
Средства художественной выразительности . Олицетворение

Край любимый!
Сердцу снятся
Скирды солнца в
водах лонных.
Я хотел бы
затеряться
В зеленях твоих
стозвонных.
Сергей Есенин

Какой неодушевленный
предмет наделяет признаками и
свойствами человека в этом
четверостишии?

Край , где родился и вырос.

Олицетворение —
изображение
неодушевленных или
абстрактных предметов,
при котором они
наделяются свойствами
живых существ – даром
речи, способностью
мыслить и чувствовать,
признаками и свойствами
человека.

И горит в парче лиловой
Облаками крытый лес.

Эпитет - художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету.
Метафора ( греч, metaphora - перенос) - слово или
выражение, употребленное в переносном смысле,
вместо другого слова, потому что между
обозначаемыми предметами есть сходство «Тенькает
синица меж лесных кудрей» кудрями названа крона
дерева , потому что она похожа на кудри человека. В
нашей речи много метафор: шляпка гриба, ручка
двери, узел связи.

Контурная карта Волшебного Леса

- Черемуха
Вставьте пропущенные олицетворения:
Синий май. Заревая теплынь.
________ кольцо у калитки.
Липким запахом _____ полынь
________ черемуха _________.
( Не прозвякнет, веет, спит в белой накидке)
(загляделась в пруд)

1.

2. Тополь.
Найдите олицетворение?
Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Облетевший тополь серебрист и светел .
Дальний плач тальянки, голос одинокий –
И такой родимый, и такой далекий.

2.

3. Туча.
Вставьте пропущенные олицетворения:
Туча ________________,
____________ пахучий туман.
Еду грязной дорогой с вокзала
Вдалеке от родимых полян.
( Кружево в роще связала, закурился)

3.

4. Ели.
Вставьте пропущенные олицетворения:
_______________ девушки-ели,
И поет мой ямщик на-умяк…
(Пригорюнились)

4

5. Весна.
Чья это характеристика?
В цветах любви весна-царевна
По роще косы расплела …
И я, как страстная фиалка,
Хочу любить, любить весну.
Назовите олицетворение, которое
помогает создать одушевленный образ
весны.

5

6. Осень.
Чья это характеристика?
Тихо – в чаще можжевели по
обрыву,
Осень – рыжая кобыла –чешет
гриву .

6

7. Сосна.
Вставьте пропущенные олицетворения:
__________ _____ ,
________ лес _________,
__________________
___________ сосна.
______________, как старушка ,
_______________________,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
(Заколдован невидимкой, дремлет под сказку сна; словно белою косынкой подвязалась; ,понагнулась, оперлася на клюку)
Как олицетворение помогает передать авторское отношение?

7

8. Заря.
Найдите олицетворение?
Заря окликает другую ,
Дымится овсяная гладь…
Я вспомнил тебя, дорогую,
Моя одряхлевшая мать.

8

9. Клен.
Найдите олицетворение?
Клен ты мой опавший , клен з аледенелый ,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?
Или что увидел ?Или что услышал ?
Словно за деревню погулять ты вышел .
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.

9

10. Береза
Вставьте пропущенные олицетворения:
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что______________?

10


КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ
1. Выберите в приведенных отрывках из стихотворений С.Есенина олицетворения, близкие
народной речи, фольклору:
Рассвет рукой прохлады росно
Сшибает яблоки зари…
2. Выберите в приведенных примерах метафоры
По дорогам усохшие вербы
И тележная песня колес…
Ни за что не хотел я теперь бы,
Чтоб мне слушать ее привелось.

3. Выберите в приведенных примерах метафоры:
Равнодушен я стал к лачугам,
И очажный огонь мне не мил,
Даже яблонь весеннюю вьюгу
Я за бедность полей разлюбил .
4. Выберите в приведенных примерах метафоры:
Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил
В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.

5.Выберите в приведенных примерах олицетворения:
Сад полышет, как пенный пожар,
И луна, напрягая все силы,
Хочет так, чтобы каждый дрожал
От щемящего слова «милый».
6.Выберите в приведенных примерах олицетворения:
Ах, колокольчик! твой
Мне в душу песней позвонил
И рассказал, что васильки
Очей любимых далеки.
Не пой! не пой мне! Пощади.
И так огонь горит в груди.

7.Выберите в приведенных примерах олицетворения:
Зашумели над затоном тростники.
Плачет девушка-царевна у реки.
Погадала красна девица в семик.
Расплела волна венок из повилик.
Ах, не выйти в жены девушке весной,
Запугал ее приметами лесной.
На березке пообъедена кора,-
Выживают мыши девушку с двора.
Бьются кони, грозно машут головой,-
Ой, не любит черны косы домовой.
Запах ладана от рощи ели льют,
Звонки ветры панихидную поют.
Ходит девушка по бережку грустна,
кет ей саван нежнопенная волна.

8. Выберите в приведенных примерах олицетворения:
Цветы мне говорят прощай,
Головками кивая низко.
Ты больше не увидишь низко
Родное поле, отчий край..

Что делает метель?
Метель

- Подберите олицетворения к любимому есененскому дереву – березе!
-Сравните ваши результаты с описанием березы у Есенина:

Береза
1. Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром .
2. Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.

3.Устав таскаться
По чужим пределам,
Вернулся я
В родимый дом.
Зеленокосая,
В юбчонке белой
Стоит береза над прудом.
4.Березки!
Девушки-березки!
Их не любить лишь может тот,
Кто в ласковом подростке
Предугадать не может плод.

- С кем чаще всего сравнивает березу поэт?
-Какими чертами наделяет это прекрасное дерево?
-Чувствуете ли вы, что автор очень трепетно относится к березе? Почему?
-Как вы думаете, что помогло автору передать всю свою любовь и нежность березе ?
- Какое дерево у Есенина наделено мужскими чертами характера?

Березы глазами художников

Борисов- Мусатов .
«Весна»
Алексадр Полунин
«Весна»

Иссак Левитан
«Март»
Старая улочка весной