«Осенний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для обучающихся 6 класса составлена на основе ФГОС, примерной программы по русскому языку, направленного на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.

Реализация программы способствует приобретению обучающимися навыков культуры общения, обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка, развитию познавательного интереса к предмету «Русский язык», развитию самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений, активизации навыков ораторского искусства.

Основная цель программы состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений по русскому языку; в повышении уровня коммуникативной компетенции обучающихся; идейно-нравственных, культурных и этических принципов, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 7» города Смоленска



«Рассмотрено»

Руководитель МО

классных руководителей

____/Н.М. Калинина/

Протокол №1

от «30» августа 2022 г.


«Согласовано»

Зам. директора

по ВР

____/М.Ю. Холомьева/

«30» августа 2022 г.

«Рассмотрено»

на педагогическом совете

протокол №1

от «30» августа 2022 г.

«Утверждаю»

___/С.А. Тимошенкова/

Приказ № 78-д

от «30» августа 2022 г.









Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Занимательный русский язык»









Класс: 6

Учитель:

Шиликова. Н.С. – первая квалификационная категория















2022 г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Для реализации программы используются нормативно-правовые документы и методические пособия, рекомендованные Министерством образования РФ:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

2. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года № 1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»,

3. Принят Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»

4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2014-2015ч.г.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для обучающихся 6 класса составлена на основе ФГОС, примерной программы по русскому языку, направленного на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека, его интеллекта. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.

Реализация программы способствует приобретению обучающимися навыков культуры общения, обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка, развитию познавательного интереса к предмету «Русский язык», развитию самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений, активизации навыков ораторского искусства.

Основная цель программы состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений по русскому языку; в повышении уровня коммуникативной компетенции обучающихся; идейно-нравственных, культурных и этических принципов, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.



  1. Планируемые результаты


Личностные:

✔ развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре;

✔ понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;

✔ формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;


Метапредметные:

✔ развитие мотивов и интересов познавательной деятельности;

✔ развитие навыков владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности;

✔ развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

✔ развитие навыков владения устной и письменной речью, монологической контекстной речью;


Предметные: знать/ понимать/ уметь

✔ развитие навыков владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);

✔ моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

✔ расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;

✔ совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

✔ работать над расширением словарного запаса;

✔ применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.


3. Содержание курса

Из истории русского языка (5часов)

Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство. Первоучители словенские. Славянская азбука. Азбучный имяслов. История буквы ЯТЬ. Падение редуцированных и последствия этого процесса.

«Вначале было слово…» (13 часов)

О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Литературный язык и местные говоры. Лексические диалектные различия и их типы. Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба». Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари. Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов. Общеупотребительные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика. Молодёжный сленг и отношение к нему. Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество. История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?

Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.

«Слово – понятие, слово – творчество» (10 часов)

К истокам слова. Почему мы так говорим? Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем. Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь. «Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных. Как правильно употреблять слова. Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках. Богатство русского языка (синонимы, антонимы). Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова. Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии? Напиши письмо Маме.

Качества хорошей речи (7часов)

Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения. Эмоциональная грамотность. История современных знаков препинания. Трудно ли говорить по-русски? «Наш дар бессмертный – речь». Итоговое занятие.



  1. Календарно-тематическое планирование


занятия


Название темы


Основные виды деятельности


Кол-во часов


Дата проведения

Из истории русского языка (5 ч.)

1.

Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство

Лекционное занятие



1


2.

Первоучители словенские. Славянская азбука


Подготовка сообщений, практические задания


1


3.

Азбучный имяслов


Индивидуальная и групповая работа: чтение названий букв кириллицы, отличие ее от глаголицы




1


4.

История буквы ЯТЬ


Сбор материала и анализ

1


5.

Падение редуцированных и последствия этого процесса в истории языка

Сбор материала и анализ


1


«Вначале было слово…» (13 часов)

6.

О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века

Просмотр сказки.

Индивидуальная и групповая поисковая работа

1


7.

Историзмы, архаизмы, неологизмы

Сбор материала и анализ

1


8.

Литературный язык и местные говоры

Заочное путешествие.

1


9.

Лексические диалектные различия и их типы

Сбор материала по тематическим группам лексики

1


10.

Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба»

Работа с тестом


1


11.

Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари

Индивидуальная поисковая работа. Практическое занятие

1


12.

Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова


Индивидуальная поисковая работа. Практическое занятие

1


13.

Практическая работа. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов

Создание самодельных книжек сказок или выпуск сборника сказок


1


14.

Общеупотребительные слова, Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика

Индивидуальная и групповая поисковая работа


1


15.

Молодёжный сленг и отношение к нему


Самостоятельное наблюдение и запись речи своей, своих товарищей, старшего поколения,



1


16.

Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество

Сбор материала по истории личных имен, отчеств

1


17.

История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?

Сбор материала по истории личных фамилий


1


18.

Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ

Сбор материала и обработка


1


«Слово – понятие, слово – творчество» (10 часов)

19.

К истокам слова. Почему мы так говорим?

Составление «биографии» слова


1


20.

Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем

Элементы игровых технологий


1


21.

Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова. Толковый словарь

Составление «паспорта» слова


1


22.

«Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных

Наблюдение за языком


1


23.

Как правильно употреблять слова


Сбор материала и анализ


1


24.

Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках

Анализ произведений УНТ, создание своих загадок


1


25.

Богатство русского языка (синонимы, антонимы)

Работа со словарями


1


26.

Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова

Работа с текстами


1


27.

Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии?

Составление памятки «Как написать письмо»

1


28.

Напиши письмо Маме


Создание творческих работ

1


Качества хорошей речи (7 часов)

29.

Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения.

Лекционное занятие


1


30.

Ударение в словах


Изображение персонажей сказки с выражением различных эмоций

1


31.

Орфоэпические нормы русского языка


Индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие

1


32.

История современных знаков препинания


Индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие

1


33.

Трудно ли говорить по-русски?

Практическое занятие

1


34.

«Наш дар бессмертный - речь»

Защита проекта


1


35.

Итоговое занятие


Подведение итогов работы

1



Планируемые результаты изучения курса:

В результате изучения данного курса обучающийся должен

иметь представление:

- о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;

- о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- о нормах речевого поведения в различных сферах общения.

знать:

- основные понятия культуры речи, основные качества речи;

- показатели индивидуальной культуры человека;

- языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

- изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;

- основные нормы литературного языка;

- назначение речевого этикета;

- значение различных видов словарей в жизни человека.

- качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее