«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Мир природы удивляет и восхищает многообразием и красотой форм, красок, запахов, доставляет людям радость и является источником творческого вдохновения.

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки





Рабочая программа

по внеурочной деятельности




Направление общеинтеллектуальное

Наименование «Мы друзья природы»



Для учащихся начальных классов













Составитель: КузнецоваЛ.Н.












Цель программы - экологическое образование детей посредством раскрытия творческих возможностей школьников; пробуждение осознанного понимания доброго, красивого, нравственного.

Задачи программы:

-активизация познавательной деятельности младших школьников;

-расширение экологических представлений младших школьников;

-углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников "первичный срез" экологии как науки;

-более полная реализация воспитательного и развивающего потенциала природоведческих знаний. Обеспечение более надежных основ экологической ответственности младших школьников;

-развитие коммуникативных способностей (в опыте коллективной и групповой работы);

-формирование творческого отношения к явлениям, происходящим в окружающем нас мире;

-организация творческой деятельности в формировании экологической культуры;

воспитание доброжелательного отношения к окружающей среде и друг к другу, т.е. воспитание экологически грамотной личности;

-обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды, развитие навыков практической и исследовательской деятельности;

-учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по определенной теме, организовывать поисковые экспедиции, команды, отряды;

-передавать свои накопленные знания младшим школьникам, выступать с докладами, рефератами перед младшими школьниками, обучать их разгадыванию кроссвордов.

Наряду с этим решаются задачи общего психического развития (развитие творческого мышления, памяти, воображения, коммуникативных способностей), а также нравственного и общекультурного воспитания детей.


Общая характеристика внеурочной деятельности

В условиях современной экологической ситуации особенно остро стоит вопрос воспитания экологической культуры детей в образовательных учреждениях. Мир природы удивляет и восхищает многообразием и красотой форм, красок, запахов, доставляет людям радость и является источником творческого вдохновения.

Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение.

Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

В настоящее время, активно осуществляемая экологическая работа позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе. Приоритетное направление программы состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе, стремление сохранить и украсить мир природы, осознать себя его частицей.

Данная программа намечает основные направления, тематику и ориентиры поиска решения экологических проблем села, создает оптимальные условия для творческого развития учащихся, их гражданского становления, удовлетворения их социальных запросов.

В процессе занятий учащимся предоставляется возможность получить и развить навыки самореализации и самоуправления.

Программа носит образовательно-развивающую направленность, охватывает теоретические и практические блоки содержания, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста ( 4 класс) и направлена на воспитание экологической культуры и нравственной позиции учащихся в отношении природной среды; развитие творческих способностей, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости.

"Мы друзья природы" – программа , которая способствует развитию нестандартного пространственного мышления, вкуса, умения логически мыслить, создавать нечто новое, расширять кругозор. Для получения более полного представления о природном богатстве края программой запланированы экскурсии.

Особенностью программы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов младших школьников.

Материал внеурочной деятельности предусматривает знакомство воспитанников с определенным кругом знаний о растительном и животном мире, которые постепенно расширяются и углубляются. Учащиеся знакомятся с домашними животными и культурными растениями, их разнообразием, условиями содержания и выращивания, значением для человека, некоторыми сельскохозяйственными профессиями. Проводятся практические работы по уходу за животными, размножению комнатных растений и уходу за ними, экскурсии в хранилища, пасеки, оранжереи и др.

Внеурочная деятельность нацелена на овладение навыками исследования сезонных изменений в природе, знаниями об особенностях живой природы родного края, законов об охране природы, Красной книги. В процессе деятельности "Мы друзей природы" младшие школьники учатся находить взаимосвязи в природе. Дети знакомятся с полезными ископаемыми, почвами, водоемами, лесами, лугами, зелеными насаждениями, особо охраняемыми растениями и животными. Почти в каждой теме уделяется внимание вопросам охраны природы. Расширяются представления об экологическом равновесии объектов природы и гибельных последствиях нарушения природных связей.

Предусмотрены практические работы по сбору лекарственных растений, подкормке птиц, посадке деревьев.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа внеурочной деятельности "Мы друзья природы" рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю , 34 занятия в год.





Основные направления в развитии творческих способностей учащихся.

  1. Развитие творческих способностей в формировании образов "живой природы".

  2. Развитие интереса и внимания к окружающему миру через близкие пониманию образы, воплощённые средствами практической деятельности.

  3. Развитие навыков исследовательской деятельности.

  4. Развитие коммуникативных способностей в опыте работы коллективной и индивидуальной деятельности в игровых занятиях.

Методы обучения и развития творческих способностей.

  1. Групповой метод.

  2. Индивидуальная работа.

  3. Использование игровых форм.

  4. Использование наглядных пособий.

  5. Общение с "живой" природой.

  6. Метод экскурсионной и практической деятельности.

В конце обучения учащийся должен знать:

понимание современных проблем окружающей среды;

овладение основами классификации растительного и животного мира края;

умение анализировать состояние окружающей среды на основе взаимосвязей в природе;

овладение основами навыками по уходу за растениями и животными;

расширение первоначальных экологических представлений, понятий.

биологические и экологические особенности растений и животных;

посевной и посадочный материал, способы размножения растений, требования к условиям их выращивания, посева;

основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний;

основные биологические, экологические связи в природе, взаимодействие природы и общества;

правила безопасности труда.


В конце обучения учащийся должен уметь:

применять экологические, биологические знания на практике;

изготовлять наглядные пособия, информационные листы и т.п.;

работать с дополнительной литературой, схемами, таблицами;

наблюдать, зарисовывать, составлять схемы;

воспроизводить информацию изучаемых областей знаний с помощью

научно – популярной литературы и средств массовой информации;

применять правила безопасности труда.


Виды оценки результативности учебных знаний.

Для оценки результативности учебных знаний применяется входной, текущий и итоговый контроль.

Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, собеседование с учащимися.

Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Формы оценки: творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование, соревнования.

В основу реализации программы положен метод экскурсионно-практической деятельности, направленной на экологическое образование учащихся, формирование экологической культуры и организацию разнообразной творческой деятельности.

Для этого каждое занятие превращается в творческую мастерскую, где хороши такие формы работы, как конструирование, этюды-зарисовки, уроки-путешествия, беседы, ролевые игры, экскурсии, рейды на природу и т.п..

Занятия могут строиться по самым разным критериям в зависимости от выбранной педагогом совместно с детьми тематики и экологической проблемы, психического состояния и настроения учащихся.

Особое внимание при выборе формы проведения занятия уделяется пробуждению у детей интереса к окружающей природе, к проблемам её охраны, воспитанию чувств нравственных (любовь, жалость, сопереживание и т.д.) и эстетических (восхищение, удивление, любование).

В практику обучения включается использование наглядных пособий, дидактического материала, изготовленного самими учащимися на основе исследовательской и поисковой работы

В ходе подготовительной работы к проведению мероприятия экологической направленности важно соблюдать несколько основных правил:

  • не навязывать готового решения;

  • не перегружать детей информацией, сосредоточив внимание на главном;

  • подчёркивать важность инициативы и творческого подхода к решению экологических проблем;

  • предоставлять право самим определять форму проведения того или иного занятия.

Все перечисленные методы организации творческой работы внеурочной деятельности "Мы друзья природы " способствуют воспитанию эмоциональной отзывчивости, развитию фантазии и воображения, пробуждению творческой активности, сопричастности к проблемам окружающей среды и, главное, поиску ярких индивидуальных решений этих проблем.



Содержание.

  1. Введение. Круг экологических проблем. Разнообразие природы родного края.

Беседы о наиболее актуальных проблемах окружающей среды. Дневник экологических наблюдений. Круг задач на учебный год. Инструктаж по ТБ. Задачи внеурочной деятельности "Мы друзья природы ".

  1. Какие бывают животные. Животные родного края.

Знакомство с домашними животными. Условия содержания домашних животных. Проведение викторины "Знаю каждого соседа". Знакомство с животными заповедника . Охрана животных .

3.Животные в твоем доме. Домашние животные летом и осенью, зимой и весной.

Обитатели живого уголка. Условия содержания животных. Проведение практических работ: уход за домашними животными. Проведение литературного конкурса "Мой самый любимый на свете, домашний питомец родной". Знакомство с представителями домашних животных летнего и осеннего периодов. Составление карты села. Конкурс "Летом, осенью одни, все животные мои". Конкурс "Турнир домашних животных".

4. Птицы Липецкой области.

Знакомство с птицами Липецкой области . Неделя наблюдений за птицами. Перелетные птицы края. Охрана птиц . Проведение Дня птиц. Конкурс поделок "Моя синичка в надежных руках".

  1. Растения в твоем доме.

Разнообразие комнатных растений. Требования комнатных растений к условиям жизни. Знакомство с правилами ухода. Проведение практических работ.

  1. Зеленые насаждения Липецкой области.

Декоративные травянистые растения. Распознавание древесных пород по коре и древесине, распознавание кустарников и трав. Практические работы: распознавание древесных и кустарниковых пород в зеленых насаждениях, посадка деревьев и кустарников, разбивка клумб.

  1. Природа живая и неживая.

Знакомство с неживой природой осени, зимы, весны. Грибы и их роль в лесу. Мхи и лишайники, влияние на лишайники загрязненности воздуха. Пауки и их роль в снижении численности комаров и мух. Насекомые, приносящие ущерб человеку. Значение снегового покрова для растений и животных. Деревья лиственные и хвойные, их отличительные признаки зимой. Роль муравьев в снижении численности насекомых, опасных для леса. Особо охраняемые насекомые края. Практические работы. Проведение экскурсий.

  1. Разнообразие природы родного края.

Знакомство с природой Липецкой области. Реки, озера, пруды, болота края, их значение. Леса. Основные древесные породы. Животные леса. Деревья и кустарники в зеленых насаждениях. Виды особо охраняемых растений и животных края. Лесные ремесла. Практические работы. Экскурсии.

  1. Особо охраняемые территории Липецкой области.

Заповедники. Эколого-просветительская деятельность школьников.

10. Заключительный урок



Список рекомендованной литературы.

  1. Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир": практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2004 - 350 с.

  2. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1999 - 120 с.

  3. Гелетон А. В. Жизнь зелёного растения: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2002 - 112 с.

  4. Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. - М.: Просвещение, 2003 - 240 с.

  5. Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. - Мн.: Издательство ООО "Красико-Принт", 2002 - 234 с.

  6. Плешаков А.А. Зеленые страницы: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1996 - 190 с.


Учебно – тематический план

п/п

Наименование темы, раздела

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение. Круг экологических проблем. Разнообразие природы родного края.


1


1


-

2

Какие бывают животные. Животные родного края.

3

2

1

3

Животные в твоем доме. Домашние животные летом и осенью, зимой и весной.

7

4

2

4

Птицы Липецкой области

4

2

2

5

Растения в твоем доме.

1


1

6

Зеленые насаждения Липецкой области.

2

1

1

7

Природа живая и неживая

9

6

4

8

Разнообразие природы родного края.

5

3

2

9

Особо охраняемые территории Липецкой области.

1

1


10

Заключительный урок

1

1


Итого

Итого:


34 часа


34 часа


21


13











Календарно-тематическое планирование занятий

внеурочной деятельности «Мы друзья природы»



занятия


Тематическое содержание

Кол-во часов

Дата

Примечание

План

Факт


1

Введение.

Круг экологических проблем.

Разнообразие природы родного края.


1


т




Какие бывают животные. Животные родного края - 3 часа

2

Знакомство с домашними животными. Условия содержания домашних животных.

1

т



3

Знакомство с животными заповедника. Охрана животных.

1




4

Проведение викторины «Знаю каждого соседа».

1

п



Животные в твоем доме. Домашние животные летом и осенью, зимой и весной-7часов

5

Обитатели живого уголка. Условия содержания животных.

1

т



6

Знакомство с представителями домашних животных летнего и осеннего периода.

1




7

Уход за домашними животными.

1

т



8

Проведение литературного конкурса «Мой самый любимый на свете, домашний питомец родной…»

1

п



9

Составление карты города.

1

п



10

Знакомство с представителями домашних животных зимнего и весеннего периода.

1

т



11

Конкурс «Летом, осенью одни, все животные мои…». Конкурс «Турнир домашних животных».

1

п



Птицы Липецкой области – 4часа

12

Знакомство с птицами Липецкой области

1




13

Перелетные птицы края.

1




14


Неделя наблюдений за птицами. Конкурс поделок «Моя синичка в надежных руках».

1

п



15

Охрана птиц .Викторина.

1

п



Растения в твоем доме – 1час

16

Разнообразие комнатных растений. Требования комнатных растений к условиям жизни. Проведение практических работ.

1

п



Зеленые насаждения нашего края - 2часа

17

Декоративные травянистые растения.

1




18

Распознавание древесных пород по коре и древесине, распознавание кустарников и трав.

1


п





Природа живая и неживая – 10 часов

19

Знакомство с неживой природой осени, зимы, весны.

1




20

Грибы и их роль в лесу. Мхи и лишайники, влияние на лишайники загрязненности воздуха.

1

т





21

Насекомые, приносящие ущерб человеку. Особо охраняемые насекомые края.

1

п



22

Пауки и их роль в снижении численности комаров и мух.

1

т



23

Роль муравьев в снижении численности насекомых опасных для леса.

1

т



24

Деревья лиственные и хвойные, их отличительные признаки зимой.

1

п



25

Значение снегового покрова для растений и животных.

1

т



26

Экскурсия «Птицы перелетные и зимующие». Практическая работа: подкормка птиц. Следы зверей.

1

п



27

Птицы леса. Звери края

1

т



28

Понятие об опылении растений. Насекомые опылители и их охрана.

1

т



Разнообразие природы родного края – 5 часов

29

Знакомство с природой Тербунского района.

1




30

Леса Липецкой области. Основные древесные породы.

1

т



31

Лесные ремесла

1




32

Животные леса. Деревья и кустарники в зеленых насаждениях.

1

п



33

Виды особо охраняемых растений и животных края.

1

п



Особо охраняемые территории Липецкой области – 1 час


Заповедники

1




34


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее