Технологическая карта урока
Тема урока: Сложное предложение 5 класс
Триединая дидактическая цель:
Обучающая
- Познакомить учащихся с понятиями «сложное предложение».
- Ввести в активный словарь понятие «сложноподчиненное предложение».
- Учить ставить запятые в сложном предложении, чертить схемы.
Развивающая
- Развивать речевую и коммуникативную активность, формировать умение высказывать свою точку зрения.
Воспитывающая
-Воспитывать интерес к изучению русского языка.
Педагогические задачи:
Формирование:
Личностные результаты
- Формирование уважительного отношения к учителю. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие навыков целеполагания, связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,
формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Ценностно-смысловая ориентация обучающихся. Связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- Личностное самоопределение, умение планировать собственную деятельность.
- Осознание собственного объема знаний, готовность к саморазвитию.
- Личностный выбор на основе социальных, моральных и личностных ценностей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Нравственно-эстетическая ориентация.
Регулятивные УУД
- Умение организации на рабочем месте, оперативного включения в урок.
- Умение удерживать внимание при восприятии информации, предположить и сформулировать тему урока.
- Умение анализировать область своих знаний, определять границы своих знаний и незнаний, умение производить целеполагание, т.е. постановку учебной задачи, соотносить ее с конечным результатом.
- Умение преодолевать трудности и препятствия в учебной деятельности.
- Умение определять последовательность действий для достижения результата.
- Умение оценить качество и уровень усвоения предыдущих знаний; определять последующие действия в соответствии с поставленной задачей.
-Умение осуществлять поиск необходимой информации, проводить исследование, осуществлять творческий подход к решению проблемы, работать по плану, инструкции, алгоритму; находить рациональные способы деятельности.
Познавательные УУД
- Умение осмыслить учебный материал, выделить главные, существенные признаки, установить связи в учебном материале, помогающие предположить тему урока.
- Умение формировать логические действия по определению познавательной цели.
- Умение выбирать эффективные способы деятельности в решении поставленных задач.
- Умение устанавливать взаимосвязи между явлениям; осуществлять перенос и действовать по аналогии, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать и моделировать информацию.
-Умение проводить рефлексию способов и условий действий.
Коммуникативные УУД
- Умение слушать, включаться во взаимодействие с учителем.
№ п/п | Этап и цель урока | Действия учителя | Действия учеников | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||
Предметные результаты | Метапредметные | Личностные результаты | ||||
| Организацион-ный момент (1-2 минуты)
Целевая установка: организация обучающихся, включение в деятельность на личностном уровне. | Приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест. Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность. Устанавливает контакт с обучающимися.
- Мы с вами продолжим увлекательное путешествие по стране Синтаксис - одной из самых красивых и богатых стран, в которой много загадочного, неизвестного и очень интересного. У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показывать свои знания и умения. А что мы изучаем в синтаксисе?
- А с какой страной он граничит?
- Что изучает пунктуация?
Запишем число, классная работа
| Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству.
Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения. С пунктуацией. ( Пунктуация изучает знаки препинания и правила их постановки.) - Записывают число.
|
| Регулятивные:умение организации на рабочем месте, оперативного включения в урок. Коммуникативные: умение слушать, включаться во взаимодействие с учителем. | Формирование уважительного отношения к учителю. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
|
1. | Мотивация к деятельности по формулировке темы урока. Постановка проблемы – и выход на тему.
Целевая установка: определение темы урока обучающимися | Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы, устно подберите проверочные слова. В каждом предложении выделите грамматическую основу.
Первый пушистый сне… падал медленно на землю. Первый пушистый сне… падал медленно на землю, и дети радовались ему.
Как называется первое предложение по количеству грамматических основ?
А второе, как вы думаете?
- Итак, мы изучили город «Простое предложение», а теперь перед нами « Сложное предложение». -Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.
| Тему урока формулируют сами обучающиеся на основе конкретного дидактического материала, помогающего предположить тему урока. В первом предложении одна грамматическая основа. Во втором - две грамматические основы.
Простое.
Сложное
Тема сегодняшнего урока — «Сложное предложение».
| Осознание значимости изучаемых знаний. | Регулятивные:умение удерживать внимание при восприятии информации, предположить и сформулировать тему урока. Познавательные: умение осмыслить учебный материал, выделить главные, существенные признаки, установить связи в учебном материале, помогающие предположить тему урока. Коммуникативные: строить речевое высказывание, вносить свои предложения, уточнения.
| Самоопределение, адекватная мотивация.
|
2. | Формулировка целей и задач урока
Целевая установка: сотрудничество с обучающимися в формулировке цели и задач урока. | - Давайте сформулируем цель урока, опираясь на его тему и на опорные слова. 1) Познакомиться с понятиями ... (« Сложное предложение»), и ... ( « типы сложных предложений»); 3) Учиться видеть при помощи чего …. (они соединяются)
| Цель и задачи урока формулируют сами обучающиеся на основе учебной ситуации, ведущей к целеполаганию.
Формулируют цели совместно с учителем
| Планируемые предметные знания и умения. Знать: - основные понятия по теме; - отличия простого предложения от сложного; - правила расстановки знаков препинания в сложном предложении
Уметь: - находить грамматическую основу; - отличать простые предложения от сложных; - учиться определять типы сложных предложений; - учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях; - учиться чертить схемы | Регулятивные: анализировать область своих знаний, определять границы своих знаний и незнаний, умение производить целеполагание, т.е. постановку учебной задачи, соотносить ее с конечным результатом (что известно, что надо изучить). Познавательные:формировать логические действия по определению познавательной цели. Коммуникативные: умение участвовать в коллективной постановке задач урока, вступать в диалог. | Развитие навыков самоцелеполагания, связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
|
3. | Формирование мотивации
Целевая установка: мотивация к учебной деятельности. |
Выдвините гипотезу: -Что было бы с нашей речью, если бы мы говорили только простыми предложениями? | Выдвигают предположения, высказывают свои суждения, отвечая на вопрос: «Какой смысл для меня имеет изучение данной темы?»
- Если бы мы говорили только простыми предложениями, то наша речь была бы бедной, мы бы не могли всегда правильно пояснять свои мысли. Речь - это выражение наших мыслей. А в мыслях у нас всегда присутствуют сложные идеи, всякие причинно-следственные связи. |
| Регулятивные:умение преодолевать трудности и препятствия в учебной деятельности. Познавательные:осмысление значимости знаний, построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные:умение слушать и вступать в диалог.
| Ценностно-смысловая ориентация обучающихся. Связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
|
4. | Актуализация опорных знаний.
Целевая установка: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление имеющегося по данной теме недостатка знаний. | Определите тип предложения. Составьте их схемы. 1.Пришла зима. 2.Пришла зима и нарядила деревья в белые шубки. 3. Пришла зима, и деревья нарядились в белые шубки. Проверка по образцу. 1.Простое [ = - ] 2.Простое [ = - и = ] 3.Сложное [= - ], и [ = - ]
| Выполняют задания, повторяют, запоминают необходимую информацию и способы деятельности с ней. Самопроверка, самооценка. | Знать: - основные понятия по теме; - отличия простого предложения от сложного; - правила Уметь: - находить грамматическую основу; - отличать простые предложения от сложных; - учиться чертить схемы | Регулятивные:умение оценить качество и уровень усвоения предыдущих знаний; определять последующие действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные:осмысление способов и условий действий. Коммуникативные:умение воспринимать и понимать информацию, вступать в учебный диалог. | Осознание собственного объема знаний, готовность к саморазвитию.
|
5 | Физминутка
Целевая установка: снятие напряжения, усталости | Игра «Определи предложение по структуре». (Учащиеся хлопают в ладоши, если предложение простое, топают ногами, если сложное).
6 Скоро вся земля покроется снегом, всё вокруг изменится. | Выполняют физическое упражнение | Знать: - основные понятия по теме; - отличия простого предложения от сложного;
Уметь: - находить грамматическую основу; - отличать простые предложения от сложных;
|
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. | Здоровье сбережение.
|
6. | Практическая деятельность обучающихся (исследователь-ского, творческого характера).
| 1.Предлагает учащимся самостоятельно изучить тему урока исходя из поставленных целей. (проблем) Чтение учебника стр 182-185
| Работают с учебной информацией. | Знать: - основные понятия по теме; - отличия простого предложения от сложного; - правила расстановки знаков препинания в сложном предложении
Уметь: - находить грамматическую основу; - отличать простые предложения от сложных; - учиться определять типы сложных предложений; - учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях; - учиться чертить схемы | Регулятивные:принимать и сохранять задачи учебной деятельности, соотносить их с конечным результатом; осуществлять поиск необходимой информации, проводить исследование, осуществлять творческий подход к решению проблемы, работать по плану, инструкции, алгоритму; находить рациональные способы деятельности, планировать этапы работы, распределять задания в группе, осознавать ответственность за результаты совместного труда. Познавательные:умение устанавливать взаимосвязи между явлениям; осуществлять перенос и действовать по аналогии, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать и моделировать информацию. Коммуникативные:осуществлять сотрудничество, взаимопомощь в группе, воспринимать разные точки зрения, строить монологическое высказывание, аргументируя свой выбор; формулировать личное отношение к проблеме, доказывать свою точку зрения. | Умениеосуществлять учебную деятельность. Готовность к сотрудничеству. Уважительное отношение к чужому мнению. Мотивация к творческому труду, к работе на результат. Здоровье-сберегающие, морально-нравственные, этические, эстетические планируемые результаты.
|
7 | Осуществление контроля, самооценки, взаимооценки.
Целевая установка: обучение объективной оценке результатов своей деятельности.
| Осуществляет контроль в течение всего урока.
Предлагает выполнить Тест. I. Выбрать верное определение сложного предложения. 1.Сложные предложения – это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых. 2.Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких грамматических основ.
II. Части сложного предложения могут быть связаны
III. Выбрать схему сложного предложения.
| Работают самостоятельно в рабочих тетрадях
| Знать: - основные понятия по теме; - отличия простого предложения от сложного; - правила расстановки знаков препинания в сложном предложении
Уметь: - находить грамматическую основу; - отличать простые предложения от сложных; - учиться определять типы сложных предложений; - учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях; - учиться чертить схемы | Регулятивные: уметь самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности своей деятельности, проводить контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Познавательные: проводить анализ собственной деятельности, сравнивать выполненное действие с эталоном, определять способы устранения ошибок и недочетов. Коммуникативные: осуществлять учебное сотрудничество, управлять поведением партнера, производя контроль, коррекцию, оценку его действий. | Личностное самоопределение.
|
8
| Итог урока.
| Организует подведение итогов урока. Что такое сложное предложение? Части сложного предложения как могут быть связаны? Когда перед союзом И ставится запятая?
| Участвуют в подведении итогов урока. Ответы детей.
| Знать: - основные понятия по теме; - отличия простого предложения от сложного; - правила расстановки знаков препинания в сложном предложении
Уметь: - находить грамматическую основу; - отличать простые предложения от сложных; - учиться определять типы сложных предложений; - учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях; - учиться чертить схемы | Регулятивные: умение соотносить достигнутые результаты с поставленными задачами, оценивать результаты совместной деятельности и факторы влияния на ее результативность. Познавательные: анализировать достигнутые результаты, выделять главное в теме урока, оперировать понятиями, самостоятельно воспроизводить знания и способы деятельности при подведении итогов урока. Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, сотрудничать при коллективном подведении итогов, строить устное высказывание в сжатой форме, давать собственную оценку положительным и отрицательным моментам урока. | Личностное самоопределение. |
9 | Домашнее задание
| У.513. Правило с.182-183
| Записывают домашнее задание | Знать: - основные понятия по теме; - отличия простого предложения от сложного; - правила расстановки знаков препинания в сложном предложении Уметь: - находить грамматическую основу; - отличать простые предложения от сложных; - учиться ставить знаки препинания в сложных предложениях; - учиться чертить схемы | Регулятивные:умение осознанно делать выбор с учетом своих возможностей, планировать этапы решения задачи. Познавательные:умение осмыслить предложенную информацию, выделить в ней существенное, главное, определить способы выполнения задания. Коммуникативные:умение слушать, понимать информацию, уточнять услышанное, объяснять свой выбор из предложенных альтернатив. | Самоосмысление и самоопределение в условиях выбора. |
10 | Оценивание обучающихся
Целевая установка: оценка знаний и способов деятельности обучающихся. | Оценивает достижения обучающихся. Сопровождает комментариями выставленные отметки. Выставляет отметки в журнал. | Заносят отметки в дневники. | Оценивание предметных результатов урока. | Регулятивные:объективно оценивать результаты своей деятельности Познавательные:умение осмыслить предложенную информацию Коммуникативные:давать собственную оценку положительным и отрицательным моментам урока. | Личностное самоопределение. Установление связи между целью учебной деятельностью и ее результатом. |