Разработка урока по русскому языку в 4 классе УМК "Перспектива". Тема: "Простые и сложные предложения"

Тема урока: «Простые и сложные предложения»

Тип урока: Открытия нового знания

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, словари, рабочие тетради, индивидуальные карточки

Цель урока:

- Создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями простые и сложные предложения, сформировать представления о простых и сложных предложениях.

- Развивать умения формировать цель своей работы и прогнозировать её результаты.

- Формировать коммуникативные умения сотрудничать в группе, выстраивать контакт между собой и с коллективом.

- Формировать умения следовать устным и письменным инструкциям учителя.

Олимпиады: ЗОЖ 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Урок русского языка в 4 классе. УМК «Перспектива»

Тема урока: «Простые и сложные предложения»

Тип урока: Открытия нового знания

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, словари, рабочие тетради, индивидуальные карточки

Цель урока:

- Создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями простые и сложные предложения, сформировать представления о простых и сложных предложениях.

- Развивать умения формировать цель своей работы и прогнозировать её результаты.

- Формировать коммуникативные умения сотрудничать в группе, выстраивать контакт между собой и с коллективом.

- Формировать умения следовать устным и письменным инструкциям учителя.


План урока:

I. Мотивация к учебной деятельности.

- Сегодня у нас на уроке много гостей, поприветствуем их.

- Откройте тетради и запишите дату, Классная работа.

II. Чистописание (О)

Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья? (Осень)

- Назовите первый звук в этом слове?

- Дайте ему характеристику.

- Запись буквы О и соединений с ней.


!!!Оцените свою работу на листах самооценки!!!


III. Актуализация знаний.

а) Словарная работа

- За окном осень - самое красивое время года. Нельзя не восхищаться красотой которую нам дарит природа.

- Словарную работу мы проведем на тему "Осень". (по лексическому значению коллективно угадывают и записывают слово)

Урожай количество уродившихся плодов в одно время

Берёза - дерево с тонким белым стволом, символ нашей страны

Картина - произведение живописи в красках

Огород - участок земли для выращивания овощей.

Комбайн - зерноуборочная машина.

Богатство - множество, изобилие ,совокупность предметов,

Погода - состояние атмосферы в данное время в данной местности

Пшеница - хлебный злак, из которого изготовляют белую муку.

Ветер - движение потока воздуха

Дорога - место , по которому следует пройти или проехать, путь следования.

Желтый - синоним к слову лимонный

Самопроверка с использованием экрана.

- Какое слово лишнее? (жёлтый, т.к. это прилагательное, а остальные имена существительные).

- Что какое имя существительное?

- Что такое имя прилагательное?


!!!Оцените свою работу на листах самооценки!!!


б) Работа с предложением


- Напомните, что же такое предложение? (Одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль, чувства.)


- Обобщим наши знания о предложении.


- Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные )

- Какими бывают по цели? (повествовательные, вопросительные, побудительные)

- По интонации? (восклицательные, невосклицательные)

На экране!!!

Ветерок, красные, свежий, листья, по, желтые, и, гонит, дороге.

- Можно ли эту группу слов назвать предложением?

- Составьте из данных слов предложение?

Запись с комментирование

(Свежий ветерок гонит красные и желтые листья по дороге)

- Сделаем синтаксический разбор этого предложения. (Один ученик работает у доски!!!)

- Дайте характеристику этого предложения. (Это предложение распространенное, повествовательное, невосклицательное).

- Есть ли в этом предложении однородные члены? ( Да: красные и желтые)

- Как они связаны между собой? (Союзом и).

!!! Каждый отвечающий оценивает свою работу на этом этапе.!!!

IV этап. Постановка проблемы.

- Как вы думаете, вся ли информация о предложении добыта вами? (ответы детей) - - Ну что ж, в споре рождается истина! Посмотрите на экран!

Устно!!!

Осень идет и за собою дождь ведет.

В сентябре синица просит осень в гости.

Плачет октябрь холодными слезами.

В сентябре лето кончается, осень начинается.


- Как понимаете смысл пословиц и поговорок?

- В каждом предложении выделите грамматическую основу.


!!!Каждый отвечающий оценивает свою работу на листах самооценки.!!!

- Что вызвало у вас затруднение? Почему? (В последней пословице несколько основ).

- Мы наблюдали раньше такое явление? Какую задачу поставим на сегодняшнем уроке? (Познакомиться в предложениями с двумя грамматическими основами)


- Мы сегодня познакомимся с простым и сложными предложениями.


Тема: Простые и сложные предложения


V. Работа над новой темой.

а) Открытие новых знаний

- Обратимся к учебнику стр. 75. упр.118.

- Можно ли назвать это высказывание предложением?

- Прочитайте, что говорит об этом Ваня.


-Как вы понимаете, "Частей в этом предложении много"?

-Каждая часть - это простое предложение, связанное по смыслу с остальными.

-Выпишите главные члены по образцу.стр.75.


Словарная работа :-«сень обнажалась…»

- Что такое сень? (Сень покров)

-Что значит «обнажалась лесов таинственная сень»?  (покров становился голым, облетала листва)

- Сколько получилось основ? (Пять).

- Как определить сколько частей в предложении? (Сколько грамматических основ, столько и частей)

- Слово профессору Ивану Ивановичу Самоварову.стр.118.


- Какое же предложение мы назовем сложным? (Предложение в котором две и больше грамматических основ - сложное.).

Вывод: Сложное предложение состоит из нескольких простых предложений, сколько простых предложений, сколько и частей в сложном предложении. В каждой части сложного предложения есть свои главные члены - своя основа.


Физкультминутка

Игра «Определи предложение по структуре» (показывают руками, стоя. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки.

• Поют птицы.

Ярко светит солнце, поют птицы.

Светит солнце.

• Краб крабу сделал грабли.

Наступила осень, и сад опустел.

• В долине пар белеет тонкий.

Наступила осень, птицы улетели на юг.

Белка готовит запасы, а медведь залегает в спячку.

Светит солнце, на реке блестит лед.

Начинают желтеть и падать листья

Часто идут дожди и дует холодны ветра


б) Первичное закрепление .Работа в парах.

Задание:

- Из данных предложений выбрать сложное предложение на листах, во всех предложениях выделить основы.


Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.

Ель надломленная стонет, глухо шепчет темный лес.

Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой.
И Осень тихою вдовой вступает в пестрый терем свой.

Экран включить!!!! Проверка на доске!


!!!Оцените свою работу на листах самооценки!!!


VI.Знаки препинания в сложном предложении.

Экран!!!

1. Ветер загудел в проводах.

2. Туча закрыла небо.

3. Дождь застучал в окно.


– Какие это предложения простые или сложные? (это простые предложения, т.к. в них по одной основе).

- Составьте схему первого предложения, второго, третьего.

[__ ‗ ].[ __ ‗ ]. [ ___ ‗ ].

- Составьте сложное предложение, которое будет состоять из трех простых и запишите его.


(Записывают с комментированием)

Ветер загудел в проводах, туча закрыла небо, дождь застучал в окно.


- Выделите его основы.

- Не забудем, что между частями сложного предложения ставится запятая.

(Учитель показывает на доске схему , расставляя знаки препинания).

[ __ ‗ ] , [ __ ‗ ], [ __ ‗ ].


- Помните, что части сложного предложения это не просто простые предложения.

Они дополняю друг друга.


-Части сложного предложения могут соединятся союзами и а но. Перед этими союзами тоже ставится запятая.

На магнитной доске вывешиваются схемы.

[ __ ‗ ] , и [ __ ‗ ].

[ __ ‗ ] , а [ __ ‗ ].

[ __ ‗ ] ,но [ __ ‗ ].


VII. Работа в группах:

Составить сложные предложения из простых. Озаглавит получившийся текст. Возможно использование союзов и а но


1 группа.

Наступила золотая осень.

Лес окрасился в разные цвета

Рябина стоит вся в красных бусах.

Листочки березы горят золотыми монетками.

Листья ясеня окрасились в жёлтый цвет.

Только елочка осталась зеленой.


(Наступила золотая осень, и лес окрасился в разные цвета. Рябина стоит вся в красных бусах, а горят листочки березы золотыми монетками. Листья ясеня окрасились в желтый цвет, и только елочка осталась зеленой)


2 группа.

Подул легкий ветерок.

Зашумел в лесу золотой дождь.

Медленно кружатся в воздухе сердечки липы.

Сыплются желтые монетки с берёзы

Золотыми рыбками падают листочки ивы.


(Подул легкий и ветерок, и зашумел в лесу золотой дождь. Медленно кружатся в воздухе сердечки липы, сыплются желтые монетки с берёзы, золотыми рыбками падают листочки ивы.


3 группа

Низко над землёй нависли тучи

Пошёл осенний мелкий дождь .

В лесу уже не поют птицы.

Только слышится хруст мокрых ветвей.

Скоро наступят холода.

Природа уснет до весны.


(Низко над землёй нависли тучи, и пошёл осенний мелкий дождь. В лесу уже не поют птицы, а только слышится хруст мокрых веток. Скоро наступят холода, и природа уснет до весны)

Оцените свою работу на листах самооценки.


VIII. Итог:

-Подведем итог. Закончите предложения.


- Сегодня на уроке я узнал(а)___________________ (Предложения бывают простыми и сложными).На экране новый слайд!

- Из чего состоят сложные предложения? (из простых связанных одной мыслью предложений, которые на письме отделяются запятой).

- Было интересно узнать______________________

- Теперь я могу__________________________________

- Было трудно выполнить_____________________________

-У меня получилось__________________________________

-


IX. Домашнее задание.

- В течение всего урока мы составляли предложения об осени. Используя материал урока оставить и записать 5 сложных предложений на тему "Осень в моем городе".


X. Рефлексия. "Зонтик"

- У вас на партах лежат смайлики. Оцените своё настроение, свою работу, впечатления на уроке. Выберите один из смайликов: мне все удалось, я получил новые знания, или наоборот- у меня ничего не получилось и приклейте его на доску под зонтик.

Приклейте свой листик на дерево.


Мы укрылись под зонтом, лужи нипочём,

Не спеша домой идём, песенку поём.

Дождь не страшен нам с тобой, веселей шагай,

Если зонт над головой, то не унывай.





















ПРИЛОЖЕНИЯ

Оценочный лист_________________________________________


Оценочный лист_________________________________________

Этап урока

Оценка

+, -

1

Чистописание


2

Словарный диктант


3

Синтаксический разбор


4

Работа с пословицами.


5

Работа в парах.


6

Работа в группах



Этап урока

Оценка

+, -

1

Чистописание


2

Словарный диктант


3

Синтаксический разбор


4

Работа с пословицами.


5

Работа в парах.


6

Работа в группах


Этап урока

Оценка

+, -

1

Чистописание


2

Словарный диктант


3

Синтаксический разбор


4

Работа с пословицами.


5

Работа в парах.









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее