«Весенне-летний фестиваль знаний 2025»

Тема: «Создание коррекционно-развивающего пространства на занятиях по АДООП «Друзья природы»

Сообщение содержит информацию о коррекционно-развивающем пространстве, об оптимальных, комплексных условиях для формирования у детей с ОВЗ жизненно важных компетенций, которые помогут им войти и самостоятельно проживать в социальном пространстве.Также о специфике занятий по программе дополнительного образования «Друзья природы». Занятия для детей с ОВЗ проводятся не только в классе, но и во дворе школы, в парке, в местах общего пользования. Дети наблюдают за природой, деятельностью окружающих людей, учатся вести себя согласно общепринятым нормам поведения. Вся работа на занятиях, строится опираясь на жизненный опыт и возможности детей. Для ребят подбирается материал, который будет интересен и необходим для формирования и накопления опыта социального поведения.

Олимпиады: Всеобщая история 5 - 11 классы

Содержимое разработки

СООБЩЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

ПЕДАГОГОВ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ТЕМА: «СОЗДАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АДООП «ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»

Под коррекционно-развивающим  пространством понимается специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребенка с ОВЗ, но и пространство направленное на развитие творческой личности ребенка.

К основным базовым компонентам коррекционно-развивающего пространства относятся:

- природное окружение и его объекты;

- культурно-дизайнерское оборудование и атрибутика;

- игры и игрушки;

- коррекционно-развивающие дидактические игры и тренинги;

- игры - театрализации;

- дидактические пособия.

Требования к коррекционно- развивающему пространству:

  • Трансформируемость - это возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации.

  • Доступность

  • Безопасность - соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надежности  и качества

Основной целью обучения детей с ОВЗ на занятиях «Друзья природы» является создание условий для расширения творческих возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

При организации работы на занятиях в нашей группе учитываются следующие условия:

место организации для занятий должно быть комфортным для ребенка;

ребенок имеет право выбирать вид работы и осуществлять ее в индивидуальном темпе;

педагог и ребенок имеют равные, партнерские отношения;

не используются требования, принуждение, указания, команды;

исключается любая критика и оценивание действий и поведения ребенка;

ребенок вправе отказаться от выполнения некоторых заданий, заменив их

другими.

Работа с детьми предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят.

Программа «Друзья природы» предполагает развитие у детей наблюдательности, внимания, самостоятельности и творчества. Данная программа предполагает обучение в игровой форме. При проведении занятий ребята рисуют, работают с гербарными папками, составляют композиции, что способствует развитию творческих способностей детей.

Педагог направляет личность каждого ребенка по его возможностям. Консультируется с классным руководителем, психологом, определяет пути коррекции при работе с каждым ребенком, выбирая индивидуальные направления коррекционной работы. Так основными коррекционными направлениями на занятиях являются: коррекция мелкой моторики, познавательных процессов, формирование аналитико - синтетической деятельности, развитие пространственной ориентации, цветочувствительности.

Учащиеся с ОВЗ учатся работать по инструкции, плану, индивидуальному маршруту. В результате формируются навыки самоконтроля и самоанализа выполненной работы. Педагог дополнительного образования с каждым ребенком работает индивидуально, не поторапливая, а следуя его темпу. На занятиях используется и помощь детей, которые успешно справляются с программой. Такая совместная работа благоприятно влияет и на сильного и на слабого ученика. Дети учатся общаться, работать в паре, микрогруппах, оказывать и принимать помощь со стороны.

Важным аспектом обучения детей с умеренной умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Содержание программы «Друзья природы» представлено следующими разделами: «Взаимоотношение человека и природы», «Природа нашего края», «Человек – часть природы», «Весна и весенние работы».

В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы, о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых в осенне-весенний период по сбору природного материала, уходу за растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: сбор, посадка, полив, уход за растениями. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.

Формирование представлений должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, дерево: его строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов (рюкзак, дерево, мяч). Затем ребенок знакомится с разными видами деревьев (береза, ель, сосна, дуб яблоня, слива, вишня), учится их различать, объединять в группы (хвойные/лиственные). Ребенок получает представление о значении деревьев в природе и жизни человека, о способах ухода за ними (побелка ствола, обрезка веток, вскапывание почвы вокруг дерева, сбор урожая).

Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса воспитанников и т. д.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно – ролевые игры, беседы.

На занятиях мы используем:

- различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, макеты, иллюстрации);

- схемы и алгоритмы действий;

- чтение произведений, рассказывание сказок, описательные рассказы, работа по серии картинок, по сюжетным картинкам.

Специфика занятий по программе дополнительного образования «Друзья природы» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и во дворе школы, в парке, в местах общего пользования. Ребятам очень интересны интерактивные экскурсии, игровые конкурсы, коллективные практические работы. Дети наблюдают за природой, деятельностью окружающих людей, учатся вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

Вся работа на занятиях, строится, опираясь   на жизненный опыт и возможности детей. Для ребят подбирается материал, который будет интересен и необходим для формирования и накопления опыта социального поведения.

Подводя итог, можно сказать, что коррекционно-развивающее пространство — это создание оптимальных, комплексных условий для формирования у детей с ОВЗ жизненно важных компетенций, которые помогут им войти и самостоятельно проживать в социальном пространстве.









Скачано с www.znanio.ru

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее