МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»
СОГЛАСОВАНО заместитель директора ________ /Р.А. Добринская_/ «___» __________ 2017 г. |
| УТВЕРЖДАЮ Директор _________ /Н.В. Парадня/ Приказ № _____ «___» __________ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Вышивка»
5-7 классы
Разработчик: Половинкина Людмила Дмитриевна, учитель технологии первой квалификационной категории |
Лабытнанги,
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Вышивка» разработана в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования МАОУ СОШ №5 на программы по внеклассной работе с учащимися начальной школы под редакцией Р.В. Назарова, Л.И. Филатова; Министерства просвещения РФ.
Содержание рабочей программы внеурочной деятельности соответствует основным направлениям образовательной деятельности МАОУ. Вышивание – старейший и распространенный вид декоративно-прикладного искусства. Раскопки древних захоронений и поселений, свидетельства летописцев и путешественников позволяют утверждать, что искусство вышивания было знакомо людям далекого прошлого. Издревле вышивка украшала одежду человека и изделия домашнего обихода. На Руси умение искусно вышивать передавалось из поколения в поколение, и обучать ребенка этому ремеслу начинали с 4-5 лет. Крестьянская девочка должна была к своему совершеннолетию – пятнадцати-шестнадцати годам - сама себе приготовить приданное. В ее сундуке, к приходу сватов, накапливалось до 100 вышитых полотенец, много скатертей, подзоров, наволочек, праздничной одежды и десятки метров холста, сотканного своими руками.
Как художники кистью, так вышивальщицы иглой создавали уникальные произведения с неповторимой гаммой цветов и оттенков. Попадая в музей, где экспонируются старинные предметы быта, мы не можем не любоваться ярко расшитыми сарафанами, жилетами, кокошниками, сумками, кисетами, кошельками. Вышивка крестом по сей день остается самой популярной техникой вышивания в мире. Вышивки, выполненные в этой технике, на ощупь плотные и слегка выпуклые, они как нельзя лучше подходят для воспроизведения рисунков и геометрических орнаментов.
Умелые мастерицы нередко создавали настоящие картины. Эта традиция уходит корнями в 18 век. Именно тогда обучение каждой вышивальщицы начиналось с создания образцов. Длинные льняные полотнища соединялись в альбом. Разная техника, разные узоры – это было своего рода учебное пособие, к которому можно было обращаться каждый раз. Вышивка крестом, несомненно, была самой популярной, если сравнивать ее с другими техниками вышивания. К тому же именно крестиком удобнее всего воспроизвести на ткани цветочные орнаменты, изображавшие изящные стебли или вьющиеся растения, усыпанные розами и гвоздиками, или другие стилизованные цветочные мотивы.
Вышивка крестом украшает национальный костюм многих народов мира. Хотя сегодня вышивка крестом больше не является одной из главных дисциплин, освоить которую обязана каждая девочка, тем не менее, и в наши дни миллионы людей с удовольствием посвящают свое свободное время этому творчеству.
В наши дни этот вид декоративно-прикладного искусства продолжает развиваться на основе старинных образцов и завоевывает все большую популярность. Современная вышивка отличается строгостью композиционного решения, простотой цветовой гаммы, соответствует требованиям стиля убранства помещений, покроя одежды. Вышитые изделия оживляют интерьер, являются тем декоративным элементом, который позволяет избежать безликости и стандартности. Вышивка на одежде придает своеобразие самому обычному фасону. Девочка, женщина, умеющая вышивать, может выглядеть элегантно, проявив фантазию и отразив в оформлении одежды свой стиль и вкус. Главное, чтобы вышивка гармонично сливалась с тканью, моделью и соответствовала имиджу человека.
Вышивание развивает фантазию, художественный вкус, творческую активность, любознательность; воспитывает глубокое понимание красоты форм и красок, трудолюбие, терпеливость, усидчивость, аккуратность; приносит ни с чем несравнимую радость, когда становится, виден результат этого кропотливого труда.
Программа объединяет в себе три вида прикладной деятельности – вышивка нитками, вышивка бисером и вышивка лентами.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Декоративно-прикладное искусство доступно для понимания детей, его красота и естественность пробуждают любовь к природе, интерес к истории и культуре своей Родины. Оно рассматривается как одно из средств развития художественного вкуса, творческой активности детей, эстетического отношения к действительности и дает учителю или руководителю кружка немало конкретного материала в помощь его учебно-воспитательной работе на занятиях, в трудовой и художественной деятельности школьников.
Вышивка является одним из наиболее распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Большие возможности имеет этот вид искусства при работе с детьми младшего школьного возраста.
Занятия вышивкой только в том случае дадут хорошие результаты, если они будут проводиться систематически, по специально разработанному плану, который составлен на основе программы, учитывающей возрастные особенности детей, их знания и навыки в области шитья, полученные на уроках обслуживающего труда. Приобщение детей к трудовой и творческой деятельности следует начинать как можно раньше. Поэтому группы кружков вышивки рекомендуется комплектовать из школьников V-VII классов. В группах начального обучения первые навыки творчества ребята получают в процессе работы над определенным заданием. Обучение школьников не должно сводиться только лишь к изготовлению образцов, ребята должны знать, что они выполняют нужные и полезные вещи, которые украсят быт, одежду, жилой или общественный интерьер.
Такими изделиями могут быть различные салфетки, панно, сумки, фартучки, сувениры и т. д.
Занятия вышивкой должны быть тесно связаны с народным искусством. Помогая детям составить или выбрать орнамент для оформления изделий, руководитель должен знакомить школьников с этим видом искусства, опираться на лучшие образцы народной вышивки, отличающиеся высоким художественным вкусом и содержанием.
Изготовление вышитых изделий требует определенных знаний и навыков в области вышивки. Прежде чем приступить к практическому изготовлению изделий, учащихся необходимо познакомить с различными видами тканей, пригодными для вышивки, и их свойствами, с правилами копирования и перевода рисунков на ткань, запяливанием ткани и закреплением рабочей нити, а также с вопросами безопасности и охраны труда, с организацией рабочего места.
Данная программа рассчитана для учащихся 5-7 классов. Занятия проводятся по 2 часа в неделю. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Способы вовлечения школьников в процессы восприятия и продуктивного творчества разнообразны. Учитывая возрастные особенности школьников, доминирующим режимом занятий может стать игровая форма преподнесения нового материала. Учитель не должен руководствоваться принципом «делай как я», а поступательно формировать в сознании учеников представления о многогранности средств выражения, которые всякий ученик открывает для себя сам. Педагог помогает ученикам в самостоятельном поиске и решении поставленной задачи. Показ приёмов работы должен быть вариативным, не замыкаться на каком- то конкретном образце.
Определяя структурную особенность этих занятий, можно выделить следующую динамику видов деятельности:
от процесса созерцания – к практической деятельности;
от практической деятельности – к восприятию своих работ.
Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
предметные;
метапредметные;
личностные.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в форсированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в Базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой профессиональной области.
Регулятивные УУД:
Воспитанник научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Воспитанник получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные УУД:
Воспитанники смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
формулировать собственное мнение и позицию;
оговариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
Воспитанник получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные УУД:
Воспитанник научится:
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
Воспитанник получит возможность научиться:
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, кабинета, жилища.
Основные задачи
Образовательные:
осваивать технологии изготовления декоративных изделий;
овладевать специальными терминами;
совершенствовать умения учащихся при изготовлении различных предметов:
использование различных приёмов;
совершенствовать навыки работы с различными инструментами;
Развивающие:
развивать творчество и инициативу;
развивать трудовые навыки, умения;
развивать аккуратность;
развивать художественный вкус;
совершенствовать эстетическое воспитание;
развивать умения наблюдать предметы окружающей действительности, выделять главное, наиболее характерное;
Воспитательные:
формировать интерес к народным ремёслам;
содействовать воспитанию у детей эстетических взглядов;
воспитывать интерес к дизайнерскому мастерству;
воспитывать художественное просвещение учащихся, привить им интерес к искусству;
воспитывать трудолюбия;
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Внеурочная деятельность направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся, путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей. Часы по внеурочной деятельности могут быть использованы на ведение учебных курсов, расширяющих содержание учебных предметов, обеспечивающих различные интересы обучающихся.
Направления и виды внеурочной деятельности определяются общеобразовательным учреждением в соответствии с основной образовательной программой среднего общего образования. Классный руководитель проводит анкетирование учащихся и их родителей с представлением основных направлений внеурочной деятельности.
Внеурочная работа будет реализовываться через кружки, которые будут посещать все желающие учащиеся. Материально-техническое обеспечение школы позволяет проводить занятия на базе школы.
Программа курса “Вышивка” предназначена для учащихся 3-х - 7х классов общеобразовательной школы. Данная программа является частью комплексной системы работы школы по формированию у учащихся эстетического воспитания, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием; позволяет проявить свои творческие способности, совершенствовать их при выполнении схемы проекта, дает возможность создать эксклюзивный образец. Техника вышивки крестом помогает создать изделие отличающееся красотой узора, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций.
Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании.
Программа курса рассчитана на 70 часов.
Формы проведения занятий:
Демонстрация изделий.
Занятия с элементами лекций.
Практические занятия.
Самостоятельная работа с литературой.
Работа над проектом.
Наглядность:
Таблицы: орнаменты, простейшие швы, крест.
Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты, образцы орнаментов.
Изделия, изготовленные учителем: панно, картины, салфетки и т.д.
Учащиеся должны уметь:
Правильно подобрать или составить рисунок для вышивки.
Уметь вышивать на пяльцах и без них.
Начинать и заканчивать работу без узлов.
Подбирать ткань, нитки в зависимости от техники вышивки, рисунка.
Знать способы и уметь переводить рисунок на ткань.
Выполнять работу простыми декоративными швами, счетным крестом, гобеленовым швом.
Оформлять вышивку в рамку. Выполнять работу качественно.
Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
Учащиеся должны знать:
Виды ручной вышивки.
Историю и традиции вышивки.
Способы нанесения рисунка на ткань.
Способы закрепления нитей.
Способы выдергивания нитей.
Способы зашивок.
Применение мережек, креста, свободных швов.
Способы оценивания результативности учащихся:
Анализ наблюдения за деятельностью учащихся.
Выполнение заданий.
Программа способствует
повышению интереса к культурным традициям родного края;
развитию познавательной и творческой активности детей;
формированию нравственных ценностей;
расширению политехнических знаний; -повышению культуры общения детей;
укреплению веры детей в свои способности
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Изучив программу, ученики получат более глубокие знания о природных материалах, используемых во флористике, о принципах работы с бумагой, с техникой оригами, с солёным тестом, пластилином.
Изучив программу, ученики сумеют устроить настоящий праздник в своём доме. Праздник, который войдёт в повседневную жизнь, осветит её поэтическим смыслом, подарит радость творчества. Ученики узнают, как много красивого можно сделать своими руками из простых, доступных материалов. Научатся фантазировать и свои художественные фантазии воплощать в реальность. Узнают о разнообразии художественных техник, особенностях, что в последствии пригодиться на занятиях с компьютером.
Эти знания и умения ребята смогут воплотить в реальность не только в школе, но и дома, а главное, учащиеся осознают взаимосвязь человека и искусства, что является смыслом эстетического образования в школе и служит приобщением обучающихся к общечеловеческим ценностям.
На занятиях кружка дети ознакомятся с историей вышивки народов мира. Научатся самостоятельно проектировать и выполнять композиции для творческих работ. Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их познания и творческую активность в области традиционной культуры родного края, В ходе работ ребята овладеют навыками ручного вышивания, умением организовывать свою деятельность, что поможет в дальнейшей трудовой деятельности.
Оценка результатов:
Подведение итогов работы осуществляется организацией выставки работ учащихся по окончанию каждого из разделов программы. Основным критерием оценки работ является соответствие поставленным целям при изучении каждого из разделов программы. По завершению курса организовывается выставка лучших работ учащихся по каждому разделу программы.
III. Главные педагогические принципы обучения:
Доступность обучения
Опора на интересы ребенка
Прочность знаний, умений, навыков
Использование на занятиях наглядности, технических средств
Учет возрастных способностей
Сочетание репродуктивного и эвристического начала в обучении
Основные этапы работы при проведении занятий по программе:
Организационный момент
Работа над новым материалом
Индивидуальное консультирование
Устранение ошибок по ходу выполнения работ
Оценка проделанной работы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела | Название темы | Кол-во часов | Дата |
| Понятие декоративно – прикладного искусства | Знакомство с видами творчества и его направлениями. Из истории русской вышивки. | 1 |
|
| Из истории западноевропейской вышивки. | 1 |
| |
| Инструменты и приспособления для вышивания | Нитки, иглы, наперсток, линейка, ножницы, ткань для вышивки крестом, шкатулка для рукоделия. | 1 |
|
| Увеличение и уменьшение рисунка | 2 |
| |
| Технология выполнения свободных швов | Шов "вперед иголку" | 1 |
|
| Шов "строчка" | 1 |
| |
| Шов "за иголку" | 1 |
| |
| "Стебельчатый" шов | 1 |
| |
| “Тамбурный шов” и его варианты | 1 |
| |
| Технология выполнения счетных швов | Шов "роспись". Шов "козлик" | 1 |
|
| Шов "косичка" Счетная гладь | 1 |
| |
| Крест с горизонтальными стежками на изнанке. | 1 |
| |
| Кресты в наклонном ряду. Кресты в два ряда | 1 |
| |
| – Двойной или "болгарский" крест. Стоячий крест | 1 |
| |
| Крест с вертикальными стежками на изнанке. | 1 |
| |
| Гобеленовый шов | Технология выполнения гобеленового шва. | 1 |
|
| Другие виды вышивок, их использование. | Белая гладь. Цветная гладь. | 1 |
|
| Вышивка ришелье. | 1 |
| |
| Композиция, цветовой круг, орнамент. | Составление композиции. Орнамент, цветовой круг. Колорит | 1
|
|
| Подбор рисунка, выбор канвы для вышивки крестом. | Разработка собственного варианта композиции, орнамента. | 2 |
|
| Практическое занятие; -работа над вышивкой. | Технология выполнения вышивки. | 41 |
|
| Оформление края изделия. | 1 |
| |
| Стирка и глажение вышитых изделий. | 1 |
| |
| Изготовление декоративной рамки. | 3 |
| |
| Оформление вышивки в рамку. | 1 |
| |
|
| Оформление выставки. | 1 |
|
|
|
| 70 час. |
|