«Зимний фестиваль знаний 2025»

Технологическая карта урока русского языка на основе деятельностного подхода по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Технологическая карта урока русского языка на основе деятельностного подхода по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта обучения

на основе деятельностного подхода


Предмет, класс

Русский язык, 3 класс

Учитель

Валетко Жанна Александровна

Дата проведения

12.03.2018 г.

Раздел программы

Имя существительное

Тема урока

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Задачи


1. Отработать умение определять имя существительное.

2. Формировать умение учащихся различать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросам и по смыслу.

3. Создать условия для закрепления навыка употребления большой буквы в именах и фамилиях людей, географических названиях, кличках животных.

Оборудование

Учебное пособие, физическая карта Беларуси, научно-познавательная литература на тему «Мой родной город», карточки с тематическим набором слов, карточки с заданиями для индивидуальной работы учащихся, тетради, ручки, простые карандаши

Межпредметные связи

Человек и мир, математика, изобразительное искусство

Методы обучения


- создание проблемной ситуации

- поисковый

- наглядно-иллюстративный

- словесный

Ход урока

Орг. момент

Проверка готовности к уроку, эмоциональная готовность

Проверка домашнего задания

-Кто справился самостоятельно?

-Кто испытывал затруднения?

- Что использовали для выполнения домашнего задания?

(Правило)

- Зачем знать правило?

Чистописание+

орф. минутка

- Урок русского языка учит нас грамотному и красивому письму. На минутке чистописания мы будем прописывать буквы, но какие – вам нужно угадать. Как вы думаете, какую первую букву мы будем прописывать?

На доске:

(Р)...оман, …имма

(О)…рлик, … ливия

(Д)…зержинск, …ятлово (игруш. домики, замок князей Радзивиллов)

(И)…ндийский океан, … рландское море

(Н)…арочь, … ил (сам. длин.в Афр, 6 700 км)

(А)…фрика, …встралия

//Рр// Оо// Дд// Ии// Нн// Аа// Родина

  • записать названия только белорусских мест

Дзержинск Дятлово Нарочь

  • составить и записать пословицу. Найти и подчеркнуть имена существительные.

Человек без Родины, что соловей без песни.

- 2018 год объявлен Годом малой родины. Беларусь – наша страна, наш общий дом, наша большая Родина. Но есть малая родина - это родной город, улица в городе или небольшой дворик, деревня, кусочек дикой природы, который радует глаз и дарит чувство наполненности и покоя. От наших с вами действий сегодня во многом зависит, какой будет наш город завтра, через год, через 10 или 100 лет.

Физкультминутка

Зрительная (тренажёр)

Постановка учебной задачи

Ситуация успеха

  • задание

  • вопросы учителя

Задание: из предложенных слов выбрать и подчеркнуть только имена существительные.

  • Пробежать, человек, черничный, автобус, девочка, находить, ветер, субботняя, синица, яблоня.

- Как вы определили часть речи «имя существительное»?

Учащиеся: обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?

Ситуация разрыва

  • задание

  • выявление и фиксация проблемы






Словарная работа


Моделирование:

кто?

предмет


Имя

существительное

что?




Задание: запишите данные имена существительные в 2 столбика:

1 ст.- слова, отвечающие на вопрос кто?

2 ст. – слова, отвечающие на вопрос что?

  • Человек, автобус, девочка, ветер, синица, яблоня.

Выявление и фиксация проблемы: постановка вопроса к слову яблоня.

Собственно постановка учебной задачи (формулировка учебной задачи в общем виде)

Коллективно ставится задача

- Научиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Решение учебной задачи

Организация учебного диалога

  • вопросы

учителя, приводящие учащихся

к решению учебной задачи

  • действия учащихся, направленные

на открытие обобщенного способа действия

  • моделирование открытого способа действия





















Работа с правилом

(С.63)


- Как узнать, какие группы слов относятся к одушевленным и неодушевленным именам существительным?

Учащиеся:

- распределить имена существительные на тематические группы;

- к одушевленным существительным относятся слова, обозначающие названия живых существ;

- к неодушевленным существительным  относятся названия неживых объектов.

- Что является определяющим признаком одушевленных имён существительных?

Учащиеся:

- способность предметов самостоятельно перемещаться, передвигаться.

На доске карточки:

люди профессии животные явления природы растения эмоции

Кластер

явления природы

что?

кто?





эмоции


люди




растения

профессии





животные




Моделирование

одушевлённые

кто?

предмет

Имя

существительное


неодушевлённые

что?



Физкультминутка

Присесть- неодушевлённые им. сущ.

Повороты – одушевлённые им. сущ.

(использовать слова из упр. 113, с.63)

Решение частных задач

Задания на проверку действия открытого способа

1. Списывание (с.63, упр. 112)

2. Это интересно (карточка)

В нашем зоопарке живут лисички. 

В нашем парке растут лисички.

- В первом предложении речь идёт о животных, значит, ставим вопрос кто?

- Во втором предложении – лисички – это грибы, значит, ставим вопрос что?

Вывод:

Иногда для правильной постановки вопроса, нужно обязательно уточнить значение слова.

3. Распределите на 2 группы:

1 гр. – одушевлённые имена существительные

2 гр. – неодушевлённые имена существительные.

Врач, пенал, пассажир, весна, жираф, радость, птенец, разговор, охотник, молния.

Самопроверка, самооценка

4. Подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные (с.64, упр. 114, устно)

5. Письмо под диктовку:

На верхушке сосны дятел долбил клювом шишку.

* Подчеркнуть только имена существительные, определить, одушевлённые имена существительные или неодушевлённые.


Рефлексия

  • вопросы или задание, раскрывающие сущность открытого способа действия

- Что нового узнали (открыли) на уроке?

- С какой проблемой столкнулись?

- Почему не могли её решить?

- Что помогло в решении проблемы?

- К какому выводу пришли?

Продолжите предложение:

- Я научился (лась)…

Домашнее задание

С. 64, упр. 116, правило с.63

























1

Из данных слов выбрать и подчеркнуть только имена существительные.

Пробежать, человек, черничный, автобус, девочка, находить, ветер, субботняя, синица, яблоня.

Запишите имена существительные в 2 столбика:

1 ст.- слова, отвечающие на вопрос кто?

2 ст. – слова, отвечающие на вопрос что?



2

Подчеркнуть только имена существительные, определить, одушевлённые имена существительные или неодушевлённые.

В нашем зоопарке живут лисички.  В нашем парке растут лисички.



1

Из данных слов выбрать и подчеркнуть только имена существительные.

Пробежать, человек, черничный, автобус, девочка, находить, ветер, субботняя, синица, яблоня.

Запишите имена существительные в 2 столбика:

1 ст.- слова, отвечающие на вопрос кто?

2 ст. – слова, отвечающие на вопрос что?



2

Подчеркнуть только имена существительные, определить, одушевлённые имена существительные или неодушевлённые.

В нашем зоопарке живут лисички.  В нашем парке растут лисички.



1

Из данных слов выбрать и подчеркнуть только имена существительные.

Пробежать, человек, черничный, автобус, девочка, находить, ветер, субботняя, синица, яблоня.

Запишите имена существительные в 2 столбика:

1 ст.- слова, отвечающие на вопрос кто?

2 ст. – слова, отвечающие на вопрос что?



2

Подчеркнуть только имена существительные, определить, одушевлённые имена существительные или неодушевлённые.

В нашем зоопарке живут лисички.  В нашем парке растут лисички.



1

Из данных слов выбрать и подчеркнуть только имена существительные.

Пробежать, человек, черничный, автобус, девочка, находить, ветер, субботняя, синица, яблоня.

Запишите имена существительные в 2 столбика:

1 ст.- слова, отвечающие на вопрос кто?

2 ст. – слова, отвечающие на вопрос что?



2

Подчеркнуть только имена существительные, определить, одушевлённые имена существительные или неодушевлённые.

В нашем зоопарке живут лисички.  В нашем парке растут лисички.



3

Распределите на 2 группы:

1 гр. – одушевлённые имена существительные

2 гр. – неодушевлённые имена существительные.

Врач, пенал, пассажир, весна, жираф, радость, птенец, разговор, охотник, молния.








3

Распределите на 2 группы:

1 гр. – одушевлённые имена существительные

2 гр. – неодушевлённые имена существительные.

Врач, пенал, пассажир, весна, жираф, радость, птенец, разговор, охотник, молния.









3

Распределите на 2 группы:

1 гр. – одушевлённые имена существительные

2 гр. – неодушевлённые имена существительные.

Врач, пенал, пассажир, весна, жираф, радость, птенец, разговор, охотник, молния.









3

Распределите на 2 группы:

1 гр. – одушевлённые имена существительные

2 гр. – неодушевлённые имена существительные.

Врач, пенал, пассажир, весна, жираф, радость, птенец, разговор, охотник, молния.



кто?











что?








предмет
















имя

существительное
















одушевлённые


неодушевлённые














люди

эмоции








профессии








растения

явления природы

животные


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее