Рабочая программа внеурочной деятельности «Песни и сказки Тихого Дона» для 1-2 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности «Песни и сказки Тихого Дона» для 1-2 классов

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Песни и сказки Тихого Дона» для 1-2 классов составлена в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями:

Закон Российской Федерации «Об образовании»

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089.

Примерные программы созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Федеральный перечень учебников.

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта.

Казачество — это яркая страница в истории Российского государства. Донские казаки являлись людьми вольными, не знавшими крепостного права, отличались такими особенностями характера, которые позволили им прославить звание донского казака по всей Руси и за ее пределами. Их главной обязанностью была защита своего Отечества. Боевая походная жизнь развила в казаках чрезвычайное чувство товарищества. Особенно тесной была связь между одностаничниками, знакомыми или связанными кровным родством. Своеобразные условия жизни на Дону, особенности характера и мировоззрения предопределили возникновение оригинальной культуры донских казаков, которая развивалась в тесной связи с русской, украинской культурой и испытывала большое влияние Востока (кочевников, жителей Кавказа, Турции). Изучение казачьих традиций, легенд и песен поможет восстановить связь поколений, почувствовать уникальность казачьей культуры, черпать духовные силы из прошлого, чтобы совершенствовать будущее, и раскроет детям неповторимую красоту Донского края.

Важнейшим моментом воспитания в любом возрасте является приобщение к духу и культуре своего народа. Знание культуры своего народа, приобщение к духовным ценностям помогает воспитывать патриотов своей Родины. Воспитанные на духовных ценностях своего народа дети смогут принять активное участие в возрождении своего края, сохраняя менталитет, традиции и быт.

Курс «Песни и сказки Тихого Дона» предназначен для более полного ознакомления учащихся начальной школы с богатейшей культурой Донского края, обычаями казачества. Курс рассчитан на 1-4 класс с количеством часов-138 учебных часа, в том числе 33 учебных часа в первом классе. Содержание курса учитывает возрастные особенности младшего школьника и предлагает детям в сказочной форме исторические сведения о знаменитых людях нашего края, о природных богатствах Дона. Занятия проходят с использованием игровых технологий, увлекательных викторин, разучиванием песен и т.д.

Цели и задачи:

Познакомить учащихся с богатейшим языковым наследием казачества, обрядами, песнями, легендами.

Развивать творческие способности детей на примерах донского фольклора.

Расширять кругозор детей, знакомить их с географией родного края, особенностями его природы, представителями

растительного и животного мира.

Воспитывать чувство гордости за свой родной край, героическое прошлое нашего народа, стремление сохранить и сберечь традиции Дона.

Данное пособие представляет собой курс, который включает в себя знания из различных областей: географии, ботаники, литературы, истории. Такое построение материала, подборка разнообразных текстов, посвященных не только традициям, обычаям: и обрядам казачества, но и истории края, его природным: особенностям, позволит учителю самостоятельно разрабатывать уроки и сценарии праздников.

Материал подобран модульно. Его можно использовать для различного возраста, варьируя сложность подобранных текстов, творчески перерабатывая их. Учитель самостоятельно решает, какой сложности выбирать материал.

В ходе занятий можно применять не только музыкальные записи, но и расширять общение с многочисленными фольклорными коллективами области, с людьми, знающими и сохраняющими богатое песенное наследие донских казаков, что позволит более насыщенно и разнообразно проводить учебные занятия.

Участие родителей в работе курса создаст благоприятную обстановку в семье, поможет не только детям, но и их родителям занять активную жизненную позицию, приобщиться к истории и духовной культуре наших предков.

Программа для детей младшего школьного возраста 1-4 класса рассчитана на 138 занятий, продолжительностью 35 минут и реализуется в течении четырех лет.

При выборе форм работы с детьми младшего школьного возраста нужно учитывать психологию восприятия данного возраста. Целесообразно создавать на занятиях игровые ситуации, вводить в занятия игру на музыкальных инструментах, элементы народной хореографии, народные игры, речевые жанры фольклора (считалки, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки). В программе представлены материалы казачьего фольклора.

Итогом проделанной работы с детьми является проведение народных праздников, казачьих посиделок и участия детей в них.

Планируемые результаты изучения учебного курса (ФГОС)

Результатом освоения программы является:

приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- знание жанров казачьего народного устного и музыкального творчества, обрядов и народных праздников;

- знание особенностей исполнения народных песен, танцев, наигрышей;

- знание специфики средств выразительности музыкального фольклора;

- знания музыкальной терминологии;

- умение анализировать устный, музыкальный и танцевальный фольклор;

- умение применять теоретические знания в исполнительской практике.

-получение новых знаний;

-раскрытие творческих способностей;

-знакомство с новыми играми, песнями;

Календарно - тематическое планирование 1-2 класс

(35 часов)

№ п/п ТЕМА УРОКА Кол-во часов Дата

1 Вводное занятие повторение песен 1 1 06.09.

2 История Донского края 1 1 13.09

3 Проба пера 1 1 20.09

4 «Близко к Дону» разучивание песни 1 1 27.09

5-6 День Покров-праздник казаков игры, песни, хороводы, исполняемые на Покров. 2 04.10.

11.10

7 Кукольный театр. История создания, основные персонажи Чинуша-главный герой кукольного театра 1 18.10

8-9 Кукольный театр на Дону

Народные сказки донского края 2 25.10

08.11

10 Вводное занятие. Повторение знаний, полученных в первой четверти. 1 15.11

11 Богатство из богатств 1 22.11

12 Природа и полезные ископаемые 1 29.11

13 Легенда о золотых корнях

1 06.12

14-15 Поэты и писатели Дона, знакомство с произведениями Донских писателей и поэтов 2 13.12

20.12

16 Музыканты Дона, знакомство с произведениями донских композиторов 1 27.12

17-18 «Пришли Святки-запевай колядки, гадания, обряды» 2 17.01

24.01

19 Женщина-казачка. 1 31.01

20 Сказка «Аленки брод» 1 07.02

21 Воспитание казачек. Игры и занятия девочек-казачек. 1 14.02

22 Донской казак хват - силой, удалью богат. Разучивание песни «Мы - Донцы» 1 21.02

23 Откуда фамилии казачьи пошли 1 28.02

24 Казачья песня. «У нас нонче…», «Люблю я, казаченьку» 1 07.03

25-26 Обычаи и праздники казаков, масленица 2 14.03

21.03

27 Вводное занятие 1 04.04

28 Казак - верой богат 1 11.04

29 Религия казаков. Пасха. Вербное воскресенье.

Яйцо - символ жизни 1 18.04

30 Весенний день – год кормит 1 25.04

31 Пословица не от безделья молвится 1 02.05

32 Казачьи песни: «Мы-донцы», «Ой, калина», «Хорошенький, молоденький», «Утушка» и др. 1 09.05

33 Одежда казаков 1 16.05

34-35 Подготовка праздника «Казачья улица» 2 23.05

30.05

Олимпиады: Викторина "По стране искусства" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Песни и сказки Тихого Дона» для 1-4 классов составлена в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

  2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089.

  3. Примерные программы созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  4. Федеральный перечень учебников.

  5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта.

Казачество — это яркая страница в истории Российского государства. Донские казаки являлись людьми вольными, не знавшими крепостного права, отличались такими особенно­стями характера, которые позволили им прославить звание донского казака по всей Руси и за ее пределами. Их главной обязанностью была защита своего Отечества. Боевая поход­ная жизнь развила в казаках чрезвычайное чувство товари­щества. Особенно тесной была связь между одностаничника­ми, знакомыми или связанными кровным родством. Своеоб­разные условия жизни на Дону, особенности характера и ми­ровоззрения предопределили возникновение оригинальной культуры донских казаков, которая развивалась в тесной связи с русской, украинской культурой и испытывала боль­шое влияние Востока (кочевников, жителей Кавказа, Тур­ции). Изучение казачьих традиций, легенд и песен поможет восстановить связь поколений, почувствовать уникальность казачьей культуры, черпать духовные силы из прошлого, чтобы совершенствовать будущее, и раскроет детям неповто­римую красоту Донского края.

Важнейшим моментом воспитания в любом возрасте яв­ляется приобщение к духу и культуре своего народа. Знание культуры своего народа, приобщение к духовным ценностям помогает воспитывать патриотов своей Родины. Воспитанные на духовных ценностях своего народа дети смогут принять активное участие в возрождении своего края, сохраняя мен­талитет, традиции и быт.

Курс «Песни и сказки Тихого Дона» предназначен для более полного ознакомления учащихся начальной школы с богатейшей культурой Донского края, обычаями казачества. Курс рассчитан на 1-4 класс с количеством часов-138 учебных часа, в том числе 33 учебных часа в первом классе. Содержание курса учи­тывает возрастные особенности младшего школьника и пред­лагает детям в сказочной форме исторические сведения о знаменитых людях нашего края, о природных богатствах До­на. Занятия проходят с использованием игровых технологий, увлекательных викторин, разучиванием песен и т.д.




Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся с богатейшим языковым наследием казачества, обрядами, песнями, легендами.

  • Развивать творческие способности детей на примерах донского фольклора.

