морфемы в словах: предрассветные, разноцветными, неугомонные.
  2. Подчеркните грамматические основы в 3-х предложениях (по выбору).

Ответ:

ПРЕДРАССВЕТНЫЕ пред - это приставка рас - это приставка свет - это корень н - это суффикс ые - это окончание РАЗНОЦВЕТНЫМИ разн - это корень о - это соединительная гласная цвет - корень н - суффикс ыми - окончание НЕУГОМОННЫЕ не - это приставка у - это приставка гомон - это корень н - суффикс ые - это окончание

ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 9 КЛАСС ( ООП )

Основатель Третьяковской галереи.

Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения искусства, созданные выдающимися художниками России, носит имя Павла Михайловича Третьякова.4

Богатый, хорошо образованный купец, он решил употребить свое богатство на пользу народа. «Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран, - говорил он. – Пора и нам иметь такой же».

Две первые картины, которые были куплены в 1856 году, положили начало этому замечательному собранию. Третьяков тщательно подбирал свою коллекцию. Когда он появлялся на открытии какой-нибудь выставки, сосредоточенный, молчаливый, казалось, что он лишь прислушивается к тому, о чем говорят другие, но художники поражались его метким замечаниям, верным оценкам картин. Если картина нравилась Третьякову, он ее тут же приобретал и никому не уступал.

Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Третьякова. Позже, когда он подарил ее городу Москве, вход был открыт для всех желающих.

Грамматические задания.

Выполните синтаксический разбор предложений.

(Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения)

  1. Третьяковская галерея.

2. Свое богатство он решил употребить на пользу народа​.

Ответ:

Третьяковская галерея.

1. Третьяковская галерея.

~~~~~~~~~~~~~ _______

(прилагательное) (существительное)

2. Свое богатство он решил

~~~~~~ - - ___ ======

(прилаг.) (сущ.) (сущ.)

употребить на пользу народа

---- - -

( cущ. ) (дополнение)

Объяснение:

~~~~ это прилагательное

- - это дополнение

--- существительное

-- глагол

ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 9 КЛАСС ( ООП )

Старый скрипач любил играть3 у подножия памятника3 Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипки музыкант клал на землю; он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише. Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножье памятника, почти рядом с Пушкиным.

(162 слова) (по А. Платонову).

Грамматические задания.

Выполните синтаксический разбор предложения.

(Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения)

Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар.

Ответ:

Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар.

Старик (подлежащее) страдал (сказуемое) от мысли (дополнение), что он (подлежащее) не приносит (сказуемое) людям (дополнение) никакого (определение) добра (дополнение), и поэтому добровольно (обстоятельство) ходил играть (составное глагольное сказуемое) на бульвар (обстоятельство).

Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное.

ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 11 КЛАСС (ООП)

На Чёрном озере.

Однажды мы ночевали на Чёрном озере, в высоких зарослях, около большой кучи старого хвороста.

Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги.

Внезапно у самого борта лодки вынырнула громадная горбатая спина чёрной рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником. Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой. Лодка закачалась. Рыба вынырнула снова. Должно быть, это была гигантская щука. Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть её, как бритвой.

Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой. Мы бросили удить и начали грести к берегу, к своему биваку. Рыба всё время шла рядом с лодкой.

Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздалось визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой. Там, где мы спускали лодку, на берегу, на примятой траве стояла, поджав хвост, волчица с тремя волчатами и выла, подняв морду к небу. Она выла долго и скучно; волчата визжали и прятались за мать. Чёрная рыба снова прошла у самого борта и зацепила пером за весло.

Я бросил в волчицу тяжёлым свинцовым грузилом. Она отскочила и рысцой побежала от берега. И мы увидели, как она пролезла вместе с волчатами в круглую нору в куче хвороста невдалеке от нашей палатки.

Мы высадились, подняли шум, выгнали волчицу из хвороста и перенесли бивак на другое место.

(К. Паустовский. 235 слов) Бива́к - оборудованное место расположения людей на отдых (днёвку, ночёвку и так далее) в условиях естественной природной среды.

Грамматические задания.

1.Фонетический разбор слова:

Гигантская

2.Разобрать слова по составу:

Прибрежные

3.Синтаксический разбор предложения:

Мы высадились, подняли шум, выгнали волчицу из хвороста и перенесли бивак на другое место.

Ответ:

1.Гигантская

г — [г'] — согласный, парный звонкий, парный мягкий и — [и] — гласный, безударный г — [г] — согласный, парный звонкий, парный твёрдый а — [а] — гласный, ударный н — [н] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый т — [ц:] — согласный, непарный глухой, непарный твёрдый с — [] — не обозначает звука к — [к] — согласный, парный глухой, парный твёрдый а — [а] — гласный, безударный я — [й'] — согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий [а] — гласный, безударный

В слове 10 букв и 9 звуков.

2.

прибрежный

Части слова: при/бреж/н/ый Состав слова: при — приставка, бреж — корень, н — суффикс, ый — окончание, прибрежн — основа слова.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1 КЛАСС ( ООП )




Летом.

Дети едут на дачу. Они будут жить у бабушки Маши. Внучата помогут ей сушить сено. Дети станут бегать в рощу, рвать щавель  на лугу .

 Грамматические задания

  1. Подчеркнуть в словах сочетания  жи-ши, ча-ща, чу-щу.

  2. Разделить слова на слоги:    внучата, сушить, рощу.


ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС ( ООП )



ГРОЗА.

Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли. На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые берёзки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Он уходил через поля и леса на юг. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как всё кругом стало радостно!

  1. Написать два слова с такими же корнями, как в словах травка, берёзка.

  2. Синтаксический разбор первого предложения.

ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАСС ( ООП )



ВЕРНЫЕ СЛЕДЫ.

     Шли ребята через лес прямой дорогой. Тропинки замело снегом. Побежали дети по звериным следам и заблудились. Испугались ребята в лесу. Стали кричать и звать на помощь. Молчит зимний лес. Вдруг Никита увидал знакомые следы. Тут пробегала собака. Следы собаки всегда приведут человека к жилью. Так учил мальчика дедушка. Ребятишки направились по следам и вышли на лесную сторожку.

Грамматические задания



    1. Разберите по составу слова: Пробегала, вышли, приведут.

    2. Синтаксический разбор третьего предложения.






ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС ( ООП )



ДРУЖНАЯ ВЕСНА.

    Пришла дружная весна. Светит тёплое солнышко. Пушистый снег остался только в тени леса. На лесных озёрах треснул лёд.

    Мутная вода затопила низины. Журчат весёлые ручьи. На берёзах надулись маленькие почки. Они пахнут душистой смолой.  Скачут ловкие воробьи.

Слова для справок: затопила, пришла.

Грамматическое задание

1.Выписать имя прилагательное вместе с именем существительным, с которым оно связано по смыслу 1 из первой части. ( дружная весна…)

2.Выделить грамматическую основу в 4 предложении.














ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 КЛАСС ( ООП )



Дуб.

Дуб — удивительное дерево. Он распускается позднее других деревьев. Лес стоит зеленый, один дуб чернеет. Но он дольше всех деревьев не сбрасывает листвы осенью. Когда наступает мороз, листья на дубе свертываются в трубочки. Иногда они держатся всю зиму. Молния ударит в него, и все равно весной распустятся на нем зеленые листочки. В дубовой роще ночью кормятся желудями кабаны, а в дупле живет сыч, зимует летучая мышь. Иногда видишь, что далеко от леса растут молодые дубки. Ветер не мог занести туда тяжелые желуди. Это сойка осенью подбирала их и забыла о них, а они проросли.



Грамматическое задание



1.Выдели в 4 предложение грамматическую основу.

2.Разбери по составу: подбирала.













ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6 КЛАСС ( ООП )




      Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

      Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что их не узнаешь. Ёлочка становиться похожей на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверюшек.

     В предзимние дни не сидится дома. Путешественники разных возрастов выходит на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

   « Здравствуй, зима!»- радостно говорят люди.



Грамматические задания.


1.Выделите грамматические основы предложений в первом абзаце. (Подлежащее и сказуемое).


2. Разбор слова по составу СНЕЖИНКИ









Ответ:

Состав слова: снеж — корень, ин, к — суффиксы, и — окончание, снежинк — основа слова.












































ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 7 КЛАСС ( ООП )



Внезапный вихрь.


        Перед вечером небо как-то неожиданно стало быстро расчищаться. Тучи, которые доселе лежали неподвижно ровной пеленой, разорвались. Облака имели разлохмаченный вид, двигались вразброд, навстречу друг другу, и вслед за тем налетел такой шквал, столетние деревья закачались, как слабые тростинки. В воздухе закружилась сухая трава, листва, сорванная с деревьев, и мелкие сучья. Какая-то птица попыталась было бороться с разбушевавшейся стихией, но скоро выбилась из сил. Её понесло куда-то вниз, и она скорее упала, чем опустилась на землю. Внезапно один кедр наклонился и начал медленно падать. Со страшным грохотом рухнул он на землю, увлекая за собой соседний молодняк. В продолжение часа свирепствовал вихрь и затем пал также неожиданно, как начался. В лесу по-прежнему стало тихо.


Грамматические задания.



1.Синтаксический разбор предложения « Со страшным грохотом…».

2.Выписать предложение с причастным оборотом.









Ответ:

Простое, повест, распростр, двусост, полное, невосклиц. осложнено деепричастным оборотом.

он-подлеж, выраж. местоим.

рухнул-сказуемое, выраж. глаголом

на землю=обстоят, выраж. сущ.

с грохотом-обстоят, выраж. сущ.

страшным-опред, выраж. прилагю

увлекая за собой соседний молодняк-обстоят, выраж. деепричастн. оборотом.




















ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 8 КЛАСС ( ООП )


Верный друг.


Каждый раз встречала на пристани пароход Людмила Васильевна, жена капитана. Когда–то её муж, капитан парохода Сибирин, привёз ей щенка Руслана. Щенок превратился в великолепного сильного пса, беззаветно преданного хозяйке.          Началась война, и из очередного рейса судно не вернулось. Людмила Васильевна, оставшаяся совсем одна, как-то ослабела, превратилась в старушку, одинокую и беспомощную. Руслан, огромный пес, поражавший своим умом, сам ходил на рынок, относил записки соседям. У жены капитана, обожаемой хозяйки Руслана, не оставалось уже ничего: ни продуктов, ни вещей, ни денег. Соседи, хорошие люди, приносили ей кое-что из еды, но собака голодала. Однажды Руслан не вернулся домой. Он прибежал в порт  долго смотрел на моряков, работавших на погрузке, потом  схватил пакет и понёс его в трюм, затем второй, третий. Прекратившие работу матросы наблюдали за этим. Целый день работал Руслан и получил котелок густого борща с сахарными косточками. Верный друг, Руслан медленно, стараясь не расплескать, понес котелок домой и поставил его перед хозяйкой, дремавшей в кресле. Моряки, отправившиеся вслед за собакой, рассказали ей всё. Каждый день Руслан прибегал в порт, а матросы приносили в дом старой женщине, вдове капитана, два котелка: один - для неё, другой - для Руслана.


Грамматические задания.


  1. Обозначьте морфемы в словах: беспомощную, приносили, прибежал.

  2.  Произведите синтаксический разбор предложения «Он прибежал в порт…»

Ответ:


бес (приставка) - помощ (корень) - н (суффикс)

- ую (окончание)

при (приставка) - нос (корень) - ил (суффиксы)

- и (окончание)

при (приставка) - беж (корень) - ал (суффиксы)



Он прибежал в порт  долго смотрел на моряков, работавших на погрузке, потом  схватил пакет и понёс его в трюм, затем второй, третий.



Предложение простое, распространенное, осложненное однородными сказуемыми и причастным оборотом.

Он (подлежащее)

прибежал (сказуемое)

в порт, долго (обстоятельства)

смотрел (сказуемое)

на моряков (дополнение),

работавших на погрузке (определение),

потом (обстоятельство)

схватил (сказуемое)

пакет (дополнение)

и понес (сказуемое)

его (дополнение)

в трюм (обстоятельство),

затем (обстоятельство)

второй, третий (определения)






ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 9 КЛАСС ( ООП )


Утро в степи.


        Ранее весеннее утро – прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, предрассветные тучки. Там сейчас выплывет в огненном зареве солнце. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами. Ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе, невидимые глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила. Кажется, она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами.


Грамматические задания.


  1. Обозначьте морфемы в словах: предрассветные, разноцветными,  неугомонные.

  2.  Подчеркните грамматические основы в 3-х предложениях (по выбору).





Ответ:


ПРЕДРАССВЕТНЫЕ
пред - это приставка
рас - это приставка
свет - это корень
н - это суффикс
ые - это окончание


РАЗНОЦВЕТНЫМИ
разн - это корень
о - это соединительная гласная
цвет - корень
н - суффикс
ыми - окончание

НЕУГОМОННЫЕ
не - это приставка
у -  это приставка
гомон - это корень
н - суффикс
ые - это окончание
















ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 9 КЛАСС ( ООП )


Основатель Третьяковской галереи.


Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения искусства, созданные выдающимися художниками России, носит имя Павла Михайловича Третьякова.4

Богатый, хорошо образованный купец, он решил употребить свое богатство на пользу народа. «Во всех европейских странах есть богатые музеи, где собраны творения лучших художников этих стран, - говорил он. – Пора и нам иметь такой же».

Две первые картины, которые были куплены в 1856 году, положили начало этому замечательному собранию. Третьяков тщательно подбирал свою коллекцию. Когда он появлялся на открытии какой-нибудь выставки, сосредоточенный, молчаливый, казалось, что он лишь прислушивается к тому, о чем говорят другие, но художники поражались его метким замечаниям, верным оценкам картин. Если картина нравилась Третьякову, он ее тут же приобретал и никому не уступал.

Сначала для осмотра галереи требовалось разрешение самого Третьякова. Позже, когда он подарил ее городу Москве, вход был открыт для всех желающих.


Грамматические задания.


Выполните синтаксический разбор предложений.

(Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения)


  1. Третьяковская галерея.


2. Свое богатство он решил употребить на пользу народа​.

Ответ:

Третьяковская галерея.


1. Третьяковская галерея.

