Рабочие программы по внеурочной деятельности

Рабочая программа по патритиотическому воспитанию

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Апатиты

«Средняя общеобразовательная школа № 10»



УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 10 г. Апатиты

________________И.Х.Бадамшин

«___»_____________2017 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ



«Быть патриотом, а не казаться»



2017-2018 учебный год


для обучающихся 7-а класса










Составитель: Самутина Т.В.








Апатиты

2017

Историческое значение каждого

человека измеряется его заслугами Родине,

а человеческое достоинство – силою его

патриотизма.

Н.Г. Чернышевский

1. Пояснительная записка

1.1. Введение

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость.

Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные,    грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо.

Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.

В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания. Патриотизм – категория нравственная, а к нравственным поступкам человека побуждают его сознание и убеждение, которые являются мощными мотивами активности. И конечно, истинный патриотизм подразумевает духовность, гуманизм, милосердие. На занятиях в рамках программы «Мы – патриоты» подростки приобретут нравственные, морально-психологические качества.

Таким образом, патриотизм – это система отношений человека к:

истории страны: историческому прошлому, героическому прошлому и настоящему, истории и традициям русской армии;

национальной культуре: обычаям и традициям, литературе, науке, музыке и т.д.;

стране на карте мира: ее природе, экономике, месту  собственного жительства, «малой» Родине;

государству: как правовому институту, гаранту законности и порядка, гражданскому долгу перед государством, народом, защищать его мощь, независимость, ответственности за свою жизнь, жизнь близких людей, судьбы народа в целом.

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, обычаи, природу. Все это относится и к нашим родным местам. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Формирование у детей гражданского и нравственного сознания, развитие таких качеств как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, уважение к людям, милосердие и т.д.

В связи с вышеизложенным необходима целенаправленная работа по формированию у учащихся любви к отечеству, ответственности за его защиту.

Данная программа рассчитана на обучающихся 8 класса.

Программа «Мы – патриоты» помогает выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыразиться, она ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей

1.2. Цели и задачи курса внеурочной деятельности

«Быть патриотом, а не казаться»

Цель: формирование социально-активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, любви к Родине, своему народу и готовности к его защите.

Задачи:

- воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к воинам, связи нашего героического прошлого с современностью;

- осознание беспримерного подвига нашего народа в грозные годы Великой Отечественной войны;

- воспитание глубокого уважения к ветеранам-воинам, защитившим нашу Родину в годы ВОВ;

- воспитание любви и уважения к родному городу и его строителям;

- воспитание у детей чувства гордости и уважения к истории и культуре Отечества, обычаям и традициям родного края;

- знакомство с историей и значением символов города и региона;

Программа реализует поставленные задачи с учётом следующих принципов:

1. Личностно-ориентированный: учёт возрастных особенностей развития личности обучающегося, уровня сформированности его интересов, этических норм и ценностных ориентаций.

2. Принцип демократизации: предоставление участникам педагогического процесса определённых свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения. Реализуется через соблюдение правил: создавать открытый для общественного контроля и влияния педагогический процесс; создавать правовое обеспечение деятельности педагога и учащихся, способствующее защите их от неблагоприятных воздействий среды и друг на друга; вводить самоуправление учащихся, посредством которого развивать их самовоспитание, самообразование, самообучение; обеспечивать взаимное уважение, такт и терпение во взаимодействии педагогов и учащихся.

3. Принцип разнообразия деятельности: реализуется посредством организации разнообразной деятельности обучающихся.

4. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру – ведущий метод воспитания. Пример – это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

5. Принцип личностной обусловленности: личность человека определяет отношение к нему и его деятельности тех, с кем он непосредственно взаимодействует (педагог – ученик). В процессе развития происходит взаимодействие культур, волевых усилий, эмоциональных своеобразий объекта и субъекта.

При составлении программы учтены психологические особенности обучающихся, включая их гендерные, эмоционально-личностные особенности, а также уровень развития коммуникативной и интеллектуальной сфер.

в жизни каждого ребёнка.

1.3.Сроки реализации программы

Сроки реализации рабочей программы 2017-2018 учебный год.

1.4. Место курса в Плане внеурочной деятельности.

На изучение данного курса в 8 классе отводится 1 час в неделю. Учебных недель в году – 34. Общее количество часов – 34.

1.5. Формы и методы занятий.

Каждое занятие представляет собой различные формы сотрудничества: беседа, диалог, игра, исследовательская и поисковая работа, викторина, экскурсия ( т.ч. виртуальная), составление ребусов и кроссвордов, тезауруса, анализ поведенческих ситуаций.

Методы, используемые при проведении занятий:

словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа со справочной литературой);

наглядные (наблюдение учащимися естественных объектов, явлений, процессов или их изображений, фильмов);

практические (наблюдения предметов и явлений в процессе труда и экспериментов, упражнений);

метод изложения материала, а также проверка знаний, умений и навыков (рассказ, беседа, контрольные устные, письменные и практические задания, информирование с помощью технических средств обучения);

метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, работа с учебной, справочной и научно-популярной литературой);

репродуктивный (объяснительно-иллюстративный);

эвристический;

проблемный.


2. Прогнозируемые результаты

Наиболее важными предполагаемыми результатами работы по реализации программы можно считать:

становление личности учащегося как гражданина России, готового встать на защиту Родины;

воспитание уважительного отношения к пожилым людям, укрепление связи ветеранов и молодёжи, преемственность;

создание условий для раскрытия ребёнка как гармонично развивающейся личности, с большим творческим потенциалом;

привлечение как можно большего количества детей к активным формам гражданского и патриотического воспитания, способствующих сохранению  преемственности поколений.

Планируемые образовательные результаты

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметными результатами являются:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.),

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей,

- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-  владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность;

- знание значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию; международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория; 

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- умение пользоваться картой, рассказывать о своём крае и примеры достопримечательностях родного края.


3. Содержание программы


Раздел 1. «Моя семья» (8 часов)

Беседа об архиве своей семьи, составление летописи своей семьи, генеалогического древа своего рода. Собрать информацию о вещественных и письменных источниках своей семьи

Практические занятия: составление летописи своей семьи, генеалогического древа своего рода. Оформление проекта на тему «Моя семья»

Раздел 2. «История моего города» (14 часов)

Беседа о названии города, о его достопримечательностях, исторической ценности. Беседа о названии улиц города, об административных, научных и социальных объектах города.

Практические занятияэкскурсия по улицам города, рисование своей улицы, оформление карты города с нанесением значимых объектов, природных особенностей города. Оформление проекта «История моего города»

 Раздел 3.  «Мурманская область» (11 часов)

- представление о географическом расположении Мурманской области, особенностях местности, природы, национальных достояниях. Беседа о выдающихся людях, прославивших край.

Практические занятия: экскурсия в Музей истории освоения Севера, викторина по профессиям нашего края, рисунки на тему «Мы - будущее нашего региона».     









4. Календарно-тематическое планирование

«Быть патриотом, а не казаться»



Наименование разделов, тем

Количество часов


Всего

Лекции

Практика


Раздел 1. «Моя семья»

8

5

3

1

Откуда мы знаем историю края


1


2

О чем могут рассказать вещи


1


3

Особенности хранения вещественных и письменных источников


1


4

Архив моей семьи



1

5

Устные исторические источники (песни, легенды)


1


6

Устные исторические источники (песни, легенды)



1

7

Составление летописи своей семьи



1

8

Составление генеалогического древа своего рода



1


Раздел 2. «История моего города»

13

6

7

9

История возникновения города Апатиты


1


10

История возникновения города Апатиты


1


11

Герб города Апатиты


1


12

История названий улиц нашего города


1


13

История названий улиц нашего города



1

14

Кольский научный центр РАН


1


15

Экскурсия «Памятники нашего города»



1

16

Экскурсия «Памятники нашего города»



1

17

Экскурсия «Храмы нашего города»



1

18

Экскурсия «Храмы нашего города»



1

19

Административные и социальные объекты города


1


20

Оформление карты города



1

21

Оформление карты города



1


 Раздел 3.  «Мурманская область»

13

4

9

22

История и география Мурманской области


1


23

Какие народы живут в Мурманской области


1


24

Экскурсия в Музей истории освоения Севера



1

25

Экскурсия в Музей истории освоения Севера



1

26

Мурманская область в годы Великой Отечественной войны


1


27

Мурманская область в годы Великой Отечественной войны



1

28

Оформление альбома о своих предках – участниках ВОВ



1

29

Оформление альбома о своих предках – участниках ВОВ



1

30

Промышленность Мурманской области


1


31

Викторина «Профессии нашего края»



1

32

Виртуальная экскурсия «Интересные места Мурманской области»



1

33

Выставка рисунков «Мы будущее нашего региона»



1

34

Итоговое занятие



1


Итого

34

15

19


5. Учебно-методическое обеспечение курса

  1. В.Э.Берлин «Апатиты. Старый новый город». Апатиты, 2006г.

  2. Е.А.Воронова «Воспитать патриота». Ростов н/Д., «Феникс», 2008 г.

  3. В.В.Дежкин «В мире заповедной природы». Москва, «Советская Россия», 1989г.

  4. В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий «Основы безопасности жизнедеятельности: методика преподавания предмета». Москва, «Вако», 2010г.

  5. П.Ф.Куклин, Л.А.Тетушкина, Л.А.Лаврова «Военно-спортивные игры». Волгоград, «Учитель», 2009г.

  6. В.Ю.Микрюков «Военно-патриотическое воспитание в школе». Москва «Вако», 2009г.

  7. Г.С. Семенов «Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи». Москва, «Школьная пресса», 2008г. («Воспитание школьников. Библиотека журнала»).

  8. С.В.Титов, Г.И.Шабаева «Тематические игры по ОБЖ». Методическое пособие для учителя. Москва, ТЦ «Сфера», 2003 г.

  9. Т.В. Шепелева «Государственные символы России». Волгоград, «Учитель», 2009 г.

  10. http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;

  11. http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;

  12. http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;

  13. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

  14. www.alleng.ru – сайт информационных ресурсов;



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее