МАОУ «Кондратовская средняя школа»
Конспект урока в 9 классе:
«Сложноподчинённые предложения.
Виды придаточных предложений».
| Выполнил: учитель русского языка и литературы Бакланова Н.Л. |
Кондратово, 2016
Урок русского языка в 9 классе.
Тема урока. Повторение темы «Сложноподчинённые предложения. Виды придаточных предложений ».
Цель: обобщение знаний о сложноподчиненном предложении, видах придаточных.
Ход урока.
1.Просмотр отрывка из фильма – оперы «Евгений Онегин».
-Узнали ли вы произведение, по которому поставлен фильм?
Пушкин своими произведениями так и просится на урок русского языка. У поэта такой благородный, точно выверенный язык.
Обращение к Пушкину на нашем сегодняшнем уроке не является случайным. Алексей Толстой сказал: «Русский язык – это прежде всего Пушкин». Данное высказывание - это эпиграф к нашему уроку.
(Записать число, классная работа.)
Переделайте письменно слова Толстого о Пушкине в предложение с косвенной речью, объясните знаки препинания. (Алексей Толстой сказал, что русский язык – это прежде всего Пушкин.)
-Какое предложение у вас получилось? (Это сложноподчинённое предложение.)
-Определите вид придаточного. (Придаточное изъяснительное.)
-Какие предложения будут являться предметом нашего сегодняшнего разговора? Какие знаете виды придаточных предложений?
- Определите тему урока. Какова цель урока?
(Записать тему урока.)
2.Устная разминка.
-Что называется предложением? (Предложение-это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чём-то, вопрос или побуждение.)
-Какие предложения по наличию грамматических основ вам известны? (Простые и сложные.)
-Какие виды сложных предложений вам известны? (ССП, СПП, БСП)
-Чем отличаются ССП от СПП? (В составе ССП простые предложения равнозначны, а в СПП- одно простое предложение зависит от другого.)
-Что называется СПП?
-Каково строение СПП?
-Как связываются простые предложения в СПП?
-Как отличить союз от союзного слова?
-Какими частями речи выражены союзные слова? (Относительные местоимения: кто, что, чей, какой, сколько, который, наречия: где, куда откуда, когда, почему, зачем.)
3.Работа на листе №1. Перед вами строки из романа «Евгений Онегин». Расставьте знаки препинания, найдите главное и придаточное предложение, определите связь простых предложений и вид придаточного.
Потом увидел ясно он,
Что и в деревне скука та же. (прид.изъяснит.)
Она вздыхала о другом,
Который сердцем и умом
Ей нравился гораздо боле… (прид. местоим.-определит.)
3. Если б не страдали нервы,
Я балы б до сих пор любил. (прид. условное)
4. И снисходительный Евгений,
Хоть и не много понимал,
Прилежно юноше внимал. (прид.уступки)
5. Теперь туда перелетим,
Где встретилась Татьяна с ним. (прид. места)
(Поэтическая разминка.)
4.Синтаксический разбор предложения (в тетради).
Свет решил, что он умён и очень мил.
5. Работа на листе №2 в паре. Игра «Третье лишнее предложение».
Недавно,
Когда пустынная луна
Текла туманною стезёю,
Я видел даму у окна… («Окно») (прид. времени)
Писали втайне вы стихи,
Которым сердце посвящали. («Евгений Онегин») (прид.опред.)
Ему запомнилась пора,
Когда жестокая хандра
За ним гналася в шумном свете. («Евгений Онегин») (прид.опред.)
6. Работа на листе №2 в паре. Надо закончить строки из романа «Евгений Онегин», определить вид придаточных предложений.
1.Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвенит ему (обед). (прид.времени)
2.Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный (уголок). (прид. определит.)
3.И, чтоб её рассеять горе,
Разумный муж уехал вскоре
В свою (деревню)… (прид. цели)
(Поэтическая разминка.)
7.Конструирование предложений. Работа в паре.
А теперь мы с вами сконструируем предложения. Это получатся высказывания известных людей о Пушкине и его творчестве. У вас должны получиться сложноподчинённые предложения, подумайте, каким союзом их надо соединить, определите вид придаточного предложения. Работаем в парах. Задания по рядам.
1 ряд
как | размышлял |
я | о |
часто | дружбе |
к стихам | и верности |
Пушкина | любви |
обращался | |
Как часто я обращался к стихам Пушкина, когда размышлял о дружбе, любви и верности. (прид.времени)
Николай Старшинов (поэт и писатель 20 века).
2 ряд
сомнению | Пушкин |
никакому | для сердца |
не подлежит | есть |
| чудесная |
| русского |
| тайна |
Не подлежит никакому сомнению, что Пушкин для русского сердца есть чудесная тайна. (прид. изъяснит.)
Антон Владимирович Карташёв (русский богослов, историк, церковный и общественный деятель)
3 ряд
прислушаемся | стал |
поэта | образцом |
давайте | поклонения |
к голосу | предметом |
| для многих |
| поколений |
Давайте прислушаемся к голосу поэта, который стал образцом, предметом поклонения для многих поколений. (прид. определит.) Сергей Бонди, учёный-филолог.
8.Распределительный диктант.
У вас на столах лежат карточки для распределительного диктанта. На слух определяем вид придаточного предложения, ставим крестик в нужной клетке.
И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал.
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл изгнанником два года незаметных.
Вот страсть, которой я сгораю и гибну я во цвете лет.
Здесь вижу двух озёр лазурные равнины, где парус рыбаря белеет иногда.
И сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может…
Я утром должен быть уверен, что с вами днём увижусь я.
Ты хочешь, друг бесценный, чтоб я, поэт младой, беседовал с тобой…
И я слыхал, что божий свет единой дружбою прекрасен, что без неё отрады нет…
О лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, не пыль, не комары да мухи.
В те дни... в те дни, когда впервые
Заметил я черты живые
Прелестной девы и любовь
Младую взволновала кровь…
-Работа выполнена. Чтобы проверить, правильно ли вы определили вид придаточного предложения, возьмите карандаш (или ручку другого цвета) и соедините по порядку ваши крестики. Если вы всё сделали правильно, у вас получится отметка 5. Подпишите ваши карточки. Передайте их.
№ | Определительные. | Обстоятельственные. | Изъяснительные. |
1 | | | Х |
2 | | Х | |
3 | Х | | |
4 | Х | | |
5 | Х | | |
6 | | Х | |
7 | | | Х |
8 | | | Х |
9 | | | Х |
10 | | Х | |
11 | Х | | |
(Поэтическая разминка.)
9.Работа с текстом.
А сейчас поработаем с текстом. Его автор Лев Озеров, русский поэт и переводчик, доктор филологических наук.
Выразительное чтение текста заранее подготовленным учащимся. Найдите в тексте СПП, определите вид придаточных.
1)Я стою перед океаном и пытаюсь рассказать о нём. 2)Трудно, неизмеримо трудно, просто невозможно.
3)Я хочу взять каплю из этого океана и показать, как в ней отразилось солнце, солнце русской поэзии.
4)Два раза в году при взгляде на календарь сердце наполняется то радостью, то горечью. 5)В июне, в самом начале лета, когда расцветает природа, сердце радуется. 6)Родился Пушкин! 7)В феврале, когда земля заметена снегами, сердце скорбит. 8)Пушкин погиб! 9)Пушкин!10)Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд. 11) Волшебный бег гусиного пера и пылкая отзывчивая душа поэта. 12)Восторг и мудрость. 13)Кому из нас это не дорого? 14)Это всегда с нами, во все часы нашей жизни.
15)С Пушкиным чувствуешь себя надёжно, спокойно и уверенно, потому что он незаменимый собеседник и бескорыстный друг.
(3, 5, 7, 15)
10.Ответьте письменно на вопрос «Какова роль СПП в тексте?»
(На примере сложноподчиненного предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения.
Использование сложноподчинённых предложений даёт множество возможностей для передачи наших мыслей. СПП помогают делать предложения объёмнее и выразительнее. Они украшают нашу речь.)
(Проверка нескольких работ.)
11. Слово учителя.
Произведения великого поэта А.С.Пушкина, без сомнения, всегда радуют нас и останутся в памяти потомков, тронут их сердца, напомнят им об авторе:
И этот юный стих небрежный
Переживет мой век мятежный.
Могу ль воскликнуть, о друзья:
Воздвигнул памятник и я.
12.Результат. Достигнута ли цель урока?
13.Рефлексия. Продолжите предложения.
На уроке мне было…
Урок был…
14.Домашнее задание (по выбору).
1.Упр.196.
2.Из произведений А.С.Пушкина выписать 8-10 СПП с разными видами придаточных. Объяснить знак препинания, определить вид придаточных.
3.Сочинение-миниатюра «Мой Пушкин», использовать разные виды придаточных.
Учитель. Я знаю: каждый из вас гений,
Но без труда талант не впрок.
Вы закрепляйте все уменья,
Мы завершаем наш урок.