ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе к планируемым результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Повышение эффективности обучения иностранным языкам в школе является одной из центральных задач, поставленных перед нами современным обществом. Значимость свободной иноязычной коммуникации трудно переоценить.
Обучение свободному мыслеизъявлению на иностранном языке можно осуществить через создание в школе различного рода проектной деятельности.
Мировая и региональная интеграция привела к формированию принципиально нового, многомерного социокультурного пространства. В этой ситуации перед системой образования встает задача социолингвистической адаптации учащихся, развития их коммуникативного и творческого потенциала.
Иностранный язык, которым ребенок овладевает даже при отсутствии языковой среды, что само по себе представляет серьезную проблему, является не системной знаков, правил или речевых образцов, а инструментом, позволяющим ему удовлетворять свои интеллектуальные и эмоциональные потребности, достигать практического результата.
Эффективнейшей формой работы с учащимися, органически соединяющей учебную и внеурочную деятельность, является создание проектной деятельности. Под термином «проектная деятельность» мы понимаем особое социоингвистическое пространство, в рамках которого осуществляется активизация изучаемого учебного материала, его интерпретация на новом языковом уровне с выходом на практическую коммуникацию посредством драматизации и театрализации.
Творческая деятельность позволяет реализовать ребенку свои творческие способности, которые не всегда проявляются в учебной деятельности общеобразовательных школ. Работая над созданием проектов различной направленности, дети приобретают такие качества, как уверенность в своих силах, концентрация, думать и действовать в условиях экстремальной ситуации, взаимодействие с партнером, самостоятельность мышления, творческое воображение, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Развитие этих качеств является актуальным при формировании личности ребенка в современных условиях и способствует самореализации ребенка в будущем.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основной целью организации работы кружка «Весёлый английский» является расширение сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе английского языка и расширение языковой среды.
Следовательно, организация внеурочной деятельности направлена на достижение следующих целей:
Формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;
Приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство школьников с миром проектной деятельности, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
Развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей школьников, развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
Воспитание и разностороннее развитие школьника средствами иностранного языка и проектной деятельности.
Деятельностный характер проектной деятельности соответствует природе школьника 5-9 классов, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную деятельность создание проектов, дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в средней школе.
С учетом сформулированных целей организация работы кружка «Веселый английский» направлена на решение следующих задач:
формирование представлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими или пишущими на иностранном языке;
расширение лингвистического кругозора школьников средней школы; освоение лингвистических представлений;
обеспечение коммуникативно-психологической адаптации детей к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;
развитие личностных качеств школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в создании проектной деятельности;
развитие эмоциональной сферы детей в процессе создания проектов;
приобщение школьников к новому социальному опыту за счет создания на иностранном языке различных проектов (темы и виды проектов каждый раз меняются)
духовно-нравственное воспитание школьника, понимание и соблюдение им таких нравственных устоев семьи как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших;
развитие познавательных способностей, овладение умением координирования работы в разных видах деятельности, умением работать в паре, в группе.
Пути, средства и методы достижения цели
Достигнуть целей, поставленных в данной Программе, можно использовать следующие пути и методы.
В центре процесса организации проектной деятельности на английском языке находится личность ученика, его интересы и потребности. Речь идет о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку. Процесс следует организовать таким образом, чтобы он был направлен на формирование и развитие языкового и речевого творчества, познавательной активности каждого учащегося, предоставляя каждому возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную практику для формирования необходимых навыков и умений.
Необходимо предоставить учащимся возможность самостоятельно мыслить, решать интересные и важные для них проблемы, размышлять и рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Важно, чтобы в центре внимания учащихся были идея, мысль, само высказывание, чтобы внимание было направлено, прежде всего, на содержание этого высказывания, а уже во вторую очередь на языковую форму. При такой организации учебного процесса язык выступает в своей первичной функции — как средство формирования и формулирования мыслей.
Организация кружка «Весёлый англиский» нацелена на развитие у школьников способностей использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур современного мира, т.е. на развитие межкультурной компетенции учащихся.
Данный вид работы носит деятельностный характер. Процесс обучения предусматривает участие каждого во внеурочной деятельности, сочетание различных режимов работы: индивидуальной, парной, групповой; использование так называемой проектной методики. Необходимо обеспечить выход иноязычной речевой деятельности в другие виды деятельности: игровую, трудовую, эстетическую.
Обучение английскому языку и проектной деятельности носит системный и целостный характер, т.е. предполагает обучение всем видам речевой деятельности в тесной взаимосвязи, причем каждый вид речевой деятельности может выступать и как цель, и как средство обучения.
Принцип автономности обучения играет в современном образовании особую роль в силу большого потока информации, с которым учащиеся сталкиваются на каждом шагу. И в этих условиях особенно важно научить школьников самостоятельно работать с информацией, критически ее осмысливать, делать выводы и аргументировать их, подкрепляя необходимыми фактами, решать возникающие проблемы, добывая необходимый для этого материал.
