«САМОдеятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС»
Проблема самостоятельной деятельности не утратила своей актуальности в настоящее время, поскольку современное общество характеризуется увеличением объема знаний, информации, видов деятельности. И в этих условиях человек должен быть способен к быстрому, а значит самостоятельному овладению информацией, уметь точно и адекватно реагировать на изменяющиеся ситуации. В материалах ФГОС второго поколения начального образования одним из ценностных ориентиров является «развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самореализации».
Цель: развитие самостоятельной деятельности младших школьников в рамках ФГОС.
Самостоятельность младшего школьника – это умение ставить перед собой различные задачи, определять пути их решения и решать извне. Оно связано с потребностью человека выполнять свои действия по собственному осознанному убеждению, то есть на первый план выходят такие особенности ребенка, как мотивация, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели и планировать свою деятельность, исходя их поставленной цели и выдвинутых задач. Самостоятельность, основы которой закладываются в 1-м классе, рассматривается как один из показателей сформированности и учебной и внеурочной деятельности младшего школьника.
Из теории изучения проблемы самостоятельного учения известно, что рассматривать самостоятельную деятельность целесообразно через некоторые этапы. На первом этапе ученик пытается выполнить действие по образцу, который ему дан. Ребенку даются задания, решения которых он еще не знает. Младшему школьнику необходимо самостоятельно разработать алгоритм для решения задания. Ребенок еще не знает, как называется способ выполнения, но может выполнить его по предложенному ранее учителем образцу. Ребенку доступно на этом этапе только выполнение задание по предложенному образцу, с опорой на конкретный материал, обучающийся еще не готов самостоятельно отличить существенные и несущественные стороны задания. На втором этапе происходит осуществление способа действия при выполнении поставленной задачи. На этом этапе младший школьник опирается на назначение, ребенок может этот способ назвать, знает и может выполнить определенную последовательность действий, благодаря которой получит нужный результат, способен описать последовательность своих рассуждений, не опираясь на конкретный материал. Может себя проконтролировать и оценить выполненное задание. На третьем этапе ученик применяет способ решения самостоятельно, без помощи взрослого. Сам выбирает метод решения, ориентируясь на цель и условия задания.
Младший школьник самостоятельно выполняет любую деятельность, так как уже имеет представление о ее структуре и опыт решения подобных задач. Критериями самостоятельности являются:
1) мера представления знаний, умений и навыков;
2) наличие устойчивых мотивов и проявление мотивов в данной ситуации;
3) проявление негатива или позитива к деятельности у младшего школьника на период его обучения в классе.
Описаны и основные условия проявления самостоятельной деятельности. Среди них: сформированность умений, мотивация на выполнение задачи, понимание учеником проблемы, умение ребенка обучаться действовать по инструкции. Придерживаться поставленного плана, намеченного алгоритма, следовать этим действиям. Возможность через процесс обучения обеспечить развитие познавательного интереса как источника развития самостоятельной деятельности. Построение системы заданий состоит в последовательно постепенном и пошаговом движении вперед. Вначале взаимодействие со знающим взрослым затем постепенный переход в самостоятельные действия.
Изучение теоретических основ показало, что для формирования у младших школьников самостоятельности необходимы специально разработанные мероприятия, представляющие собой в некотором роде программу формирования самостоятельности младших школьников. Среди задач программы могут быть: образовательные: закрепить знания; расширение круга понятий; воспитательные: формирование положительной мотивации к обучению; воспитание познавательного интереса; воспитание способности подчинять свои действия инструкции; развивающие: развить умственную работоспособность; развить усилия воли и др.
Самостоятельная деятельность младшего школьника зависит от опыта учебного сотрудничества, от совместной работы учителя и ученика в получении знания, умений, опыта. Педагогу следует рассматривать воспитание самостоятельности как целенаправленную задачу, быть союзником ребенка, поощрять любую его самостоятельность, создавать эмоционально благоприятный фон. Младшие школьники способны поддерживать самостоятельность. Деятельность не теряет для них своего значения. Младшие школьники проявляют стойкий интерес к самостоятельной деятельности, они активны и стремятся улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, устранить причины ошибок. Самостоятельность, основы которой закладываются в начальных классах, в дальнейшем послужит средством в формировании жизнедеятельности младшего школьника.
Таким образом, самостоятельная деятельность школьника является одной из сторон его личностного развития, способностью расширять свои знания, умения по собственной инициативе, т.е. умение учить себя. Самостоятельность, инициативность, поисковая активность – ключевые черты портрета идеального выпускника современной школы. Эти черты должны закладываться в самом начале школьного образования. Чтобы воспитывать САМОдеятельность, развивать умственные способности учащихся, необходима систематическая, планомерная работа учителя.