№ урока: 24
Дата: 12.10.17
Тема: Грамматические признаки имени существительного
Цели: Актуализировать и закреплять ЗУН учащихся о грамматических признаках имени существительного. Совершенствовать навыки работы в различных видах деятельности. Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе, умение работать в группе, умение проводить рефлексию своей деятельности и деятельности одноклассников.
Ожидаемый результат: уметь определять признаки имен существительных, классифицировать имена существительные.
Ход урока:
ВЫЗОВ
Эмоциональный настрой
Итак, друзья, внимание!
Вновь прозвенел звонок.
Тихо сели девочки, ещё тише мальчики.
Работа в тетради
Число
Классная работа
Минутка чистописания
- Догадайтесь, какие буквы будем писать на чистописании
Груз, замазка, арбуз, повязка.
- Прочитайте слова. Что вы заметили? Как произносится парный согласный в слове? Какой звук слышится?
- Пропишите по образцу пол строчки.
Зсз Сзс
Целеполагание
- По какому признаку можно объединить эти слова? (Эти слова обозначают предметы)
- К какой части речи относятся данные слова? (к имени существительному)
– Сформулируйте тему урока.
– Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем об имени существительном.
Вспомним некоторые грамматические признаки имени существительного.
Конечно же за один урок мы с вами не сможем вспомнить все грамматические признаки имени существительного, но некоторые из них мы постараемся вспомнить.
Стратегия «Закончи предложение»
Имя существительное − это…
часть речи
Имя существительное обозначает…
предмет
Имя существительное отвечает на вопросы…
кто? что?
Имена существительные бывают …
одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными
Имена существительные изменяются …
по числам
Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос…
кто?
Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос…
что?
Имена собственные пишутся с …
заглавной буквы
2. ОСМЫСЛЕНИЕ
ГР работа
И г р а «Исключите лишнее».
Учащиеся в каждой строке из всего набора слов должны найти и исключить «лишнее», аргументировав свой выбор.
Человек, белка, камень, мама.
Муравей, книга, стакан, ужин.
Обезьяна, учитель, дорога, соседка.
– Что они обозначают данные слова? (Предметы.)
– На какие вопросы отвечают данные слова?
- Назовите признаки, которые мы определяли у существительного?
По данным словам определите следующий признак имени существительного
Мария, стул, Астана, Иртыш, Гайдар, котенок, машина.
- А сейчас давайте вспомним, какие существительныее относятся к именам собственным? ( географические, клички животных, названия газет, журналов, и др.названия)
− Как же называются остальные существительные, которые пишутся с маленькой буквы. (нарицательные)
− А теперь потренируемся в определении нарицательных и собственных имён существительных.
(Девочки выписывают имена собственные, а мальчики нарицательные.)
Даурен, машина, девочка, Айнур, Казахстан, ёжик, Семилетка, учебник, Пушкин, дворец, ученик, Павлодар, Барсик, ваза, Балхаш. (проверка.)
− Ребята, а у нас в классе есть предметы, которые обозначают имена собственные?
– А чем слово Адиль отличается от слова Аружан?
− Вот мыс вами подошли к ещё одному признаку имени существительного, определение рода.
- Что вы знаете о роде имен существительных?
- Как же мы определяем род у имени существительного (при помощи слова-помощника) Назовите эти слова.
ПР работа
Задание: Найдите пару, определите род у существительного
Белая Окно (______)
серебристый календарь (______)
глубокое береза (______)
пушистое берег (_______)
крутой иней (______)
настенный мышь (______)
чистое озеро (________)
серая облако (_______)
Физминутка
ИГРА «Определи род»
(- Ребята! Вы любите играть? Я очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу.
(учитель называет слова. Если м .р. , меняются мальчики, если ж.р.- девочки, если с.р. – все стоят на месте )
Слова: ветер, трава, окно, листопад, мышка, солнце, гора, стакан, конфета, снег, пальто.
А теперь посмотрите на картинку и попробуйте определить о каком следующем признаке имени существительного идёт речь?
- Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное.
- А как вы определите число имени существительного?
- правильно ребята.
- Но существуют такие имена существительные, которые употребляются только в ед. ч. или только во мн. ч.
- О них мы с вами будем говорить на других уроках.
СМ работа. Работа на карточках.
Задание: Заполни таблицу, используя данные слова: ребенок, яблоки, озеро, камыши, лестница, ключи, река, книги, земляника, сосны.
Ед. ч | Мн.ч. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. РЕФЛЕКСИЯ
Итог
- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.
А теперь я хочу проверить, как вы усвоили материал по теме «Грамматические признаки имени существительного»
Игра «Топни- хлопни»
- Если согласны с утверждением, то хлопаете, если не согласны топаете.
- Условие понятно? Тогда начинаем.
1. На уроке мы проходили грамматические признаки имени прилагательного (-)
2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? (+).
3. Слова яблоня, поле – это одушевлённые существительные (-).
4. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы (+)
5. Небо – это существительное мужского рода (-)
6. Существительное коробка ед.ч. (+)
Рефлексия
- Я хочу спросить, кто может сегодня про себя сказать:
- Я молодец…
- Я старался, но мне помогали…
- Теперь я смогу…
- А мне понравились ваши устные ответы сегодня на уроке, понравилось, как многие из вас работали.
- Оценки за сегодняшний урок я вам скажу чуть позже.
- Запишите д/з стр 46 упр 116
- Всем спасибо. Урок окончен.
Самоонализ урока
Тема: Грамматические признаки имени существительного
Цели: Актуализировать и закреплять ЗУН учащихся о грамматических признаках имени существительного. Совершенствовать навыки работы в различных видах деятельности. Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе, умение работать в группе, умение проводить рефлексию своей деятельности и деятельности одноклассников.
Для достижения цели урока была организована фронтальная, групповая (парная), индивидуальная работа.
Применение фронтальной и индивидуальной работы способствовало проявлению индивидуальных качеств и инициативы каждого ученика, учит обучающихся слушать и слышать, выбирать верное решение.
Использование групповой (парной) работы позволяет решить следующие:
понимание материала, познавательную активность уч- ся;
меняется характер взаимоотношений между обучающимися, исчезает безразличие;
На уроке были использованы следующие методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесный, практический.
Мною использована технология развития критического мышления.
Учащиеся были активны. Материал усвоен, так как дети смогли применить полученные знания при закреплении материала. На уроках я стараюсь развивать самостоятельность учащихся.
На данном уроке присутствовала доброжелательная обстановка. В работу старалась вовлечь всех учащихся. При этом диалог на уроке проходил не только между учителем и учениками, но и учеников друг с другом, что способствует формированию у детей коммуникативной грамотности, которая поможет им в дальнейшем успешном обучении.
Во время рефлексии были подведен итог урока и сделана самооценка работы на уроке.
Образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока решались в комплексе. В итоге считаю, что урок достиг своей цели.