Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Сокурская средняя общеобразовательная школа»
Мошковского района
Принято на заседании педагогического совета Протокол № 10 от «30» августа 2023г.
| Утверждаю: Директор МКОУ Сокурская СОШ _______________ Т.А. Акимова « » 2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Сокурская средняя общеобразовательная школа» структурного подразделения детский сад «Радуга»
Пояснительная записка 3
Раздел 1. Целевые ориентиры и планируемые результаты программы 3
1.1. Цель программы воспитания 3
1.2. Принципы и подходы к формированию программы воспитания 3
1.3. Требования к планируемым результатам освоения программы воспитания 4
1.3.1. Планируемые результаты воспитания детей в дошкольном возрасте 5
1.3.2. Преемственность в результатах освоения программы воспитания на уровнях дошкольного образования и начального общего образования 33
Раздел 2. Содержание программы воспитания 38
2.1. Содержание программы воспитания на основе формирования ценностей 38
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса в детском саду 42
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания 43
Раздел 3. Организационные условия реализации программы воспитания 43
3.1 Основные принципы воспитательного процесса в детском саду 43
3.2 Психолого-педагогическое и социально-педагогическое обеспечение Ошибка! Закладка не определена.
3.3 Кадровое обеспечение воспитательного процесса 44
3.4. Нормативно-методическое обеспечение реализации программы Ошибка! Закладка не определена.
3.5. Информационное обеспечение реализации программы Ошибка! Закладка не определена.
3.6 Материально-техническое обеспечение реализации программы Ошибка! Закладка не определена.
3.7. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей 46
Раздел 4. Виды и формы воспитательной деятельности 47
4.1. Модуль 1. Творческие соревнования………………………………………………...48
4.2. Модуль 2. Праздники…………………………………………………………………48
4.3. Модуль 3. Здоровье – это спорт……………………………………………………...49
4.4. Модуль 4. Моя чистая планета……………………………………………………….49
Раздел 5. Основные направления самоанализа воспитательной работы………………50
Календарный план воспитательной работы……………………………………………...55
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом об образовании, федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО. Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года), и основной общеобразовательной программой.
Программа воспитания направлена на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Программа призвана обеспечить взаимодействие воспитания в детском саду и воспитания в семьях детей от 3 лет до прекращения образовательных отношений.
К Программе прилагается календарный план воспитательной работы.
1.1. Цель программы воспитания
Цель воспитания в детском саду – личностное развитие ребенка дошкольного возраста, проявляющееся:
в усвоении им знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей современного общества (в усвоении ими социально значимых знаний);
в развитии его позитивных отношений к этим ценностям (в развитии
их социально значимых отношений);
в приобретении им соответствующего этим ценностям опыта поведения, применения сформированных знаний и отношений на практике (в приобретении опыта социально значимых дел).
Главной задачей программы является создание организационно-педагогических условий в части воспитания, личностного развития и социализации детей дошкольного возраста.
1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа воспитания построена на основе ценностного подхода, предполагающего присвоение ребенком дошкольного возраста базовых ценностей и опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизма. Каждый ребенок имеет право на признание его в обществе как личности, как человека, являющегося высшей̆ ценностью, уважение к его персоне, достоинству, защита его прав на свободу и развитие.
Принцип субъектности. Развитие и воспитание личности ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности; воспитание самоуважения, привычки к заботе о себе, формирование адекватной самооценки и самосознания.
Принцип интеграции. Комплексный и системный подходы к содержанию
и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы лежит идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей во всех сферах и видах деятельности.
Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение.
Принцип учета возрастных особенностей. Содержание и методы воспитательной работы должны соответствовать возрастным особенностям ребенка.
Принципы индивидуального и дифференцированного подходов. Индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуального темпа развития, интересов. Дифференцированный подход реализуется с учетом семейных, национальных традиций и т.п.
Принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре
и традициях России, включая культурные особенности региона.
Принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности
и безопасного поведения.
Принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения.
Принципы инклюзивного образования. Организация образовательного процесса, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Все виды детской деятельности опосредованы разными типами активностей:
предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого
и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).
1.3. Требования к планируемым результатам освоения Программы воспитания
1.3.1. Планируемые результаты воспитания детей в дошкольном возрасте
В процессе воспитания к окончанию дошкольного возраста предполагается достижение следующих результатов, основаны на целевых ориентирах
Портрет (общие характеристики) | Базовые ценности воспитания | Портрет выпускника ДОО (дескрипторы) | Планируемые результаты |
1. Патриотизм Хранящий верность идеалам Отечества, гражданского общества, демократии, гуманизма, мира во всем мире. Действующий в интересах обеспечения безопасности и благополучия России, сохранения родной культуры, исторической памяти и преемственности на основе любви к Отечеству, малой родине, сопричастности к многонациональному народу России, принятия традиционных духовно-нравственных ценностей человеческой жизни, семьи, человечества, уважения | формирование у обучающихся чувства патриотизма; формирование уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества; формирование бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации. | 1.1. Любящий свою семью, принимающий ее ценности и поддерживающий традиции. 1.4. Проявляющий желание участвовать в делах семьи, группы детского сада, своей малой Родины (города, села).
| имеет представления о семейных ценностях, семейных традициях, бережном отношение к ним; проявляет нравственные чувства, эмоционально-ценностное отношение к семье; проявляет ценностное отношение к прошлому и будущему – своему, своей семьи, своей страны; проявляет уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; имеет первичные представления о гражданских ценностях, ценностях истории, основанных на национальных традициях, связи поколений, уважении к героям России; знает символы государства – Флаг, Герб Российской Федерации и символику субъекта Российской Федерации, в которой живет; проявляет высшие нравственные чувства: патриотизм, уважение к правам и обязанностям человека; имеет начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища; проявляет познавательный интерес и уважение к важнейшим событиям истории России и ее народов, к героям России; проявляет интерес к государственным праздникам и имеет желание участвовать в праздниках и их организации в ДОО. |
2. Гражданская позиция и правосознание Активно и сознательно принимающий участие в достижении национальных целей развития России в различных сферах социальной жизни и экономики, участвующий в деятельности общественных объединениях, волонтёрских | формирование гражданственности; формирование уважения к закону и правопорядку; формирование взаимного уважения. | 2.1. Уважающий этнокультурные, религиозные особенности других людей (сверстников, взрослых). 2.2. Принимающий ценность человеческой жизни и неповторимость прав и свобод других людей. 2.3. Доброжелательный по отношению к другим людям, включая людей с ОВЗ, эмоционально отзывчивый, проявляющий понимание и сопереживание, готовый оказать посильную помощь нуждающимся 2.4. Знающий и понимающий основы правовых норм, регулирующих отношения между людьми. 2.5. Способный к оценке своих действий и высказываний, оценке их влияния на других людей. 2.6. Осознающий и принимающий элементы гендерной идентичности, психологических и поведенческих особенностей человека определенного пола, включая типичное ролевое поведение. 2.7. Проявляющих чувства принятия по отношению к самому себе, чувства собственных прав и границ, готовности постоять за себя и ценить свои собственные интересы. | имеет представления об этических нормах взаимоотношений между людьми разных этносов, носителями разных убеждений, представителями различных культур; имеет первичные представления понимает, что все люди имеют равные права и могут выступать за них; имеет представление о чувстве собственного достоинства, самоуважении.
|
3. Социальная направленность и зрелость Проявляющий самостоятельность и ответственность в постановке | формирование уважения к человеку труда и старшему поколению; формирование взаимного уважения. | 3.1. Имеющий начальные представления о нравственных ценностях в отношении общества, сверстников, взрослых, природного и предметного окружения и себя самого в окружающем мире. 3.2. Проявляющий разнообразные морально-нравственные чувства, эмоционально-ценностное отношение к окружающим людям, природе и предметному миру, к самому себе (гордость, удовлетворённость, стыд, доброжелательность и т.д.). 3.3. Начинающий осознавать себя (свое «Я») в соответствии с семейными, национальными, нравственными ценностями и нормами и правилами поведения. 3.4. Различающий основные проявления добра и зла, принимает и уважает ценности общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, | имеет первичные представления проявляет нравственные чувства, эмоционально-ценностного отношения к окружающим людям, предметному миру, к себе; испытывает чувства гордости, удовлетворенности, стыда от своих поступков, действий и поведения; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свое мнение; способный выразить себя в игровой, досуговой деятельности и поведении в соответствии с нравственными ценностями; самостоятельно применяет усвоенные правила, владеет нормами, конструктивными способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (умение договариваться, взаимодействовать в игровых отношениях в рамках игровых правил и т.д.); преобразует полученные знания и способы деятельности, изменяет поведение и стиль общения со взрослыми и сверстниками способен к творческому поведению в новых ситуациях в соответствии с принятой системой ценностей; выражает познавательный интерес задает вопросы взрослым и сверстникам; экспериментирует в сфере установления отношений, определения позиции способен самостоятельно действовать, в случае затруднений обращаться за помощью; осознает возможности совместного поиска выхода из сложившейся проблемной ситуации или принятия решений; использует принятые в обществе правила коммуникации (спокойно сидеть, слушать, дать возможность высказаться); умеет слушать и уважать мнения других людей; умеет пойти навстречу другому при несовпадающих интересах и мнениях, найти компромисс и совместно прийти к решению, которое поможет достигнуть баланса интересов; пытается соотнести свое поведение осознает свое эмоциональное состояние; имеет свое мнение, может его обосновать; осознает, что существует возможность влияния на свое окружение, достижения чего-либо и необходимость нести за это ответственность, что способствует постепенному приобретению навыка принимать осознанные решения; имеет начальные способности управлять своим поведением, планировать свои действия; старается не нарушать правила поведения, испытывает чувство неловкости, стыда в ситуациях, где его поведение неблаговидно; поведение в основном определяется представлениями о хороших и плохих поступках. |
4. Интеллектуальная самостоятельность Системно, креативно | формирование уважения к человеку труда и старшему поколению; формирование взаимного уважения; формирование бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации. | 4.1. Способный выразить себя 4.2. Проявляющий личностные качества, способствующие познанию, активной социальной деятельности: инициативный, самостоятельный, креативный, любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность 4.3. Активный, проявляющий самостоятельность и инициативу 4.4. Способный чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве, стремящийся к отображению прекрасного 4.5. Способный к самостоятельному поиску решений в зависимости 4.6. Мотивированный к посильной проектной и исследовательской деятельности экспериментированию, открытиям, проявляющий любопытство 4.7. Не принимающий действия | проявляет любознательность и интерес к поиску и открытию информации, способствующей осознанию и обретению своего места в обществе (коллективе сверстников в детском саду и новых общностях, в кругу знакомых и незнакомых взрослых); проявляет инициативу в самостоятельном решении несложных практических проблем и в реализации собственных идей и замыслов; проявляет инициативу в получении новой информации и практического опыта; проявляет желание сотрудничать с другими детьми и взрослыми в решении посильных общественных задач. |
5. Зрелое сетевое поведение Эффективно и уверенно | формирование уважения к закону и правопорядку; формирование взаимного уважения; формирование бережного отношения к природе и окружающей среде. | 5.1. Способный отличать реальный мир от воображаемого и виртуального и действовать сообразно их специфике. 5.2. Способный общаться и взаимодействовать с другими детьми и взрослыми с помощью простых цифровых технологий и устройств. 5.3. Понимающий правила использования различных средств сетевой среды без вреда для физического и психического здоровья (собственного и других людей) и подчиняется требованиям ограничения времени занятий с подобными устройствами. | осознанно выполняет правила здоровьесбережения и техники безопасности при использования разных средств сетевой среды и виртуальных ресурсов; использует простые средства сетевого взаимодействия для установления общественно полезных и продуктивных контактов с другими людьми; понимает прагматическое назначение цифровой среды и ее рациональные возможности в получении и передаче информации, создании общественно полезных продуктов и т.д. |
6. Экономическая активность Проявляющий стремление | формирование гражданственности; формирование уважения к человеку труда и старшему поколению. | 6.1. Ценящий труд в семье и в обществе, уважает людей труда, результаты их деятельности, проявляющий трудолюбие при выполнении поручений 6.2. Имеющий элементарные представления о профессиях 6.3. Стремящийся к выполнению коллективных и индивидуальных проектов, заданий и поручений. 6.4. Стремящийся к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в трудовой деятельности. 6.5. Проявляющий интерес к общественно полезной деятельности. | имеет первичные представления о ценностях труда, о различных профессиях; проявляет уважение к людям труда в семье и в обществе; проявляет навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в трудовой деятельности. |
7. Коммуникация Доброжелательно, конструктивно и эффективно взаимодействующий с другими людьми – представителями различных культур, возрастов, лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе в составе команды); уверенно выражающий свои мысли различными способами | формирование взаимного уважения; формирование бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации. | 7.1. Владеющий основами речевой культуры, дружелюбный 7.2. Следующий элементарным общественным нормам и правилам поведения, владеет основами управления эмоциональным состоянием (эмоциональный интеллект). 7.3. Ориентирующийся в окружающей среде (городской, сельской), следует принятым в обществе нормам и правилам поведения (социальный интеллект). 7.4. Владеющий средствами вербального и невербального общения. 7.5. Демонстрирующий в общении самоуважение и уважение к другим людям, их правам и свободам. 7.6. Принимающий запрет на физическое и психологическое воздействие на другого человека. | умеет выслушать замечание и адекватно отреагировать на него (эмоционально, вербально); умеет выразить и отстоять свою позицию, а также принять позицию другого человека (сверстника, взрослого); отрицательно относиться к лжи и манипуляции (в собственном поведении и со стороны других людей); стремится обличить несправедливость выполняет разные виды заданий, поручений, просьб, связанных с гармонизацией общественного окружения; умеет выступить и в роли организатора, оказывает посильную помощь другим людям (сверстникам и взрослым) по их просьбе и собственной инициативе. |
8. Здоровье и безопасность Стремящийся к гармоничному развитию, осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни и поведения, безопасного для человека | формирование уважения к закону и правопорядку; формирование взаимного уважения; формирование бережного отношения к природе и окружающей среде. | 8.1. Обладающий жизнестойкостью и оптимизмом, основными навыками личной и общественной гигиены, стремится соблюдать правила безопасного поведения 8.2. Обладающий элементарными представлениями об особенностях здорового образа жизни. 8.3. Обладающий элементарными представлениями о правилах безопасности дома, на улице, на дороге, на воде. 8.4. Соблюдающий правила здорового, экологически целесообразного образа жизни 8.5. Чутко и гуманно относящийся ко всем объектам живой и неживой природы. 8.6. Понимающий ценность собственной жизни и необходимость заботиться о собственном здоровье и безопасности | умеет регулировать свое поведение и эмоции в обществе, сдерживать негативные импульсы знает и выполняет нормы и правила поведения в общественных местах умеет донести свою мысль с использованием разных средств общения до собеседника на основе особенностей его личности (возрастных, психологических, физических); спокойно реагирует на непривычное поведение других людей, стремится обсудить его с взрослыми без осуждения; не применяет физического насилия и вербальной агрессии в общении с другими людьми; отстаивает свое достоинство и свои права в обществе сверстников и взрослых; помогает менее защищенным и слабым сверстникам отстаивать их права и достоинство; имеет первичные представления проявляет желание участвовать проявляет разнообразные нравственные чувства, эмоционально-ценностное отношение к природе; имеет начальные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре России, нормах экологической этики. |
9. Мобильность и устойчивость Сохраняющий внутреннюю устойчивость в динамично меняющихся и непредсказуемых условиях, гибко адаптирующийся к изменениям, проявляющий социальную, профессиональную | формирование основ дружбы, взаимопомощи; формирование условий для стремления к знаниям; формирование представления о труде, личности. | 9.1. Стремящийся к выполнению коллективных и индивидуальных проектов, заданий и поручений. 9.2. Проявляющий интерес 9.3. Проявляющий в поведении 9.4. Способный к переключению внимания и изменению поведения | участвует в посильных общественно-значимых социальных проектах; выполняет просьбы и поручения взрослых и сверстников; умеет распределить и удержать собственное внимание в процессе деятельности, самостоятельно преодолеть в ее ходе трудности; адекватно оценивает результаты своей деятельности и стремится к их совершенствованию; проявляет основы способности действовать в режиме многозадачности. |
Преемственность в результатах освоения Программы воспитания обеспечивается планированием результатов воспитания по основным направлениям:
развитие основ нравственной культуры;
формирование основ семейных и гражданских ценностей;
формирование основ гражданской идентичности;
формирование основ социокультурных ценностей;
формирование основ межэтнического взаимодействия;
формирование основ информационной культуры;
формирование основ экологической культуры;
воспитание культуры труда.
Направления воспитания | Планируемые результаты воспитания на уровне ДО | Планируемые результаты воспитания на уровне НОО |
Развитие основ нравственной культуры
| обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. | проявляет готовность проявляет установки, отражающие индивидуально-личностную позицию, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ Российской гражданской идентичности; различает хорошие и плохие поступки, умеет отвечать за свои собственные поступки; соблюдает правила поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в общественных местах, негативно относится к нарушениям порядка в группе, дома, на улице; проявляет уважительное и доброжелательное отношение к родителям, другим старшим и младшим людям; использует правила этики и культуры речи; избегает плохих поступков; умеет признаться в плохом поступке понимает возможное негативное влияние на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, видеопродукции, телевизионных передач, рекламы. |
Формирование основ семейных и гражданских ценностей | имеет представления о семейных ценностях, семейных традициях, бережное отношение к ним; проявляет нравственные чувства, эмоционально-ценностное отношение к семье; проявляет уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; имеет первичные представления о гражданских ценностях, ценностях истории, основанных на национальных традициях, связи поколений, уважении к героям России; имеет представление о символах государства: Флаг и Герб Российской Федерации и символику субъекта Российской Федерации, в котором проживает; проявляет высшие нравственные чувства: патриотизм, уважение имеет начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища; проявляет познавательный интерес проявляет уважение проявляет интерес | имеет представления знает символы государства: Флаг и Герб Российской Федерации и символику субъекта Российской Федерации, в котором проживает; имеет представления о правах и обязанностях гражданина России, правах ребенка; проявляет интерес к общественным явлениям, осознает важность активной роли человека в обществе; знает национальных героев знает государственные праздники, принимает участие в важнейших событиях жизни России, субъекта Российской Федерации, а котором проживает; уважительно относится уважительно относится |
Формирование основ гражданской идентичности | имеет первичные представления о нравственных ценностях в отношении общества, сверстников, взрослых, предметного мира проявляет нравственные чувства, эмоционально-ценностного отношения к окружающим людям, предметному миру, к себе; испытывает чувства гордости, удовлетворенности, стыда от своих поступков, действий и поведения; доброжелателен, умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свое мнение; демонстрирует способность выразить себя в игровой, досуговой деятельности и поведении в соответствии с нравственными ценностями; самостоятельно применяет усвоенные правила, владеет нормами, конструктивными способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками (умение договариваться, взаимодействовать в игровых отношениях в рамках игровых правил и т.д.); преобразует полученные знания и способы деятельности, изменяет поведение и стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации; способен к творческому поведению в новых ситуациях в соответствии с принятой системой ценностей; выражает познавательный интерес экспериментирует в сфере установления отношений, определения позиции в собственном поведении; способен самостоятельно действовать, в случае затруднений обращаться за помощью; осознает преимущества совместного поиска выхода из сложившейся проблемной ситуации или принятия решений; использует принятые в обществе правила коммуникации (спокойно сидеть, слушать, дать возможность высказаться); слушает и уважает мнения других людей; идет навстречу другому при несовпадающих интересах и мнениях, найти компромисс соотносит свое поведение с правилами и нормами общества. управляет своим эмоциональным состоянием; имеет свое мнение, может его обосновать; оказывает позитивное влияние на свое окружение; осознанно принимает решения и несет за них ответственность; способен управлять своим поведением, планировать свои действия; старается не нарушать правила поведения, испытывает чувство неловкости, стыда в ситуациях, где его поведение неблаговидно; проявляет поведение, которое в основном определяется представлениями о хороших и плохих поступках. | имеет представления о базовых национальных ценностях Российского государства; имеет первоначальные представления о роли традиционных религий
|
Формирование основ социокультурных ценностей | демонстрирует интерес к поиску и открытию информации; проявляет инициативу в реализации собственных замыслов; Инициативен в получении новой информации и практического опыта, мотивируя ее потребностью в саморазвитии и желанием помогать другим людям, взаимодействовать владеет основами управления своим поведением и эмоциями в обществе, способен сдерживать негативные импульсы и состояния; знает и выполняет нормы и правила поведения в общественных местах умеет донести свою мысль с использование разных средств общения до собеседника на основе особенностей его личности (возрастных, психологических, физических); имеет первичные представления проявляет интерес, любознательность к различным видам творческой деятельности; способен выразить себя в доступных видах деятельности в соответствии с социокультурными ценностями; проявляет потребности к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательной организации; эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного | демонстрирует ценностное отношение к учёбе как к виду творческой деятельности; имеет элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; имеет первоначальные навыки командной работы, в том числе в разработке и реализации учебных имеет представления о душевной и физической красоте человека; способен видеть красоту природы, труда и творчества; проявляет интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; интересуется занятиями художественным творчеством; поддерживает опрятный внешний вид; отрицательно относится к некрасивым поступкам отрицательно относится к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач. |
Формирование основ межэтнического взаимодействия
| имеет представления об этических нормах взаимоотношений между людьми разных этносов, носителями разных убеждений, представителями различных культур; имеет первичные представления понимает, что все люди имеют равные права; спокойно реагирует на непривычное поведение других людей, стремится обсудить его с взрослыми; не применяет физического насилия способен отстаивать свое достоинство и свои права помогает менее защищенным и слабым сверстникам отстаивать | проявляет ценностное отношение к своему национальному языку способен к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; имеет начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны.
|
Формирование основ информационной культуры | осознанно выполняет правила здоровьесбережения и техники безопасности при использования разных средств сетевой среды и виртуальных ресурсов; использует простые средства сетевого взаимодействия для установления общественно полезных и продуктивных контактов с другими людьми; понимает прагматическое назначение цифровой среды и ее рациональные возможности в получении и передаче информации, создании общественно полезных продуктов и т.д. | использует знаково-символические средства представления информации самостоятельно организует поиск информации; критически относится уважительно относится к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей; осознанно выполняет правила эргономики использования разных средств сетевой среды и виртуальных ресурсов; использует простые средства сетевого взаимодействия понимает прагматическое назначение цифровой среды и ее рациональные возможности |
Формирование основ экологической культуры | имеет первичные представления проявляет разнообразные нравственные чувства, эмоционально-ценностного отношения к природе; имеет начальные знания о традициях нравственно-этическом отношении к природе в культуре России, нормах экологической этики; проявляет желание участвовать в экологических проектах, различных мероприятиях экологической направленности. | проявляет интерес бережно относится имеет первоначальные представления о влиянии природного окружения |
Воспитание культуры труда | выслушивает замечания и адекватно реагирует на него (эмоционально, вербально); выражает и отстаивает свою позицию, а также способен принять позицию другого человека (сверстника, взрослого), подкрепленную аргументами; не принимает лжи и манипуляции (в собственном поведении и со стороны других людей); стремится выявить несправедливость и встать выполняет разные виды заданий, поручений, просьб, связанных с гармонизацией общественного окружения; может выступать в разных ролях: в роли организатора, в роли исполнителя в деловом, игровом, коммуникативном взаимодействии; оказывает посильную практическую и психологическую помощь другим людям (сверстникам и взрослым) по их просьбе и собственной инициативе; имеет первичные представления о ценностях труда, о различных профессиях; проявляет навыки сотрудничества активно участвует умеет выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах трудовой деятельности. | имеет представления проявляет уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников; имеет представления прроявляет дисциплинированность, последовательность соблюдает порядок на рабочих местах (в школе, дома и пр.); бережно относится к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; отрицательно относится к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей. |
Раздел 2. Содержание Программы воспитания
Содержание рабочей программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Содержание Программы в соответствии с образовательными областями
Образовательная область | Содержание |
Социально-коммуникативное развитие
| Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. |
Познавательное развитие | Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. |
Речевое развитие | Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой. |
Художественно-эстетическое развитие | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. |
Физическое развитие | Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). |
В соответствии с направлениями Программы воспитания, определенными на основе базовых ценностей воспитания, каждое из направлений раскрывается в комплексе задач, форм и видов деятельности.
Содержание направлений Программы воспитания
Направления воспитания | Общие задачи воспитания при реализации программы воспитания |
Развитие основ нравственной культуры
| Развивать у ребенка: Нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, доброе, гуманное отношение к окружающему миру, дружелюбия, взаимопомощи, ответственности и заботы. Представления о добре и зле, правде и лжи, трудолюбии и лени, честности, милосердия, прощении. Основные понятия нравственного самосознания – совесть, добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность. Нравственные качества: заботливое отношение к младшим и старшим. Умения строить отношения в группе на основе взаимоуважения и взаимопомощи, находить выход из конфликтных ситуаций, не обижать других, прощать обиды, заступаться за слабых, проявлять солидарность и толерантность к другим людям, преодолевать агрессию и гнев, сохранять душевно спокойствие. Формы нравственного поведения, опираясь на примеры нравственного поведения исторических личностей, литературных героев, в повседневной жизни. Умения оценивать свои поступки в соответствии с этическими нормами, различать хорошие и плохие поступки. Умения признаться в плохом поступке и проанализировать его. Способность брать ответственность за свое поведение, контролировать свое поведение по отношению к другим людям. Способность выражать свои мысли и взгляды, а также возможность влиять на ситуацию. Способность участвовать в различных вида совместной деятельности и принятии решений. Представления о правилах поведения, о влиянии нравственности на здоровье человека и окружающих людей. Первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях, о правилах этики. Отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач. Представление о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека некоторых компьютерных игр, кино и телевизионных передач. |
Формирование семейных ценностей | Развивать у ребенка: Представление о семье, роде, семейных обязанностях, семейных традициях. Уважение к свой семье, фамилии, роду. Представление о материнстве, отцовстве, о ролевых позициях в семье. Чувства уважения к собственной семье, к семейным традициям, праздникам, Чувства осознания семейных ценностей, ценностей связей между поколениями. Терпимое отношение к людям, участвующим в воспитании ребенка. Умения достигать баланс между стремлениями к личной свободе и уважением близких людей, воспитывать в себе сильные стороны характера, осознавать свои ценности, устанавливать приоритеты. Навыки конструктивного общения и ролевого поведения. Интерес к биографии и истории семьи других детей. |
Формирование основ гражданской идентичности | Развивать у ребенка: Представления о символах государства – Флаге, Гербе Российской Федерации, Элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России. Высшие нравственные чувства: патриотизм, гражданственность, уважение Интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека Уважительное отношение к русскому языку как государственному, а также языку межнационального общения. Стремление и желание участвовать в делах группы. Уважение к защитникам Родины. Представления о героях России и важнейших событиях истории России и ее народов. Интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края, в котором находится образовательная организация. |
Формирование основ межэтнического взаимодействия (Воспитание уважения к людям других национальностей) | Развивать у ребенка: Умение воспринимать собственные взгляды как одну из многих различных точек зрения. Представления о народах России, об их общей исторической судьбе. Интерес к разным культурам, традициям и образу жизни других людей. Уважение к культурным и языковым различиям. Сознательное негативное отношение к проявлению доступных его пониманию форм дискриминации или оскорблений (например, неуважение, частично неосознанное игнорирование) или обобщение с социальными маргинальными группами, языковыми и этническими меньшинствами. Умение уважать непохожесть других людей, даже если дети до конца Способы взаимодействия с представителями разных культур. |
Формирование основ социокультурных ценностей (Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях) | Развивать у ребенка: Представления о душевной и физической красоте человека. Эстетические вкусы, эстетические чувства, умение видеть красоту природы, труда и творчества; Интерес к произведениям искусства, литературы, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке. Интерес к занятиям художественным творчеством и желание заниматься творческой деятельностью. Бережное отношение к фольклору, художественным промыслам и ремеслам, произведениям культуры и искусства, зданиям, сооружениям, предметам, имеющим историко-культурную значимость, уникальных в историко-культурном отношении. Интерес к народным промыслам и желание заниматься техниками, используемыми в народных промыслах. Способность с уважением и интересом относится к другим культурам. Отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости. |
Формирование основ экологической культуры (Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) | Развивать у ребенка: Интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе. Чуткое, бережное и гуманное отношение ко всем живым существам и природным ресурсам. Умение оценивать возможность собственного вклада в защиту окружающей среды и бережного обращения с ресурсами. Начальные знания об охране природы. Первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы Представления об особенностях здорового образа жизни. |
Воспитание культуры труда (Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду) | Развивать у ребенка: Уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников. Начальные представления об основных профессиях, о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества. Первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации проектов. Умения проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий, проектов. Умения соблюдать порядок в процессе игровой, трудовой, продуктивной и других видах деятельности. Бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей. Отрицательное отношение к лени и небрежности в различных видах деятельности, небережливому отношению к результатам труда людей. |
Виды и формы деятельности
Виды и формы деятельности реализуются на основе последовательных циклов, которые при необходимости могут повторяться в расширенном, углубленном и соответствующем возрасту варианте неограниченное количество раз.
Эти циклы представлены следующими элементами:
погружение – знакомство, которое реализуется в различных формах: чтение, просмотр, экскурсии и пр.;
разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие продукты;
организация события, в котором воплощается смысл ценности.
Последовательность циклов может изменяться. Например, цикл может начинаться
с яркого события, после которого будет развертываться погружение и приобщение
к культурному содержанию на основе ценности.
События, формы и методы работы по реализации каждой ценности в пространстве воспитания могут быть интегративными. Например, одно и тоже событие может быть посвящено нескольким ценностям одновременно.
Воспитательный процесс в структурном подразделении детский сад при МКОУ Сокурской СОШ организуется в развивающей среде, которая образуется совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров:
эстетичности,
гигиеничности,
комфортности,
функциональной
надежности и безопасности,
открытости изменениям и динамичности,
возрастным и половым особенностям детей,
проблемной насыщенности и т.п.
Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной
среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами, оборудованием.
Приоритетным направлением в воспитательном процессе детского сада является физическое воспитание и развитие воспитанников. Успех этого направления зависит от правильной организации режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического режимов, всех форм работы с детьми и других факторов.
Двигательный режим в течение дня, недели определяется комплексно, в соответствии
с возрастом детей. Ориентировочная продолжительность ежедневной двигательной активности малышей устанавливается в следующих пределах: младший дошкольный возраст – до 3–4 часов, старший дошкольный возраст – до 4–5 часов. Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, организации детского туризма, самостоятельной двигательной деятельности и т.п.
Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей.
Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий, объединении детей в рабочие подгруппы и т.д.) и моральная мотивация детского труда.
В целях реализации социокультурного потенциала региона для развития ребенка, работа с родителями (законными представителями) строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения детского сада.
Ценностное единство и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных отношений составляет основу уклада детского сада, в которой строится воспитательная работа.
Виды и формы работы:
Групповые формы работы:
Родительский комитет участвующий в решении вопросов воспитания и социализации детей.
Родительские собрания, посвященные обсуждению актуальных и острых проблем воспитания детей дошкольного возраста.
Взаимодействие в социальных сетях: родительские форум, посвященные обсуждению интересующих родителей вопросов воспитания; виртуальные консультации психологов и педагогов.
Индивидуальные формы работы:
Работа воспитателей по запросу родителей для решения проблемных ситуаций, связанных с воспитанием ребенка дошкольного возраста.
Участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с воспитанием ребенка.
Участие родителей (законных представителей) и других членов семьи дошкольника в реализации проектов и мероприятий воспитательной направленности.
Индивидуальное консультирование родителей (законных представителей)
c целью координации воспитательных усилий педагогического коллектива
и семьи.
3.1. Основные принципы воспитательного процесса в детском саду
1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
5. Сотрудничество детского сада с семьей.
6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
К характерным особенностям воспитательного процесса в структурном подразделении детский сад при МКОУ «Сокурская СОШ» относятся следующие направления:
- направленность на развитие личности ребенка: воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его;
- патриотическая направленность: воспитание в детях любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим;
- направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей, таких как любовь к родителям, уважение к старшим, забота о малышах, пожилых людях; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру;
- направленность на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
- направленность на формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей.
3.2. Психолого-педагогическое и социально-педагогическое обеспечение
Специалистов в ДОУ нет.
Психолого-педагогическое и социально-педагогическое обеспечение производится через ПМПК Мошковского района.
3.3 Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Наименование должности (в соответствии со штатным расписанием ДОО) | Функционал, связанный |
Старший воспитатель | 1 |
Логопед 0,25 ст | 1 |
Воспитатель | 2 |
Младший воспитатель | 2 |
3.4. Нормативно – методическое обеспечение реализации программы
Содержание Программы разработано на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Конституция Российской Федерации (ред. от 04.07.2020г.) ст.67.1, п.4;
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся;
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013г. № 1155;
5. Указ Президента Российской Федерации Путина В.В. от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;
7. Примерная программа воспитания, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 02 июня 2020г. № 2/20 http://form.instrao.ru;
8. Методические рекомендации по разработке программ воспитания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии
образования» http://form.instrao.ru
9. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.
Основные локальные акты:
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МКОУ «Сокурская СОШ» структурное подразделение детский сад «Тополек»
2. План работы на учебный год
3. Календарный учебный график
3.5. Информационное обеспечение реализации программы
Информационное обеспечение образовательного процесса детского сада включает: наличие официального сайта в сети Интернет. С целью взаимодействия между участниками образовательного процесса (педагоги, родители, дети), обеспечения открытости и доступности информации о деятельности детского сада на сайте МКОУ Сокурская СОШ размещена информация, определённая законодательством. С целью осуществления взаимодействия детского сада с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими учреждениями и организациями, подключен Интернет, активно используется электронная почта, сайт.
Информационное обеспечение образовательного процесса предполагает наличие в образовательном учреждении квалифицированных кадров: все педагогические работники владеют информационно-коммуникационными технологиями, имеют домашние персональные компьютеры, что позволяет им - формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма, создавать в электронном виде таблицы, диаграммы, презентации, оформлять методические материалы, стендовый материал для родителей.
3.6. Материально-техническое обеспечение реализации программы
Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в детском саду - обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, в том числе и их нравственное развитие личности в социально-духовном плане, развития самостоятельности.
Среда обеспечивает:
наличие материалов, оборудования и инвентаря для воспитания детей в
сфере личностного развития, совершенствование их игровых и трудовых навыков;
учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды обеспечивает целостность воспитательного процесса в рамках реализации рабочей программы воспитания:
подбор художественной литературы;
подбор видео и аудиоматериалов;
подбор наглядно-демонстрационного материала (картины, плакаты, тематические иллюстрации и т.п.);
наличие демонстрационных технических средств (экран, телевизор, ноутбук, колонки и т.п.);
подбор оборудования для организации игровой деятельности (атрибуты для сюжетно-ролевых, театральных, дидактических игр);
подбор оборудования для организации детской трудовой деятельности (самообслуживание, бытовой труд, ручной труд).
Материально-техническое оснащение развивающей предметно- пространственной среды изменяется и дополняется в соответствии с возрастом воспитанников и календарным планом воспитательной работы на текущий учебный год.
Наименование | Основные требования |
Группа | 1 |
Участок детского сада | 1 |
Актовый зал | 0 |
Спортивный зал | 0 |
3.7. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей
Под специальными условиями получения образования, обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в ФЗ «Об образовании в РФ» (ст.79, п. 3) понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Основными принципами реализации Программы воспитания в ДОО, реализующих инклюзивное образование, являются:
принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
принцип построения воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания;
принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
принцип формирования и поддержки инициативы детей в различных видах детской деятельности;
принцип активного привлечения ближайшего социального окружения
к воспитанию ребенка.
Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях ДОО являются:
формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям
со стороны всех участников образовательных отношений;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка
с особенностями в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей;
налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей
с окружающими, в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,
в том числе их эмоционального благополучия;
объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Раздел 4. «Виды и формы воспитательной деятельности»
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках направлений, видов и форм воспитательной работы в структурном подразделении детский сад при МКОУ «Сокурская СОШ». Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
Виды воспитательной деятельности:
игровая,
двигательная,
коммуникативная,
познавательно-исследовательская,
самообслуживание,
изобразительная деятельность и конструирование,
музыкальная деятельность,
восприятие произведений художественной литературы,
проектная деятельность.
Формы работы по программе воспитания:
НОД,
режимные моменты,
игры,
беседы,
свободное и направленное экспериментирование,
участие в разрешении проблемных учебных ситуаций, находящих отражение в реальной жизни,
участие в экскурсионных походах,
создание мини-музея,
тематических встречах,
организация тематических игр и импровизаций,
выполнение различных видов работ на групповом участке,
создание масштабных творческих работ,
участие в подготовке оформительских материалов для мероприятий,
знакомство с работами известных художников, скульпторов,
чтение художественной литературы,
сказочные викторины,
импровизации,
драматизации.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется врамках следующих направлений воспитательной работы МКОУ «Сокурская СОШ» структурное подразделение детский сад. Каждое из них представлено в соответствующих модулях
4.1. Модуль 1. Творческие соревнования
Творческие соревнования позволяют провести воспитательную работу с ребенком сразу по нескольким направлениям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие, вовлечение родителей в процесс воспитания, интеграция воспитательных усилий.
Творческие соревнования способствуют художественно–эстетическому развитию ребенка, которое предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживанию персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Творческие соревнования стимулируют у воспитанников развитие: сенсорных способностей; чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.
Творческое соревнование – не просто мероприятие в стенах детского сада, это продолжение и расширение образовательного процесса, где развитие получают все участники процесса: ребенок, родитель и педагог. Родитель и ребенок учатся и приобретают опыт по взаимодействию для достижения общей цели, реализуя общие задачи. Родитель учится быть терпеливым и вдумчивым. Ребенок получает первый социальный опыт участия в конкурсном движении, а родитель учится относиться к соревнованиям серьезно, знакомясь с положениями, условиями и системой оценки.
Творческие соревнования создают условия для приобретения социального опыта участия ребенка в конкурсном движении и формирование у родителей педагогической культуры по подготовке и поддержке своего ребенка в участии в конкурсах.
Структурное подразделение детский сад при МКОУ «Сокурская СОШ» проводит творческие соревнования в различных формах, например, конкурсы, выставки, фестивали. Конкретная форма проведения творческого соревнования определяется календарным планом воспитательной работы помогает подготовиться семье к успешному участию в конкурсе, консультирует родителей по созданию условий, мотивации, помогают в подготовке. Педагогам приходится учиться видеть домашние условия и возможности ребенка, понимать современного родителя и их трудности, быть терпимыми, и доброжелательными к любому родителю и оказывать посильную помощь в развитии детей дома.
Через весь процесс подготовки, организации и проведения творческих соревнования педагогический коллектив детского сада решает для себя важную задачу по воспитанию родителя и преемственности развития ребенка в семье и детском саду.
4.2. Модуль 2. Праздники
Праздники благотворно влияют на развитие психических процессов ребенка: памяти, внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному воспитанию, развитию социально-коммуникативных навыков.
Также фольклорные мероприятия могут пересекаться с праздниками и направлены на раскрытие социокультурных ценностей нашего народа, знакомство детей с отечественными традициями и праздниками, многообразием стран и народов мира, их обычаями. В основе фольклорных мероприятий лежит комплексный подход к воспитанию и развитию дошкольников:
формирование духовно-нравственных норм и ценностей;
раскрепощение, снятие эмоционального напряжения;
социализация, развитие коммуникативных навыков.
Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у малыша есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее
Праздник – это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми. Позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Помимо этого, педагоги могут оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.
В МКОУ «Сокурская СОШ» структурное подразделение детский сад праздники организуется в форме тематических мероприятий, например, праздник осени, новый год, рождество, мамин праздник, день Победы, а также утренников.
4.3. Модуль 3. Здоровье – это спорт
Здоровье – самая большая для человека ценность. Чтобы вырастить жизнелюбивого и здорового человека, необходим особый образ жизни – здоровый.
Физкультурно – оздоровительная работа включает создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку ребёнка к жизни в современном обществе.
Физкультурные мероприятия в детском саду – это всегда долгожданное событие для дошкольников. В увлекательной, наглядно – практической форме они развивают интерес ребёнка к спорту, физическим упражнениям, формируют мотивацию здорового образа жизни.
Физкультурные мероприятия в МКОУ «Сокурской СОШ» структурное подразделение детский сад представлены физкультурными праздниками, развлечениями, досугами. Проведение их стало традиционным
4.4. Модуль 4. Моя чистая планета.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережнее, относится к природе.
Эффект экологического воспитания у детей во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой – природной и социальной. Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность воспитанников. Виды ее многообразны:
по защите природной среды (борьба с мусором; изготовление
кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);
по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними
(участие в «зеленом» и «голубом» патрулях, рейдах в природу в (старших группах);
по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение
поселка, расчистка леса от сушняка);
по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с
товарищами, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, листовок);
по сохранению и использованию эстетических ценностей природы
(сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).
Возможно использование таких форм и методов работы с детьми как: экскурсии, беседы, конкурсы, выставки, викторины, КТД, музейные уроки, часы общения, экологический десант, фотовыставки.
Планируемые результаты:
Повысится уровень знаний воспитанников о природе.
Воспитанники научатся видеть уникальность и красоту окружающего мира, анализировать свою деятельность, преображать природу.
Произойдут позитивные изменения в отношении к природе, к своему дому, родному краю.
Повысится экологическая культура каждого воспитанника и всего коллектива группы-семьи.
Раздел 5. «Основные направления самоанализа воспитательной работы»
Самоанализ организуемой в МКОУ Сокурская СОШ структурное подразделение детский сад воспитательной работы осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой дошкольной образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в детском саду, являются:
принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между воспитанниками и педагогами;
принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей.
Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основным объектом анализа, организуемого в детском саду воспитательного процесса, является состояние организуемой в совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ старшим воспитателем и воспитателями.
Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, педагогическое наблюдение, при необходимости анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета МКОУ «Сокурская детский сад СОШ».
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
качеством проводимых общесадовских мероприятий;
качеством совместной деятельности педагогов и детей;
качеством совместной деятельности воспитателей и родителей;
качеством проводимых экскурсий, походов;
качеством организации творческих соревнований, праздников и других мероприятий.
Итогом самоанализа организуемой воспитательной работы в МКОУ «Сокурская СОШ» структурное подразделение детский сад является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.
Календарный план воспитательной работы на 2022-2023г
МКОУ «Сокурская СОШ» структурное подразделение детский сад
Месяц проведения | Модуль | Название мероприятия | Ответственный |
Сентябрь
| Творческие соревнования | Выставка рисунков «По страницам лета» | Ст.воспитатель, Воспитатели, Родители |
Праздники | Утренник «Здравствуй, детский сад!»
| Ст.воспитатель, Воспитатели, Родители | |
Здоровье – это спорт | Спортивный праздник «День знаний» | Ст.воспитатель, Воспитатели, Родители | |
Моя чистая планета | Виртуальная экскурсия в лес «Лес, точно терем расписной» | Ст.воспитатель, Воспитатели, Родители | |
Октябрь | Творческие соревнования | Выставка «Дары Осени» | Ст.воспитатель, Воспитатели, Родители |
Праздники | «Осенние посиделки»
| Ст.воспитатель, Воспитатели, Родители | |
Здоровье – это спорт | Спортивный праздник «День здоровья» | Ст.воспитатель, Воспитатели, | |
Моя чистая планета | Мероприятия ко Дню защиты животных | Ст.воспитатель, Воспитатели, | |
Ноябрь
| Творческие соревнования | Выставка рисунков «Наши мамы – самые красивые» | Ст.воспитатель, Воспитатели, |
Праздники | Утренник «День матери» | Ст.воспитатель, Воспитатели, | |
Здоровье – это спорт | Эстафета «День бегуна, скакуна, прыгуна» | Ст.воспитатель, Воспитатели, | |
Моя чистая планета | Мероприятия ко Всемирному Дню домашних животных | Ст.воспитатель, Воспитатели, Родители | |
Декабрь
| Творческие соревнования | Выставка «Мастерская Деда Мороза» | Ст.воспитатель, Воспитатели, Родители |
Праздники | Утренник ««Позвала к себе нас елка» | Ст.воспитатель, Воспитатели, Родители | |
Здоровье – это спорт | «Зимние старты с Дедом Морозом!» | Ст.воспитатель, Воспитатели, | |
Моя чистая планета | Акция «Птичья столовая» | Ст.воспитатель, Воспитатели, Родители | |
Январь | Творческие соревнования | Выставка рисунков с использованием нетрадиционных техник «Я рисую зиму» | Ст.воспитатель, Воспитатели, |
Праздники | «Ряженые, ряженые, в рождество наряженные….» | Ст.воспитатель, Воспитатели, Родители | |
Здоровье – это спорт | Спортивный праздник «Зимняя олимпиада». | Ст.воспитатель, Воспитатели, Родители | |
Моя чистая планета | Праздник «День зимующих птиц» | Ст.воспитатель, Воспитатели, Родители | |
Февраль | Творческие соревнования | Коллаж «Профессии настоящих мужчин» (фото-коллаж, иллюстрации, коллаж из рисунков, альбомов и др.) | Ст.воспитатель, Воспитатели, |
Праздники | Утренник «Я в солдаты бы пошел – пусть меня научат» | Ст.воспитатель, Воспитатели, | |
Здоровье – это спорт | Военно-патриотическая игра «Зарничка» | Ст.воспитатель, Воспитатели, | |
Моя чистая планета | Реализация экологического проекта «Огород на окне» | Ст.воспитатель, Воспитатели, Родители | |
Март | Творческие соревнования | Выставка рисунков и поделок «Мы с мамой - рукодельницы» | Воспитатели, Родители. |
Праздники | Праздник «Отважных пап и красивых мам» | Ст.воспитатель, Воспитатели, Родители | |
Здоровье – это спорт | Развлечение ««Как на масленой неделе» | Ст.воспитатель, Воспитатели, | |
Моя чистая планета | Акция «Каждой птице нужен дом» | Ст.воспитатель, Воспитатели, Родители | |
Апрель | Творческие соревнования | Выставка рисунков «Таинственный космос» | Воспитатели, Родители |
Праздники | Развлечение «День смеха – 1 апреля» | Ст.воспитатель, Воспитатели | |
Здоровье – это спорт | Эстафета «Если очень захотеть, можно в космос полететь» | Воспитатели | |
Моя чистая планета | «Земля – наш общий дом» проектная деятельность, посвященная Дню Земли | Ст.воспитатель, Воспитатели | |
Май | Творческие соревнования | Акция «Окна Победы» | Воспитатели, Родители. |
Праздники | Утренник «До свиданья, детский сад!» | Ст. воспитатель, Воспитатели, Родители. | |
Здоровье – это спорт | Эстафета «День победы» | Воспитатели | |
Моя чистая планета | Акция «Украсим землю» (посадка деревьев и цветов) | Ст. воспитатель Воспитатели, Родители |