Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные
Цели урока:
актуализировать знания о частях речи, имени существительном (собственные и нарицательные имена существительные)
дать понятие одушевленных и неодушевленных предметов;
формировать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
развивать память, внимание, мышление, орфографическую зоркость;
воспитывать любовь к Родине, к русскому языку.
Задачи урока:
познакомить обучающихся с понятиями «одушевленные», «неодушевленные» существительные,
научить применять новые термины при распознавании имен существительных;
формировать умение ставить вопросы к именам существительным;
способствовать развитию мышления, памяти, внимания;
воспитывать умение общаться со сверстниками и оценивать себя.
Ход урока.
Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности
- Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
- Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение .
- Вы все готовы к уроку? Садитесь, пожалуйста.
- Откройте тетради. Запишем сегодняшнее число.
Словарная работа
- Ребята, отгадайте пожалуйста загадки.
-
С хозяином дружит
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком. (собака)
-
Светит, сверкает, всех согревает. (солнце)
-
Его весной и летом
Мы видели одетым
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки (дерево)
-
Жёлтенькое брюшко –
Воробья подружка. (синица)
-
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой рукой не возьмёшь,
А зовется это… (Ёж)
6. Рыжая с пушистым хвостом,
Живёт в лесу под кустом. (лисица)
7. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява
Кто любит щи, меня ищи… (капуста)
(Картинки)
Актуализация знаний об имени существительном.
- Полина, из чего состоит наша речь? (из слов)
- И разные слова относятся к разным частям речи.
- Давай проверим, насколько хорошо ты их знаешь. Я тебе назову слова, тебе нужно определить к какой части речи они относятся:
ЗИМА, СНЕЖНАЯ, УЗОР, ПРИШЛА, БЕЛЫЙ, ПАДАЕТ.
- К какой части речи относятся эти слова (картинки на доске)?
(Это имена существительные).
- Правильно, это имена существительные. Что обозначают имена существительные? (Предметы.)
- Что мы с вами уже знаем об имени существительном?
(Бывают собственные и нарицательные)
- С какой буквы пишутся собственные имена? (с большой)
- Как называется страна в которой мы живем? С какой буквы мы будем писать Республика Беларусь?
- Как называется город в котором вы живете? С какой буквы пишется название нашего города? (Минск)
- Какие еще города Республики Беларусь вы знаете? (Витебск, Могилев, Гомель, Брест, Гродно)
- Почему мы должны изучать нашу страну? (потому что это наша Родина)
Работа по теме.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Будем выполнять разные задания и двигаться по станциям к финишу.
- Начнем.
Станция№1. (Задания выполняется совместно)
- Сегодня на уроке мы еще кое-что узнаем об именах существительных.
- На какие вопросы отвечают имена существительные? (КТО? ЧТО?)
- Давайте попробуем определить на какой вопрос отвечает?
ПЕНАЛ ЛОШАДЬ
МАШИНА ДЕВОЧКА
СНЕГ ВОРОНА
КОСА ЗАЯЦ
(работа у доски)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(кинезиологические упражнения)
Станция № 2. «Одна семья»
В каждой строчке содержатся однокоренные слова, кроме одного.
Найдите это лишнее слово и вычеркните его.
За правильно выполненное задание получаем наклейку.
Маленький, малявка, маляр, малыш.
Гроза, грозный, гроздь, грозовой.
Конница, конник, подоконник, конюшня.
Лень, лентяй, лента, ленивец.
Слова вывешиваем на доску, объясняем смысл и составляем предложение.
Станция № 3. «Грамматическая математика»
- Решите примеры:
-
Ба + бочка = (бабочка)
-
До + клад = (доклад)
-
Кабан – ан + лук = (каблук)
-
Автор – р + мода – да + бильярд – ярд = (автомобиль)
- Получившиеся слова записываем в тетрадь. Наклейка за правильно выполненное задание.
Станция № 4. « Одушевлённые и не одушевленные»
За верно выполненное задание получаете ключ, на работу 6 минут.
Распределите данные слова по группам.
Компьютер, вратарь, русалка, стадо, комар, рука, щётка, судья, кукла, перепёлка, народ, туман, волк, учитель, счастье, заяц, жизнь, старость, сторож, кенгуру.
Одушевлённые | Неодушевлённые |
|
|
Станция № 5. «Сложные слова»
Из частей собери сложные слова, вставь соединительную гласную и выдели корень
За каждый верный ответ - жетон.
-
Лёд колоть (ледокол)
-
дрова рубить (дроворуб)
-
мясо рубить (мясорубка)
-
книга любить (книголюб)
-
вода возить (водовоз)
-
сено косить (сенокос)
-
земля копать (землекоп)
-
кислое молоко (кисломолочный)
-
сам варит (самовар)
-
синие глаза (синеглазый)
Гимнастика для глаз
Обобщение, подведение итогов
Задание на карточке с зелёным кружочком. «Четвертый» лишний. Вычеркнуть лишнее слово в каждом ряду слов.
1) Стол, яблоня, котёнок, линейка, ягода.
2) Гнездо, птица, комар, собака, бабочка.
3) Дом, берёза, машина, мальчик, цветок.
- Признаки какой части речи мы изучаем?
- Какой признак имени существительного мы сегодня вспоминали?
- А теперь давайте посчитаем наклейки.
- Выставление оценок.
Домашнее задание
Рефлексия
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
Что понравилось?
Было ли сложно?