Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений по организации работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях инклюзивного образования.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ:
Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста.
Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется прежде всего тем, что в нее входят дети с различными нарушениями: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Дети с органическим поражением ЦНС составляют самую представительную группу среди детей с ОВЗ. У таких детей нарушены все стороны развития: мотивационно-потребностная, социально-эмоциональная, моторно- двигательная, познавательная деятельность (восприятие, память, мышление и речь). Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех видов детской деятельности, и особенно ведущей деятельности раннего возраста - предметно-игровой.
Итак, дети с ОВЗ - это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
Л. С. Выготский отмечает необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта. Он же вводит понятие «структура дефекта».
Первичное нарушение, например, нарушение слуха или зрения влечёт за собой вторичные отклонения в развитии. При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем, дошкольном возрастах могут иметь сходное проявление.
Вторичное отклонение носит системный характер, и изменяет всю структуру психического развития ребенка.
В целом нарушений развития может быть множество, в связи с чем выделяются различные категории детей с ограниченными возможностями.
Методические рекомендации педагогам:
У детей начальной школы ведущая деятельность – игровая, отсюда следует, что для занятий в классе с ребёнком ОВЗ и его сверстниками необходимо использовать дидактические игры. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья материалы для дидактических игр должны соответствовать возрасту и психофизическому развитию. Можно использовать шаблоны как готовые, так и придуманные самим педагогом. (Например: для того, что бы решить задачу, можно использовать предмет, о котором говорится в ней. Петя купил 3 тетради, а Маша - 2. Сколько всего тетрадей купили дети?
В данной задаче речь идёт о тетрадях, значит, нужны шаблоны или настоящие тетради. Ребёнку с ОВЗ необходимо давать материал, очень приближенный к реальности, иначе у него сложится неправильное представление об этом предмете).
Разрабатывать адаптированную образовательную программу для каждого ребёнка совместно с родителями. При разработке такой программы опираться на общие закономерности возрастного развития, как в норме, так и в условиях патологии. Ведь никто как родитель знает все особенности своего ребенка и может помочь учителю в составлении адаптированной программы. В данном случае стоит опираться на заключение ПМПК, слова родителя о том, какая работоспособность у ребёнка, что нравится, как долго держит внимание и т.д., и конечно опыт педагога, нормативную базу, техническое оснащение)
Использовать практические методы обучения: упражнения, лабораторные и практические работы, игры. Дети с ОВЗ лучше усваивают материал, при его наглядном показе. Для таких детей будут интересны опыты для начальной школы с использованием повседневных предметов (Например: как из воды сделать лёд). Такие опыты помогут понять ребёнку, как устроен мир, какие закономерности в нём происходят, освоить образовательную программу.
Необходимость в сплочении детского коллектива. Ребенок с ОВЗ не должен чувствовать себя отвергнутым от общества. Сверстники наоборот должны оказывать ему поддержку. Сплочить детский коллектив можно посредством использования настольных игр на переменах, активных физических игр, исходя из возрастных особенностей детей и возможности ребёнка с ОВЗ поучаствовать в этих играх. (Например: настольная игра в шахматы. Подвижная игра «Съедобное/Несъедобное»).
Использование на уроках нетрадиционных средств обучения. Мини-соревнования помогут детям почувствовать радость побед, научат детей работать в мини-коллективах, выбирать старшего, управлять работой. Урок-путешествие поможет детям окунуться в заданную атмосферу, ребёнку с ОВЗ чаще всего требуются нетрадиционные формы обучения, для разряжения мыслей, чувств, эмоций.
У детей с ОВЗ зачастую низкая работоспособность. Им необходимо подготовить материал так, чтобы они прошли основные моменты, но в тоже время не отставали от сверстников. В данной ситуации помогут карточки самостоятельной работы с направляющей помощью (картинки, несложные таблицы, с примерами выполнения данного задания), рабочие листы по различным предметам (например: рабочий лист по окружающему миру, где используются картинки, кроссворды, где в основе лежат простые в выполнении задания).
Помощь в развитии средств коммуникации дома, в школе, со сверстниками, с учителем. Для этого можно использовать стихотворения, где нужно читать по ролям, готовые диалоги, чтобы ребенок мог отработать полученный материал, запомнить необходимые слова. Можно использовать дидактические игры на построение диалогов: учитель-ученик, ребенок-родитель, ребенок-продавец, ребенок-повар, ребенок-ребенок.
Создание ситуаций успеха на уроках. Это поможет ребенку с ОВЗ преодолеть неуверенность в своих силах, обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. Можно использовать прием «Самовнушение» для создания ситуации успеха, самовнушение пришло в педагогику из психологии и оно, действительно, помогает укрепить веру в себя, почувствовать себя более уверенным, сильным, способным. Элементы самовнушения можно включать в физминутки, с такого приема можно начать весь урок или его практическую часть. Ситуации успеха – ключевой момент в мотивации к учёбе.
Участие ребёнка с ОВЗ во внеклассных, внеурочных, оздоровительных мероприятиях. Исходя из особенностей детей с ОВЗ можно их привлекать к судейству, помощи в подготовке мероприятия, непосредственного участия в мероприятиях.
Дети должны участвовать в конкурсах, олимпиадах. Для того, чтобы ребёнок понимал свои успехи, умел применять полученные знания, необходимо привлекать его в участии в олимпиадах и различных конкурсах. Как правило, дети с ОВЗ талантливы, он может даже занять какое-то место на конкурсе, например, рисунков.
Использование на занятиях дидактических материалов, развивающих внимание, мелкую и крупную моторику, мышление, воображение.
Музыкальная терапия. Положительное влияние оказывает музыка на детей с ОВЗ. Она помогает расслабиться, собраться с мыслями, проявлять чувства. Музыкальная терапия полезно сказывается на учащихся. Её можно использовать как физминутку на уроке.
Использование ИКТ технологий. Презентации, видео файлы так же отлично помогают ребенку с ограниченными возможностями здоровья успешном освоении образовательной программы.
Все эти рекомендации помогут педагогам в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.