Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Песни и сказки Тихого Дона» для 1-4 классов составлена в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями:
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089.
Примерные программы созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Федеральный перечень учебников.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта.
Казачество — это яркая страница в истории Российского государства. Донские казаки являлись людьми вольными, не знавшими крепостного права, отличались такими особенностями характера, которые позволили им прославить звание донского казака по всей Руси и за ее пределами. Их главной обязанностью была защита своего Отечества. Боевая походная жизнь развила в казаках чрезвычайное чувство товарищества. Особенно тесной была связь между одностаничниками, знакомыми или связанными кровным родством. Своеобразные условия жизни на Дону, особенности характера и мировоззрения предопределили возникновение оригинальной культуры донских казаков, которая развивалась в тесной связи с русской, украинской культурой и испытывала большое влияние Востока (кочевников, жителей Кавказа, Турции). Изучение казачьих традиций, легенд и песен поможет восстановить связь поколений, почувствовать уникальность казачьей культуры, черпать духовные силы из прошлого, чтобы совершенствовать будущее, и раскроет детям неповторимую красоту Донского края.
Важнейшим моментом воспитания в любом возрасте является приобщение к духу и культуре своего народа. Знание культуры своего народа, приобщение к духовным ценностям помогает воспитывать патриотов своей Родины. Воспитанные на духовных ценностях своего народа дети смогут принять активное участие в возрождении своего края, сохраняя менталитет, традиции и быт.
Курс «Песни и сказки Тихого Дона» предназначен для более полного ознакомления учащихся начальной школы с богатейшей культурой Донского края, обычаями казачества. Курс рассчитан на 1-4 класс с количеством часов-138 учебных часа, в том числе 33 учебных часа в первом классе. Содержание курса учитывает возрастные особенности младшего школьника и предлагает детям в сказочной форме исторические сведения о знаменитых людях нашего края, о природных богатствах Дона. Занятия проходят с использованием игровых технологий, увлекательных викторин, разучиванием песен и т.д.
Цели и задачи:
Познакомить учащихся с богатейшим языковым наследием казачества, обрядами, песнями, легендами.
Развивать творческие способности детей на примерах донского фольклора.
Расширять кругозор детей, знакомить их с географией родного края, особенностями его природы, представителями
растительного и животного мира.Воспитывать чувство гордости за свой родной край, героическое прошлое нашего народа, стремление сохранить и сберечь традиции Дона.
Данное пособие представляет собой курс, который включает в себя знания из различных областей: географии, ботаники, литературы, истории. Такое построение материала, подборка разнообразных текстов, посвященных не только традициям, обычаям: и обрядам казачества, но и истории края, его природным: особенностям, позволит учителю самостоятельно разрабатывать уроки и сценарии праздников.
Материал подобран модульно. Его можно использовать для различного возраста, варьируя сложность подобранных текстов, творчески перерабатывая их. Учитель самостоятельно решает, какой сложности выбирать материал.
В ходе занятий можно применять не только музыкальные записи, но и расширять общение с многочисленными фольклорными коллективами области, с людьми, знающими и сохраняющими богатое песенное наследие донских казаков, что позволит более насыщенно и разнообразно проводить учебные занятия.
Участие родителей в работе курса создаст благоприятную обстановку в семье, поможет не только детям, но и их родителям занять активную жизненную позицию, приобщиться к истории и духовной культуре наших предков.
Программа для детей младшего школьного возраста 1-4 класса рассчитана на 138 занятий, продолжительностью 35 минут и реализуется в течении четырех лет.
При выборе форм работы с детьми младшего школьного возраста нужно учитывать психологию восприятия данного возраста. Целесообразно создавать на занятиях игровые ситуации, вводить в занятия игру на музыкальных инструментах, элементы народной хореографии, народные игры, речевые жанры фольклора (считалки, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки). В программе представлены материалы казачьего фольклора.
Итогом проделанной работы с детьми является проведение народных праздников, казачьих посиделок и участия детей в них.
Результатом освоения программы является: приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков: - знание жанров казачьего народного устного и музыкального творчества, обрядов и народных праздников; - знание особенностей исполнения народных песен, танцев, наигрышей; - знание специфики средств выразительности музыкального фольклора; - знания музыкальной терминологии; - умение анализировать устный, музыкальный и танцевальный фольклор; - умение применять теоретические знания в исполнительской практике. -получение новых знаний; -раскрытие творческих способностей; -знакомство с новыми играми, песнями;
|
Календарно - тематическое планирование 1-2 класс
(35 часов)
№ п/п | ТЕМА УРОКА | Кол-во часов | Дата |
1 | Вводное занятие повторение песен | 1 | 06.09. |
2 | История Донского края | 1 | 13.09 |
3 | Проба пера. | 1 | 20.09 |
4 | «Близко к Дону» разучивание песни | 1 | 27.09 |
5-6 | День Покров-праздник казаков игры, песни, хороводы, исполняемые на Покров. | 2 | 04.10. 11.10 |
7 | Кукольный театр. История создания, основные персонажи Чинуша-главный герой кукольного театра | 1 | 18.10 |
8-9 | Кукольный театр на Дону Народные сказки донского края | 2 | 25.10 08.11 |
10 | Вводное занятие. Повторение знаний, полученных в первой четверти. | 1 | 15.11 |
11 | Богатство из богатств | 1 | 22.11 |
12 | Природа и полезные ископаемые | 1 | 29.11 |
13 | Легенда о золотых корнях
| 1 | 06.12 |
14-15 | Поэты и писатели Дона, знакомство с произведениями Донских писателей и поэтов | 2 | 13.12 20.12 |
16 | Музыканты Дона, знакомство с произведениями донских композиторов | 1 | 27.12 |
17-18 | «Пришли Святки-запевай колядки, гадания, обряды» | 2 | 17.01 24.01 |
19 | Женщина-казачка. | 1 | 31.01 |
20 | Сказка «Аленки брод» | 1 | 07.02 |
21 | Воспитание казачек. Игры и занятия девочек-казачек. | 1 | 14.02 |
22 | Донской казак хват - силой, удалью богат. Разучивание песни «Мы - Донцы» | 1 | 21.02 |
23 | Откуда фамилии казачьи пошли | 1 | 28.02 |
24 | Казачья песня. «У нас нонче…», «Люблю я, казаченьку» | 1 | 07.03 |
25-26 | Обычаи и праздники казаков, масленица
| 2 | 14.03 21.03 |
27 | Вводное занятие | 1 | 04.04 |
28 | Казак - верой богат | 1 | 11.04 |
29 | Религия казаков. Пасха. Вербное воскресенье. Яйцо - символ жизни | 1 | 18.04 |
30 | Весенний день – год кормит | 1 | 25.04 |
31 | Пословица не от безделья молвится | 1 | 02.05 |
32 | Казачьи песни: «Мы-донцы», «Ой, калина», «Хорошенький, молоденький», «Утушка» и др. | 1 | 09.05 |
33 | Одежда казаков | 1 | 16.05 |
34-35 |
Подготовка праздника «Казачья улица» | 2 | 23.05 30.05 |