Особенности адаптации детей младшего школьного возраста к школе в рамках реализации ФГОС начального образования
Аннотация. В статье рассказывается, что адаптация, или приспособление к школе, - ответственный период в жизни первоклассника. Изменяется практически вся жизнь ребенка: его сверстниками и взрослыми - все подчиняется школьным проблемам, правилам, требованиям. Чтобы помочь ребенку адаптироваться к школьным условиям, необходимо понимание и чуткое отношение учителя, внимательность, большая любовь и терпение взрослых
Ключевые слова. Адаптация, дезадоптация, социально – психологические условия,
С введением новых государственных образовательных стандартов начального образование, можно сказать, что государство в настоящее время делает запрос не на простого человека, а на личность, которая обладает определённым набором качеств, из которых можно выделить такие как:
– умение отвечать за свои действия и поступки;
– самостоятельно принимать решение в своём выборе;
– готовность к постоянному пополнению знаний
– способность отвечать за себя и за своих близких;
– умение и готовность действовать в нестандартной ситуации;
– обладать определённым объёмом знаний;
– толерантность, то есть понимание и осознания того, что кроме своего мнения, которое необходимо отстаивать и защищать, существуют другие, которые тоже имеют право на существование. Жизнь в обществе – это почти всегда поиск каких-то решений и компромиссов.
Можно сказать, что очень сложная задача вырастить за школьные годы такую личность. Школьники нашего времени растут в изменившихся условиях, чем в прежние традиционные установки социокультурной среды. Как правило, у детей одного и того же возраста заметны расхождения между физиологическими показателями и их паспортными данными. Отсюда совершенно разный уровень развития начинающих школьников и, следовательно, степень их психологической эмоциональной готовности к началу учебы. Не в одном первом классе мы не сможем набрать более или менее одинаковый контингент учащихся.
Современные дети отличаются друг от друга, но большинство из них имеют ряд общих для них качеств.
Одним из первых можно назвать широкую, информированность практически по любым вопросам, но она носит бессистемный характер. Если раньше дети ощущали информационные недостатки, то сегодня, благодаря, разным источникам информации дети «наполняются» информацией сами того не понимая. Но эта информация чаще всего носит противоречивый характер, большое количество сведений по одной и той же теме взаимоисключают друг друга, что приводит детей в тревожное и неуверенное состояние. Как не странно, но возможна и изоляция от информации о мире, которые растут в закрытом для информации пространстве.
Вторым качеством современных детей можно назвать проявление своего «Я» в мире, которое подчёркивает в них чувства самоуважения и собственного достоинства, что приводит их к более свободному и независимому поведению, чем у детей прошлых лет.
Третьим качеством надо выделить у детей недоверчивое отношение к словам и поступкам взрослого, чем ранее. Взрослым нужно быть готовыми, что не всё сказанное ими не будет восприниматься детьми.
Четвертым показателем у современных детей является, в большинстве случаев, слабое здоровье. Не случайно в стандарте впервые одним из важнейших показателей является, здоровье школьников, его сохранение и укрепление.
Нужно отметить, что нынешние дети, перестали играть, да и не умеют, и не хотят играть в коллективные игры. Они их заменили компьютерными играми и телевизором. В этом проблема того, что дети приходят в школу не обладая навыками общения и практически несоциализированными, то есть плохо понимают, как вести себя в коллективе сверстников, не знают норм поведения в школе.
Не случайно о сложности и значимости этого периода, связанного с адаптацией ребёнка в школе, связано и написано довольно много.
Актуальность этой темы объясняется тем, что адаптация к школе совсем нередко для учеников является на много тяжелее самого процесса обучения.
Современные психолого-педагогические данные показывают, что если ребёнок не пережил яркие впечатления, интересные и полезные сведения, то у него не проявится потребность узнать непонятное, новое; у ребёнка не будет создана прочная основа для усвоения всей системы научных знаний в процессе школьного обучения. Школьное обучение требует от ребенка активного решения новых коммуникативных задач, необходимых для организации делового общения учеников друг с другом и с учителем в рамках образовательного процесса.
Но если ребёнок до поступления школы пропустит данный этап в развитие, то не будет готов к началу обучения в школе. И это в свою очередь приводит к неуспешной адаптации. Что же такое адаптация?
Существует множество определений адаптации как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней. Так, в общей психологии адаптацию рассматривают, как «ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя. В более общих определениях понятия адаптации ему может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:
-
адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к среде;
-
адаптация используется для обозначения отношения равновесия, которое устанавливается между организмом и средой;
-
под адаптацией понимается результат приспособленного процесса;
-
адаптация связывается с какой-то определённой «целью», к которой «стремится» организм
Адаптация - естественное состояние человека, выражающее в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным ролям, новым социальным контактам. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Поэтому в школе нужно стараться создать психолого - педагогические условия, которые обеспечивают благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению. Для лучшей адаптации детей в 1-х классе введён ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. Продолжительность урока составляет 35 минут. В первом классе форма проведения уроков чаще игровая. Физкультурные минутки проводятся двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Для первоклассников установлены дополнительные каникулы в феврале сроком в течение одной недели. Продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели. Для определения уровня готовности детей к школьному обучению нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе всего периода обучения. В каждом уроке представляется несколько структурных элементов: организационный момент, актуализация знаний, постановка темы и цели урока, «открытие новых» знаний, первичное закрепление, контроль и самооценка, итог урока. В первом классе домашние задания не задаются. А контроль и оценка результатов учащихся в 1-х классе осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС. На каждого ученика заведено портфолио с разделами:
-социально-личностное развитие;
- учебно-познавательное развитие;
- физическое развитие и здоровье;
- духовно-нравственное развитие.
В них учитель отражает опыт деятельности учащихся в рамках определенной темы, ведёт учёт результатов, достигнутых за определенный период времени для планирования и прогнозирования дальнейшей деятельности. В школе организуется внеурочная деятельность первоклассников в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей. Для составления расписания занятий внеурочной деятельности должны быть рассмотрены все направления, предложенные базисным учебным планом.
Большее время проводит с учащимися учитель начальных классов, которому нужно выявить причины отклонения в поведении и обучении детей, которые испытывают трудности в социально-психологической адаптации. Очень важна помощь первоклассникам для успешного преодоления первых школьных трудностей, чтобы стать более взрослыми и уверенными в себе.
Школа создаёт педагогические и социально-психологические условия, которые позволяют детям успешно развиваться в школьной системе отношений. Для решения этой проблемы можно выделить следующие:
1. Своевременное выявление психолого - педагогических особенностей каждого школьника, с целью профилактики нежелательных отклонений возникающих в обучении, в психическом состоянии учащегося и общение.
2. Создание системы психолого-педагогической поддержки всех первоклассников во время школьной адаптации, которая способствует не только приспособиться к школьным требованиям, правилам, нормам, но и для всестороннего развития личности учащегося, его совершенствовании в сферах общения и деятельности.
3. Создать специальные педагогические и социально-психологические условия, которые осуществят развитие детей, испытывающие различные психолого-педагогические трудности.
Таким образом, можно сделать вывод, что в обеспечение комфортного обучения младших школьников большую роль играют взрослые участники образовательного процесса, чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно. Развить у учащихся интеллектуальные, личностные, физические способности для успешного обучения и полноценного развития. Так же нужно знать ребенка, планировать учебно-воспитательный процесс с учетом его индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей, помогать ребенку, формировать навыки необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде.
Литература
-
Артюхова И. Н. Профилактика дезадаптации первоклассников: Психологические технологии. – М.: Чистые пруды, 2008.
-
Рычкова Н. А. «Дезадаптивное поведение детей: диагностика,
коррекция, психопрофилактика». - М.: Гном, 2000. -
Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь.
Программа адаптации детей к школе. – М.: Генезис, 2009.