«Зимний фестиваль знаний 2025»

«Сложноподчинённые предложения. Виды придаточных предложений».

Урок в 9 классе.Тема урока. Повторение темы «Сложноподчинённые предложения. Виды придаточных предложений».

Цель: обобщение знаний о сложноподчиненном предложении, видах придаточных. В ходе урока используются отрывки из

фильма – оперы «Евгений Онегин», отрывки из произведений А.С. Пушкина. На уроке отрабатываются разные формы обучения.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Главное предложение

Придаточное предложение

как

размышлял

я

о

часто

дружбе

к стихам

и верности

Пушкина

любви

обращался


1 ряд



2 ряд

Главное предложение

Придаточное предложение

сомнению

Пушкин

никакому

для сердца

не подлежит

есть


чудесная


русского


тайна



3 ряд

Главное предложение

Придаточное предложение.

прислушаемся

стал

поэта

образцом

давайте

поклонения

к голосу

предметом


для многих


поколений



Содержимое разработки

Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали сёлы; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущённый сад,
Приют задумчивых Дриад.



Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.



И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей...
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!)
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед;
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает; веселый
Мелькает, вьется первый снег,
Звездами падая на брег.



В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.


Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...

Но, может быть, такого рода
Картины вас не привлекут:
Всё это низкая природа;
Изящного не много тут.
Согретый вдохновенья богом,
Другой поэт роскошным слогом
Живописал нам первый снег
И все оттенки зимних нег;
Он вас пленит, я в том уверен,
Рисуя в пламенных стихах
Прогулки тайные в санях;
Но я бороться не намерен
Ни с ним покамест, ни с тобой,
Певец Финляндки молодой!



Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарею поздной
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.
По старине торжествовали
В их доме эти вечера:
Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужьев военных и поход.



Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.
Жеманный кот, на печке сидя,
Мурлыча, лапкой рыльце мыл:
То несомненный знак ей был,
Что едут гости. Вдруг увидя
Младой двурогий лик луны
На небе с левой стороны,



Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.



Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы,
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Содержимое разработки

Найдите СПП, определите вид придаточного.

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живёт;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдёт.
Что пройдёт, то будет мило.







Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живёт;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдёт;
Что пройдёт, то будет мило.







Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живёт;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдёт;
Что пройдёт, то будет мило.

Содержимое разработки


МАОУ «Кондратовская средняя школа»









Конспект урока в 9 классе:

«Сложноподчинённые предложения.

Виды придаточных предложений».






















Выполнил:

учитель русского языка и литературы

Бакланова Н.Л.









Кондратово, 2016


Урок русского языка в 9 классе.

Тема урока. Повторение темы «Сложноподчинённые предложения. Виды придаточных предложений ».

Цель: обобщение знаний о сложноподчиненном предложении, видах придаточных.

Ход урока.

1.Просмотр отрывка из фильма – оперы «Евгений Онегин».

-Узнали ли вы произведение, по которому поставлен фильм?

Пушкин своими произведениями так и просится на урок русского языка. У поэта такой благородный, точно выверенный язык.

Обращение к Пушкину на нашем сегодняшнем уроке не является случайным. Алексей Толстой сказал: «Русский язык – это прежде всего Пушкин». Данное высказывание - это эпиграф к нашему уроку.

(Записать число, классная работа.)

Переделайте письменно слова Толстого о Пушкине в предложение с косвенной речью, объясните знаки препинания. (Алексей Толстой сказал, что русский язык – это прежде всего Пушкин.)

-Какое предложение у вас получилось? (Это сложноподчинённое предложение.)

-Определите вид придаточного. (Придаточное изъяснительное.)

-Какие предложения будут являться предметом нашего сегодняшнего разговора? Какие знаете виды придаточных предложений?

- Определите тему урока. Какова цель урока?

(Записать тему урока.)

2.Устная разминка.

-Что называется предложением? (Предложение-это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чём-то, вопрос или побуждение.)

-Какие предложения по наличию грамматических основ вам известны? (Простые и сложные.)

-Какие виды сложных предложений вам известны? (ССП, СПП, БСП)

-Чем отличаются ССП от СПП? (В составе ССП простые предложения равнозначны, а в СПП- одно простое предложение зависит от другого.)

-Что называется СПП?

-Каково строение СПП?

-Как связываются простые предложения в СПП?

-Как отличить союз от союзного слова?

-Какими частями речи выражены союзные слова? (Относительные местоимения: кто, что, чей, какой, сколько, который, наречия: где, куда откуда, когда, почему, зачем.)


3.Работа на листе №1. Перед вами строки из романа «Евгений Онегин». Расставьте знаки препинания, найдите главное и придаточное предложение, определите связь простых предложений и вид придаточного.


  1. Потом увидел ясно он,

Что и в деревне скука та же. (прид.изъяснит.)


  1. Она вздыхала о другом,

Который сердцем и умом

Ей нравился гораздо боле… (прид. местоим.-определит.)



