Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Направление общеинтеллектуальное
Наименование «Мы друзья природы»
Для учащихся начальных классов
Составитель: КузнецоваЛ.Н.
Цель программы - экологическое образование детей посредством раскрытия творческих возможностей школьников; пробуждение осознанного понимания доброго, красивого, нравственного.
Задачи программы:
-активизация познавательной деятельности младших школьников;
-расширение экологических представлений младших школьников;
-углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников "первичный срез" экологии как науки;
-более полная реализация воспитательного и развивающего потенциала природоведческих знаний. Обеспечение более надежных основ экологической ответственности младших школьников;
-развитие коммуникативных способностей (в опыте коллективной и групповой работы);
-формирование творческого отношения к явлениям, происходящим в окружающем нас мире;
-организация творческой деятельности в формировании экологической культуры;
воспитание доброжелательного отношения к окружающей среде и друг к другу, т.е. воспитание экологически грамотной личности;
-обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды, развитие навыков практической и исследовательской деятельности;
-учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по определенной теме, организовывать поисковые экспедиции, команды, отряды;
-передавать свои накопленные знания младшим школьникам, выступать с докладами, рефератами перед младшими школьниками, обучать их разгадыванию кроссвордов.
Наряду с этим решаются задачи общего психического развития (развитие творческого мышления, памяти, воображения, коммуникативных способностей), а также нравственного и общекультурного воспитания детей.
Общая характеристика внеурочной деятельности
В условиях современной экологической ситуации особенно остро стоит вопрос воспитания экологической культуры детей в образовательных учреждениях. Мир природы удивляет и восхищает многообразием и красотой форм, красок, запахов, доставляет людям радость и является источником творческого вдохновения.
Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение.
Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
В настоящее время, активно осуществляемая экологическая работа позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе. Приоритетное направление программы состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе, стремление сохранить и украсить мир природы, осознать себя его частицей.
Данная программа намечает основные направления, тематику и ориентиры поиска решения экологических проблем села, создает оптимальные условия для творческого развития учащихся, их гражданского становления, удовлетворения их социальных запросов.
В процессе занятий учащимся предоставляется возможность получить и развить навыки самореализации и самоуправления.
Программа носит образовательно-развивающую направленность, охватывает теоретические и практические блоки содержания, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста ( 4 класс) и направлена на воспитание экологической культуры и нравственной позиции учащихся в отношении природной среды; развитие творческих способностей, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости.
"Мы друзья природы" – программа , которая способствует развитию нестандартного пространственного мышления, вкуса, умения логически мыслить, создавать нечто новое, расширять кругозор. Для получения более полного представления о природном богатстве края программой запланированы экскурсии.
Особенностью программы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов младших школьников.
Материал внеурочной деятельности предусматривает знакомство воспитанников с определенным кругом знаний о растительном и животном мире, которые постепенно расширяются и углубляются. Учащиеся знакомятся с домашними животными и культурными растениями, их разнообразием, условиями содержания и выращивания, значением для человека, некоторыми сельскохозяйственными профессиями. Проводятся практические работы по уходу за животными, размножению комнатных растений и уходу за ними, экскурсии в хранилища, пасеки, оранжереи и др.
Внеурочная деятельность нацелена на овладение навыками исследования сезонных изменений в природе, знаниями об особенностях живой природы родного края, законов об охране природы, Красной книги. В процессе деятельности "Мы друзей природы" младшие школьники учатся находить взаимосвязи в природе. Дети знакомятся с полезными ископаемыми, почвами, водоемами, лесами, лугами, зелеными насаждениями, особо охраняемыми растениями и животными. Почти в каждой теме уделяется внимание вопросам охраны природы. Расширяются представления об экологическом равновесии объектов природы и гибельных последствиях нарушения природных связей.
Предусмотрены практические работы по сбору лекарственных растений, подкормке птиц, посадке деревьев.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа внеурочной деятельности "Мы друзья природы" рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю , 34 занятия в год.
Основные направления в развитии творческих способностей учащихся.
Развитие творческих способностей в формировании образов "живой природы".
Развитие интереса и внимания к окружающему миру через близкие пониманию образы, воплощённые средствами практической деятельности.
Развитие навыков исследовательской деятельности.
Развитие коммуникативных способностей в опыте работы коллективной и индивидуальной деятельности в игровых занятиях.
Методы обучения и развития творческих способностей.
Групповой метод.
Индивидуальная работа.
Использование игровых форм.
Использование наглядных пособий.
Общение с "живой" природой.
Метод экскурсионной и практической деятельности.
В конце обучения учащийся должен знать:
понимание современных проблем окружающей среды;
овладение основами классификации растительного и животного мира края;
умение анализировать состояние окружающей среды на основе взаимосвязей в природе;
овладение основами навыками по уходу за растениями и животными;
расширение первоначальных экологических представлений, понятий.
биологические и экологические особенности растений и животных;
посевной и посадочный материал, способы размножения растений, требования к условиям их выращивания, посева;
основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний;
основные биологические, экологические связи в природе, взаимодействие природы и общества;
правила безопасности труда.
В конце обучения учащийся должен уметь:
применять экологические, биологические знания на практике;
изготовлять наглядные пособия, информационные листы и т.п.;
работать с дополнительной литературой, схемами, таблицами;
наблюдать, зарисовывать, составлять схемы;
воспроизводить информацию изучаемых областей знаний с помощью
научно – популярной литературы и средств массовой информации;
применять правила безопасности труда.
Виды оценки результативности учебных знаний.
Для оценки результативности учебных знаний применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, собеседование с учащимися.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Формы оценки: творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование, соревнования.
В основу реализации программы положен метод экскурсионно-практической деятельности, направленной на экологическое образование учащихся, формирование экологической культуры и организацию разнообразной творческой деятельности.
Для этого каждое занятие превращается в творческую мастерскую, где хороши такие формы работы, как конструирование, этюды-зарисовки, уроки-путешествия, беседы, ролевые игры, экскурсии, рейды на природу и т.п..
Занятия могут строиться по самым разным критериям в зависимости от выбранной педагогом совместно с детьми тематики и экологической проблемы, психического состояния и настроения учащихся.
Особое внимание при выборе формы проведения занятия уделяется пробуждению у детей интереса к окружающей природе, к проблемам её охраны, воспитанию чувств нравственных (любовь, жалость, сопереживание и т.д.) и эстетических (восхищение, удивление, любование).
В практику обучения включается использование наглядных пособий, дидактического материала, изготовленного самими учащимися на основе исследовательской и поисковой работы
В ходе подготовительной работы к проведению мероприятия экологической направленности важно соблюдать несколько основных правил:
не навязывать готового решения;
не перегружать детей информацией, сосредоточив внимание на главном;
подчёркивать важность инициативы и творческого подхода к решению экологических проблем;
предоставлять право самим определять форму проведения того или иного занятия.
Все перечисленные методы организации творческой работы внеурочной деятельности "Мы друзья природы " способствуют воспитанию эмоциональной отзывчивости, развитию фантазии и воображения, пробуждению творческой активности, сопричастности к проблемам окружающей среды и, главное, поиску ярких индивидуальных решений этих проблем.
Содержание.
Введение. Круг экологических проблем. Разнообразие природы родного края.
Беседы о наиболее актуальных проблемах окружающей среды. Дневник экологических наблюдений. Круг задач на учебный год. Инструктаж по ТБ. Задачи внеурочной деятельности "Мы друзья природы ".
Какие бывают животные. Животные родного края.
Знакомство с домашними животными. Условия содержания домашних животных. Проведение викторины "Знаю каждого соседа". Знакомство с животными заповедника . Охрана животных .
3.Животные в твоем доме. Домашние животные летом и осенью, зимой и весной.
Обитатели живого уголка. Условия содержания животных. Проведение практических работ: уход за домашними животными. Проведение литературного конкурса "Мой самый любимый на свете, домашний питомец родной". Знакомство с представителями домашних животных летнего и осеннего периодов. Составление карты села. Конкурс "Летом, осенью одни, все животные мои". Конкурс "Турнир домашних животных".
4. Птицы Липецкой области.
Знакомство с птицами Липецкой области . Неделя наблюдений за птицами. Перелетные птицы края. Охрана птиц . Проведение Дня птиц. Конкурс поделок "Моя синичка в надежных руках".
Растения в твоем доме.
Разнообразие комнатных растений. Требования комнатных растений к условиям жизни. Знакомство с правилами ухода. Проведение практических работ.
Зеленые насаждения Липецкой области.
Декоративные травянистые растения. Распознавание древесных пород по коре и древесине, распознавание кустарников и трав. Практические работы: распознавание древесных и кустарниковых пород в зеленых насаждениях, посадка деревьев и кустарников, разбивка клумб.
Природа живая и неживая.
Знакомство с неживой природой осени, зимы, весны. Грибы и их роль в лесу. Мхи и лишайники, влияние на лишайники загрязненности воздуха. Пауки и их роль в снижении численности комаров и мух. Насекомые, приносящие ущерб человеку. Значение снегового покрова для растений и животных. Деревья лиственные и хвойные, их отличительные признаки зимой. Роль муравьев в снижении численности насекомых, опасных для леса. Особо охраняемые насекомые края. Практические работы. Проведение экскурсий.
Разнообразие природы родного края.
Знакомство с природой Липецкой области. Реки, озера, пруды, болота края, их значение. Леса. Основные древесные породы. Животные леса. Деревья и кустарники в зеленых насаждениях. Виды особо охраняемых растений и животных края. Лесные ремесла. Практические работы. Экскурсии.
Особо охраняемые территории Липецкой области.
Заповедники. Эколого-просветительская деятельность школьников.
10. Заключительный урок
Список рекомендованной литературы.
Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир": практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2004 - 350 с.
Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1999 - 120 с.
Гелетон А. В. Жизнь зелёного растения: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2002 - 112 с.
Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. - М.: Просвещение, 2003 - 240 с.
Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. - Мн.: Издательство ООО "Красико-Принт", 2002 - 234 с.
Плешаков А.А. Зеленые страницы: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1996 - 190 с.
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование темы, раздела | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Введение. Круг экологических проблем. Разнообразие природы родного края. |
1 |
1 |
- |
2 | Какие бывают животные. Животные родного края. | 3 | 2 | 1 |
3 | Животные в твоем доме. Домашние животные летом и осенью, зимой и весной. | 7 | 4 | 2 |
4 | Птицы Липецкой области | 4 | 2 | 2 |
5 | Растения в твоем доме. | 1 |
| 1 |
6 | Зеленые насаждения Липецкой области. | 2 | 1 | 1 |
7 | Природа живая и неживая | 9 | 6 | 4 |
8 | Разнообразие природы родного края. | 5 | 3 | 2 |
9 | Особо охраняемые территории Липецкой области. | 1 | 1 |
|
10 | Заключительный урок | 1 | 1 |
|
Итого Итого: |
34 часа |
34 часа |
21 |
13 |
Календарно-тематическое планирование занятий
внеурочной деятельности «Мы друзья природы»
№ занятия |
Тематическое содержание | Кол-во часов | Дата | Примечание | ||
План | Факт | |||||
1 | Введение. Круг экологических проблем. Разнообразие природы родного края. |
1 |
т |
|
| |
Какие бывают животные. Животные родного края - 3 часа | ||||||
2 | Знакомство с домашними животными. Условия содержания домашних животных. | 1 | т |
|
| |
3 | Знакомство с животными заповедника. Охрана животных. | 1 |
|
|
| |
4 | Проведение викторины «Знаю каждого соседа». | 1 | п |
|
| |
Животные в твоем доме. Домашние животные летом и осенью, зимой и весной-7часов | ||||||
5 | Обитатели живого уголка. Условия содержания животных. | 1 | т |
|
| |
6 | Знакомство с представителями домашних животных летнего и осеннего периода. | 1 |
|
|
| |
7 | Уход за домашними животными. | 1 | т |
|
| |
8 | Проведение литературного конкурса «Мой самый любимый на свете, домашний питомец родной…» | 1 | п |
|
| |
9 | Составление карты города. | 1 | п |
|
| |
10 | Знакомство с представителями домашних животных зимнего и весеннего периода. | 1 | т |
|
| |
11 | Конкурс «Летом, осенью одни, все животные мои…». Конкурс «Турнир домашних животных». | 1 | п |
|
| |
Птицы Липецкой области – 4часа | ||||||
12 | Знакомство с птицами Липецкой области | 1 |
|
|
| |
13 | Перелетные птицы края. | 1 |
|
|
| |
14
| Неделя наблюдений за птицами. Конкурс поделок «Моя синичка в надежных руках». | 1 | п |
|
| |
15 | Охрана птиц .Викторина. | 1 | п |
|
| |
Растения в твоем доме – 1час | ||||||
16 | Разнообразие комнатных растений. Требования комнатных растений к условиям жизни. Проведение практических работ. | 1 | п |
|
| |
Зеленые насаждения нашего края - 2часа | ||||||
17 | Декоративные травянистые растения. | 1 |
|
|
| |
18 | Распознавание древесных пород по коре и древесине, распознавание кустарников и трав. | 1 |
п |
|
| |
Природа живая и неживая – 10 часов | ||||||
19 | Знакомство с неживой природой осени, зимы, весны. | 1 |
|
|
| |
20 | Грибы и их роль в лесу. Мхи и лишайники, влияние на лишайники загрязненности воздуха. | 1 | т
|
|
| |
| ||||||
21 | Насекомые, приносящие ущерб человеку. Особо охраняемые насекомые края. | 1 | п |
|
| |
22 | Пауки и их роль в снижении численности комаров и мух. | 1 | т |
|
| |
23 | Роль муравьев в снижении численности насекомых опасных для леса. | 1 | т |
|
| |
24 | Деревья лиственные и хвойные, их отличительные признаки зимой. | 1 | п |
|
| |
25 | Значение снегового покрова для растений и животных. | 1 | т |
|
| |
26 | Экскурсия «Птицы перелетные и зимующие». Практическая работа: подкормка птиц. Следы зверей. | 1 | п |
|
| |
27 | Птицы леса. Звери края | 1 | т |
|
| |
28 | Понятие об опылении растений. Насекомые опылители и их охрана. | 1 | т |
|
| |
Разнообразие природы родного края – 5 часов | ||||||
29 | Знакомство с природой Тербунского района. | 1 |
|
|
| |
30 | Леса Липецкой области. Основные древесные породы. | 1 | т |
|
| |
31 | Лесные ремесла | 1 |
|
|
| |
32 | Животные леса. Деревья и кустарники в зеленых насаждениях. | 1 | п |
|
| |
33 | Виды особо охраняемых растений и животных края. | 1 | п |
|
| |
Особо охраняемые территории Липецкой области – 1 час | ||||||
| Заповедники | 1 |
|
|
| |
34 |