«Зимний фестиваль знаний 2025»

Рабочая учебная программа по химии в 9 классе на 2 часа обучения

В результате изучений данного предмета в 9 классе учащиеся должны

знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;
  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид -, сульфат -, карбонат-ионы;
  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;
  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
  • приготовления растворов заданной концентрации.

Владеть

Фактическим материалом, применять его практически

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2013. -270с; Учебно-методические пособие: журнал «Химия в школе»

Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения в форме теста или в виде обычной контрольной работы

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Рассмотрена и одобрена на заседании РМО учителей химии и биологии

Руководитель

/Громова О. И /

/_________________/

«_28_»_________2018г


Утверждаю

директор МОУ

«Лямбирская СОШ №1»

/Мензуллин Ю.Б./


/_________________/

№ приказа

«31_ __»______08_____2018г













Рабочая учебная программа

по химии в 9 классе на 2 часа обучения











Составитель: учитель химии,

Громова Ольга Ильинична



















2018г.

В результате изучений данного предмета в 9 классе учащиеся должны

знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид -, сульфат -, карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.

Владеть

Фактическим материалом, применять его практически


Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2013. -270с; Учебно-методические пособие: журнал «Химия в школе»


Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения в форме теста или в виде обычной контрольной работы







Основное содержание

(2 ч в неделю; всего 68 ч)

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (4 часа)

Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.

Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

В результате изучений данного раздела учащиеся должны

знать / понимать

  • Уметь: объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, характеризовать химические элементы на основе их положения в системе и особенностей строения их атомов.

  • Определять принадлежность вещества к классу, составлять уравнения реакций, доказывающих генетическую связь неорганических веществ

Знать: формулировку периодического закона.

  • Классификацию неорганических веществ; понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;.

ТЕМА1

Металлы (15 часов)

Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро-и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.

Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства.


Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.

Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.

Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe + и Fe +. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.

Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Получение и сойства соединений Fe 2+ и Fe 3+. 7. Качественные реакции на ионы Fe 2+ и Fe 3+



В результате изучений данного раздела учащиеся должны

знать / понимать

Уметь: составлять уравнения реакций с участием металлов, решать расчетные задачи.

  • Вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

  • Ообращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием.

  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для безопасного обращения с веществами.

Знать:

  • Положение металлов в периодической системе. Металлическая связь. Физические свойства металлов, виды сплавов.

  • Основные способы получения металлов.

  • Виды коррозии и способы защиты от нее.

  • Свойства щелочных и щелочно-земельных металлов и их соединений

  • Свойства алюминия, амфотерность.

Знать: строение атома железа, степени окисления, физические и химические свойства, применение. Качественные реакции на ионы Fe3+ и Fe2+

ТЕМА 2

Практикум № 1

Свойства металлов и их соединений (3 часа)

1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. 2. Получение и свойства соединений металлов. 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ.

В результате изучений данного раздела учащиеся должны

знать / понимать

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  • знать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ

ТЕМАЗ

Неметаллы (26 часов)

Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».

Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.

Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.

Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.

Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.

Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.

Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.

Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.

Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей.

Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.

Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Решение задач: 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества. 4. Расчёты на практический выход

В результате изучений данного раздела учащиеся должны

знать / понимать

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

Знать:

  • Положение неметаллов в периодической системе.

  • Физические свойства неметаллов.

  • Строение атомов неметаллов, химические свойства неметаллов

ТЕМА 4

Практикум № 2

Свойства неметаллов и их соединений (3)

4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода».

6. Получение, собирание и распознавание газов

В результате изучений данного раздела учащиеся должны

знать / понимать

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  • знать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете.

  • выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ;

ТЕМА 5

Органические соединения (13 часов)

Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.

Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.

Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.

Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.

Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.

Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.

Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.

Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.

Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.

Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с иодом.

В результате изучений данного раздела учащиеся должны

знать / понимать

  • Химическое строение молекул органических веществ

  • Формулы метана и его ближайших гомологов, этилена и его ближайших гомологов.

Уметь:

  • писать уравнения реакций органических веществ, решать простейшие цепочки превращений; вычислять массы, объемы, количества вещества по формулам органических соединений и уравнениям реакций

  • Значимость органических веществ в нашей жизни

Прямая соединительная линия 1ТЕМА 6

Обобщение знаний по химии за курс основной школы (4 часа)

Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.

Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).

Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления



Тематическое планирование




Тема



Максимальная нагрузка учащегося


Из них

Теоретическое обучение включающее лабораторные опыты

Практич.

работы

Контрол.

работы

теория

Л.О.

1.

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

4

4

1



2.

Металлы

18

14

5

3

1

3.

Неметаллы

29

24(22+2

Решение

задач)

7

3

2

4..

Органические соединения

13

13

4



5.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

4

3



1





17




Всего

68

58


6

4


































Календарно - тематическое планирование 9 класс


урока

п/п

Тема урока

Из них вид самостоятельной деятельности

Задания на дом по

Учебнику

Дата


Эксперимент (Д. —

демонстрационный, Л. —

лабораторный)





планируемая

фактическая



Тема 1. Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курсе 9 класса (4часа) 1лабор


1,2

1.1

1.2

Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д.И. Менделеева

Д.Получение и характерные свойства основного и кислотного оксидов; СаО и S О2; Ca(OH)2 и H2SО4

§1,упр.1-10

2.09,

3.09




3

1.3

Амфотерные оксиды и гидроксиды

Л №1. Реакция получения и свойства гидроксида цинка и алюминия

§2,упр1-4

9.09



4.

1.4

Периодический закон и

Периодическая система Д.И. Менделеева


§3,упр 1-11

10.09



Тема № 2. Металлы (18 часов) 14+З пр +1конт, 5 лабор


5.

2.1

Положение элементов металлов в Периодической системе Д.И. Менделеева. И особенности строения их атомов. Физические свойства металлов.

Л.№2 Ознакомление с коллекцией металлов

§4

прочитать, упр 1-6, §5 выучить, упр 1-3, §6,

16.09



6.

2.2

Сплавы.

Д. Ознакомление с коллекцией сплавов.

§7, упр 1-3

17.09



7.

2.3


Общие свойства металлов.

Общие понятия о коррозии металлов



Д. 1 .Взаимодействие металлов с

неметаллами и водой. 2. Горение Na, Mg, Fe Л№3.

Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.

1 Д. Опыты, демонстрирующие коррозию металлов и способы защиты их от коррозии.

§8, упр 1,3-

5

§10, упр 2, 6-8

23.09



8.

2.4.

Металлы в природе. Общие способы их получения

Д. Восстановление металлов углём, водородом.

Л №4. Ознакомление

с коллекцией руд

§9, упр 1-6

24.09



9.

2.5

Общая характеристика

Элементов главной

подгруппы 1 группы

Периодической системы Д.И.

Менделеева

Д. 1. Образцы щелочных металлов.

2.Взаимодействие Na,

Li с водой, кислородом,

неметаллами.

3.Образцы оксидов и

Гидроксидов щелочных металлов, их растворение в

воде.

§11 до

соединений

щелочных

металлов, упр 1,2

30.09



10.

2.6

Соединения Щелочных.

металлов

Д. Распознавание солей Na+, K+ по окраске пламени. Д.Образцы природных соединений щелочных металлов.

§11 до конца, упр. 3 по желанию,

упр. 4,5.

1.10



11

2.7.

Общая характеристика

Элементов главной

подгруппы 2 группы Периодической системы Д.И.

Менделеева

Д. 1 .Ознакомление с образцами природных соединений кальция. 2.Свойства негашеной извести

§12 до соединений щелочнозем ельных металлов. Упр. 1,6,9.

710



12.

2.8

Соединения щелочноземельных металлов

Д. 1 .Ознакомление с образцами природных соединений кальция. 2.Свойства негашеной извести.

§12 до конца,

упр. 5,8,

8.10



13.

2.9

Алюминий,

его физические и

химические

свойства

Д.1 Демонстрация

металлической

прочности оксидной

плёнки алюминия. 2. Ознакомление с коллекцией изделий из алюминия и его сплавов.

3 .Взаимодействие алюминия с растворами солей, кислот и щелочей

§13 до

соединении

алюминия,

упр. 3, 4, 7.

14.10




14

2.10

Соединения

алюминия

Л. №5. Получение гидроксида алюминия и доказательство его

амфотерности.

Д. Ознакомление с образцами

Природных соединений

алюминия

§13

соединения алюминия,

упр. 8 - по

желанию, упр. 6

15.10



15.

2.11

Обобщение по темам: « Основные вопросы курса 8 класса и введение в курсе 9 класса», «Металлы»; Обо5щить знания, решение задач, упражнений, подготовка к контрольной работе



21.10



16.

2.12

Контрольная работа № 1 по темам: « Основные вопросы курса 8 класса и введение в курсе 9 класса», «Металл



22.10



17.

2.13

Железо его физические и

Химические свойства

Д. 1. Образцы сплавов железа.

2. Горение железа в

кислороде и хлоре. 3. Взаимодействие железа с растворами кислот и солеи. 4. Опыты, показывающие отношение железа к концентрированным кислотам.

§14 до

соединений

железа, упр.

4-6.

28.10



18-19

2.14

2.15

Генетические

ряды Fe2+, Fe3+

Л.6. Получение и свойства Fe2+, Fe3+

Л 7.Качественные реакции на Fe2+, Fe3+

§14-ряд

Fe2+, упр. 2 (а), 8 - по

желанию.

29.10

11.11



20.

2.16

Практическая работа № 1 «Практическое осуществление превращений веществ». Экспериментально осуществить превращения в ряду соединений цинка и магния



12.11



21

2.17

Практическая работа №-2 «Получение и свойства металлов» (Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств.)



18.11



22

2.18

Практическая работа № 3 «Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ». Экспериментально распознать предложенные катионы



19.11



Тема № 3. Неметаллы (29 часов) 24+3пр+2конт. (7 лабор)


23

3.1

Общая характеристика

неметаллов.

Д. 1.Ряд ЭО. 2.Модели атомов кристаллических решёток (на примере модификаций углерода алмаза и графита) и молекулярных (на примере озона и кислорода).

3.Состав воздуха.

§15, упр.1-6

25.11



24

3.2

Водород


§17, упр.1-5

26.11

9.12


25

3.3

Общая

характеристика

галогенов

Д. 1. Образцы галогенов - простых веществ.

2.Взаимодействи галогенов с натрием, алюминием

3.Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей

§18, упр. 1-7;


2.12



26

3.4

Соединения галогенов

Д. 1. Получение и

свойства соляной

кислоты.

2. Качественная

§19, упр. 1-

4;

3.12



27

3.5

Сера, её физические и химические свойства

Д. 1. Получение пластической серы. 2. Взаимодействие серы и металлами, водородом и кислородом.

§22, упр.

1-3.

9.12



28

3.6

Соединения серы: Сероводород, оксиды серы (IV) и (VI) и их химические свойства


§23 оксидов серы (IV) и (VI), упр. 1;2,5,6.

1012



29,30

3.7

3.8

Серная кислота, и её соли

Л. №8. Качественная реакция на сульфат-ион

§23 до конца, упр. 3,4.

16.12

17.12



31

3.9

Контрольная работа № 2 по теме «Металлы», «Неметаллы»



23.12



32

3.10

Решение расчётных задач




24.12



33

3.11

Практическая работа №4 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»



13.01



34

3.12

Азот и его свойства

Д. Корни бобовых растений с клубеньками

§24, упр.1-

5.

14.01



35

3.13

Аммиак и его свойства

Д. 1.Получение, собирание и распознавание аммиака

2.Распознавание аммиака в воде.

3.Взаимодействие
аммиака с хлороводородом

§25, упр.1-

10.

20.01



36

3.14

Соли аммония

Д. 1. Получение солей аммония. 2. Химическая возгонка солей аммония.

Л.№9. Качественная реакция на ион аммония

§26, упр. 1-

5.

21.01



37

3.15

Практическая работа №6 «Получение, собирание и распознавание газов» (Получение аммиака и исследование его свойств)



27.01



38,39

3.16

3.17

Азотная кислота и его свойства

Д. 1. Химические

свойства азотной

кислоты как

электролита.

2. Взаимодействие

азотной кислоты с

медью.

§27 до солей азотной кислоты, упр. 1-5.

28.01

3.02



40,41

3.18

3.19

Соли азотной и азотистой

кислоты. Азотные удобрения



Д. 1. Знакомство с образцами нитратов и нитритов.

2. Знакомство с коллекцией азотных удобрений.

§27 до конца, упр.6,7.

4.02

10.02



42

3.20

Фосфор.

Д. 1. Получение белого фосфора из красного.

2. Воспламенение белого фосфора.

§28 до кислород. соединений фосфора.упр. 1-3.

11.02



43

3.21

Соединения фосфора.

Д. 1. Получение

оксида фосфора (V)

горением.

2. Растворение

оксида фосфора (V) в

воде

§28 до конца,

упр. 4-7.

17.02



44

3.22

Углерод

Д. 1. Модели кристаллических решёток графита и алмаза.

2.Адсорбционные
свойства активированного угля: поглощение им растворённых или газообразных веществ

§29 упр. 1-8


18.02



45

3.23

Оксиды углерода (II), и (IV)

Л. № 10 Получение, собирание и распознавание СО2.

§30 до угольной кислоты, упр. 1-4

24.02



46

3.24

Карбонаты

Д. 1 Знакомство с коллекцией

карбонатов.

2. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно.

Л. № 11.Качественная

реакция на карбонат

§30 до конца, упр. 5-8.

25.02



47

3.25

Кремний и его соединения

Л. №12 Знакомство с коллекцией природных соединений кремния,

Л №13. Знакомство с коллекцией изделий из стекла, фарфора, керамики, цемента

§31 до применения кремния, упр. 1-4

2.03



48

3.26

Решение расчётных задач



3.03



49

3.27

Обобщение по теме «Неметаллы»



9.03



50

3.28

Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы»



10.03



51

3.29

Практическая работа № 5 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»



16.03



Тема 4. Органические соединения (13 часов)(4 лабор)


52

4.1

Предмет органической химии. Строение атома углерода.

Д23. Модели молекул метана и других углеводородов

ЛР №14. Изготовление моделей молекул углеводородов

§32, с. 193 -199,

17.03



53

4.2

Теория строения органических веществ А.М. Бутлеров


§32, с. 193 -199,

23.03



54,55

4.3

4.4

Предельные углеводороды - метан и этан


§33, с. 200-205. №1,3

24.03

6.04



56,57

4.5

4.6

Непредельные углеводороды - этилен

Д24. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. (видео)

ЛР №14. Изготовление моделей молекул углеводородов

§34, с. 206-209, №1

7.04

13.04



58,

4.7


Понятие о предельных

Одноатомных спиртах.


Д25. Образцы этанола и глицерина

Д26. Качественная реакция на

Многоатомные спирты

ЛР №15. Свойства глицерина

§35, с. 210-216

20.04



59

4.8

Глицерин.




21,04



60

4.9

Одноосновные предельные

Карбоновые кислоты на

Примере уксусной кислоты

Д27. Получение уксусно - этилового эфира (видео)

§36, с. 217-220. №1

27.04



61

4.10

Жиры

Д28. Омыление жира (видео)

§37, с. 221-223, №1

28.04



62

4.11

Понятие об аминокислотах и белках. Реакции поликонденсации

Д32. Взаимодействие глюкозы с аммиач­ным раствором оксида серебра. ДЗЗ. Качественная реакция на крахмал ЛР №16. Взаимодействие глюкозы с раствором гидроксида меди (II) без нагревания и при нагревании Д29. Доказательства

Наличия функциональных

групп в растворах аминокислот.

ДЗО. Горение белков (шерсти и птичьих перьев)(видео)

Д31. Цветные реакции белков

(видео)

§38, с. 224-231. №1,2

4.05



63

4.12

Понятие об углеводах.

ЛР №17.Взаимодействие

крахмала с йодом

§39, с. 232-237. №3.


5.05



64

4.13

Полимеры


§40, с. 237 -240, №1,2


11.05



Тема 5. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (4 часов) 3+1конт


65

5.1

Периодический закон и

Периодическая система

Химических элементов Д.И.

Менделеева. Значение

Периодического закона


Учебник 8 кл, § 5

12.05



66

5.2

Химическая связь и

Кристаллические решетки.

Взаимосвязь, строение и

свойств веществ


§9-12,8

класс

18.05



67

5.3

Итоговая контрольная работа



§13,14,29-

33;8 класс

19.05



68

5.4

Классификация химических

реакций по различным

признакам. Простые и

сложные вещества



25.05



И того

68









Перечень практических работ

Тема

1.

Практическая работа № 1 . Практическое осуществление превращений веществ».

Экспериментально осуществить превращения в ряду соединений цинка и магния

2.

Практическая работа № 2 Получение и свойства металлов» (Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств.)

3.

Практическая работа № 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ». Экспериментально распознать предложенные катионы

4.

Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

5.

Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода»

6.

Практическая работа № 6. Получение, собирание и распознавание газов» (Получение аммиака и исследование его свойств)


Перечень лабораторных опытов


Тема

1.

Лабораторный опыт № 1. Реакция получения и свойства гидроксида цинка и алюминия

2.

Лабораторный опыт № 2. Ознакомление с коллекцией металлов

3.

Лабораторный опыт № 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей

4.

Лабораторный опыт № 4. Ознакомление с коллекцией руд

5.

Лабораторный опыт № 5. Получение гидроксида алюминия и доказательство его

амфотерности.

6.

Лабораторный опыт № 6. Получение и свойства Fe2+, Fe3+

7.

Лабораторный опыт № 7. Качественные реакции на Fe2+, Fe3

8.

Лабораторный опыт № 8. Качественная реакция на сульфат-ион.

9.

Лабораторный опыт № 9. Качественная реакция на ион аммония

10.

Лабораторный опыт № 10. Получение, собирание и распознавание СО2.

11.

Лабораторный опыт № 11 Качественная реакция на карбонат

12.

Лабораторный опыт № 12. Знакомство с коллекцией природных соединений кремния

13.

Лабораторный опыт № 13. Знакомство с коллекцией изделий из стекла, фарфора, керамики, цемента

14.

Лабораторный опыт № 14. Изготовление моделей молекул углеводородов

15.

Лабораторный опыт № 15. Свойства глицерина

16.

Лабораторный опыт № 16. Взаимодействие глюкозы с раствором гидроксида меди (II) без нагревания и при нагревании

17.

Лабораторный опыт № 17. Взаимодействие крахмала с йодом











Рецензия

На рабочую учебную программу по химии в 9 классе на 2 часа обучения





Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а также авторской программы курса химии для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян), и рассчитана на 68 учебных часов, с учётом приоритетных идей и актуальных требований ФГОС нового поколения.

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников основной школы по химии. В рабочей программе представлено минимальное по объему, но функционально полное содержание.



Данное учебно-методическое пособие может выполнять функции руководства по изучению

предложенной дисциплины. Пособие выступает средством обучения, с помощью которого

осуществляется организация образовательного процесса.

В учебно-методическом пособии находят отражение такие этапы обучения, как постановка задачи, практическая работа, самостоятельная работа, которая содержит указания по написанию

рефератов, контроль знаний.

Данное учебно-методическое пособие является результатом обобщения педагогического и

методического багажа преподавателя по данной дисциплине Громовой О.И., и может быть

интересно преподавателям данного предмета.


Рецензент:















































































































































































































































































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее