Технологическая карта обучения
на основе деятельностного подхода
Предмет, класс | Русский язык, 3 класс |
Учитель | Валетко Жанна Александровна |
Дата проведения | 12.03.2018 г. |
Раздел программы | Имя существительное |
Тема урока | Имена существительные одушевленные и неодушевленные |
Задачи
| 1. Отработать умение определять имя существительное. 2. Формировать умение учащихся различать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросам и по смыслу. 3. Создать условия для закрепления навыка употребления большой буквы в именах и фамилиях людей, географических названиях, кличках животных. |
Оборудование | Учебное пособие, физическая карта Беларуси, научно-познавательная литература на тему «Мой родной город», карточки с тематическим набором слов, карточки с заданиями для индивидуальной работы учащихся, тетради, ручки, простые карандаши |
Межпредметные связи | Человек и мир, математика, изобразительное искусство |
Методы обучения
| - создание проблемной ситуации - поисковый - наглядно-иллюстративный - словесный |
Ход урока | |
Орг. момент | Проверка готовности к уроку, эмоциональная готовность |
Проверка домашнего задания | -Кто справился самостоятельно? -Кто испытывал затруднения? - Что использовали для выполнения домашнего задания? (Правило) - Зачем знать правило? |
Чистописание+ орф. минутка | - Урок русского языка учит нас грамотному и красивому письму. На минутке чистописания мы будем прописывать буквы, но какие – вам нужно угадать. Как вы думаете, какую первую букву мы будем прописывать? На доске: (Р)...оман, …имма (О)…рлик, … ливия (Д)…зержинск, …ятлово (игруш. домики, замок князей Радзивиллов) (И)…ндийский океан, … рландское море (Н)…арочь, … ил (сам. длин.в Афр, 6 700 км) (А)…фрика, …встралия //Рр// Оо// Дд// Ии// Нн// Аа// Родина
Дзержинск Дятлово Нарочь
Человек без Родины, что соловей без песни. - 2018 год объявлен Годом малой родины. Беларусь – наша страна, наш общий дом, наша большая Родина. Но есть малая родина - это родной город, улица в городе или небольшой дворик, деревня, кусочек дикой природы, который радует глаз и дарит чувство наполненности и покоя. От наших с вами действий сегодня во многом зависит, какой будет наш город завтра, через год, через 10 или 100 лет. |
Физкультминутка | Зрительная (тренажёр) |
Постановка учебной задачи | |
Ситуация успеха
| Задание: из предложенных слов выбрать и подчеркнуть только имена существительные.
- Как вы определили часть речи «имя существительное»? Учащиеся: обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? |
Ситуация разрыва
Словарная работа
| Моделирование: кто? предмет Имя существительное что? Задание: запишите данные имена существительные в 2 столбика: 1 ст.- слова, отвечающие на вопрос кто? 2 ст. – слова, отвечающие на вопрос что?
Выявление и фиксация проблемы: постановка вопроса к слову яблоня. |
Собственно постановка учебной задачи (формулировка учебной задачи в общем виде) | Коллективно ставится задача - Научиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. |
Решение учебной задачи | |
Организация учебного диалога
учителя, приводящие учащихся к решению учебной задачи
на открытие обобщенного способа действия
Работа с правилом (С.63) | - Как узнать, какие группы слов относятся к одушевленным и неодушевленным именам существительным? Учащиеся: - распределить имена существительные на тематические группы; - к одушевленным существительным относятся слова, обозначающие названия живых существ; - к неодушевленным существительным относятся названия неживых объектов. - Что является определяющим признаком одушевленных имён существительных? Учащиеся: - способность предметов самостоятельно перемещаться, передвигаться. На доске карточки: люди профессии животные явления природы растения эмоции Кластер явления природы что? кто? эмоции люди растения профессии животные Моделирование одушевлённые кто? предмет Имя существительное неодушевлённые что?
|
Физкультминутка | Присесть- неодушевлённые им. сущ. Повороты – одушевлённые им. сущ. (использовать слова из упр. 113, с.63) |
Решение частных задач | |
Задания на проверку действия открытого способа | 1. Списывание (с.63, упр. 112) 2. Это интересно (карточка)В нашем зоопарке живут лисички. В нашем парке растут лисички. - В первом предложении речь идёт о животных, значит, ставим вопрос кто? - Во втором предложении – лисички – это грибы, значит, ставим вопрос что? Вывод: Иногда для правильной постановки вопроса, нужно обязательно уточнить значение слова. 3. Распределите на 2 группы: 1 гр. – одушевлённые имена существительные 2 гр. – неодушевлённые имена существительные. Врач, пенал, пассажир, весна, жираф, радость, птенец, разговор, охотник, молния. Самопроверка, самооценка 4. Подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные (с.64, упр. 114, устно) 5. Письмо под диктовку: На верхушке сосны дятел долбил клювом шишку. * Подчеркнуть только имена существительные, определить, одушевлённые имена существительные или неодушевлённые.
|
Рефлексия
| - Что нового узнали (открыли) на уроке? - С какой проблемой столкнулись? - Почему не могли её решить? - Что помогло в решении проблемы? - К какому выводу пришли? Продолжите предложение: - Я научился (лась)… |
Домашнее задание | С. 64, упр. 116, правило с.63 |
1 | Из данных слов выбрать и подчеркнуть только имена существительные. Пробежать, человек, черничный, автобус, девочка, находить, ветер, субботняя, синица, яблоня. Запишите имена существительные в 2 столбика: 1 ст.- слова, отвечающие на вопрос кто? 2 ст. – слова, отвечающие на вопрос что?
|
|
2 | Подчеркнуть только имена существительные, определить, одушевлённые имена существительные или неодушевлённые. В нашем зоопарке живут лисички. В нашем парке растут лисички.
|
|
1 | Из данных слов выбрать и подчеркнуть только имена существительные. Пробежать, человек, черничный, автобус, девочка, находить, ветер, субботняя, синица, яблоня. Запишите имена существительные в 2 столбика: 1 ст.- слова, отвечающие на вопрос кто? 2 ст. – слова, отвечающие на вопрос что?
|
|
2 | Подчеркнуть только имена существительные, определить, одушевлённые имена существительные или неодушевлённые. В нашем зоопарке живут лисички. В нашем парке растут лисички.
|
|
1 | Из данных слов выбрать и подчеркнуть только имена существительные. Пробежать, человек, черничный, автобус, девочка, находить, ветер, субботняя, синица, яблоня. Запишите имена существительные в 2 столбика: 1 ст.- слова, отвечающие на вопрос кто? 2 ст. – слова, отвечающие на вопрос что?
|
|
2 | Подчеркнуть только имена существительные, определить, одушевлённые имена существительные или неодушевлённые. В нашем зоопарке живут лисички. В нашем парке растут лисички.
|
|
1 | Из данных слов выбрать и подчеркнуть только имена существительные. Пробежать, человек, черничный, автобус, девочка, находить, ветер, субботняя, синица, яблоня. Запишите имена существительные в 2 столбика: 1 ст.- слова, отвечающие на вопрос кто? 2 ст. – слова, отвечающие на вопрос что?
|
|
2 | Подчеркнуть только имена существительные, определить, одушевлённые имена существительные или неодушевлённые. В нашем зоопарке живут лисички. В нашем парке растут лисички.
|
|
3 | Распределите на 2 группы: 1 гр. – одушевлённые имена существительные 2 гр. – неодушевлённые имена существительные.
Врач, пенал, пассажир, весна, жираф, радость, птенец, разговор, охотник, молния.
|
|
3 | Распределите на 2 группы: 1 гр. – одушевлённые имена существительные 2 гр. – неодушевлённые имена существительные.
Врач, пенал, пассажир, весна, жираф, радость, птенец, разговор, охотник, молния.
|
|
3 | Распределите на 2 группы: 1 гр. – одушевлённые имена существительные 2 гр. – неодушевлённые имена существительные.
Врач, пенал, пассажир, весна, жираф, радость, птенец, разговор, охотник, молния.
|
|
3 | Распределите на 2 группы: 1 гр. – одушевлённые имена существительные 2 гр. – неодушевлённые имена существительные.
Врач, пенал, пассажир, весна, жираф, радость, птенец, разговор, охотник, молния.
|
|
кто?
что?
предмет
имя существительное
одушевлённые
неодушевлённые
люди эмоции
профессии
растения
явления природы животные