  • Расширять кругозор детей, знакомить их с географией родного края, особенностями его природы, представителями
    растительного и животного мира.

  • Воспитывать чувство гордости за свой родной край, героическое прошлое нашего народа, стремление сохранить и сберечь традиции Дона.

Данное пособие представляет собой курс, который включает в себя знания из различных областей: географии, ботаники, литературы, истории. Такое по­строение материала, подборка разнообразных текстов, посвященных не только традициям, обычаям: и обрядам казачества, но и истории края, его природным: особенностям, по­зволит учителю самостоятельно разрабатывать уроки и сце­нарии праздников.

Материал подобран модульно. Его можно использовать для различного возраста, варьируя сложность подобранных текстов, творчески перерабатывая их. Учитель самостоятель­но решает, какой сложности выбирать материал.

В ходе занятий можно применять не только музыкаль­ные записи, но и расширять общение с многочисленными фольклорными коллективами области, с людьми, знающими и сохраняющими богатое песенное наследие донских казаков, что позволит более насыщенно и разнообразно проводить учебные занятия.

Участие родителей в работе курса создаст благоприятную обстановку в семье, поможет не только детям, но и их роди­телям занять активную жизненную позицию, приобщиться к истории и духовной культуре наших предков.

Программа для детей младшего школьного возраста 1-4 класса рассчитана на 138 занятий, продолжительностью 35 минут и реализуется в течении четырех лет.

При выборе форм работы с детьми младшего школьного возраста нужно учитывать психологию восприятия данного возраста. Целесообразно создавать на занятиях игровые ситуации, вводить в занятия игру на музыкальных инструментах, элементы народной хореографии, народные игры, речевые жанры фольклора (считалки, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки). В программе представлены материалы казачьего фольклора.

Итогом проделанной работы с детьми является проведение народных праздников, казачьих посиделок и участия детей в них.

  1. Планируемые результаты изучения учебного курса (ФГОС)


Результатом освоения программы является:

приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- знание жанров казачьего народного устного и музыкального творчества, обрядов и народных праздников;

- знание особенностей исполнения народных песен, танцев, наигрышей;

- знание специфики средств выразительности музыкального фольклора;

- знания музыкальной терминологии;

- умение анализировать устный, музыкальный и танцевальный фольклор;

- умение применять теоретические знания в исполнительской практике.

-получение новых знаний;

-раскрытие творческих способностей;

-знакомство с новыми играми, песнями;

































Календарно - тематическое планирование 1-2 класс

(35 часов)


п/п


ТЕМА УРОКА

Кол-во часов

Дата

1

Вводное занятие повторение песен

1

06.09.

2

История Донского края

1

13.09

3

Проба пера.

1

20.09

4

«Близко к Дону» разучивание песни

1

27.09

5-6

День Покров-праздник казаков игры, песни, хороводы, исполняемые на Покров.

2

04.10.

11.10

7

Кукольный театр. История создания, основные персонажи Чинуша-главный герой кукольного театра

1

18.10

8-9

Кукольный театр на Дону

Народные сказки донского края

2

25.10

08.11

10

Вводное занятие. Повторение знаний, полученных в первой четверти.

1

15.11

11

Богатство из богатств

1

22.11

12

Природа и полезные ископаемые

1

29.11

13

Легенда о золотых корнях




1

06.12

14-15

Поэты и писатели Дона, знакомство с произведениями Донских писателей и поэтов

2

13.12

20.12

16

Музыканты Дона, знакомство с произведениями донских композиторов

1

27.12

17-18

«Пришли Святки-запевай колядки, гадания, обряды»

2

17.01

24.01

19

Женщина-казачка.

1

31.01

20

Сказка «Аленки брод»

1

07.02

21

Воспитание казачек. Игры и занятия девочек-казачек.

1

14.02

22

Донской казак хват - силой, удалью богат. Разучивание песни «Мы - Донцы»

1

21.02

23

Откуда фамилии казачьи пошли

1

28.02

24

Казачья песня. «У нас нонче…», «Люблю я, казаченьку»

1

07.03

25-26

Обычаи и праздники казаков, масленица


2

14.03

21.03

27

Вводное занятие

1

04.04

28

Казак - верой богат

1

11.04

29

Религия казаков. Пасха. Вербное воскресенье.

Яйцо - символ жизни

1

18.04

30

Весенний день – год кормит

1

25.04

31

Пословица не от безделья молвится

1

02.05

32

Казачьи песни:

«Мы-донцы», «Ой, калина», «Хорошенький, молоденький», «Утушка» и др.

1

09.05

33

Одежда казаков

1

16.05


34-35


Подготовка праздника «Казачья улица»

2

23.05

30.05
























Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее