Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Сорокинская школа»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей гуманитарного цикла Протокол 0от «__» июня ______г. № __
| СОГЛАСОВАНО заместитель директора МБОУ «Сорокинская ООШ»
_______Сорокина Е.Н.
| РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета
Протокол от «31» августа 2021г. № 1
| УТВЕРЖДЕНО
приказом по МБОУ « Сорокинская ООШ» от «31» августа 2021г. № 139 |
Календарно-тематическое планирование
Диковой Наталии Александровны
по учебному предмету
«Музыка»
5 класс
с. Сорокино
2021 г.
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по музыке для 5 класса является частью Рабочей программы по учебному предмету «Музыка» для 5-8 классов, «Искусство» для 8-9 классов составлено на основе авторской Программы по музыке для 5-8 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г. П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова. – М. : «Просвещение», 2019.
Учебно-методический комплекс:
Программа по музыке 5-8 классы. Авторы: Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И.Э. Кашекова: «Просвещение», 2019 год.
Базовый учебник: Музыка. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева. – 3-е изд. –М.: Просвещение, 2017
Общее количество часов.
Согласно рабочей программе по учебному предмету «Музыка» для 5-8 классов, «Искусство» для 8-9 классов составлено на основе авторской Программы по музыке для 5-8 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г. П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова. – М.: «Просвещение», 2019, на учебный предмет «Музыка» в 5 классе отводится – 1 час в неделю, всего – 35 часов
Согласно учебному плану МБОУ «Основная общеобразовательная Сорокинская школа» на 2021-2022 учебный год и календарному графику, учебный год рассчитан на 35 учебных недель.
№ урока | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечания | Характеристика видов деятельности учащихся | ||
Музыка и литература (17 ч) | Выявлять общность жизненных историков и взаимосвязь музыки и литературы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов; понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижирование. Импровизировать в песни, игре на элементарных музыкальных инструментах, пластике, в театрализации. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идеи, средствах и формах ее воплощения. Импровизировать в соответствии с представлениями учителем или самостоятельно выбранным литературным образом. Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы. Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя. Определять характерные признаки музыки и литературы. Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Самостоятельно подбирать сходные и/или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке. Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов. Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действах и т.п. Исполнять отдельные образы народного музыкального творчества своей республики, края, региона и т. п. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах - элементарных и электронных). Передавать свои музыкальные впечатления в устной форме. Самостоятельно работать в творческих тетрадях. Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях и т.п. со сверстниками и родителями. Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений. | ||||||
1 | Что роднит музыку с литературой. | 1 | 07.09.2021 |
| |||
2 | Вокальная музыка. Входной контроль (тестирование). | 1 | 14.09.2021 |
| |||
3 | Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно… | 1 | 21.09.2021 |
| |||
4 | Фольклор в музыке русских композиторов. | 1 | 28.09.2021 |
| |||
5 | Стучит, гремит Кикимора… Что за прелесть эти сказки… | 1 | 05.10.2021 |
| |||
6 | Жанры инструментальной и вокальной музыки. | 1 | 12.10.2021 |
| |||
7 | Вторая жизнь песни. | 1 | 19.10.2021 |
| |||
8 | Обобщение материала I четверти. | 1 | 26.10.2021 |
| |||
9 | «Всю жизнь мою несу родину в душе». | 1 | 09.11.2021 |
| |||
10 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. | 1 | 16.11.2021 |
| |||
11 | Писатели и поэты о музыке и музыкантах. | 1 | 23.11.2021 |
| |||
12 | Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. | 1 | 30.11.2021 |
| |||
13 | Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. | 1 | 07.12.2021 |
| |||
14 | Музыка в театре, кино, на телевидении. Рубежный контроль (тестирование). | 1 | 14.12.2021 |
| |||
15 | Обобщение материала по разделу «Музыка и литература». | 1 | 21.12.2021 |
| |||
16 | Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. | 1 | 11.01.2022 |
| |||
17 | Мир композитора. | 1 | 18.01.2022 |
| |||
Музыка и изобразительное искусство (17 ч) | |||||||
18 | Что роднит музыку с изобразительным искусством. | 1 | 25.01.2022 |
| |||
19 | Небесное и земное в звуках и красках. | 1 | 01.02.2022 |
| |||
20 | Звать через прошлое к настоящему. | 1 | 08.02.2022 |
| |||
21 | Звать через прошлое к настоящему. | 1 | 15.02.2022 |
| |||
22 | Музыкальная живопись и живописная музыка. | 1 | 22.02.2022 |
| |||
23 | Музыкальная живопись и живописная музыка. | 1 | 01.03.2022 |
| |||
24 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. | 1 | 09.03.2022 |
| |||
25 | Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Обобщение материала III четверти. | 1 | 15.03.2022 |
| |||
26 | Портрет в музыке и изобразительном искусстве. | 1 | 22.03.2022 |
| |||
27 | Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. | 1 | 05.04.2022 |
| |||
28 | Застывшая музыка. | 1 | 12.04.2022 |
| |||
29 | Полифония в музыке и живописи. | 1 | 19.04.2022 |
| |||
30 | Музыка на мольберте. | 1 | 26.04.2022 |
| |||
31 | Импрессионизм в музыке и живописи. | 1 | 03.05.2022 |
| |||
32 | О подвигах, о доблести и славе… | 1 | 10.05.2022 |
| |||
33 | В каждой мимолетности вижу я миры… Итоговый контроль (тестирование). | 1 | 17.05.2022 |
| |||
34
| Мир композитора. Исследовательский проект. С веком наравне. Обобщение материала IV четверти. | 1 | 24.05.2022 |
| |||
35 | Обобщение материала IV четверти. |
| 31.05.2022 |
|
Формы и средства контроля
В 5 классе форма контроля являются тестирования.
Входное тестирование.
Рубежный контроль.
Итоговое тестирование.
Входное тестирование по музыке для 5 класса
Основатель русской классической музыки:
а) П.И. Чайковский б) М.И. Глинка в)Н.А. Римский-Корсаков
2. Сказочная опера М.И. Гинки:
а) «Снегурочка» б) «Садко» в)»Руслан и Людмила»
3. Назовите произведение русского композитора , в котором передается звучание колокольного звона «Праздничный трезвон»
а)С.В. Рахманинов «Светлый праздник» б)А.П. Бородин «Богатырская симфония» в) М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»
4. Какого композитора называют «музыкальным сказочником»?
а) П.И. Чайковский б) М.П. Мусоргский в) Н.А. Римский-Корсаков
г) М.И. Глинка
5. Найдите лишнее:
Струнно-смычковые инструменты:
а) Скрипка б) Альт в) Арфа г) Виолончель д) Контрабас
6. Оцените утверждение:
Романс-это музыкальное произведение , в котором более глубоко выражены чувства человека.
а) верно б) неверно
7. Композитор балета «Петрушка»:
а) М.И. Глинка б) П.И. Чайковский в)И.Ф. Стравинский
8. Сколько исполнителей входит в квартет?
а)3 б) 5 в) 6 г) 4.
9. Что такое регистр?
а) Часть мелодии б)Отрезок диапазона голоса или инструмента.
10. Какой из этих штрихов обозначает, что нужно исполнять отрывисто?
а) легато б) стаккато в) акцент
Ответы:
1.б
2.в
3.в
4.в
5.в
6.а
7.в
8.г
9.б
10.б
Рубежный контроль
Тестирование для 5 класса
Композитор, сочинивший первую русскую классическую национальную оперу «Жизнь за царя», которая написана на сюжет из истории России:
А) М.И. Глинка
Б) М.П. Мусоргский
В) С. Рахманинов
Г) Н. Римский - Корсаков
2. Найдите лишний инструмент среди группы струнных смычковых инструментов:
А) Арфа
Б) Скрипка
В) Виолончель
Г) Контрабас
3. Найди несоответствие:
А) опера: актеры только танцуют
Б) оперетта: актеры поют, танцуют, говорят (комедия и драма)
В) балет: актеры только танцуют
Г) мюзикл: актеры поют, танцуют, говорят (комедия)
4. Какой из праздников называют «Светлое Христово Воскресение»?
А) Масленица
Б) Рождество Христово
В) Вербное воскресение
Г) Пасха
5. Прочитайте:
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи, Нашу Сашу не буди.
А) Колыбельная
Б) Потешка
В) Музыкальный портрет
Г) Закличка
6. Среди перечисленных праздников, отметьте русский народный праздник:
А) 8 марта
Б) День победы
В) Пасха
Г) Масленица
7. Жанр музыкального спектакля, в котором герои поют под симфонический оркестр:
А) балет
Б) опера
В) спектакль
Г) концерт
8. Как называется инструментальное вступление перед оперным или балетным спектаклем:
А) Интермеццо
Б) Увертюра
В) Интродукция
Г) Пролог
9. Какой балет не принадлежит великому композитору П.И. Чайковскому?
А) «Лебединое озеро»
Б) «Золушка»
В) «Щелкунчик»
Г) «Спящая красавица»
10. Назовите имя композитора, сочинившего сюиту «Пер Гюнт»:
А) Н.А. Римский-Корсаков
Б) М.И. Глинка
В) Эдвард Григ
Г) Франц Шуберт
Ответы:
А
А
А
Г
А
Г
Б
Б
Г
В
Итоговое тестирование
Тест по музыке для 5 класса
Какие термины относятся к музыкальному жанру?
А) Басня
Б) Баллада
В) Сказка
2. Какие термины относятся к литературному жанру?
А) Романс
Б) Баркарола
В) Роман
3. Какой из музыкальных жанров относится к вокальной музыке?
А) Концерт
Б) Симфония
В) Вокализ
4. Какой композитор написал симфоническую миниатюру «Кикимора», основой которого стало одно из сказаний русского народа?
А) М.И. Глинка
Б) П.И. Чайковский
В) А.К. Лядов
5. Кто из перечисленных поэтов является автором стихотворения «Снег идет», на которое Г. Свиридов написал одноименную кантату.
А) С.Есенин
Б) Б.Пастернак
В) А.Пушкин
6. Кого из композиторов можно назвать представителями русской музыкальной культуры XIX века?
А) П.И. Чайковский, А.К. Лядов, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский
Б) В.А. Гаврилин, Г.В. Свиридов, С. Прокофьев, В.Г. Кикта,
В) Ф. Шопен, Ф. Шуберт, Э. Григ, Н. Паганини
7. Кто является автором картины (триптих) «Александр Невский»?
А) П. Корин
Б) В. Серов
В) И. Левитан
8. Какое из предложенных определений подходит по смыслу к данному определению: Произошло от французского слова «впечатление».
Музыка композиторов основана на зрительных образах, наполнена игрой свето-тени, прозрачными, как бы невесомыми красками.
А) Романтизм
Б) Классика
В) Импрессионизм
9. Кого из композиторов можно назвать представителем импрессионизма в музыке?
А) Л. Бетховен
Б) Э. Григ
В) К. Дебюсси
10. Выберите правильное название 1 части концертной симфонии В.Г. Кикта «Фрески Софии Киевской».
А) «Скоморохи»
Б) «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого»
В) «Орнамент»
Ответы
Б
В
В
В
Б
Б
А
В
В
В
Критерии оценивания входного тестирования, рубежного контроля и итогового тестирования для 5 класса
За каждый правильный ответ ставится по 1 баллу.
Из 10 вопросов:
10-9 баллов – «5»,
8-7 баллов – «4»,
6-5 баллов – «3»,
Менее 4 баллов – «2».