Организация кружка «Весёлый английский» направлена на формирование личности учащегося, создание у каждого учащегося системы моральных ценностей, оценочно-эмоционального отношения к миру, на повышение способности учащихся свободно и творчески мыслить, саморазвиваться и самосовершенствоваться.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
Представленная программа организации работы кружка «Веселый английский» реализуется в течение пяти лет: в 5, 6, 7, 8, 9 классах, что соответствует изучению иностранного языка на среднем этапе в общеобразовательной школе.
Программа предусматривает работу кружка: 34 часа в 5, 6 ,7, 8, 9 классах (1 час в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Всего на организацию кружка «Веселый английский» в средней школе отводится 170 часов.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ
Программа рассчитана на обучение детей в возрасте 11-15 лет в течение пяти учебных лет.
От учителя требуется хорошее знание возрастных особенностей подростков, без учета которых нельзя рассчитывать на успех в работе.
Важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, возникает интерес к собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке. В развитии познания окружающей действительности наступает период, когда объектом глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Интерес к себе, к собственной психической жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Так формируется представление подростка о собственной личности.
Возникновение у ребёнка чувства взрослости является центральным и специфичным новообразованием этого возраста. Данное новообразование самосознания становится стержневой особенностью личности. Подростки становятся восприимчивы к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующим в мире взрослых и в их отношениях. Именно в подростковом возрасте происходит сознательное усвоение ценностей.
В нравственном плане подросток начинает руководствоваться в своём поведении теми нравственными убеждениями, которые он усваивает под влиянием окружающей среды (семьи, сверстников, учителей).
В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности. Подросток становиться способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. У него формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению. Для подросткового возраста характерно интенсивное развитие произвольной памяти, возрастание умения логически обрабатывать материал для запоминания. Внимание становится более организованным, всё больше выступает его преднамеренный характер.
Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что дети откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не даёт возможности сосредоточиться долго на одном и том же деле. Однако, если создаются трудно преодолимые и нестандартные ситуации, ребята занимаются работой с удовольствием и длительное время.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребёнка, который всегда и во всём соглашался, появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого зачастую сводится к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребёнок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.
Занимаясь таким видом деятельности как создание проектов, журналов, газет и другого, ребенок может воспитать в себе творческие и человеческие качества.
Формы организации внеурочной деятельности
В процессе обучения используются следующие формы занятий:
вводное занятие
комбинированное учебное занятие,
занятие-презентация,
экскурсия, виртуальная экскурсия,
творческая мастерская, мастер-класс,
игры,
постановочные работы по созданию проектов.
5 . УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||
Аудиторные | Внеаудиторные | |||||
| I год обучения 5 класс | |||||
1 | Школа. Позади каникулы. | 7 | 6 | 1 |
| |
2 | Семейное древо | 7 | 7 | 0 |
| |
3 | Здоровый образ жизни | 7 | 5 | 2 |
| |
4 | Хобби | 6 | 5 | 1 |
| |
5
| Путешествуем по миру
| 7
| 6
| 1
|
| |
Итого: | 34 | 29 | 5 |
| ||
| II год обучения 6 класс | |||||
1 | Россия | 7 | 6 | 1 |
| |
2 | Британия | 7 | 7 | 0 |
| |
3 | Праздники и фестивали | 6 | 4 | 2 |
| |
4
| Америка | 7 | 7 | 0 |
| |
5
| Свободное время | 7
| 5
| 2
|
| |
Итого: | 34 | 29 | 5 |
| ||
| III год обучения 7 класс |
|
|
|
| |
1 | Школа | 6 | 5 | 1 |
| |
2 | Язык мира | 7 | 6 | 1 |
| |
3 | Англоговорящие страны | 8 | 8 | 0 |
| |
4 | Мир вокруг нас | 7 | 5 | 2 |
| |
5 | Здоровый образ жизни | 6 | 5 | 1 |
| |
Итого: | 34 | 29 | 5 |
| ||
| IV год обучения 8 класс |
|
|
|
| |
1 | Спорт | 12 | 10 | 2 |
| |
2 | Искусство | 10 | 8 | 2 |
| |
3 | Мировые личности | 12 | 11 | 1 |
| |
Итого: | 34 | 29 | 5 |
| ||
| V год обучения 9 класс |
|
|
|
| |
1 | Средства массовой информации | 9 | 8 | 1 |
| |
2 | Печатные издания | 9 | 8 | 1 |
| |
3 | Наука и технология | 9 | 8 | 1 |
| |
4 | Подростки | 7 | 5 | 2 |
| |
Итого: | 34 | 29 | 5 |
|
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
5 класс
Тема 1. Школа. Позади каникулы. Как я провел лето. Виды деятельности.
Тема 2.Семейное древо. Типы семей. Семьи в различных странах. Стихи о семье.
Тема 3. ЗОЖ. Виды спорта. Важность ЗОЖ.
Тема 4. Хобби. Виды увлечений. Понятие «Хобби». Игры. Викторины. Просмотр видео роликов.
Тема 5. Путешествуем по миру. Континенты и страны. Достопримечательности различных стран и городов. Просмотр видео роликов. Стихи о странах. Викторины
6 класс
Тема 1. Россия. История России. Современная Россия. Викторины. Просмотр видеофильмов. Достопримечательности России. Чтение стихотворений.
Тема 2. Британия. История Британии. Современная Британия. Викторины о Британии. Стихи и песни о Британии. Достопримечательности Британии. Видео фильм о Британии
Тема 3. Праздники и фестивали. Типы и виды праздников. Викторины и игры о праздниках. Праздники в рисунках. Стихи о праздниках. Мой любимый иностранный праздник
Тема 4. Америка. История Америки. Современная Америка. Викторины об Америки. Стихи и песни про Америку. Достопримечательности Америки. Видео фильм об Америке
Тема 5. Свободное время. Мои увлечения. Типы увлечений. Увлечения в разное время года. Увлечения в разных странах.
7 класс
Тема 1. Школа. Типы школ. Школы в разных странах. Я ученик. Мой любимый школьный предмет. Видео ролики о школах.
Тема 2.Язык мира. Интересные факты об английском языке. + и- изучения английского языка. Почему я изучаю английский язык.
Тема 3. Англоговорящие страны. Британия. Канада. Соединённые Штаты Америки. Австралия. Новая Зеландия.
Тема 4. Мир вокруг нас. Что нас окружает. Растения. Животные. Мой вклад в развитие мира.
Тема 5. ЗОЖ. Виды спорта. Современная молодежь и ЗОЖ. ЗОЖ в разных странах.
8 класс
Тема 1. Спорт. Виды спорта. Спорт в разное время года. Спорт в разных странах. Олимпийские игры. Мой любимый вид спорта.
Тема 2. Искусство. Виды искусства. Искусство в разных странах. Искусство-жизнь.
Тема 3. Мировые личности. Знаменитости разных лет. Знаменитости в разных странах. Мировые личности России. Человек, которым я горжусь.
9 класс
Тема 1. Средства массовой информации. Интерес к телевидению в России и Британии. Современное телевидение: вкусы и мнения. Телевизионные каналы: предпочтения детей и родителей. Мое любимое средство массовой информации.
Тема 2. Печатные издания. Величайшие библиотеки мира. Пресса. Журналы и журналистика. Игры о журналистике. Известные русские и британские поэты и писатели.
Тема 3. Наука и технология. Технический прогресс. Наука и технология: история и современность. Изобретения. Исследования космоса. Чудеса современности: метро, мобильная связь полеты в космос.
Тема 4. Подростки. Проблемы молодежи. Интересы и пристрастия подростков в Британии и России. Образ жизни подростков в Британии. Молодежное движение и организации. Трудности и проблемы подросткового возраста.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты: к концу обучения в кружке учащиеся знают, что такое проектная деятельность, чем она отличается от других видов деятельности. Знают общие сведения из истории развития проектной деятельности.
Умеют самостоятельно изготовить проекты различного жанра и сложности.
Имеют понятие о нормах поведения на сцене и в зрительном зале. Умеют образно мыслить, концентрировать внимание. Приобретают навыки общения с партнером, образного восприятия окружающего мира.
В области английского языка: расширяется лексический запас учащихся в пределах программных тем, повышается уровень практического владения английским языком, улучшается.
Метапредметными результатами являются:
развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей школьника 5-9 классов;
развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
расширение общего лингвистического кругозора школьника;
развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Контроль и оценка обучающихся в кружке осуществляется при помощи текущего контроля в форме викторин и зачетов по созданию различных заданий по теме.
Возможно проведение мастер-класса в форме открытого занятия кружка для посещения другими учащимися с целью повышения мотивации изучения английского языка.
Главным видом контроля является проектная работа, которая проводится в конце каждой темы.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
| ||
| Программа курса английского языка к УМК Rainbow English, 5-11 класс, Дрофа ,2014. | 1 |
| ||
| Карты: Европы, Великобритании и России. | 1 компл. |
| Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2010. | 1 |
| ||
| Колонки | 1 |
| Компьютер | 1 |
| Проектор | 1 |
| Экран | 1 |
| ||
| Стенд для размещения творческих работ учащихся | 1 |
| Стол учительский с тумбой | 1 |
| Ученические столы 2-местные с комплектом стульев | Комплект |
Обсуждено На заседании МО Протокол № ___ от _______ 2017 г. Руководитель МО __________ Кочеткова Т.В.
| Согласовано Заместитель директора по УВР __________Г.Г.Шумилова _________ 2017г. |
14