Рабочая программа
по биологии
Класс: 5
Учитель: Лукинова Мария Иннокентьевна
Количество часов: 35 часа; в неделю 1 час.
Учебник: Н.И.Сонин, А.А. Плешаков «Биология. Введение в биологию» 2012г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по биологии 5 класса Е. А. Сарычева, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Данная учебная программа ориентирована на использование учебника Н. И. Сонина, А.А., А.А. Плешакова на 1 час в неделю (35 часов в год).
Цели и задачи
- освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
- овладения умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы: работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма и стрессов.
Задачи обучения
- формирование целостной научной картины мира
-понимание возрастающей роле естественных наук и научных исследований в современном мире
- овладение научными подходами к решению различных задач
- овладения умениями формировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.
Содержание курса обучения.
Живой организм: строение и изучения. Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движения, размножения. Биология – наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучение природы: наблюдение, эксперимент(опыт), измерение. Оборудование для научных исследований. Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Доядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клетки. Содержание химических элементов в клетке. Вода другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Знаменитые естествоиспытатели.
Лабораторные и практические работы.
Знакомства с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы
Устройства ручной лупы, светового микроскопа
Строение клетки на готовых микропрепаратах
Строение клеток кожицы чешуи лука
Определение состава семян пшеницы
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов
Многообразие живых организмов. Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменно – угольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.
Среда обитания живых организмов. Наземно – воздушная, водная и почвенная среда обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков. Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь морях и океанах. Сообщества поверхности и толщины воды, донные сообщества, сообщество коралловых рифов, глубоководные сообщества.
Лабораторные и практические работы.
Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информацию.
Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Человек на земле. Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный. Изменения в природе вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опутыванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранения биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Демонстрация. Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы.
Измерения своего роста и массы тела.
Овладения простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Обобщение. Растения и животные, занесенные в Красную книгу. Растительный и животный мир вашего региона.
Планируемые результаты
В результате освоения курса биологии 5 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
-осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
-постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
-осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
-оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
-оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы;
-формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
-самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
-составлять план решения проблемы(выполнения проекта)
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно
-в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД
-анализировать, сравнить, классифицировать факты и явления;
-выявлять причины и следствия простых явлений;
-осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
-составлять тезисы, различные виды планов
-преобразовывать информацию из одного вида в другой
-определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность
Коммуникативные УУД
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействия в группе
-в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
-учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством прознавать ошибочность своего мнения и корректность его;
-понимая позицию другого, различать в его речи: мнение, доказательство, факты
-уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
-определять роль в природе различных групп организмов;
-объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
-приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснить их значение;
-находить черты свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками , и давать им объяснение;
-объяснять приспособленность организмов на разных стадиях жизненных циклов;
-объяснять значение живых организмов жизни и хозяйственной деятельности человека;
-перечислять свойства живого организма
-различать основные группы живых организмов: доядерные и ядерные, а также основные растений животных
-объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов
- понимать смысл биологических терминов
-характеризовать методы биологической науки(наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
Использования приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекцию, вредных привычек; нарушения осанки, зрения слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
-оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;
-рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде
-выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ним;
-проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Тематическое планирование учебного материала
№ п/п
| Наименование разделов и тем | Часы по планированию (рабочей программе) | В том числе на:
| |
лабораторно- практические работы
| Проверочные (контрольные) работы
| |||
1 | Раздел 1. Живой организм: строение и изучение | 11 | Л\Р- 5 |
|
2 | Раздел 2. Многообразие живых организмов | 16 |
| 1 |
3 | Раздел 3. Среда обитания живых организмов | 5 | П\Р- 1 | 1 |
4 | Раздел 4. Человек на земле | 3 | П\Р- 1 | 1 |
5 | Итого: | 35 | 7 | 3 |