Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Маньково-Березовская средняя общеобразовательная школа
Милютинского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Маньково-Березовской СОШ
Приказ от 28.08.2020 г. №76
___________/Е.А.Парфенова/
Рабочая программа
по музыке
(учебный предмет (курс)
Уровень общего образования (класс)
Основное общее образование (8 класс)
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 35
Учитель Колесникова Татьяна Николаевна
(ФИО)
Программа разработана на основе авторской программы «Музыка». 5-9 классы», авторы В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н. Кичак, «Дрофа», 2018 г.
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания)
2020 год
Оглавление
Пояснительная записка………………………………………………………3-4
Планируемые результаты освоения учебного предмета…………………..4-7
Содержание учебного предмета………………….………………………….7-9
Тематическое планирование………………………………………………..9-10
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке в 8 классе составлена в соответствии с федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; федеральными государственными образовательными стандартами основного общего образования; примерной программы общего образования по музыке, с учетом авторской программы «Музыка». 5-9 классы», авторы В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н. Кичак, имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской федерации».
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9,
Уставом муниципального Бюджетного образовательного учреждения «МБОУ Маньково-Березовская СОШ»,
образовательной программой МБОУ Маньково-Березовской СОШ,
базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ,
примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области,
учебным планом МБОУ Маньково-Березовской СОШ.
Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования в 2020 –2021 учебном году.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС и воспитания личности, отвечающей на вызовы сегодняшнего дня и имеющей надёжный потенциал для дня завтрашнего. Отличительные особенности программы:
- во взгляде на музыку не только с точки зрения её эстетической ценности, но и с позиции её универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всём богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия,
- природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства;
- в системном погружении в проблематику музыкального содержания;
- в рассмотрении музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учётом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания;
- в углублении идеи музыкального образования при помощи учебника («Книга открывает мир»);
- в обновлённом музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.
Цель изучения предмета «Музыка»:
- духовно-нравственное воспитание через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- развивать интеллектуальный потенциал;
- способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационно-коммуникационных технологий;
- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений;
- воспитывать культуру мышления и речи.
2. планирУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения учебного предмета
Музыка как вид искусства
Выпускник научится:
• наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;
• понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;
• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественнотворческой деятельности.
Выпускник получит возможность научиться: принимать активное участие в художественных событиях класса, музыкально-эстетической жизни школы, района, города и др. (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.); самостоятельно решать творческие задачи, высказывать свои впечатления о концертах, спектаклях, кинофильмах, художественных выставках и др., оценивая их с художественноэстетической точки зрения. Музыкальный образ и музыкальная драматургия Выпускник научится:
• раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; воспринимать конкретные музыкальные произведения и различные события в мире музыки, определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения;
• понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
• осуществлять на основе полученных знаний о композиторах, о музыкальном образе и музыкальной драматургии, отличительных особенностях музыкальных жанров, роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности для участия в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.
Выпускник получит возможность научиться: применять специальную терминологию для классификации различных явлений музыкальной культуры, постигать музыкальные и культурные традиции своего народа и разных народов мира заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.; находить взаимодействие между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством на основе знаний, полученных из учебника, и выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений и создавать музыкальные рисунки; воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.
Музыка в современном мире: традиции и инновации
Выпускник научится:
• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);
• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);
• применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования на электронных музыкальных инструментах и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.
Выпускник получит возможность научиться: высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.
В области личностных результатов достигается:
-обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
-обобщенное представление о художественных ценностях произведений разных видов искусства;
-наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;
-инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;
-соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства;
-наличие определенного уровня развития общих художественных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
-участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников.
В области метапредметных результатов:
-понимание роли искусства в становлении духовного мира человека; культурно историческом развитии современного социума;
-общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т.д.);
-развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
-соответствующий возрасту уровень духовной культуры;
-творческий подход к решению различных учебных и реальных жизненных проблем;
-расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
-усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
-эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения).
В области предметных результатов:
-постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
-освоение содержания, претворяющего проблемы «вечных тем» в искусстве;
-умение аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;
-осмысление важнейших категорий в музыкальном искусстве – традиции и
современности, понимании их неразрывной связи;
-установление взаимодействий между образами музыки, литературы и изобразительного искусства на уровне содержания и формы;
-понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы;
-сформированность навыков вокально-хоровой деятельности – умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе; умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты), умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
3. Содержание учебного предмета
О традиции в музыке .(3ч.)Живая сила традиции. Различие понятий «современной» и «модной» музыки. Стиль в музыкальном искусстве: классицизм в музыке, Венская классическая школа, романтизм, реализм, «Могучая кучка», импрессионизм. Индивидуальный стиль композиторов-классиков. «Стилевые направления музыкального искусства 20 века
Сказочно-мифологические темы(5ч.)
Философское определение мифа как «формы целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов. «Роль мифа в появлении искусства. Мир сказочной мифологии. «Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок».
Слушание: Языческая Русь в «Весне священной» И.Стравинского, Н.Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка»; И. Стравинский. Весенние гадания. Пляски щеголих. Из балета «Весна священная»; К. Дебюсси. «Послеполуденньий отдых фавна», бессмертный романс П.И.Чайковского «Благословляю вас, леса». Разучивание: Я. Дубравина «Песня о земной красоте», И.Сохадзе «Добрая фея», Л.Квинт, стихи В. Кострова «Здравствуй мир», В. Чернышев, стихи Р. Рождественского «Этот большой мир».
Мир человеческих чувств (10ч)
Трагедия и радость любви в музыке. Выдающиеся музыкальные произведения о любви в жанрах духовной, вокальной, инструментальной, симфонической, камерной музыки. Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость». «Слёзы людские, о слёзы людские». Высота духовного сопереживания в мистериях И.С.Баха «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну». Возвышенный гимн любви «Аве Мария». Художественный стиль романтизма. Подвиг во имя свободы в увертюре Л.Бетховена «Эгмонт». Любовь к Родине. Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Слушание: Соната № 14 «Лунная» для фортепиано, 1 часть, Соната № 8 «Патетическая», 2 часть «Больше чем любовь»; Н. Римский-Корсаков, хороводная песня Садко из оперы «Садко»; В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром, фрагменты, П. Чайковский, Сцена письма из оперы «Евгений Онегин»; М. Глинка, стихи А. Пушкина. «В крови горит огонь желанья...», П. Чайковский, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фрагмент; Г.Свиридов «Тройка» из оркестровой сюиты «Метель», вокальный стиль «BelCanto» и его мастера ЭнрикоКарузо, Франко Корелли, Лучано Паваротти, АндреаБочелли. Разучивание: романс «Я тебя никогда не забуду» из оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось», А. Макаревич «Пока горит свеча», В.Высоцкий «Братские могилы», Ю. Визбор «Ты у меня одна», В. Высоцкий «Песня о друге»; К. Кельми «Замыкая круг».
В поисках истины и красоты (5ч)
Мир духовных исканий человека. Величие и многогранность чувства любви. Мир церковной музыки. «Хор – уста Церкви». Византийские корни русского церковного пения. Рождество Христово в народной и композиторской музыке. Рождественский кант. Колядки. Православная авторская песня. Колокольный звон на Руси. «Мелодией одной звучат печаль и радость».
Слушание:Д. Шостакович, стихи Микеланджело Буонарроти «Бессмертие» из сюиты для баса и фортепиано; П. Чайковский «Болезнь куклы» из «Детского альбома»; Р.Шуман «Грезы»; С. Рахманинов «Колокола» № 1, из поэмы для солистов, хора и симфонического оркестра; П.Чайковский «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»; Н.Римский-Корсаков, колядные песни из оперы «Ночь перед Рождеством» и увертюра «Светлый праздник». Разучивание: Д.Бортнянский «Тебе поем»; гимны «Единородный Сыне» и «Достойно есть», И.С.Бах, соло альта «О, сжалься» из цикла «Страсти по Матфею»; Рождественские канты «Небо и земля» и «Добрый вечер»; международный рождественский гимн «Святая ночь» (SilientNight); духовные песни иеромонаха Романа (Матюшина), Людмилы Кононовой и Светланы Копыловой, Е. Крылатов, Ю. Энтин «Колокала».
О современности в музыке (10 ч)
Как мы понимаем современность? Вечные сюжеты. Философские образы ХХ века. «Турангалила-симфония» О. Мессиана. Массовая музыкальная культура сегодня. Массовая песня. Музыка театра и кино. Авторская песня. Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времён в музыке А. Шнитке. Антология рок – музыки. Рок опера. Зарубежная поп музыка. Российская эстрада. Обобщение материала по теме «Традиция и современность в музыке». Итоговое тестирование.
Слушание: А. Хачатурян «Смерть гладиатора», адажио Спартака и Фригии из балета «Спартак»; О. Мессиан «Ликование звезд» (V часть) и «Сад сна любви» (VI часть) из «Турангалилы-симфонии»; Дж. Гершвин.«Рапсодия в стиле блюз» и «Колыбельная Клары, дуэт Бесс и Порги» из оперы «Порги и Весс»; А.Эшнай. Симфония № 2, II часть, фрагмент; А. Шнитке. Ргеludio; Тоссаtа из «СоncertoGrosso» № 1 для двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра; Г.Свиридов, «Любовь святая» из цикла «Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»; музыка М.Таривердиева к фильму «Ирония судьбы или с легким паром»; музыка Э.Артемьева к фильмам «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Раба любви», песни из кинофильмов, а также российской и зарубежной эстрады по выбору школьников. Разучивание:Д. Герман «Привет, Долли!»; Дж. Леннон, П. Маккартни «Вчера»; Б. Андерсон (группа АББА) «Победитель получает все»; музыка и песни И.Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта»; песня Е.Птичкина «Эхо любви»; песня Б.Гребенщикова и группы «Аквариум» «Серебро Господа моего»; А. Лепин, стихи В.Коростылёва. «Песенка о хорошем настроении»; Ю. Чичков, стихи Ю.Разумовского «Россия, Россия».
Слушание музыки: произведения по выбору обучающихся. Разучивание песен: А.Флярковский, стихи А. Дидурова «Прощальный вальс»; И. Грибулина. Прощальная. Обработка Ю. Алиева
Обобщающий урок по теме года «Традиции и современность в музыке» (2ч).
4. Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока
| Количество часов | Дата проведения | ||||
плановая | фактическая | ||||||
1 | Музыка «старая» и «новая» | 1 | 03.09 |
| |||
2 | Настоящая музыка не бывает «старой» | 1 | 10.09 |
| |||
3 | Живая сила традиции | 1 | 17.09 |
| |||
4 | Искусство начинается с мифа
| 1 | 24.09 |
| |||
5 | Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского- Корсакова «Снегурочка» | 1 | 01.10 |
| |||
6 | Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского | 1 | 08.10 |
| |||
7-8 | «Благословляю вас, леса...» | 2 | 15.10 22.10 |
| |||
9-10 | Образы радости в музыке | 2 | 05.11 12.11 |
| |||
11 | «Мелодией одной звучат печаль радость» | 1 | 19.11 |
| |||
12 | «Мелодией одной звучат печаль радость» | 1 | 26.11 |
| |||
13 | «Слезы людские, о слезы людские...» | 1 | 03.12 |
| |||
14 | Бессмертные звуки «Лунной» сонаты | 1 | 10.12 |
| |||
15 | Два пушкинских образа в музыке | 1 | 17.12 |
| |||
16 | Два пушкинских образа в музыке | 1 | 24.12 |
| |||
17 | Трагедия любви в музыке. П. Чайковский. «Ромео и Джульетта» | 1 | 14.01 |
| |||
18 | Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра. «Эгмонт» | 1 | 21.01 |
| |||
19 | Мотивы пути и дороги в русском искусстве | 1 | 28.01 |
| |||
20 | Мир духовной музыки | 1 | 04.02 |
| |||
21 | Колокольный звон на Руси | 1 | 11.02 |
| |||
22 | Рождественская звезда | 1 | 18.02 |
| |||
23 | От Рождества до Крещений | 1 | 25.02 |
| |||
24 | «Светлый Праздник». Православная музыка сегодня | 1 | 04.03 |
| |||
25 | Как мы понимаем современность | 1 | 11.03 |
| |||
26 | Вечные сюжеты | 1 | 18.03 |
| |||
27 | Философские образы XX века:«Турангалила- симфония» О. Мессиана | 1 | 01.04 |
| |||
28 | Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных современных композиторов | 1 | 08.04 |
| |||
29 | Новые области в музыке XX века (джазовая музыка) | 1 | 15.04 |
| |||
30 | Лирические страницы советской музыки | 1 | 22.04 |
| |||
31-32 | Диалог времен в музыке А. Шнитке | 2 | 29.04 06.05 |
| |||
33 | «Любовь никогда не перестанет | 1 | 13.05 |
| |||
34-35 | Защита проектов | 2 | 20.05 17.05 |
| |||
Итого | 35 |
|
|
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Педагогического совета
МБОУ Маньково-Березовской СОШ
От 28.08. 2020 г. № 1
__________ _____________
Подпись руководителя педсовета ФИО