3. Если б не страдали нервы,

Я балы б до сих пор любил. (прид. условное)


4. И снисходительный Евгений,

Хоть и не много понимал,

Прилежно юноше внимал. (прид.уступки)


5. Теперь туда перелетим,

Где встретилась Татьяна с ним. (прид. места)

(Поэтическая разминка.)

4.Синтаксический разбор предложения (в тетради).

Свет решил, что он умён и очень мил.

5. Работа на листе №2 в паре. Игра «Третье лишнее предложение».

Недавно,

Когда пустынная луна

Текла туманною стезёю,

Я видел даму у окна… («Окно») (прид. времени)


Писали втайне вы стихи,

Которым сердце посвящали. («Евгений Онегин») (прид.опред.)


Ему запомнилась пора,

Когда жестокая хандра

За ним гналася в шумном свете. («Евгений Онегин») (прид.опред.)

6. Работа на листе №2 в паре. Надо закончить строки из романа «Евгений Онегин», определить вид придаточных предложений.


1.Онегин едет на бульвар

И там гуляет на просторе,

Пока недремлющий брегет

Не прозвенит ему (обед). (прид.времени)


2.Деревня, где скучал Евгений,

Была прелестный (уголок). (прид. определит.)


3.И, чтоб её рассеять горе,

Разумный муж уехал вскоре

В свою (деревню)… (прид. цели)


(Поэтическая разминка.)

7.Конструирование предложений. Работа в паре.

А теперь мы с вами сконструируем предложения. Это получатся высказывания известных людей о Пушкине и его творчестве. У вас должны получиться сложноподчинённые предложения, подумайте, каким союзом их надо соединить, определите вид придаточного предложения. Работаем в парах. Задания по рядам.

1 ряд

как

размышлял

я

о

часто

дружбе

к стихам

и верности

Пушкина

любви

обращался


Как часто я обращался к стихам Пушкина, когда размышлял о дружбе, любви и верности. (прид.времени)

Николай Старшинов (поэт и писатель 20 века).

2 ряд

сомнению

Пушкин

никакому

для сердца

не подлежит

есть


чудесная


русского


тайна



Не подлежит никакому сомнению, что Пушкин для русского сердца есть чудесная тайна. (прид. изъяснит.)

Антон Владимирович Карташёв (русский богослов, историк, церковный и общественный деятель)

3 ряд

прислушаемся

стал

поэта

образцом

давайте

поклонения

к голосу

предметом


для многих


поколений

Давайте прислушаемся к голосу поэта, который стал образцом, предметом поклонения для многих поколений. (прид. определит.)

Сергей Бонди, учёный-филолог.

8.Распределительный диктант.

У вас на столах лежат карточки для распределительного диктанта. На слух определяем вид придаточного предложения, ставим крестик в нужной клетке.

  1. И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал.

  2. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

  3. Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл изгнанником два года незаметных.

  4. Вот страсть, которой я сгораю и гибну я во цвете лет.

  5. Здесь вижу двух озёр лазурные равнины, где парус рыбаря белеет иногда.

  6. И сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может…

  7. Я утром должен быть уверен, что с вами днём увижусь я.

  8. Ты хочешь, друг бесценный, чтоб я, поэт младой, беседовал с тобой…

  9. И я слыхал, что божий свет единой дружбою прекрасен, что без неё отрады нет…

  10. О лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, не пыль, не комары да мухи.

  11. В те дни... в те дни, когда впервые

Заметил я черты живые

Прелестной девы и любовь

Младую взволновала кровь…


-Работа выполнена. Чтобы проверить, правильно ли вы определили вид придаточного предложения, возьмите карандаш (или ручку другого цвета) и соедините по порядку ваши крестики. Если вы всё сделали правильно, у вас получится отметка 5. Подпишите ваши карточки. Передайте их.


Определительные.

Обстоятельственные.

Изъяснительные.

1



Х

2


Х


3

Х



4

Х



5

Х



6


Х


7



Х

8



Х

9



Х

10


Х


11

Х
























(Поэтическая разминка.)

9.Работа с текстом.

А сейчас поработаем с текстом. Его автор Лев Озеров, русский поэт и переводчик, доктор филологических наук.

Выразительное чтение текста заранее подготовленным учащимся. Найдите в тексте СПП, определите вид придаточных.

1)Я стою перед океаном и пытаюсь рассказать о нём. 2)Трудно, неизмеримо трудно, просто невозможно.

3)Я хочу взять каплю из этого океана и показать, как в ней отразилось солнце, солнце русской поэзии.

4)Два раза в году при взгляде на календарь сердце наполняется то радостью, то горечью. 5)В июне, в самом начале лета, когда расцветает природа, сердце радуется. 6)Родился Пушкин! 7)В феврале, когда земля заметена снегами, сердце скорбит. 8)Пушкин погиб! 9)Пушкин!10)Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд. 11) Волшебный бег гусиного пера и пылкая отзывчивая душа поэта. 12)Восторг и мудрость. 13)Кому из нас это не дорого? 14)Это всегда с нами, во все часы нашей жизни.

15)С Пушкиным чувствуешь себя надёжно, спокойно и уверенно, потому что он незаменимый собеседник и бескорыстный друг.

(3, 5, 7, 15)

10.Ответьте письменно на вопрос «Какова роль СПП в тексте?»

(На примере сложноподчиненного предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения.

Использование сложноподчинённых предложений даёт множество возможностей для передачи наших мыслей. СПП помогают делать предложения объёмнее и выразительнее. Они украшают нашу речь.)


(Проверка нескольких работ.)

11. Слово учителя.

Произведения великого поэта А.С.Пушкина, без сомнения, всегда радуют нас и останутся в памяти потомков, тронут их сердца, напомнят им об авторе:

И этот юный стих небрежный

Переживет мой век мятежный.

Могу ль воскликнуть, о друзья:

Воздвигнул памятник и я.

12.Результат. Достигнута ли цель урока?

13.Рефлексия. Продолжите предложения.

На уроке мне было…

Урок был…

14.Домашнее задание (по выбору).

1.Упр.196.

2.Из произведений А.С.Пушкина выписать 8-10 СПП с разными видами придаточных. Объяснить знак препинания, определить вид придаточных.

3.Сочинение-миниатюра «Мой Пушкин», использовать разные виды придаточных.

Учитель. Я знаю: каждый из вас гений,

Но без труда талант не впрок.

Вы закрепляйте все уменья,

Мы завершаем наш урок.



Содержимое разработки

Алексей Толстой сказал: «Русский язык – это прежде всего Пушкин».

Алексей Толстой сказал: «Русский язык – это прежде всего Пушкин».

Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению

Основные группы сложноподчиненных предложений по их значению

№ Определительные. 1 Обстоятельственные. 2 Изъяснительные. 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Определительные.

1

Обстоятельственные.

2

Изъяснительные.

3

4

5

6

7

8

9

10

11

И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл изгнанником два года незаметных. Вот страсть, которой я сгораю и гибну я во цвете лет. Здесь вижу двух озёр лазурные равнины, где парус рыбаря белеет иногда. И сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может… Я утром должен быть уверен, что с вами днём увижусь я. Ты хочешь, друг бесценный, чтоб я, поэт младой, беседовал с тобой… И я слыхал, что божий свет единой дружбою прекрасен, что без неё отрады нет…  О лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, не пыль, не комары да мухи. В те дни... в те дни, когда впервые
  • И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал.
  • Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
  • Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл изгнанником два года незаметных.
  • Вот страсть, которой я сгораю и гибну я во цвете лет.
  • Здесь вижу двух озёр лазурные равнины, где парус рыбаря белеет иногда.
  • И сердце вновь горит и любит оттого, что не любить оно не может…
  • Я утром должен быть уверен, что с вами днём увижусь я.
  • Ты хочешь, друг бесценный, чтоб я, поэт младой, беседовал с тобой…
  • И я слыхал, что божий свет единой дружбою прекрасен, что без неё отрады нет…
  • О лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, не пыль, не комары да мухи.
  • В те дни... в те дни, когда впервые

Заметил я черты живые

Прелестной девы и любовь

Младую взволновала

№ Определительные. 1 Обстоятельственные. 2 Изъяснительные. 3 Х Х Х 4 Х 5 Х 6 7 Х 8 9 Х 10 Х 11 Х Х Х

Определительные.

1

Обстоятельственные.

2

Изъяснительные.

3

Х

Х

Х

4

Х

5

Х

6

7

Х

8

9

Х

10

Х

11

Х

Х

Х

Главное предложение Придаточное предложение как размышлял я о часто дружбе к стихам и верности Пушкина любви обращался

Главное предложение

Придаточное предложение

как

размышлял

я

о

часто

дружбе

к стихам

и верности

Пушкина

любви

обращался

Главное предложение Придаточное предложение сомнению Пушкин никакому для сердца не подлежит есть чудесная русского тайна

Главное предложение

Придаточное предложение

сомнению

Пушкин

никакому

для сердца

не подлежит

есть

чудесная

русского

тайна

Главное предложение Придаточное предложение. прислушаемся стал поэта образцом давайте поклонения к голосу предметом для многих поколений

Главное предложение

Придаточное предложение.

прислушаемся

стал

поэта

образцом

давайте

поклонения

к голосу

предметом

для многих

поколений

Домашнее задание (по выбору).

Домашнее задание (по выбору).

  • 1.Упр.196.
  • 2.Из произведений А.С.Пушкина выписать 8-10 СПП с разными видами придаточных. Объяснить знак препинания, определить вид придаточных.
  • 3.Сочинение-миниатюра «Мой Пушкин», использовать разные виды придаточных.
СПАСИБО ЗА ХОРОШУЮ РАБОТУ НА УРОКЕ! ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!

СПАСИБО

ЗА ХОРОШУЮ

РАБОТУ

НА УРОКЕ!

ЖЕЛАЮ

УСПЕХОВ!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее