Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Практическая география»
Личностные результаты :
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Познавательные УУД:
формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Предметные результаты:
Ученик научится:
давать определения географическим понятиям и терминам;
оценивать географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;
выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
использовать систему географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
анализировать, оценивать, прогнозировать современные социоприродные проблемы и проектировать пути их решения;
использовать карты как информационные образно-знаковые моделеи действительности;
давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять рефлексию, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия достижения цели, прилагать целевые усилия на пути достижения цели, самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы
повторять ранее изученный материал в новом, т.е. активно устанавливать внутрипредметные связи, как по содержанию, так и по способам деятельности;
анализировать пройденный материал и обсуждать полученные сведения
Воспитательные результаты внеурочной деятельности.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о предметах и явлениях разной природы во взаимосвязи с окружающей их средой, о правилах конструктивной групповой работы; об организации коллективной творческой деятельности.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):формирование ценностных отношений школьника к своей Родине, к культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной культурной принадлежности
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): школьник может приобрести опыт публичного выступления, опыт общения с одноклассниками, опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Практическая география» 9класс
Содержание курса | Формы организации занятий | Основные виды деятельности |
План и карта Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт. Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб, азимут, способы изображения рельефа, чтение карты. Чтение топографических и физических карт. Измерение направлений, расстояний, географических координат. Комплексный анализ географических условий по топографической карте. Построение профиля рельефа местности. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей | Беседа, лекция, тестирование Практические задания: 1. Ориентирование по плану и карте. 2. Решение задач на определение географических координат. 3.Построение профиля рельефа местности по топографической карте. 4. Определение расстояний на плане и карте.
| Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения; организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; работать с картой: определять по географическим координатам местоположения объектов и наоборот, измерять направлений и расстояний на плане и карте.
|
Путешествия и географические открытия Карта мира, сделанная Птолемеем. Древнейшие описания Земли. Эратосфен, Страбон, Геродот. Древние карты. «География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея. Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора, 1554. Эпоха экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В. Ломоносов, Александр фон Гумбольдт. География Средневековья. Марко Поло. Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков. Русское географическое общество, мощные географические школы, (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев).
| Беседа, лекция, тестирование Практическое задание: Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте.
| Осознавать роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития; формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях |
Природа Земли Строение Земли. Оболочки Земли. Геохронология. Вулканизм, гейзеры, сейсмические пояса. Горные породы по происхождению. Экзогенные и эндогенные процессы. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры водных объектов. Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы. Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров.
| Беседа, лекция, тестирование Практические задания: 1.Определение средней температуры при подъеме и спуске. 2.Решение задач на определение атмосферного давления 3. Определение типов климата по климатическим диаграммам | Ориентироваться по физической, экономической и политической картам; овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека
|
Материки, океаны, народы и страны Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Объяснение закономерностей проявления особенностей природы. Народы Земли, их отличительные особенности и география. Религии народов мира. Классификация стран. Выделение уникальных стран в мире. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.
| Беседа, лекция, тестирование Практические задания: 1.Описание страны по плану. 2.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.
| Ориентироваться по физической, экономической и политической картам; анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных; характеризовать по картам климата различных и природных зон различных материков; осваивать системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся; знать и уметь характеризовать уникальные объекты мира.
|
География России Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира на территории Земли. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники природы. Народы России, их обычаи, традиции, религия, география. Традиционные отрасли хозяйства народов России. Урбанизация в России. Особенности и специализация экономических районов России. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения предприятий. Определение факторов размещения отдельных предприятий по территории страны. Провинциальные города нашей страны. Архитектурные памятники в России. Классификация природных ресурсов. Определение субъектов по краткому описанию | Беседа, лекция, тестирование Практические задания: 1. Решение географических задач на определение поясного времени. 2. Решение задач на определение доли отрасли в хозяйстве региона. 3.Решение задач по определению субъектов по краткому описанию. 4.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов. 5. Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков 6. Определение причинно-следственных связей между объектами.
| Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения; организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; работать с картой: определять по географическим координатам местоположения объектов и наоборот, измерять направлений и расстояний на плане и карте.
|
Итоговое занятие Обобщение материала по программе курса. Анализ наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению. Практическое решение заданий ОГЭ по географии.
| Формы организации внеурочной деятельности: -практикум -задания КИМ -презентации
| анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных.;овладеть системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
|
Учебно – тематический план
№ занятия | Название раздела | Количество часов | |
Теория | Практ. занятия | ||
1 | План и карта | 2 | 4 |
2 | Путешествия и географические открытия | 1 | 1 |
3 | Природа Земли
| 3 | 3 |
4 | Материки, океаны, народы и страны
| 5 | 2 |
5 | География России
| 6 | 6 |
6 | Итоговое занятие | - | 1 |
Итого:34 | 17 | 17 |
Приложение к программе
Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности «Практическая география» 9 класс
на 2019-2020 учебный год
1 | Дата | Название раздела
| Кол.во часов | Примечание | ||
План и карта | 6 |
| ||||
1 | 02.09 | Источники географической информации. Условные знаки | 1 |
| ||
2 | 09.09 | Ориентирование на местности. Практическое занятие «Ориентирование по плану и карте» | 1 |
| ||
3 | 16.09 | Горизонтали. Профиль местности. Практическое занятие «Построение профиля рельефа местности по топографической карте»
| 1 |
| ||
4 | 23.09 | Координатная сетка. Широта. Долгота. | 1 |
| ||
5 | 30.09 | Практическое занятие «Решение задач на определение географических координат» | 1 |
| ||
6 | 07.10 | Практическое занятие «Определение расстояний на плане и карте». | 1 |
| ||
|
| Путешествия и географические открытия | 2 |
| ||
7 | 14.10 | География в древности. Эпоха Великих географических открытий. Путешественники, географы, которые внесли вклад в изучение России. | 1 |
| ||
8 | 21.10 | Практическое занятие «Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте.» | 1 |
| ||
|
| Природа Земли
| 6 |
| ||
9 | 28.10 | Развитие земной коры. Земная кора на карте. | 1 |
| ||
10 |
| Атмосфера. Температура воздуха. Практическое занятие «Определение средней температуры при подъеме и спуске» | 1 |
| ||
11 |
| Атмосферное давление. Практическое занятие «Решение задач на определение атмосферного давления» | 1 |
| ||
12 |
| Климатические пояса Земли | 1 |
| ||
13 |
| Практическое занятие «Определение типов климата по климатическим диаграммам» | 1 |
| ||
14 |
| Гидросфера: состав, свойства, происхождение. | 1 |
| ||
|
| Материки, океаны, народы и страны | 7 |
| ||
15 |
| Особенности природы Африки. | 1 |
| ||
16 |
| Особенности природы Южной Америки | 1 |
| ||
17 |
| Особенности природы Австралии и Антарктиды. | 1 |
| ||
18 |
| Особенности природы Евразии. | 1 |
| ||
19 |
| Особенности природы Северной Америки. | 1 |
| ||
20 |
| Страны мира. Классификация стран. Практическое занятие «Описание страны по плану» | 1 |
| ||
21 |
| Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов» | 1 |
| ||
|
| География России | 12 |
| ||
22 |
| Географическое положение России. | 1 |
| ||
23 |
| Административно-территориальное устройство РФ. Практическое занятие «Решение задач по определению субъектов по краткому описанию»
| 1 |
| ||
24 |
| Экономические районы России. Практическое занятие «Решение задач на определение доли отрасли в хозяйстве региона» | 1 |
| ||
25 |
| Часовые пояса. Поясное время. Практическое занятие «Решение географических задач на определение поясного времени» | 1 |
| ||
26 |
| Общая характеристика природы России. | 1 |
| ||
27 |
| Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов». | 1 |
| ||
28 |
| Народы, населяющие Россию, их география. | 1 |
| ||
29 |
| Демографическая ситуация в России. | 1 |
| ||
30 |
| Практическое занятие «Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков» | 1 |
| ||
31 |
| Регионы России. Хозяйство Европейской части России. | 1 |
| ||
32 |
| Регионы России. Хозяйство Азиатской части России. | 1 |
| ||
33 |
| Природопользование и экология. Практическое занятие «Определение причинно-следственных связей между объектами» | 1 |
| ||
|
| Итоговое занятие | 1 |
| ||
34 |
| Практическое решение заданий ОГЭ по географии.
| 1 |
|