~~~~~~~~~~~~~ _______

(прилагательное) (существительное)


2. Свое богатство он решил

~~~~~~ - - - - - - - - ___ ======

(прилаг.) (сущ.) (сущ.)


употребить на пользу народа


------------------- - - - - - - - - - - - - - -

( cущ. ) (дополнение)


Объяснение:


~~~~ это прилагательное


- - - - это дополнение


------------ существительное


------------ глагол












ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 9 КЛАСС ( ООП )





Старый скрипач любил играть3 у подножия памятника3 Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипки музыкант клал на землю; он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише. Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножье памятника, почти рядом с Пушкиным.

(162 слова) (по А. Платонову).


Грамматические задания.


Выполните синтаксический разбор предложения.

(Подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения)

Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар.



Ответ:

Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар.






Старик (подлежащее) страдал (сказуемое) от мысли (дополнение), что он (подлежащее) не приносит (сказуемое) людям (дополнение) никакого (определение) добра (дополнение), и поэтому добровольно (обстоятельство) ходил играть (составное глагольное сказуемое) на бульвар (обстоятельство).

Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное.

























ДИКТАНТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 11 КЛАСС (ООП)

На   Чёрном   озере.

       Однажды мы ночевали на Чёрном озере, в высоких зарослях, около большой кучи старого хвороста.

      Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги.

      Внезапно у самого борта лодки вынырнула громадная горбатая  спина чёрной рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником. Рыба нырнула и прошла под резиновой лодкой. Лодка закачалась. Рыба вынырнула снова. Должно быть, это была гигантская щука. Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть её, как бритвой.

     Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой. Мы бросили удить и начали грести к берегу, к своему биваку. Рыба всё время шла рядом с лодкой.

     Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздалось визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой. Там, где мы спускали лодку, на берегу, на примятой траве стояла, поджав хвост, волчица с тремя волчатами и выла, подняв морду к небу. Она выла долго и скучно; волчата визжали и прятались за мать. Чёрная рыба снова прошла у самого борта и зацепила пером за весло.

     Я бросил в волчицу тяжёлым свинцовым грузилом. Она отскочила и рысцой побежала от берега. И мы увидели, как она пролезла вместе с волчатами в круглую нору в куче хвороста невдалеке от нашей палатки.

     Мы высадились, подняли шум, выгнали волчицу из хвороста и перенесли бивак на другое место.

(К. Паустовский. 235 слов)  Бива́к - оборудованное место расположения людей на отдых (днёвку, ночёвку и так далее) в условиях естественной природной среды.

Грамматические задания.

 

1.Фонетический разбор слова:


Гигантская  


2.Разобрать слова по составу:


Прибрежные

 

3.Синтаксический разбор предложения:


Мы высадились, подняли шум, выгнали волчицу из хвороста и перенесли бивак на другое место.

 



























Ответ:

1.Гигантская  

г — [г'] — согласный, парный звонкий, парный мягкий
и — [и] — гласный, безударный
г — [г] — согласный, парный звонкий, парный твёрдый
а — [а] — гласный, ударный
н — [н] — согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый
т — [ц:] — согласный, непарный глухой, непарный твёрдый
с — [] —  не обозначает звука
к — [к] — согласный, парный глухой, парный твёрдый
а — [а] — гласный, безударный
я — [й'] — согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий
[а] — гласный, безударный

В слове 10 букв и 9 звуков.

2.

прибрежный

Части слова: при/бреж/н/ый
Состав слова:
при — приставка,
бреж — корень,
н — суффикс,
ый — окончание,
прибрежн — основа слова.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее