«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

КСП Грамматические признаки имени существительного

№ урока: 24

Дата: 12.10.17

Тема: Грамматические признаки имени существительного

Цели: Актуализировать и закреплять ЗУН учащихся о грамматических признаках имени существительного. Совершенствовать навыки работы в различных видах деятельности. Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе, умение работать в группе, умение проводить рефлексию своей деятельности и деятельности одноклассников.

Ожидаемый результат: уметь определять признаки имен существительных, классифицировать имена существительные.

Ход урока:

  1. ВЫЗОВ
  2. Эмоциональный настрой

Итак, друзья, внимание!

Вновь прозвенел звонок.

Тихо сели девочки, ещё тише мальчики.

  • Работа в тетради

Число

Классная работа

Минутка чистописания

- Догадайтесь, какие буквы будем писать на чистописании

Груз, замазка, арбуз, повязка.

- Прочитайте слова. Что вы заметили? Как произносится парный согласный в слове? Какой звук слышится?

- Пропишите по образцу пол строчки.

Зсз Сзс

  • Целеполагание

- По какому признаку можно объединить эти слова? (Эти слова обозначают предметы)

- К какой части речи относятся данные слова? (к имени существительному)

– Сформулируйте тему урока.

– Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем об имени существительном.

Вспомним некоторые грамматические признаки имени существительного.

- Конечно же за один урок мы с вами не сможем вспомнить все грамматические признаки имени существительного, но некоторые из них мы постараемся вспомнить.

  • Стратегия «Закончи предложение»
  1. Имя существительное − это…

часть речи

  1. Имя существительное обозначает…

предмет

  1. Имя существительное отвечает на вопросы…

кто? что?

  1. Имена существительные бывают …

одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными

  1. Имена существительные изменяются …

по числам

  1. Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос…

кто?

  1. Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос…

что?

  1. Имена собственные пишутся с …

заглавной буквы

2. ОСМЫСЛЕНИЕ

  • ГР работа

И г р а «Исключите лишнее».

Учащиеся в каждой строке из всего набора слов должны найти и исключить «лишнее», аргументировав свой выбор.

Человек, белка, камень, мама.

Муравей, книга, стакан, ужин.

Обезьяна, учитель, дорога, соседка.

– Что они обозначают данные слова? (Предметы.)

– На какие вопросы отвечают данные слова?

- Назовите признаки, которые мы определяли у существительного?

  • По данным словам определите следующий признак имени существительного

Мария, стул, Астана, Иртыш, Гайдар, котенок, машина.

- А сейчас давайте вспомним, какие существительныее относятся к именам собственным? ( географические, клички животных, названия газет, журналов, и др.названия)

− Как же называются остальные существительные, которые пишутся с маленькой буквы. (нарицательные)

− А те­перь по­тре­ни­ру­ем­ся в опре­де­ле­нии на­ри­ца­тель­ных и соб­ствен­ных имён су­ще­стви­тель­ных.

(Девочки выписывают имена собственные, а мальчики нарицательные.)

Даурен, машина, девочка, Айнур, Казахстан, ёжик, Семилетка, учебник, Пушкин, дворец, ученик, Павлодар, Барсик, ваза, Балхаш. (проверка.)

− Ребята, а у нас в классе есть предметы, которые обозначают имена собственные?

– А чем слово Адиль отличается от слова Аружан?

− Вот мыс вами подошли к ещё одному признаку имени существительного, определение рода.

- Что вы знаете о роде имен существительных?

- Как же мы определяем род у имени существительного (при помощи слова-помощника) Назовите эти слова.

  • ПР работа

Задание: Найдите пару, определите род у существительного

Белая Окно (______)

серебристый календарь (______)

глубокое береза (______)

пушистое берег (_______)

крутой иней (______)

настенный мышь (______)

чистое озеро (________)

серая облако (_______)

  • Физминутка

ИГРА «Определи род»

(- Ребята! Вы любите играть? Я очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу.

(учитель называет слова. Если м.р., меняются мальчики, если ж.р.- девочки, если с.р. – все стоят на месте )

Слова: ветер, трава, окно, листопад, мышка, солнце, гора, стакан, конфета, снег, пальто.

  • А теперь посмотрите на картинку и попробуйте определить о каком следующем признаке имени существительного идёт речь?

- Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное.

- А как вы определите число имени существительного?

- правильно ребята.

- Но существуют такие имена существительные, которые употребляются только в ед. ч. или только во мн. ч.

- О них мы с вами будем говорить на других уроках.

СМ работа. Работа на карточках.

Задание: Заполни таблицу, используя данные слова: ребенок, яблоки, озеро, камыши, лестница, ключи, река, книги, земляника, сосны.

Ед. ч

Мн.ч.

3. РЕФЛЕКСИЯ

  • Итог

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог. А теперь я хочу проверить, как вы усвоили материал по теме «Грамматические признаки имени существительного»

  • Игра «Топни- хлопни»

- Если согласны с утверждением, то хлопаете, если не согласны топаете.

- Условие понятно? Тогда начинаем.

1. На уроке мы проходили грамматические признаки имени прилагательного (-) 2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? (+).

3. Слова яблоня, поле – это одушевлённые существительные (-). 4. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы (+)

5. Небо – это существительное мужского рода (-)

6. Существительное коробка ед.ч. (+)

  • Рефлексия

- Я хочу спросить, кто может сегодня про себя сказать:

- Я молодец… - Я старался, но мне помогали… - Теперь я смогу…

- А мне понравились ваши устные ответы сегодня на уроке, понравилось, как многие из вас работали.

- Оценки за сегодняшний урок я вам скажу чуть позже.

- Запишите д/з стр 46 упр 116 - Всем спасибо. Урок окончен.

Самоонализ урока

Тема: Грамматические признаки имени существительного

Цели: Актуализировать и закреплять ЗУН учащихся о грамматических признаках имени существительного. Совершенствовать навыки работы в различных видах деятельности. Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе, умение работать в группе, умение проводить рефлексию своей деятельности и деятельности одноклассников.

Для достижения цели урока была организована фронтальная, групповая (парная), индивидуальная работа.

Применение фронтальной и индивидуальной работы способствовало проявлению индивидуальных качеств и инициативы каждого ученика, учит обучающихся слушать и слышать, выбирать верное решение.

Использование групповой (парной) работы позволяет решить следующие:

  • понимание материала, познавательную активность уч- ся;
  • меняется характер взаимоотношений между обучающимися, исчезает безразличие;

На уроке были использованы следующие методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесный, практический.

Мною использована технология развития критического мышления.

Учащиеся были активны. Материал усвоен, так как дети смогли применить полученные знания при закреплении материала. На уроках я стараюсь развивать самостоятельность учащихся.

На данном уроке присутствовала доброжелательная обстановка. В работу старалась вовлечь всех учащихся. При этом диалог на уроке проходил не только между учителем и учениками, но и учеников друг с другом, что способствует формированию у детей коммуникативной грамотности, которая поможет им в дальнейшем успешном обучении.

Во время рефлексии были подведен итог урока и сделана самооценка работы на уроке.

Образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока решались в комплексе. В итоге считаю, что урок достиг своей цели.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

урока: 24

Дата: 12.10.17

Тема: Грамматические признаки имени существительного

Цели: Актуализировать и закреплять ЗУН учащихся о грамматических признаках имени существительного. Совершенствовать навыки работы в различных видах деятельности. Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе, умение работать в группе, умение проводить рефлексию своей деятельности и деятельности одноклассников.

Ожидаемый результат: уметь определять признаки имен существительных, классифицировать имена существительные.

Ход урока:

  1. ВЫЗОВ

  • Эмоциональный настрой

Итак, друзья, внимание!

Вновь прозвенел звонок.

Тихо сели девочки, ещё тише мальчики.


  • Работа в тетради

Число

Классная работа

Минутка чистописания


- Догадайтесь, какие буквы будем писать на чистописании

Груз, замазка, арбуз, повязка.


- Прочитайте слова. Что вы заметили? Как произносится парный согласный в слове? Какой звук слышится?

- Пропишите по образцу пол строчки.

Зсз Сзс


  • Целеполагание

- По какому признаку можно объединить эти слова? (Эти слова обозначают предметы)

- К какой части речи относятся данные слова? (к имени существительному)


– Сформулируйте тему урока.


– Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем об имени существительном.

Вспомним некоторые грамматические признаки имени существительного.


Конечно же за один урок мы с вами не сможем вспомнить все грамматические признаки имени существительного, но некоторые из них мы постараемся вспомнить.


  • Стратегия «Закончи предложение»

  1. Имя существительное − это…

часть речи

  1. Имя существительное обозначает…

предмет

  1. Имя существительное отвечает на вопросы…

кто? что?

  1. Имена существительные бывают …

одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными

  1. Имена существительные изменяются …

по числам

  1. Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос…

кто?

  1. Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос…

что?

  1. Имена собственные пишутся с …

заглавной буквы



2. ОСМЫСЛЕНИЕ

  • ГР работа

 И г р а «Исключите лишнее».

Учащиеся в каждой строке из всего набора слов должны найти и исключить «лишнее», аргументировав свой выбор.


Человек, белка, камень, мама.

Муравей, книга, стакан, ужин.

Обезьяна, учитель, дорога, соседка.


– Что они обозначают данные слова? (Предметы.)

– На какие вопросы отвечают данные слова?

- Назовите признаки, которые мы определяли у существительного?



  • По данным словам определите следующий признак имени существительного

Мария, стул, Астана, Иртыш, Гайдар, котенок, машина.

 - А сейчас давайте вспомним, какие существительныее относятся к именам собственным? ( географические, клички животных, названия газет, журналов, и др.названия)

− Как же называются остальные существительные, которые пишутся с маленькой буквы. (нарицательные)

− А те­перь по­тре­ни­ру­ем­ся в опре­де­ле­нии на­ри­ца­тель­ных и соб­ствен­ных имён су­ще­стви­тель­ных.


(Девочки выписывают имена собственные, а мальчики нарицательные.)


Даурен, машина, девочка, Айнур, Казахстан, ёжик, Семилетка, учебник, Пушкин, дворец, ученик, Павлодар, Барсик, ваза, Балхаш. (проверка.)


− Ребята, а у нас в классе есть предметы, которые обозначают имена собственные?

– А чем слово Адиль отличается от слова Аружан?

− Вот мыс вами подошли к ещё одному признаку имени существительного, определение рода.

- Что вы знаете о роде имен существительных?

- Как же мы определяем род у имени существительного (при помощи слова-помощника) Назовите эти слова.


  • ПР работа

Задание: Найдите пару, определите род у существительного

Белая Окно (______)

серебристый календарь (______)

глубокое береза (______)

пушистое берег (_______)

крутой иней (______)

настенный мышь (______)

чистое озеро (________)

серая облако (_______)


  • Физминутка

ИГРА «Определи род»

(- Ребята! Вы любите играть?  Я  очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу.

(учитель называет слова. Если м .р. , меняются мальчики, если ж.р.- девочки, если с.р. – все стоят на месте )

Слова: ветер, трава, окно, листопад, мышка, солнце, гора, стакан, конфета, снег, пальто.



  • А теперь посмотрите на картинку и попробуйте определить о каком следующем признаке имени существительного идёт речь?

- Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное.

- А как вы определите число имени существительного?

- правильно ребята.

- Но существуют такие имена существительные, которые употребляются только в ед. ч. или только во мн. ч.

- О них мы с вами будем говорить на других уроках.


СМ работа. Работа на карточках.

Задание: Заполни таблицу, используя данные слова: ребенок, яблоки, озеро, камыши, лестница, ключи, река, книги, земляника, сосны.


Ед. ч

Мн.ч.












3. РЕФЛЕКСИЯ

  • Итог

- Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.
А теперь я хочу проверить, как вы усвоили материал по теме «Грамматические признаки имени существительного»


  • Игра «Топни- хлопни»

- Если согласны с утверждением, то хлопаете, если не согласны топаете.

- Условие понятно? Тогда начинаем.


1. На уроке мы проходили грамматические признаки имени прилагательного (-)
2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? (+).

3. Слова яблоня, поле – это одушевлённые существительные (-).
4. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы (+)

5. Небо – это существительное мужского рода (-)

6. Существительное коробка ед.ч. (+)


  • Рефлексия

- Я хочу спросить, кто может сегодня про себя сказать:

- Я молодец…
- Я старался, но мне помогали…
- Теперь я смогу…


- А мне понравились ваши устные ответы сегодня на уроке, понравилось, как многие из вас работали.

- Оценки за сегодняшний урок я вам скажу чуть позже.

- Запишите д/з стр 46 упр 116
- Всем спасибо. Урок окончен.






Самоонализ урока


Тема: Грамматические признаки имени существительного


Цели: Актуализировать и закреплять ЗУН учащихся о грамматических признаках имени существительного. Совершенствовать навыки работы в различных видах деятельности. Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе, умение работать в группе, умение проводить рефлексию своей деятельности и деятельности одноклассников.

Для достижения цели урока была организована фронтальная, групповая (парная), индивидуальная работа.

Применение фронтальной и индивидуальной работы способствовало проявлению индивидуальных качеств и инициативы каждого ученика, учит обучающихся слушать и слышать, выбирать верное решение.

Использование групповой (парной) работы позволяет решить следующие:

  • понимание материала, познавательную активность уч- ся;

  • меняется характер взаимоотношений между обучающимися, исчезает безразличие;

На уроке были использованы следующие методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесный, практический.

Мною использована технология развития критического мышления.

Учащиеся были активны. Материал усвоен, так как дети смогли применить полученные знания при закреплении материала. На уроках я стараюсь развивать самостоятельность учащихся.

На данном уроке присутствовала доброжелательная обстановка. В работу старалась вовлечь всех учащихся. При этом диалог на уроке проходил не только между учителем и учениками, но и учеников друг с другом, что способствует формированию у детей коммуникативной грамотности, которая поможет им в дальнейшем успешном обучении.

Во время рефлексии были подведен итог урока и сделана самооценка работы на уроке.

Образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока решались в комплексе. В итоге считаю, что урок достиг своей цели.









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее