«Осенний фестиваль знаний 2024»

Программа по химии 8 класс

Пояснительная записка

  1. Цели изучения учебного предмета

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

2) Общая характеристика учебного предмета

Краткая характеристика

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся

Рабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а так же Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Автор О.С. Габриелян. (Габриелян О.С. Программы курса для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. 5-е издание.,.- М.: Дрофа,, 2008. -78, [2]с.), с учётом приоритетных идей и актуальных требований ФГОС нового поколения.

Общий объём часов по химии 230

Программа рассчитана на 68 часов в VIII классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 4 часа, практических работ – 7 часов, лабораторных опытов - 13.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучении тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников основной школы по химии. В Рабочей программе представлено минимальное по объему, но функционально полное содержание

  1. Место предмета в базисном учебном плане

Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

Основными проблемами химии являются изучение состава и строения м веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии весь материал структурирован по шести блокам: Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь. Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся.

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал - химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования - атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации. Примерная программа выполняет две основные функции.

Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения в форме теста или в виде обычной контрольной работы

Распределение часов по темам составлено по авторской программе с использованием резервного времени. Формулировка названий разделов и тем – соответствует авторской программе

Тема урока совпадает с названием параграфа учебника, Все демонстрации, лабораторные опыты взяты из Примерной программы.

На основании того, что рабочая программа была составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской, были внесены следующие изменения:

Вместо практической работы «Анализ почвы» я предлагаю практическую работу «Разделение смесей».

Объединила практические работы: «Наблюдение за горящей свечой» и «Признаки химических реакций».

Исключены практические работы по темам: «Ионные реакции» и «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца». Вместо них введены работы: «Получение кислорода» и «Получение водорода», для более полного усвоения тем «Реакции замещения» и «Реакции разложения».

В учебном процессе предлагается реализация системно-деятельного, компетентностного, личностно-ориентированного подходов. Приоритетными формами учебной работы являются :

  • традиционный урок;
  • работа над проектами;

Формами текущего и итогового контроля являются:

Тесты, контрольные работы. Защита проектов и презентаций, контрольные срезы.

4) Результаты обучения в курсе «Неограническая химия» в 8 классе:

В результате изучения данного предмета в 8 классе учащийся должен знать:

  • основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества),
  • Основные сведения о строении атомов элементов малых периодов,
  • Основные виды химической связи,
  • Типы кристаллических решеток,
  • Факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия,
  • Типологию химических реакций по различным признакам,
  • Сущность электролитической реакции,
  • Названия, состав, классификацию и состав важнейших классов неорганических соединений в свете электролитической диссоциации и с позиций окисления – восстановления.

Учащиеся должны уметь:

  • Применять следующие понятия: химический элемент, атомы, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярная массы, количества вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химической реакции, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;
  • Разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно – восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в Ом числе и в сете электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между ставом вещества и его свойствами;
  • Обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;
  • Производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.
Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки





Рассмотрена и одобрена на заседании РМО учителей химии и биологии

Руководитель

/Громова О. И /

/_________________/


«_28_»____08_____2016г

Утверждаю

директор МОУ

«Лямбирская СОШ №1»

/Мензуллин Ю.Б./

/_________________/

№ Приказа

«_31_»___08___2016г












Рабочая учебная программа

по химии в 8 классе на 2 часа обучения











Составитель: учитель химии,

Громова Ольга Ильинична

















2016 г.




Пояснительная записка

                1. Цели изучения учебного предмета


Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

2) Общая характеристика учебного предмета

Краткая характеристика

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся

Рабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а так же Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Автор О.С. Габриелян. (Габриелян О.С.. Программы курса для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. 5-е издание.,.- М.: Дрофа, , 2008. -78, [2]с.), с учётом приоритетных идей и актуальных требований ФГОС нового поколения.

Общий объём часов по химии 230

Программа рассчитана на 68 часов в VIII классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 4 часа, практических работ – 7 часов, лабораторных опытов - 13.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучении тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников основной школы по химии. В Рабочей программе представлено минимальное по объему, но функционально полное содержание

              1. Место предмета в базисном учебном плане


Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

Основными проблемами химии являются изучение состава и строения м веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии весь материал структурирован по шести блокам: Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первоначальные представления об органических веществах; Химия и жизнь. Рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся.

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал - химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования - атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации. Примерная программа выполняет две основные функции.

Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения в форме теста или в виде обычной контрольной работы

Распределение часов по темам составлено по авторской программе с использованием резервного времени. Формулировка названий разделов и тем – соответствует авторской программе

Тема урока совпадает с названием параграфа учебника, Все демонстрации, лабораторные опыты взяты из Примерной программы.

На основании того, что рабочая программа была составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской, были внесены следующие изменения:


Вместо практической работы «Анализ почвы» я предлагаю практическую работу «Разделение смесей».

Объединила практические работы: «Наблюдение за горящей свечой» и «Признаки химических реакций».

Исключены практические работы по темам: «Ионные реакции» и «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца». Вместо них введены работы: «Получение кислорода» и «Получение водорода», для более полного усвоения тем «Реакции замещения» и «Реакции разложения».

В учебном процессе предлагается реализация системно-деятельного, компетентностного, личностно-ориентированного подходов. Приоритетными формами учебной работы являются :

  • традиционный урок;

  • работа над проектами;

Формами текущего и итогового контроля являются:

Тесты, контрольные работы. Защита проектов и презентаций, контрольные срезы.

4) Результаты обучения в курсе «Неограническая химия» в 8 классе:

В результате изучения данного предмета в 8 классе учащийся должен знать:

  • основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества),

  • Основные сведения о строении атомов элементов малых периодов,

  • Основные виды химической связи,

  • Типы кристаллических решеток,

  • Факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия,

  • Типологию химических реакций по различным признакам,

  • Сущность электролитической реакции,

  • Названия, состав, классификацию и состав важнейших классов неорганических соединений в свете электролитической диссоциации и с позиций окисления – восстановления.

Учащиеся должны уметь:

  • Применять следующие понятия: химический элемент, атомы, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярная массы, количества вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химической реакции, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;

  • Разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно – восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в Ом числе и в сете электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между ставом вещества и его свойствами;

  • Обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;

  • Производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.


Владеть

Фактическим материалом, применять его практически


Следовать правилам:

    • Пользования химической посудой и лабораторным оборудованием (пробирками, химическими стаканами, воронкой, лабораторным штативом, нагревательными приборами).

    • Работы с концентрированными кислотами и их растворами, щелочами и негашеной известью, водородом, метаном (природным газом), бензином, ядохимикатами, минеральными удобрениями, в соответствии с инструкциями по выполнению химических опытов.

    • Нагревания, отстаивания, фильтрования и выпаривания.

    • Получения и собирания кислорода, водорода, оксида углерода (IV).

    • Оказания помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.


Основное содержание

8 КЛАСС

(2 ч в неделю; всего 68ч)

Введение (6 ч) 4+2 практические

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в ХVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его химической формуле.

В результате изучения темы учащийся должен:

уметь:

- называть структуру периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева,

- определять по химическим знакам химические элементы, их русские названия.

- характеризовать химические явления

- объяснять черты химических реакций

- проводить самостоятельный расчет молекулярной массы вещества и массовой доли по формуле.

Практикум № 1: Практическая работа №1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием», Практическая работа №2 «Признаки химических реакций. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание»

Тема 1
Атомы химических элементов
(10ч) 9+1 контрольная
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.

Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

В результате изучения темы учащийся должен:

уметь:

- называть формулировки периодического закона (Д.И.Менделеева и современную)

- определять валентность, строение электронных оболочек.

- характеризовать химический элемент по его положению в таблице химических элементов Д.И. Менделеева

- объяснять свойства на основе положения элемента в таблице химических элементов Д.И. Менделеева
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Тема 2
Простые вещества (7)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

В результате изучения темы учащийся должен:

уметь:

- называть форулы для вычисления количесва вещества

- определять способность атомов к образованию аллотропии.

- характеризовать Общие физические свойства металлов.

- объяснять решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.
Тема 3
Соединения химических элементов
(13 ч) 12+1контрольная
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля.

В результате изучения темы учащийся должен:

уметь:

- называть класс неорганических соединений, тип кристаллической решетки.

- определять к какому классу неорганических соединений относится данное вещество, молекулярное и немолекулярное строение, среду реакции.

- характеризовать свойства классов неорганических соединений.

- объяснять действие закона постоянства вещества.

- проводить самостоятельный поиск признаков физических свойств веществ.
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей, дистилляция воды.
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов.

2. Разделение смесей.

Тема 4
Изменения, происходящие с веществами
(14 ч) 9+1 контрольная +4 практических
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

В результате изучения темы учащийся должен:

уметь:

- называть вещество и его свойства.

- определять типы химических реакций

- характеризовать смещение химического равновесия, факторы, влияющие на скорость химической реакции, тип химической реакции.

- объяснять признаки химических реакций.

- проводить самостоятельный
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений; а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.
Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5.Взаимодействие металлов с растворами солей. 6. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 7. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.

Практикум: Практическая работа № 3 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе», практическая работа № 4«Разделение смеси», практическая работа № 5 «Получение кислорода и изучение его свойств», практическая работа №6 «Получение водорода»

В результате изучения темы учащийся должен - проводить самостоятельный поиск явлений сопровождающих химические реакции.
1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание. Признаки химических реакций
3. Разделение смесей. 4. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

Тема 5
Растворение. Растворы.
Свойства растворов электролитов
(18 ч) 16+1 практическая + 1 контрольная
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и не электролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

В результате изучения темы учащийся должен:

уметь:

- определять реакции ионного обмена, их признаки.

- характеризовать свойства растворов электролитов; генетическую связь основных классов неорганических соединений.

- объяснять свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 12. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).13. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II)).

Практикум: Практическая работа «Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов»

В результате изучения темы учащийся должен проводить самостоятельный химический эксперимент по изучению свойств веществ.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Химия. 8 класс: Учеб. Для общеобразовательных учебных заведений.- 2-е издание, испр. – М.: Дрофа, 2001

Учебно-методические пособия: журнал «Химия в школе».


В рамках контроля знаний учащихся запланирована промежуточная аттестация 1 раз в год в апреле


Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения в форме теста или в виде обычной контрольной работы










методические пособия для учителя:

Химия. 8 класс: Учеб. Для общеобразовательных учебных заведений.- 2-е издание, испр. – М.: Дрофа, 2001



Химия 8-9 классы: Метод. пособие/ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова,- М.: Дрофа, 2004,

Химия 8 класс: поурочные планы по учебнику О.С. Габриелян/ авт.-сост. В.Г. Денисова.- Волгоград: Учитель, 2006, настольная книга учителя.

Химия. 8 класс/О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова.- 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2003, ,

Общеобразовательная программа по химии для основной школы; допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации; ДРОФА Москва. 2001,

Примерная программа основного общего образования по химии. Издательский центр «Вента Граф», 2007


Дополнительная литература для учителя

Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 79 с.

  1. Изучаем химию в 8 классе: дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» для учащихся и учителей – 5-е изд., испр и доп. – Москва: «БЛИК и К», 2004. – 224с.

  2. Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна Химия. 8 класс» / Н.С. Павлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 159, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект).

  3. Хомченко И.Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005. – 256с.

  4. Глинка Н.Л. Общая химия. Издательство «Химия», 1979


Дополнительная литература для учащихся

рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриелян «Химия-8»/О.С. Габриелян, А.В. Яшукова,-3-е изд., стереотип .- М.: Дрофа, 2004; химия 8 класс.

Карточки задания к учебнику Габриеляна О.С.-Саратов: Лицей, 2004, школьный практикум. Химия 8-9 класс/ М.М. Зуева, Н.Н. Гара, 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2003

MULTIMEDIA – поддержка предмета

Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.: ЗАО Просвещение-МЕДИА, 2005.

  1. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).

  2. http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».

  3. http://him.1september.ru/urok/- Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в журнале «Химия». Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Химия".

15. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

16. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  1. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека





Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

В 2013 - 2014 учебном году организацию обучения химии рекомендуется осуществлять в соответствии со следующими нормативными документами федерального и регионального уровня:



  1. - Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".

  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

  4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.

  6. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.

  7. Примерные программы по химии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.

  8. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.

  9. Примерные программы по предметам, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами. (Сборник нормативно-правовых документов. Химия /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004);

  10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 г. № 822 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2011 - 2012 учебный год».























Программное обеспечение по химии

Авторская программа

Примерная программа общего образования

Учебник: автор, год издания

Методическое обеспечение


Программа курса химии для 8-11 классов. Автор О.С.Габриелян


Общеобразовательная программа по химии для основной школы; допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации; ДРОФА Москва. 2001, Примерная программа основного общего образования по химии. Издательский центр «Вента Граф», 2007

Химия. 8 класс: Учеб. Для общеобразовательных учебных заведений.- 2-е издание, испр. – М.: Дрофа, 2001

Химия 8-9 классы: Метод. пособие/ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова,- М.: Дрофа, 2004, химия 8 класс: поурочные планы по учебнику О.С. Габриелян/ авт.-сост. В.Г. Денисова.- Волгоград: Учитель, 2006, настольная книга учителя. Химия. 8 класс/О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова.- 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2003, рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриелян «Химия-8»/О.С. Габриелян, А.В. Яшукова,-3-е изд., стереотип .- М.: Дрофа, 2004; химия 8 класс. Карточки задания к учебнику Габриеляна О.С.-Саратов: Лицей, 2004, школьный практикум. Химия 8-9 класс/ М.М. Зуева, Н.Н. Гара, 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2003,


Программа курса химии для 8-11 классов. Автор О.С.Габриелян


Общеобразовательная программа по химии для средней (полной) школы; допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации; ДРОФА Москва. 2001, Примерная программа среднего (полного) образования по химии. Издательский центр «Вента Граф», 2007


Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразовательных учреждений .- 14-е издание, испр. – М.: Дрофа, 2008

Химия 8-9 классы: Метод. пособие/ О.С. Габриелян, А.В. Яшукова,- М.: Дрофа, 2004, химия 9 класс: поурочные планы по учебнику О.С. Габриелян/ авт.-сост. В.Г. Денисова.- Волгоград: Учитель, 2004, поурочные разработки по химии 9 класс к учебным комплектам: О.С. Габриеляна (М: Дрофа), Л.С. Гузея и др. (М: Дрофа), Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана (М: Просвещение)/ Москва» ВАКО» 2008; настольная книга учителя. химия. 9 класс/О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов .- 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2003, рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриелян «Химия-9»/О.С. Габриелян, А.В. Яшукова,-2-е изд., стереотип .- М.: Дрофа, 2004; школьный практикум. Химия 8-9 класс/ М.М. Зуева, Н.Н. Гара, 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2003,




Рецензия

На рабочую учебную программу по химии в 8 классе на 2 часа обучения





Рабочая программа по химии составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а так же Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Автор О.С. Габриелян. (Габриелян О.С.. Программы курса для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. 5-е издание.,.- М.: Дрофа, , 2008. -78, [2]с.), с учётом приоритетных идей и актуальных требований ФГОС нового поколения.

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников основной школы по химии. В рабочей программе представлено минимальное по объему, но функционально полное содержание.


Данное учебно-методическое пособие может выполнять функции руководства по изучению

предложенной дисциплины. Пособие выступает средством обучения, с помощью которого

осуществляется организация образовательного процесса.

В учебно-методическом пособии находят отражение такие этапы обучения, как постановка задачи, практическая работа, самостоятельная работа, которая содержит указания по написанию

рефератов, контроль знаний.

Данное учебно-методическое пособие является результатом обобщения педагогического и

методического багажа преподавателя по данной дисциплине Громовой О.И., и может быть

интересно преподавателям данного предмета.


Рецензент:


























Таблица 1

Распределение учебного времени освоения

основного содержания (68 часов) Примерной программы

по разделам обучения (8кл.)

Наименование

разделов

Всего

часов

Из них


Основное

содержание

68

Теоретическое

изучение включающее лабораторные

Практические

Контрольные

Теория

Л.О.

1

Введение

6

4


2

-

2.

Атомы

Химических

элементов

10

9


-

1

3.

Простые вещества

7

7


-

-


4.

Соединения химических элементов

13

12

2

-

1

5.

Изменения

Происходящие

с веществами

14

9

5

4

1

6.

Растворение.

Растворы.

Свойства растворов

электролитов

19

16

6

1

2





13




Всего

69

57

------

7

5






















Типы уроков:


  • урок ознакомления с новым материалом (УОНМ);

  • комбинированный урок (КУ);


  • урок образования понятий (УОП);


  • урок применения знаний и умений (УПЗУ);

  • урок контроля знаний (УКЗ_);

  • урок применения законов, понятий на практике (УПП).


Календарно-тематический план


№ Урока

п/п


Раздел программы.

Тема урока

Тип урока

Количество уроков

Из них вид самостоятельной деятельности

Домашнее задание

Дата проведения

Практических

Контрольные

Эксперимент (Д-демонстрационный, Л—лабораторный)

По плану

Фактическая

8 а

8 б

Введение (6 ч) 4+2пр

1

1

Предмет химии.

Вещества

УОНМ

1



Д. Коллекции изделий — тел из алюминия и стекла

§1. упр 3—5

3.09



2

2

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека.

Краткие сведения по истории химии. Основоположники отечественной химии

КУ

1



Д. 1. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором.

2. Помутнение «известковой воды»

§2,

упр1—5;

§3,

упр1, 5

5.09



3

3

Практическая работа №1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с нагревательными приборами и лабораторным оборудованием»

УПП


1



Стр104

10.09



4

4

Практическая работа №2 «Признаки химических реакций. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание.»

УПП


1



Стр109

12.09



5

5

Знаки (символы) химических элементов. Таблица Д. И. Менделеева

УОНМ

1




§4,

упр. 1—4

17.09



6

6

Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы

УОП

1




§5,

упр. 1—5

19.09



Тема 1. Атомы химических элементов (10 ч) 9+ 1 контрольная работа

7

1.1

Основные сведения о строении атома. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны

УОНМ

1




§6.

упр. 1, 3

24.09



8

1.2

Изменение числа протонов в ядре — образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре — образование изотопов

КУ

1





26.09



9

1.3

Электроны. Строение электронных оболочек атомов элементов № 1—20 в таблице Д. И. Менделеева

УОП

1




§ 8

1.10



10

1.4

Строение электронных оболочек

КУ

1




§ 8 до конца», упр. 1

3.10



11

1.5

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионная химическая связь

КУ

1




§ 9

8.10



12

1.6

Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой — образование молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь

КУ

1




§10,

упр. 1- 4

10.10



13

1.7

Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой — образование молекул соединений. Электроотрицательность (ЭО). Ковалентная полярная химическая связь

КУ

1




§11

упр. 1—4

15.10



14

1.8

Взаимодействие атомов элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов

КУ

1




§12, упр. 1-3

17.10



15

1.9

Обобщение и систематизация знаний об элементах: металлах и неметаллах, о видах химической связи

УПЗУ

1




Повторить§1-12

22.10



16

1.10

Контрольная работа №1 по теме «. Атомы химических элементов»

УКЗ



1



24.10



Тема 2. Простые вещества (7 ч)

17

2.1

Простые вещества — металлы. Общие физические свойства металлов. Аллотропия

УОНМ

1



Д. 1. Коллекция металлов: Fe, AI, Ca, Mg, Na,

К, Hg (последние два в запаянных ампулах).

2. Образцы белого и серого олова

§13,

упр. 1, 3, 4

29.10





18

2.2

Простые вещества - неметаллы. Физические свойства

неметаллов - простых веществ

УОНМ

1



Д. 1. Коллекция неметаллов - Н2, О2газометре),S, P, угля активированного, брома (в ампуле).

2. Получение и свойства белого и красного фосфора

§ 14, Упр.3,4

31.10





19

2.3

Количество вещества

УОНМ

1



Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль, 1 ммоль, 1 кмоль

§ 15 до слов: «масса 1моль...» упр. 1,2

12.11





20

2.4

Молярная масса вещества

УОП

1




§ 15 до конца упр. 3, 4

14.11





21

2.5

Молярный объем газообразных веществ


1



Д. Модель молярного объема газов

§16,

упр. 1, 2

19.11





22

2.6

Урок-упражнение

УПЗУ

1





21.11





23

2.7

Обобщение и систематизация знаний по теме

УПЗУ

1





26.11





Тема 3. Соединения химических элементов (13 ч) 12+1кон (2 лабор)


24

3.1

Степень окисления. Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и др.

УОНМ

1




§17,

Упр 1,2

28.11





25

3.2

Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды, летучие водородные соединения

УОНМ

1



Д. 1. Образцы оксидов: P2O5, CO2, SiO2, H2O. 2.Образцы летучих водородных соединений: HCl и NH3 (газы и растворы) Л.№ 1 Ознакомление с образцами веществ разных классов

§18 до конца,

упр. 1—б

3.12





26

3.3

Основания


КУ

1



Д. 1. Образцы щелочей (твердых и в растворе) и нерастворимых оснований.

2. Изменение окраски индикаторов

§19,

упр. 1—б


5.12





27

3.4

Кислоты

КУ

1



Д. 1. Образцы кислот: HCI, HNО3, H2SО4, Н3РО4, некоторых других минеральных и органических кислот.

2. Изменение окраски индикаторов

§20,

упр. 1—5


10.12





28

3.5

Соли как производные кислот и

оснований

КУ

1



Д. 1. Образцы солей кислородосодержащих и бескислородных кислот.

2. Кальцит и его разновидности

§21

упр. 1—3

§24,

упр. 4—7

12.12





29

3.6

Соли как производные кислот и оснований

КУ

1




§21

упр. 1—3

17.12





30

3.7

Урок – упражнение



1





19.12





31

3.8

Контрольная работа №2 по темам: «Простые вещества», «Соединения химических элементов»

УКЗ



1



24.12





32

3.9

Аморфные и кристаллические вещества. Межмолекулярные взаимодействия. Молекулярные кристаллические решетки. Ионные, атомные и металлические решетки

УОНМ

1



Д. 1. Модели кристаллических решеток NaCl, алмаза, графита, металлов, СО2, йода.

2. Возгонка бензойной кислоты или нафталина

§22,

упр. 1,4,5

26.12





33

3.10

Чистые вещества и смеси

Массовая и объемная доли компонентов смеси, в том числе и доля примесей

УОП

1



Д. 1. Взрыв смеси водорода с воздухом.

2. Различные образцы смесей.

Л №2. Способы разделения смесей, в том числе и с помощью делительной воронки воды и нефти

§23,

упр. 1,2,4

§24,

упр. 1 - 3

14.12





34-35

3.113.12

Расчеты,

связанные с понятием массовая и объемная «доля» компонентов смеси, в том числе и доля примесей

УПЗУ

2





16.01

21.01





36

3.13

Решение расчётных задач

УПЗУ

1





23.01





Тема 4. Изменения, происходящие с веществами- (14 ч) 9+4 пр+1конт (5лабор)


37

4.1

Физические явления

УОП

1



Д. 1. Плавление парафина. 2. Возгонке йода I2 или бензойной кислоты. 3. Диффузия душистых веществ с поверхности горячей лампочки накаливания. 4. Способы разделения смесей.

Л.№3 Сравнение скорости испарения капель воды и спирта с поверхности фильтровальной бумаги

§25,

упр. 2—

28.01





38

4.2

Химические реакции. Закон сохранения массы вещества

УОНМ

1



Д. 1. Горение магния. 2. Взаимодействие HCl с мрамором, получение Cu(OH)2 и последующее растворение его в кислоте. 3.Взаимодействие CuSO4 с Fe, помутнение «известковой воды». 4. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ

§26,

упр. 2—5

30.01





39

4.3

Химические уравнения. Реакции разложения

УОНМ

1



Д. 1. Электролиз воды.

2. Разложение нитратов калия, перманганата калия, азотной кислоты, гидроксида меди (II)

§27 до слов: «С помощью можно …

упр. 1

4.02





40

4.4

Практическая работа № 3 «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе»

УПП


1




6.02





41

4.5

Практическая работа № 4 «Разделение смеси»

УПП


1




11.02





42

4.6

Практическая работа № 5 «Получение кислорода и изучение его свойств»

УПП


1



Стр. 114

13.02





43

4.7

Реакции соединения

КУ

1



Л. №4 окисление меди в пламени спиртовки

§27 – реакции соединения

18.02





44

4.8

Реакции замещения

КУ

1



Л. №5 Взаимодействие металлов (Fe, Al, Zn) с растворами солей (CuSO4, AgNO3)

§27 – реакции замещения

20.02





45

4.9

Практическая работа №6 «Получение водорода и изучение его свойств»

УПП


1




25.02





46

4.10

Реакции обмена

КУ

1



Л №6. взаимодействие СО2 с известковой водой, вдуваемого через его раствор

Л. № 7 получение углекислого газа при взаимодействии соды с серной кислотой

§27 – реакции обмена,

Упр. 3,4

27.02





47-48

4.11

4.12

Расчеты по химическим уравнениям

УПЗУ

2




§28,

Задачи 1 - 5

4.03

6.03





49

4.13

Обобщение и систематизация знаний по теме

УПЗУ

1





11.03





50

4.14

Контрольная работа № 3 по теме: «Изменения, происходящие с веществами»

УКЗ



1



13.03





Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18 ч)

16+1пр+2конт (6 лабор)

51

5.1

Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов

УОНМ

1



Д. 1. Мгновенная кристаллизация пересыщенного раствора глауберовой соли.

2. Растворимость веществ при разных температурах. Тепловые явления при растворении.

§34

18.03





52

5.2

Электролитическая диссоциация. Основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД)

КУ

1



Д. 1. Испытание веществ и их растворов на электропроводность.

2. Зависимость электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления

§35, упр.1-6, §36,

упр.1-5

20.03





53

5.3

Ионные уравнения реакции

УОНМ

1




§37,

упр.1-5

25.03





54-55

5.4

5.5

Кислоты в свете ТДЭ, их классификация и свойства

КУ

2



Л.№8 Химические свойства кислот (на примере HCl, H2SO4 )

§38,

упр.1-6

27.03

8.04





56

5.6

Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства

КУ

1



Д.1. Взаимодействие CO2 и NaOH.

2. Разложение Cu(OH)2. Л.№9 Реакции, характерные для щелочей и нерастворимых оснований Л. №10 Получение и свойства нерастворимых оснований

§39,

упр.1-5

10.04





57

5.7

Оксиды

КУ

1



Л., Л. №11-12 Изучение свойств основных оксидов для СаО и кислотных для СО2 иSO2

§40,

упр.1-5

15.04





58

5.8

Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации



1



21.04





59

5.9

Соли в свете ТЭД, их свойства

КУ

1



Л. №13 Химические свойства солей на примере хлорида меди.

§ 41,

упр. 1 — 5

17.04





60-61

5.10-5.11

Генетическая связь между классами неорганических веществ

КУ

2



Д. Осуществление переходов: Р → P2O5 → Н3РО4 → Са3(Р04)2;

Са → СаО → Ca(OH)2 Ca3(PO4)2

§42,упр. 1—5

22.04124.04





62

5.12

Обобщение и

систематизация знаний по теме

УПЗУ

1




Подго. к конт

рольной

29.04





63

5.13

Практическая работа № 7 «Решение экспериментальных задач на распознавание катионов и анионов»

УКЗ



1



24.04





64

5.14

Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции

. УОНМ

1



Д. 1. Примеры реакций соединения, разложения, замещения, обмена; экзо- и эндотермических.

2. Взаимодействие Zn
с HCl, S, CuSО4.

3. Горение магния

§43,

упр. 1—3

6.04





65

5.15

Упражнения в составлении окислительно-восстановительных реакций

УПЗУ

1




§43, № 4,8

13.05





66-67

5.16

5.17

Свойства изученных классов веществ, в свете окислительно-восстановительных реакций

КУ

2





15.05

20.05





68

5.18

Контрольная работа № 4 по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов


УПП


1




22.05





69

5.19

Обобщение и систематизация знаний по теме

1





27.05





Итого



57

7

5








Выполнение программного материала по четвертям и за год.

I четверть, 9 недель

2.09 – 2.11

Практических работ - 2

Контрольных работ – 1

Лабораторных опытов – нет


II четверть, 7 недель

11.11. – 30.12

Практических работ - нет

Контрольных работ – 1

Лабораторных опытов – 1


III четверть, 10 недель

13.01 – 22.03

Практических работ - 4

Контрольных работ – 1

Лабораторных опытов – 6


IVчетверть, 8 недель

1.04 – 28.05

Практических работ - 1

Контрольных работ – 2

Лабораторных опытов – 6


Год, 34 недели


Практических работ - 7

Контрольных работ – 5

Лабораторных опытов – 13



Перечень практических работ


Тема


1.

Практическая работа № 1. Правила ТБ при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

2.

Практическая работа № 2. Признаки химических реакций. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание

3.

Практическая работа № 3. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе

4.

Практическая работа № 4. Разделение смеси

5.

Практическая работа № 5. Получение кислорода и изучение его свойств

6.

Практическая работа № 6. Получение водорода и изучение его свойств

7.

Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач


.


Перечень лабораторных опытов

Тема

1.

Лабораторный опыт № 1. Знакомство с образцами веществ разных классов.

2.

Лабораторный опыт № 2. Разделение смесей.

3.

Лабораторный опыт № 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.

4.

Лабораторный опыт № 4. Окисление меди в пламени спиртовки.

5.

Лабораторный опыт № 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.

6.

Лабораторный опыт № 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.

7.

Лабораторный опыт № 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

8.

Лабораторный опыт № 8. Реакции, характерные для растворов кислот.


9.

Лабораторный опыт № 9. Реакции, характерные для растворов щелочей.

10.

Лабораторный опыт № 10. Получение и свойства нерастворимого основания.

11.

Лабораторный опыт № 11. Реакции, характерные для растворов солей.

12.

Лабораторный опыт № 12. Реакции, характерные для основных оксидов.

13.

Лабораторный опыт № 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов.















































































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее