Программа внеурочной деятельности
по обще интеллектуальному направлению
«Компьютерная азбука»
3 класс
Количество часов по предмету за год: 34
Количество часов по предмету в неделю: 1
Примерная программа внеурочной деятельности: начальное и основное образование (стандарты второго поколения) Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. / Под ред. Горского В. А. – М. Просвещение, 2011 и авторской программой курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для начальной школы: 2 – 4 классы (ФГОС)/ Н.В.Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г;
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. / Под ред. Горского В. А. – М. Просвещение, 2011, авторской программой курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для начальной школы: 2 – 4 классы (ФГОС)/ Н.В.Матвеева, М.С. Цветкова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г;
Учебный предмет «Информатика» как самостоятельная дисциплина является образовательным компонентом общего среднего образования. Вместе с тем, он пронизывает содержание многих других предметов и, следовательно, становится дисциплиной обобщающего, методологического плана.
В этой связи особенно актуальными становятся вопросы создания учебных программ для изучения информатики в начальной школе.
Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.
Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
Данный курс носит пропедевтический характер. К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением.
Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.
Поэтому очень важна роль курса информатики в начальных классах.
Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.
Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности.
В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.
В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике.
Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:
ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.
ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ- выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ – выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий
РАБОТА КОНСУЛЬТАНТОВ – Ученик контролирует работу всей группы кружка.
Занятия кружка «Компьютерная азбука», несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.
Программное обеспечение:
Операционная система MS Windows 2007
Графический редактор MS Paint
Текстовый редактор MS Word 2010
Компьютерная программа МИР ИНФОРМАТИКИ
Редактор Power Point 2010
Основное направление – обще интеллектуальное.
Основной вид деятельности – познавательная и игровая.
Тип образовательной программы - тематическая образовательная программа, направленная на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующая при этом возможности различных видов внеурочной деятельности.
Формирование информационной грамотности ученика начальной школы направлено на:
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.
Цели :
формировать представления об информационной картине мира, о современных компьютерных технологиях;
ознакомить учащихся с компьютером как инструментом для работы с информацией в современном информационном обществе;
подготовить учащихся к применению компьютера в разных случаях представления информации (графика, текст, публикация);
сформировать представления о преимуществах компьютерной обработки данных.
Задачи :
развивать общеучебные, коммуникативные элементы информационной культуры, т.е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу);
формировать умение описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
формировать начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Формы организации учебной деятельности:
Занятия проводятся в компьютерном классе и включают в себя теоретические и практические занятия.
Темы, рассматриваемые в курсе «Компьютерная азбука»
Введение в информатику. Знакомство с компьютером. (5 ч)
Текстовая информация. Печатаем текст. ( 10 ч)
Графическая информация. Рисуем картинки. ( 12 ч)
Программа «Power Point» (7 ч)
Формируемые компетенции:
знать понятие информации, как информация воспринимается человеком;
Знать, как человек может представлять информацию;
иметь представление о компьютере, как об устройстве для работы с информацией;
уметь включить и выключить компьютер, выбрав указанную программу и завершить ее работу;
уметь пользоваться мышью и клавиатурой в ситуациях раскрашивания, выбора объекта, перемещения, пользоваться правой кнопкой мышью для вызова контекстного меню.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Формирование универсальных учебных действий.
Личностные УУД:
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»;
- умение находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования».
Регулятивные УУД:
В процессе изучения выпускник научится:
- ставить учебные цели;
- использовать внешний план для решения поставленной задачи или достижения цели;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения, в том числе, во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль, сличая результат с эталоном;
- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.
Формируемые компетенции:
знать понятие информации, как информация воспринимается человеком;
Знать, как человек может представлять информацию;
иметь представление о компьютере, как об устройстве для работы с информацией;
уметь включить и выключить компьютер, выбрав указанную программу и завершить ее работу;
уметь пользоваться мышью и клавиатурой в ситуациях раскрашивания, выбора объекта, перемещения, пользоваться правой кнопкой мышью для вызова контекстного меню.
Познавательные УУД:
В процессе изучения курса выпускник научится:
осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации, организацию информации в виде списков, таблиц.
Коммуникативные УУД:
развитие коммуникативных действий происходит в процессе выполнения практических заданий, предполагающих работу в паре, а так же работ, выполняемых группой.
Программа «Компьютерная азбука» составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном компьютерном классе, в котором должно быть 10-12 учебных мест и одно рабочее место – для преподавателя.
Содержание курса внеурочной деятельности
3 класс (34 часа)
Раздел 1.Введение
Тема 1.1 Инструктаж по ТБ. Введение в предмет. Знакомство с предметом. Основные устройства ПЭВМ
Содержание материала: Введение в образовательную программу. Техника безопасности. Знакомство с компьютером. Основные устройства ПЭВМ.
Формы занятий: беседа
Методическое обеспечение: презентация
Тема 1.2 Операционная система Windows. Знакомство с клавиатурой
Содержание материала: Операционная система Windows. Клавиатура. Компьютерные игры.
Формы занятий: игра
Методическое обеспечение: презентация
Тема 1.3 Получение навыков работы с мышью.
Содержание материала: Манипулятор мышь. Правила обращения с мышью
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: нетбук, мышь, тренажер
Раздел 2. Компьютерная графика
Тема 2.1 Графический редактор Paint: инструментарий программы Paint. Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы
Содержание материала: Назначение, возможности, панель инструментов графического редактора Paint.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint
Тема 2.2 Графический редактор Paint: разработка и редактирование изображений
Содержание материала: Разработка и редактирование изображений.Цвет рисунка.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint
Тема 2.3 Графический редактор Paint: составление рисунка из геометрических фигур
Содержание материала: Разработка и редактирование изображений.Составление рисунка из геометрических фигур
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint
Тема 2.4 Графический редактор Paint: копирование элементов рисунка
Содержание материала: Разработка и редактирование изображений.Составление рисунка из геометрических фигур, копирование элементов рисунка.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint
Тема 2.5 Итоговая работа. Проект. Тематическая композиция (Создание композиций на тему:«Мой дом», «Моя школа»)
Содержание материала: Итоговая работаСоздание композиций на тему: «Мой дом», «Моя школа»
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Paint
Раздел 3. Текстовый редактор
Тема 3.1 Текстовый редактор Word. Освоение клавиатуры
Содержание материала: Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Основные объектыредактора (символ, слово, строка, предложение, абзац).
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.2Отработка навыков по набору текста
Содержание материала: Основные объектыредактора (символ, слово, строка, предложение, абзац).
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.3 Текстовый редактор Word: шрифт, цвет текста
Содержание материала: Создание, сохранение и переименование документа. Виды шрифта. Изменение цвета шрифта
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.4 Текстовый редактор Word: вставка рисунков, надписи WordArt
Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Вставка рисунка, надписиWordArt.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.5 Текстовый редактор Word: поздравительная открытка
Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Творческая работа: «Поздравительная открытка».
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.6 Текстовый редактор Word: титульная страница книги
Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Творческая работа: «Титульная страница книги».
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.7 Текстовый редактор Word: копирование текста
Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Копирование и перемещение текста.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.8 Итоговая работа. Проект. Создание грамоты
Содержание материала:Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Итоговая работа: «Создание грамоты».
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.9 Текстовый редактор Word: построение таблиц
Содержание материала: Таблицы в Word. Структура таблицы. Построение таблиц
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.10 Текстовый редактор Word: редактирование таблиц
Содержание материала: Таблицы в Word. Построение и редактирование таблиц
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.11 Текстовый редактор Word: работа с таблицами
Содержание материала: Таблицы в Word. Построение и редактирование таблиц. Добавление и удаление столбцов и строк
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.12 Текстовый редактор Word: вставка символов
Содержание материала: Символы. Вставка символов в текст и таблицы
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.13 Текстовый редактор Word: работа с рисунками SmartArt
Содержание материала: SmartArt. Рисунки SmartArt. Вставка, изменение рисунков
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.14 Текстовый редактор Word:работа с фигурами
Содержание материала: Фигуры в Word. Вставка и изменение фигур
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Тема 3.15 Итоговая работа. Проект. Создание календаря
Содержание материала: Основные операции с текстом: внесение исправлений в текст, проверка орфографии, редактирование и форматирование текста. Итоговая работа в Word.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Word.
Раздел 4. Мастер созданий буклетов и брошюр
Тема 4.1 Программа Publisher. Брошюра. Оформление
Содержание материала: Назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Основные объектыPublisher. Создание брошюры
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Publisher.
Тема 4.2 Программа Publisher. Буклет. Оформление
Содержание материала: Виды буклетов. Структура буклетов.Создание брошюры
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: программное обеспечение Publisher.
Раздел 5. Компьютеры в океане информации
Тема 5.1 Информация. Количество информации
Содержание материала: Информация. Виды информации. Количество информации.
Формы занятий: теоретическое занятие - беседа
Методическое обеспечение: презентация.
Тема 5.2 Получение, обработка, передача, хранение информации
Содержание материала: Получение, обработка, передача, хранение, преобразование информации.
Формы занятий: теоретическое занятие - беседа
Методическое обеспечение: презентация.
Тема 5.2 Компьютерные вирусы, антивирусные программы
Содержание материала: Безопасность компьютера. Компьютерные вирусы. Антивирусные программы.
Формы занятий: теоретическое занятие - беседа
Методическое обеспечение: презентация.
Раздел 6. Алгоритмы
Тема 6.1 Последовательность действий. Выполнение последовательности действий.
Содержание материала: Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий.
Формы занятий: теоретическое занятие - игра
Методическое обеспечение: презентация.
Тема 6.2 Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.
Содержание материала: Что такое алгоритм. Формы записи алгоритмов. Основные символы блок-схем алгоритмов. Алгоритмы линейной и разветвленной структуры.
Формы занятий: практическое занятие
Методическое обеспечение: алгоритмы.
Тематическое планирование кружка «Компьютерная азбука»
№ | Раздел, тема | Количество часов | ||
Всего | Теоретич. занятия | Практич. занятия | ||
1 | Введение | 3 | 2 | 1 |
2 | Компьютерная графика | 5 | 1 | 4 |
3 | Текстовый редактор | 20 | 1 | 19 |
4 | Мастер созданий буклетов и брошюр | 2 | | 2 |
5 | Компьютеры в океане информации | 2 | 2 | |
6 | Алгоритмы | 2 | 1 | 1 |
итого |
| 34 | | |
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел, тема | дата | ||
Всего | план | факт | ||
| 1.Введение | 3 | | |
1. | Инструктаж по ТБ. Введение в предмет. Знакомство с предметом. Основные устройства ПЭВМ | | | |
2 | Операционная система Windows. Знакомство с клавиатурой | | | |
3 | Получение навыков работы с мышью. | | | |
| 2.Компьютерная графика | 5 | | |
4 | Графический редактор Paint Меню и палитра инструментов, сохранение выполненной работы в файле, открытие файла для продолжения работы | | | |
5 | Графический редактор Paint: разработка и редактирование изображений | | | |
6 | Графический редактор Paint: составление рисунка из геометрических фигур | | | |
7 | Графический редактор Paint: копирование элементов рисунка | | | |
8 | Итоговая работа. Проект. Тематическая композиция (Создание композиций на тему:«Мой дом», «Моя школа») | | | |
| 3.Текстовый редактор | 20 |
| |
9-10 | Текстовый редактор Word. Освоение клавиатуры | 2 | | |
11-12 | Отработка навыков по набору текста | 2 | | |
13-14 | Текстовый редактор Word: шрифт, цвет текста | 2 | | |
15 | Текстовый редактор Word: вставка рисунков, надписи WordArt | 1 | |
|
16 | Текстовый редактор Word: поздравительная открытка | 1 | | |
17 | Текстовый редактор Word: титульная страница книги | 1 | | |
18 | Текстовый редактор Word: копирование текста | 1 | | |
19 | Проект. Создание грамоты. | 1 | | |
20-21 | Текстовый редактор Word: построение таблиц | 2 | | |
22 | Текстовый редактор Word: редактирование таблиц | 1 | | |
23 | Текстовый редактор Word: работа с таблицами | 1 | | |
24-25 | Текстовый редактор Word: вставка символов | 2 | | |
26 | Текстовый редактор Word: работа с рисунками SmartArt | 1 | |
|
27 | Текстовый редактор Word:работа с фигурами | 1 | | |
28 | Итоговая работа. Проект. Создание календаря | 1 | | |
| 4.Мастер созданий буклетов и брошюр | 2 | | |
29 | Программа Publisher.Брошюра. Оформление | 1 | | |
30 | Программа Publisher. Буклет. Оформление | 1 | | |
| 5.Компьютеры в океане информации | 3 | 3 | |
31 | Информация. Количество информации Получение, обработка, передача, хранение информации | 1 | | |
32 | Компьютерные вирусы, антивирусные программы | 1 | | |
| 6.Алгоритмы | 2 | | |
33 | Последовательность действий, их выполнение | 1 | | |
34 | Знакомство со способами записи алгоритмов, с ветвлениями в алгоритмах. | 1 | | |