«Зимний фестиваль знаний 2025»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Практическая география" 9 клас

Мною разработана рабочая программа внеурочной деятельности в 9 классе по географии с целью подготовки выпускников к сдаче ОГЭ

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки



Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Практическая география»



Личностные результаты :

  • формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,

  • обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

  • осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

  • осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

  • в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Познавательные УУД:

  • формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

Предметные результаты:

Ученик научится:

  • давать определения географическим понятиям и терминам;

  • оценивать географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;

  • выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;

  • использовать систему географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;

  • анализировать, оценивать, прогнозировать современные социоприродные проблемы и проектировать пути их решения;

  • использовать карты как информационные образно-знаковые моделеи действительности;

  • давать определение понятиям, строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, реализовывать исследовательскую деятельность, выделять главную мысль текста, создавать модели для решения задач.

Ученик получит возможность научиться:

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, осуществлять рефлексию, формулировать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

  • учиться целеполаганию, самостоятельно анализировать условия достижения цели, прилагать целевые усилия на пути достижения цели, самостоятельно контролировать свое время, оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы

  • повторять ранее изученный материал в новом, т.е. активно устанавливать     внутрипредметные связи, как по содержанию, так и по способам деятельности;

  • анализировать пройденный материал и обсуждать полученные сведения



Воспитательные результаты внеурочной деятельности.



1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о предме­тах и явлениях разной природы во взаимосвязи с окружающей их средой, о правилах конструктивной групповой работы; об организации коллективной творческой деятельности.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):формирование ценностных отношений школьника к своей Родине, к культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной культурной принадлежности

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): школьник может приобрести опыт публичного выступления, опыт общения с одноклассниками, опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.












































Содержание курса внеурочной деятельности

«Практическая география» 9класс


Содержание курса

Формы организации занятий

Основные виды деятельности

План и карта

Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт. Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб, азимут, способы изображения рельефа, чтение карты. Чтение топографических и физических карт. Измерение направлений, расстояний, географических координат. Комплексный анализ географических условий по топографической карте. Построение профиля рельефа местности. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей

Беседа, лекция, тестирование

Практические задания:

1. Ориентирование по плану и карте.

2. Решение задач на определение географических координат.

3.Построение профиля рельефа местности по топографической карте.

4. Определение расстояний на плане и карте.


Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения; организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; работать с картой: опре­делять по географическим координатам местополо­жения объектов и наоборот, измерять на­правлений и расстояний на плане и карте.


Путешествия и географические открытия

Карта мира, сделанная Птолемеем. Древнейшие описания Земли. Эратосфен, Страбон, Геродот. Древние карты. «География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея.

Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора, 1554. Эпоха экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В. Ломоносов, Александр фон Гумбольдт. География Средневековья. Марко Поло.

Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков. Русское географическое общество, мощные географические школы, (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев).


Беседа, лекция, тестирование

Практическое задание: Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте.


Осознавать роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития; формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях

Природа Земли

Строение Земли. Оболочки Земли. Геохронология. Вулканизм, гейзеры, сейсмические пояса. Горные породы по происхождению. Экзогенные и эндогенные процессы. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры водных объектов.

Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы. Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров.


Беседа, лекция, тестирование

Практические задания:

1.Определение средней температуры при подъеме и спуске.

2.Решение задач на определение атмосферного давления

3. Определение типов климата по климатическим диаграммам

Ориентироваться по физической, экономической и политической картам; овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека


Материки, океаны, народы и страны

Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Объяснение закономерностей проявления особенностей природы. Народы Земли, их отличительные особенности и география. Религии народов мира. Классификация стран. Выделение уникальных стран в мире. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.


Беседа, лекция, тестирование

Практические задания:

1.Описание страны по плану.

2.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.


Ориентироваться по физической, экономической и политической картам; анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных; характеризовать по картам климата различных и природных зон различных материков; осваивать системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся; знать и уметь характеризовать уникальные объекты мира.


География России

Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира на территории Земли. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники природы. Народы России, их обычаи, традиции, религия, география. Традиционные отрасли хозяйства народов России. Урбанизация в России. Особенности и специализация экономических районов России. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения предприятий. Определение факторов размещения отдельных предприятий по территории страны. Провинциальные города нашей страны. Архитектурные памятники в России. Классификация природных ресурсов. Определение субъектов по краткому описанию

Беседа, лекция, тестирование

Практические задания:

1. Решение географических задач на определение поясного времени.

2. Решение задач на определение доли отрасли в хозяйстве региона.

3.Решение задач по определению субъектов по краткому описанию.

4.Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.

5. Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков

6. Определение причинно-следственных связей между объектами.


Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения; организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам; работать с картой: опре­делять по географическим координатам местополо­жения объектов и наоборот, измерять на­правлений и расстояний на плане и карте.


Итоговое занятие

Обобщение материала по программе курса. Анализ наиболее трудных заданий и подходы к их выполнению. Практическое решение заданий ОГЭ по географии.


Формы организации внеурочной деятельности:

-практикум

-задания КИМ

-презентации


анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных.;овладеть системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.




























Учебно – тематический план


№ занятия

Название раздела

Количество часов

Теория

Практ. занятия

1

План и карта

2

4

2

Путешествия и географические открытия

1

1

3

Природа Земли


3

3

4

Материки, океаны, народы и страны


5

2

5

География России


6

6

6

Итоговое занятие

-

1

Итого:34

17

17



























Приложение к программе


Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности «Практическая география» 9 класс

на 2019-2020 учебный год

1

Дата

Название раздела


Кол.во

часов

Примечание

План и карта

6


1

02.09

Источники географической информации. Условные знаки

1


2

09.09

Ориентирование на местности.

Практическое занятие «Ориентирование по плану и карте»

1


3

16.09

Горизонтали. Профиль местности.

Практическое занятие «Построение профиля рельефа местности по топографической карте»


1


4

23.09

Координатная сетка. Широта. Долгота.

1


5

30.09

Практическое занятие «Решение задач на определение географических координат»

1


6

07.10

Практическое занятие «Определение расстояний на плане и карте».

1




Путешествия и географические открытия

2


7

14.10

География в древности. Эпоха Великих географических открытий. Путешественники, географы, которые внесли вклад в изучение России.

1


8

21.10

Практическое занятие «Изучение по картам маршрутов путешествий. Имена путешественников на карте.»

1




Природа Земли


6


9

28.10

Развитие земной коры. Земная кора на карте.

1


10


Атмосфера. Температура воздуха.

Практическое занятие «Определение средней температуры при подъеме и спуске»

1


11


Атмосферное давление.

Практическое занятие «Решение задач на определение атмосферного давления»

1


12


Климатические пояса Земли

1


13


Практическое занятие «Определение типов климата по климатическим диаграммам»

1


14


Гидросфера: состав, свойства, происхождение.

1




Материки, океаны, народы и страны

7


15


Особенности природы Африки.

1


16


Особенности природы Южной Америки

1


17


Особенности природы Австралии и Антарктиды.

1


18


Особенности природы Евразии.

1


19


Особенности природы Северной Америки.

1


20


Страны мира. Классификация стран.

Практическое занятие «Описание страны по плану»

1


21


Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов»

1




География России

12


22


Географическое положение России.

1


23


Административно-территориальное устройство РФ.

Практическое занятие «Решение задач по определению субъектов по краткому описанию»


1


24


Экономические районы России.

Практическое занятие «Решение задач на определение доли отрасли в хозяйстве региона»

1


25


Часовые пояса. Поясное время.

Практическое занятие «Решение географических задач на определение поясного времени»

1


26


Общая характеристика природы России.

1


27


Практическое занятие «Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов».

1


28


Народы, населяющие Россию, их география.

1


29


Демографическая ситуация в России.

1


30


Практическое занятие «Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков»

1


31


Регионы России. Хозяйство Европейской части России.

1


32


Регионы России. Хозяйство Азиатской части России.

1


33


Природопользование и экология.

Практическое занятие «Определение причинно-следственных связей между объектами»

1




Итоговое занятие

1


34


Практическое решение заданий ОГЭ по географии.


1
















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее