«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа кружка "Компьютерная азбука"

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка обще интеллектуального направления «Компьютерная азбука, 3 класс

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки








Программа внеурочной деятельности

по обще интеллектуальному направлению

«Компьютерная азбука»

3 класс






Количество часов по предмету за год: 34



Количество часов по предмету в неделю: 1




Примерная программа внеурочной деятельности: начальное и основное образование (стандарты второго поколения) Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. / Под ред. Горского В. А. – М. Просвещение, 2011 и авторской программой курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для начальной школы: 2 – 4 классы (ФГОС)/ Н.В.Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г;

















Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. / Под ред. Горского В. А. – М. Просвещение, 2011, авторской программой курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для начальной школы: 2 – 4 классы (ФГОС)/ Н.В.Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г;


Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.

В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики в начальной школе.

Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.

Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.

Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением.

Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.

Поэтому очень важна роль курса информатики в начальных классах.

Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.

Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности.

В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.

В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике.

Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:

  1. ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.

  2. ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.

  3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ- выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.

  4. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий

  5. РАБОТА КОНСУЛЬТАНТОВ – Ученик контролирует работу всей группы кружка.

Занятия кружка «Компьютерная азбука», несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.


Программное обеспечение:

  • Операционная система MS Windows 2007

  • Графический редактор MS Paint

  • Текстовый редактор MS Word 2010

  • Компьютерная программа МИР ИНФОРМАТИКИ

  • Редактор Power Point 2010


Основное направлениеобще интеллектуальное.

Основной вид деятельности познавательная и игровая.

Тип образовательной программы - тематическая образовательная программа, направленная на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующая при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.

Формирование информационной грамотности ученика начальной школы направлено на:

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

Цели :

  • формировать представления об информационной картине мира, о современных компьютерных технологиях;

  • ознакомить учащихся с компьютером как инструментом для работы с информацией в современном информационном обществе;

  • подготовить учащихся к применению компьютера в разных случаях представления информации (графика, текст, публикация);

  • сформировать представления о преимуществах компьютерной обработки данных.

Задачи :

  • развивать общеучебные, коммуникативные элементы информационной культуры, т.е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу);

  • формировать умение описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);

  • формировать начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.

Формы организации учебной деятельности:

  • Занятия проводятся в компьютерном классе и включают в себя теоретические и практические занятия.

Темы, рассматриваемые в курсе «Компьютерная азбука»

  • Введение в информатику. Знакомство с компьютером. (5 ч)

  • Текстовая информация. Печатаем текст. ( 10 ч)

  • Графическая информация. Рисуем картинки. ( 12 ч)

  • Программа «Power Point» (7 ч)

Формируемые компетенции:

  • знать понятие информации, как информация воспринимается человеком;

  • Знать, как человек может представлять информацию;

  • иметь представление о компьютере, как об устройстве для работы с информацией;

  • уметь включить и выключить компьютер, выбрав указанную программу и завершить ее работу;

  • уметь пользоваться мышью и клавиатурой в ситуациях раскрашивания, выбора объекта, перемещения, пользоваться правой кнопкой мышью для вызова контекстного меню.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»;

- умение находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования».

Регулятивные УУД:

 В процессе изучения выпускник научится:

  • - ставить учебные цели;

  • - использовать внешний план для решения поставленной задачи или достижения цели;

  • - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения, в том числе, во внутреннем плане;

  • - осуществлять итоговый и пошаговый контроль, сличая результат с эталоном;

  • - вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.

Формируемые компетенции:

  • знать понятие информации, как информация воспринимается человеком;

  • Знать, как человек может представлять информацию;

  • иметь представление о компьютере, как об устройстве для работы с информацией;

  • уметь включить и выключить компьютер, выбрав указанную программу и завершить ее работу;


  • уметь пользоваться мышью и клавиатурой в ситуациях раскрашивания, выбора объекта, перемещения, пользоваться правой кнопкой мышью для вызова контекстного меню.

Познавательные УУД:

  В процессе изучения курса выпускник научится:

  • осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации, организацию информации в виде списков, таблиц.

Коммуникативные УУД:

  • развитие коммуникативных действий происходит в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а так же работ, выполняемых группой.


Программа «Компьютерная азбука» составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе, в котором должно быть 10-12 учебных мест и одно рабочее место – для преподавателя.




Содержание курса внеурочной деятельности


3 класс (34 часа)

Раздел 1.Введение

Тема 1.1 Инструктаж по ТБ. Введение в предмет. Знакомство с предметом. Основные устройства ПЭВМ

Содержание материала: Введение в образовательную программу. Техника безопасности. Знакомство с компьютером. Основные устройства ПЭВМ.

Формы занятий: беседа

Методическое обеспечение: презентация


Тема 1.2 Операционная система Windows. Знакомство с клавиатурой

Содержание материала: Операционная система Windows. Клавиатура. Компьютерные игры.

Формы занятий: игра

Методическое обеспечение: презентация


Тема 1.3 Получение навыков работы с мышью.

Содержание материала: Манипулятор мышь. Правила обращения с мышью

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: нетбук, мышь, тренажер


Раздел 2. Компьютерная графика

Тема 2.1 Графический редактор Paint: инструментарий программы Paint. Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы

Содержание материала: Назначение, возможности, панель инструментов графического редактора Paint.

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint


Тема 2.2 Графический редактор Paint: разработка и редактирование изображений

Содержание материала: Разработка и редактирование изображений.Цвет рисунка.

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint


Тема 2.3 Графический редактор Paint: составление рисунка из геометрических фигур

Содержание материала: Разработка и редактирование изображений.Составление рисунка из геометрических фигур

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint


Тема 2.4 Графический редактор Paint: копирование элементов рисунка

Содержание материала: Разработка и редактирование изображений.Составление рисунка из геометрических фигур, копирование элементов рисунка.

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint


Тема 2.5 Итоговая работа. Проект. Тематическая композиция (Создание композиций на тему:«Мой дом», «Моя школа»)

Содержание материала: Итоговая работаСоздание композиций на тему: «Мой дом», «Моя школа»

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint


Раздел 3. Текстовый редактор

Тема 3.1 Текстовый редактор Word. Освоение клавиатуры

Содержание материала: Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Основные объектыредактора (символ, слово, строка, предложение, абзац).

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.


Тема 3.2Отработка навыков по набору текста

Содержание материала: Основные объектыредактора (символ, слово, строка, предложение, абзац).

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.


Тема 3.3 Текстовый редактор Word: шрифт, цвет текста

Содержание материала: Создание, сохранение и переименование документа. Виды шрифта. Изменение цвета шрифта

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.


Тема 3.4 Текстовый редактор Word: вставка рисунков, надписи WordArt

Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Вставка рисунка, надписиWordArt.

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.


Тема 3.5 Текстовый редактор Word: поздравительная открытка

Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Творческая работа: «Поздравительная открытка».

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.


Тема 3.6 Текстовый редактор Word: титульная страница книги

Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Творческая работа: «Титульная страница книги».

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.


Тема 3.7 Текстовый редактор Word: копирование текста

Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Копирование и перемещение текста.

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.


Тема 3.8 Итоговая работа. Проект. Создание грамоты

Содержание материала:Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Итоговая работа: «Создание грамоты».

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.


Тема 3.9 Текстовый редактор Word: построение таблиц

Содержание материала: Таблицы в Word. Структура таблицы. Построение таблиц

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.


Тема 3.10 Текстовый редактор Word: редактирование таблиц

Содержание материала: Таблицы в Word. Построение и редактирование таблиц

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.


Тема 3.11 Текстовый редактор Word: работа с таблицами

Содержание материала: Таблицы в Word. Построение и редактирование таблиц. Добавление и удаление столбцов и строк

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.


Тема 3.12 Текстовый редактор Word: вставка символов

Содержание материала: Символы. Вставка символов в текст и таблицы

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.


Тема 3.13 Текстовый редактор Word: работа с рисунками SmartArt

Содержание материала: SmartArt. Рисунки SmartArt. Вставка, изменение рисунков

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.


Тема 3.14 Текстовый редактор Word:работа с фигурами

Содержание материала: Фигуры в Word. Вставка и изменение фигур

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.


Тема 3.15 Итоговая работа. Проект. Создание календаря

Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Итоговая работа в Word.

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.


Раздел 4. Мастер созданий буклетов и брошюр


Тема 4.1 Программа Publisher. Брошюра. Оформление

Содержание материала: Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Основные объектыPublisher. Создание брошюры

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Publisher.


Тема 4.2 Программа Publisher. Буклет. Оформление

Содержание материала: Виды буклетов. Структура буклетов.Создание брошюры

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: программное обеспечение Publisher.


Раздел 5. Компьютеры в океане информации


Тема 5.1 Информация. Количество информации

Содержание материала: Информация. Виды информации. Количество информации.

Формы занятий: теоретическое занятие - беседа

Методическое обеспечение: презентация.


Тема 5.2 Получение, обработка, передача, хранение информации

Содержание материала: Получение, обработка, передача, хранение, преобразование информации.

Формы занятий: теоретическое занятие - беседа

Методическое обеспечение: презентация.


Тема 5.2 Компьютерные вирусы, антивирусные программы

Содержание материала: Безопасность компьютера. Компьютерные вирусы. Антивирусные программы.

Формы занятий: теоретическое занятие - беседа

Методическое обеспечение: презентация.


Раздел 6. Алгоритмы


Тема 6.1 Последовательность действий. Выполнение последовательности действий.

Содержание материала: Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий.

Формы занятий: теоретическое занятие - игра

Методическое обеспечение: презентация.


Тема 6.2 Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.

Содержание материала: Что такое алгоритм. Формы записи алгоритмов. Основные символы блок-схем алгоритмов. Алгоритмы линейной и разветвленной структуры.

Формы занятий: практическое занятие

Методическое обеспечение: алгоритмы.




Тематическое планирование кружка «Компьютерная азбука»




пп

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теоретич. занятия

Практич. занятия

1

Введение

3

2

1

2

Компьютерная графика

5

1

4

3

Текстовый редактор

20

1

19

4

Мастер созданий буклетов и брошюр

2


2

5

Компьютеры в океане информации

2

2


6

Алгоритмы

2

1

1

итого


34











Календарно-тематическое планирование



пп

Раздел, тема

дата

Всего

план

факт


1.Введение

3



1.

Инструктаж по ТБ. Введение в предмет. Знакомство с предметом. Основные устройства ПЭВМ




2

Операционная система Windows. Знакомство с клавиатурой




3

Получение навыков работы с мышью.





2.Компьютерная графика

5



4

Графический редактор Paint Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы




5

Графический редактор Paint: разработка и редактирование изображений




6

Графический редактор Paint: составление рисунка из геометрических фигур




7

Графический редактор Paint: копирование элементов рисунка




8

Итоговая работа. Проект. Тематическая композиция (Создание композиций на тему:«Мой дом», «Моя школа»)





3.Текстовый редактор

20



9-10

Текстовый редактор Word. Освоение клавиатуры

2



11-12

Отработка навыков по набору текста

2



13-14

Текстовый редактор Word: шрифт, цвет текста

2



15

Текстовый редактор Word: вставка рисунков, надписи WordArt

1



16

Текстовый редактор Word: поздравительная открытка

1



17

Текстовый редактор Word: титульная страница книги

1



18

Текстовый редактор Word: копирование текста

1



19

Проект. Создание грамоты.

1



20-21

Текстовый редактор Word: построение таблиц

2



22

Текстовый редактор Word: редактирование таблиц

1



23

Текстовый редактор Word: работа с таблицами

1



24-25

Текстовый редактор Word: вставка символов

2



26

Текстовый редактор Word: работа с рисунками SmartArt

1



27

Текстовый редактор Word:работа с фигурами

1



28

Итоговая работа. Проект. Создание календаря

1




4.Мастер созданий буклетов и брошюр

2



29

Программа Publisher.Брошюра. Оформление

1



30

Программа Publisher. Буклет. Оформление

1




5.Компьютеры в океане информации

3

3


31


Информация. Количество информации

Получение, обработка, передача, хранение информации

1



32

Компьютерные вирусы, антивирусные программы

1




6.Алгоритмы

2



33

Последовательность действий, их выполнение

1



34

Знакомство со способами записи алгоритмов, с ветвлениями в алгоритмах.

1


















Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее