Практикум к педагогическому совету на тему:
«Развитие логического мышления посредством работы по мнемокартам с детьми младшего школьного возраста»
Выполнила учитель начальных классов
Журавская Ольга Вячеславовна
В школьный период развития продолжают формироваться все познавательные процессы: восприятие, память, мышление, воображение. Среди всех познавательных процессов особое место занимает развитие и формирование мышления. Л.С. Выготский утверждал: «Привычку думать логично нужно прививать ребёнку с дошкольного возраста. Не предлагая ему готовый ответ на заданный вопрос, а давая возможность найти решение самому, мы развиваем его логическое мышление»
Мышление проходит три стадии развития:
Наглядно - действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.
Наглядно - образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.
Словесно - логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.
Основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5-6 лет. Логическое мышление рассматривается как развитие способности к анализу, сравнению, обобщению, классификации, абстрагированию. Основным условием развития логического мышления детей является их целенаправленное воспитание и обучение посредством игровой деятельности.
Учитывая то, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.
Факторы, облегчающие процесс становления связной речи:
- наглядность;
- создание плана высказывания.
Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развития логического мышления и причинно-следственных связей.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится по принципу: от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов (схема, в которую занесена определенная информация), последовательно переходим к мнемодорожкам (несколько мнемоквадратов, соединенных по смыслу и линейно) и позже к мнемотаблицам.
В мнемотаблице можно изображать практически все, т.е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Алгоритм работы с моделью:
В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:
1 этап. Это введение элементов схем, символов.
Например, обозначения: цвета, формы, величины, действия.
2 этап. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.
3 этап. Введение отрицаний. Например, не большой, не съедобный
4 этап. Сочетание символов, «чтения» цепочки символов.
5 этап. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.
6 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
7 этап. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
8 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.
Работа с мнемотаблицами: Пересказ.
Обучение пересказу начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе («Колобок», «Репка», «Теремок») и далее переходим к художественным произведениям.
Мнемотаблица помогает детям запомнить последовательность появления сказочных героев, их действий.
Пересказу – принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Особенности работы:
1. Проводим предварительную работу по развитию и обогащению речи.
2. Начинаем с мнемоквадратов, далее - мнемодорожки, позже – мнемотаблицы.
3. Используем цветные мнемотаблицы.
4. Мнемотаблицы даются в готовом варианте.
5. Образы должны быть доступны и понятны детям.
6. Объем информации не должен быть более 9 мнемоквадратов.
Работа с мнемотаблицами: Заучивание стихотворения
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Особенности работы:
Работа строится по тому же принципу, добавляем лишь простые символы, схемы (например, обозначения: цвета, формы, величины, действия) и увеличиваем объем информации (допустим объем более 9 мнемоквадратов).
Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь! Не утонет в речке мяч.
Так, опираясь на мнемотаблицу, ребенок старается воспроизвести стихотворение. С помощью мнемотаблицы легко запоминать потешки, пересказывать тексты, русские народные сказки, составлять рассказы.
Работа с мнемотаблицами: Составление описательного рассказа и пересказа с элементами творчества.
Если вы попросите дошкольника рассказать какую-либо историю, вы увидите, что связный рассказ у него не получается. Ребенок быстро сбивается, переключает внимание на что-то. Попробуйте разобрать с ним рассказ и нарисовать его в мнемотаблицу. Ребенок научится выстраивать рассказ по сюжетной линии, привыкнет к тому, что у любой истории, должно быть, начало и логичный конец. Это наиболее трудный вид монологической речи.
В описание задействуются все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Здесь важно научить ребенка выделять признаки предмета. На этапе составления описательного рассказа мы продолжаем вводить в мнемотаблицы символы, обозначающие слова.
Например: при виде символа в виде знака вопроса или контурного изображения объекта – детям предлагается назвать предмет или объект.
«Цвет» - дети рассказывают о цвете предмета по цветовому пятну-палитре.
«Геометрические фигуры» - форма объекта.
«Рука» - какой предмет на ощупь или действие с ним.
«Человек» - для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботится или как человек его использует.
«Части объекта» - из каких частей состоит объект.
По мере необходимости можно использовать и другие символы.
Далее мы знакомим детей с понятием отрицания, вводим символы, обозначающие частицу «не», например, символ «перечеркнутый рот» может обозначать слово «несъедобный».
Обращаем внимание, что мнемотаблицы даются в одном цвете и без детализации изображений, образы все также должны быть доступны и понятны детям, объем информации увеличивается по мере необходимости.
Кроме того, в процесс создания мнемотаблиц вовлекаются дети, их участие способствует развитию не только графомоторных навыков, но и лучшему запоминанию и кодированию информации.
По этой таблице ребенок выучит рассказ о птицах.
Р асшифровка таблицы:
1. Что это за птица?
2. Она дикая или домашняя?
3. Какого цвета?
4. Чем питается?
5. Какие звуки издает?
6. Что делает, как живет?
7. Где живет?
8. Какие у нее детеныши?
9. Какую пользу (или вред) приносит людям?
По такому же алгоритму можно придумать рассказ обо всем, чем угодно. Ребенок сначала ответит на все вопросы по отдельности, а затем нужно попросить его рассказать об этом единым текстом, подглядывая в таблицу. Рассказ может быть и о свойствах предметов, и о профессии, и о его друзьях – все, что угодно:
Многие явления легче разбирать по мнемотаблицам. Видя образ того, о чем идет речь, ребенок легче запомнит информацию, ведь она будет восприниматься мозгом автоматически, перекодируя ее из абстрактного в образное мышление.
Мнемотехнику следует воспринимать как начальную, «пусковую», но при этом эффективную работу, так как ее использование позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Мнемотаблицы в свою очередь служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи.
Правила и требования мнемотехники:
1. Знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям.
2. Знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета.
3. Знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие.
4. Замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребёнку.
Конечно, использование мнемотехники ни в коем случае не призвано заменить самый известный и широко популярный метод в развитии и укреплении памяти — традиционное заучивание текстов наизусть. Однако с задачей помочь сделать процесс запоминания более простым, интересным мнемотехника справляется просто великолепно.
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц в совместной и самостоятельной деятельности, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её, накапливать и обогащать словарь, служит опорой в описании предметов, составлении рассказов, разучивании речевого материала, планирования собственной деятельности.
Таким образом, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше дети будут подготовлены к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету” К. Д. Ушинский
Список используемой литературы
1. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005;
2. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000;
3. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21;
4. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.-.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010.