Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Грамотейка» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Временного государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий кружку “Грамотейка”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Грамотейке” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Грамотейки” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Грамотейка” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Грамотейки” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Особенности программы «Грамотейка»
«Путешествия по Стране Слов»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Данная программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год. В 1 классе – 33 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе).
Содержание занятий.
Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.) Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».
Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.) Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».
Тема 3-4 . К тайнам волшебных слов. (2ч.)
Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов. (1ч.)
Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.
Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.) Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».
Тема 7. Чудесные превращения слов.(1ч.)
Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
Тема 8-9. В гости к Алфавиту. (2ч)
Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».
Тема 10. К тайнам звуков и букв. (1ч.) Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».
Тема 11. Встреча с Радугой.(1ч.)
Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».
Тема 12. В Страну Говорящих Скал. (1ч.)
Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»
Тема13. В глубь веков на Машине времени. (1ч.)
Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.
Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.)
Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Тема 15. В Страну Слогов. (1ч.)
Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
Тема 16. Неожиданная остановка в пути. (1ч.)
Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.
Тема 17. В удивительном городе Неслове.(1ч.)
Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».
Тема 18-19. Чудеса в Стране Слов. (2ч.)
Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.
Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.)
Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.
Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.).
Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.
Тема 23. В театре близнецов. (1ч.) Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.
Тема 24. Конкурс знающих. (1ч.)
Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.
Тема 25. Новое представление. (1ч.)
Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».
Тема 26. Необычный урок.(1ч.)
Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.
Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.)
«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.).
Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.
Тема 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали? (2ч.) Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».
Тема 31. Экскурсия в прошлое. (1ч.)
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.
Тема 32. Полёт в будущее. (1ч.)
Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».
Тема 33. Проект «Русский язык - твой помощник» (1ч.)
Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
- Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
- Признаки гласных и согласных звуков.
- Буквы русского алфавита.
- Родственные слова.
- Антонимы, многозначные слова.
- Системные связи слов.
Обучающиеся должны уметь:
- Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.
- Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
- Делить слова на слоги. - Подбирать родственные слова.
- Объединять слова в группы.
- Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
- Составлять текст по вопросам учителя. - Работать со словарями.
- Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
Средства, необходимые для реализации программы
Для осуществления образовательного процесса по программе «Грамотейка» необходимы следующие принадлежности:
- наличие лингвистических словарей;
- наличие карточек с играми и заданиями;
- наличие текстов для работы на занятиях.
Календарно-тематический план
№ п/п |
Темы учебных занятий | Всего часов | Количество часов | Дата по плану | Дата фактич. | |
теоретич. часть | практич. часть | |||||
1. | В мире безмолвия и неведомых звуков. | 1 | 0,5 - рассказ | 0,5 – разыгрывание немых сцен, игры, звукоподражание |
|
|
2. | В страну слов. Первые встречи. | 1 | 0,5 - рассказ | 0,5 – игры, разгадывание загадок, головоломки |
|
|
3-4. | К тайнам волшебных слов. | 2 | 0,5 - рассказ | 1,5 – сценки, разгадывание загадок |
|
|
5. | Выбор друзей в Стране Слов. | 1 | 0,5 - беседа | 0,5 – инсценирование сказки, игры |
|
|
6. | К несметным сокровищам Страны Слов. | 1 | 0,5- рассказ | 0,5 – головоломки, игры |
|
|
7. | Чудесные превращения слов. | 1 | 0,5 - рассказ | 0,5 – игры, инсценирование стихотворения |
|
|
8-9. | В гости к алфавиту. | 2 | 0,5 - рассказ | 1,5 – чтение, просмотр книг, игры |
|
|
10. | К тайнам звуков и букв. | 1 | 0,5 - беседа | 0,5 – разгадывание загадок, инсценирование стихотворения |
|
|
11. | Встреча с Радугой. | 1 | 0,5 - беседа | 0,5 – рассматривание картины, игра |
|
|
12. | В Страну Говорящих Скал. | 1 | 0,5 - рассказ | 0,5 – головоломки |
|
|
13. | В глубь веков на Машине времени. | 1 | 0,5 - рассказ | 0,5 – разгадывание ребусов, загадок, работа с иллюстрациями |
|
|
14. | В Королевстве ошибок. | 1 | 0,5 - рассказ | 0,5 – разыгрывание ситуаций, сочинение рассказа, игры |
|
|
15. | В Страну Слогов. | 1 | 0,5 - беседа | 0,5 – игра с мячом, головоломки, хоровое декларирование |
|
|
16. | Неожиданная остановка в пути. | 1 | 0,5 - беседа | 0,5 – игры, проговаривание слов |
|
|
17. | В удивительном городе Не слове. | 1 | 0,5 - беседа | 0,5 – работа со словарем, инсценирование рассказа, игры, загадки, головоломки |
|
|
18-19. | Чудеса в стране слов. | 2 | 0,5 - рассказ | 1,5 – ребусы, разыгрывание сценок, головоломка |
|
|
20. | К словам разнообразным, одинаковым, но разным. | 1 | 0,5 - рассказ | 0,5 – разгадывание шарад, ребусов, загадок, инсценирование |
|
|
21-22. | На карнавале слов. | 2 | 0,5 - рассказ | 1,5 – игры, инсценирование |
|
|
23. | В Театре близнецов. | 1 | 0,5 - рассказ | 0,5 – головоломка, работа со словарем, сценки |
|
|
24. | Конкурс знатоков. | 1 | - | 1 – кроссворд, головоломка, игры |
|
|
25. | Новое представление. | 1 | 0,5 - рассказ | 0,5 – инсценирование, сценка, игра |
|
|
26. | Необычный урок. | 1 | 0,5 - рассказ | 0,5 – головоломка, игра |
|
|
27. | Следопыты развлекают гостей. | 1 | - | 1 – загадки, игры |
|
|
28. | В Клубе веселых человечков. | 1 | - | 1 – головоломка, игры |
|
|
29-30. | К словам – родственникам. Почему их так назвали? | 2 | 0,5 - рассказ | 1,5 – игра, работа со словарем, ребусы |
|
|
31. | Экскурсия в прошлое. | 1 | 1 - рассказ | - |
|
|
32. | Полет в будущее. | 1 | 0,5 - рассказ | 0,5 – игра, головоломка |
|
|
33. | Проект «Русский язык-твой помощник». | 1 | - | 1 – защита проектов |
|
|
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).