Ростовская область
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхнедонского района
Мигулинская средняя общеобразовательная школа
(МБОУ Мигулинская СОШ)
РАССМОТРЕНО Руководитель МО _______/ _____________/ Протокол от «__»_____20__ г№ ___ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР _______/О.А.Дёмина/ «____»_____20__ г.
| УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Мигулинской СОШ _________/И.А.Булатова/ Приказ от «____» ________20__ г.№ ______
|
|
|
|
Рабочая программа
по геометрии |
|
Уровень среднего общего образования 10 класс |
|
МО: естественно-математическое |
|
Учебный год 2019 - 2020 |
|
Учитель Кузнецова Наталья Васильевна |
|
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии составлена на основе федерального компонента Государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ Мигулинской СОШ,примерной программы основного общего образования по геометрии с учетом авторской программы погеометриипрограммы общеобразовательных учреждений ГЕОМЕТРИЯ 10-11 классы М. «Просвещение» 2018 Составитель: Т.А.Бурмистрова.
-
Рабочая программа ориентирована на использование учебникаАтанасян Л.С. Геометрия для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2011.
На реализацию данной программы в соответствии с учебным планом МБОУ Мигулинской СОШ отводится 70 часов в год, 2 часа в неделю.
Цели:
-
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
-
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
-
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
-
воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Задачи:
-изучение свойств пространственных тел,
- формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Результаты обучения к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все выпускники, изучавшие курс геометрии по базовому и профильному уровнях, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс средней (полной) школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
10 класс
знать/понимать:
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;
-
возможности геометрического языка как средства описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
-
роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе.
-
вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
уметь:
-
соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
-
изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппараты;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
-
вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
-
применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
-
строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
-
вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Очерченным стандартом рамки содержания и требований ориентированы на развитие учащихся и не должны препятствовать достижению более высоких уровней.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
-
Некоторые сведения из планиметрии
Углы и отрезки связанные с окружностью. Решение треугольников. Теорема Менелая и Чевы. Эллипс, гипербола и парабола
Основная цель- познакомить обучающихся с теоремами об угле между касательной и хордой, об отрезках пересекающихся хорд, о квадрате касательной, о свойствах и признаках вписанного и описанного четырехугольника. Формулировать определения эллипса, гиперболы и параболы, выводить их канонические уравнения и изображать эти кривые на рисунке.
-
Введение
Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. Некоторые следствия из аксиом.
Основная цель – познакомить обучающихся с содержанием курса стереометрии, с основными понятиями и аксиомами, принятыми в данном курсе, вывести первые следствия из аксиом, дать представление о геометрических телах и их поверхностях, об изображении пространственных фигур на чертеже, о прикладном значении геометрии.
Изучение стереометрии должно базироваться на сочетании наглядности и логической строгости. Опора на наглядность – непременное условие успешного усвоения материала, и в связи с этим нужно уделить большое внимание правильному изображению на чертеже пространственных фигур. Однако наглядность должна быть пронизана строгой логикой. Курс стереометрии предъявляет в этом отношении более высокие требования к обучающимся. В отличие от курса планиметрии здесь уже с самого начала формулируются аксиомы о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве, и далее изучение свойств взаимного расположения прямых и плоскостей проходит на основе этих аксиом. Тем самым задается высокий уровень строгости в логических рассуждениях, который должен выдерживаться на протяжении всего курса.
-
Параллельность прямых и плоскостей
Параллельность прямых, прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. Параллельность плоскостей. Тетраэдр и параллелепипед.
Основная цель – сформировать представления учащихся о возможных случаях взаимного расположения двух прямых в пространстве (прямые пересекаются, прямые параллельны, прямые скрещиваются), прямой и плоскости (прямая лежит в плоскости, прямая и плоскость пересекаются, прямая и плоскость параллельны), изучить свойства и признаки параллельности прямых и плоскостей.
Особенность данного курса состоит в том, что уже в первой главе вводятся в рассмотрение тетраэдр и параллелепипед и устанавливаются некоторые их свойства. Это дает возможность отрабатывать понятия параллельности прямых и плоскостей (а в следующей главе также и понятия перпендикулярности прямых и плоскостей) на этих двух видов многогранников, что, в свою очередь, создает определенный задел к главе «Многогранники». Отдельный пункт посвящен построению на чертеже сечений тетраэдра и параллелепипеда, что представляется важным как для решения геометрических задач, так и, вообще, для развития пространственных представлений учащихся.
В рамках этой темы учащиеся знакомятся также с параллельным проектированием и его свойствами, используемыми при изображении пространственных фигур на чертеже.
-
Перпендикулярность прямых и плоскостей
Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.
Основная цель – ввести понятия перпендикулярности прямых и плоскостей, изучить признаки перпендикулярности прямой и плоскости, двух плоскостей, ввести основные метрические понятия: расстояние от точки до плоскости, расстояние между параллельными плоскостями, между параллельными прямой и плоскостью, расстояние между скрещивающимися прямыми, угол между прямой и плоскостью, угол между двумя плоскостями, изучить свойства прямоугольного параллелепипеда.
Понятие перпендикулярности и основанные на нем метрические понятия (расстояния, углы) существенно расширяют класс стереометрических задач, появляются много задач на вычисление, широко использующих известные факты из планиметрии.
-
Многогранники
Понятие многогранника. Призма. Пирамида. Правильные многогранники.
Основная цель – познакомить обучающихся с основными видами многогранников (призма, пирамида, усеченная пирамида), с формулой Эйлера для выпуклых многогранников, с правильными многогранниками и элементами их симметрии.
С двумя видами многогранников – тетраэдром и параллелепипедом – обучающиеся уже знакомы. Теперь эти представления расширяются. Многогранник определяется как поверхность, составленная из многоугольников и ограничивающая некоторое геометрическое тело (его тоже называют многогранником). В связи с этим уточняется само понятие геометрического тела, для чего вводится еще ряд новых понятий (граничная точка фигуры, внутренняя точка и т. д.). Усвоение их не является обязательным для всех обучающихся, можно ограничиться наглядными представлениями о многогранниках.
-
Векторы в пространстве
Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.
Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам.
-
Заключительное повторение курса геометрии 10 класса
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов по рабочей программе 70 ч, по календарю 69 ч. В соответствии с годовым календарным графиком и расписанием уроков МБОУ Мигулинской СОШ на 2019-2020 учебный год на изучение предмета геометрия отводится 68 часов, т.к. дата проведения уроков 5.05.20 попадает перенос выходного дня. Программный материал будет реализован в полном объеме за счет урока по теме скрещивающиеся прямые.
№ |
Тема раздела | Количество часов | Вид контроля |
1 | Введение.Некоторые сведения из планиметрии | 5 |
|
2 | Параллельность прямых и плоскостей | 19 | КР |
3 | Перпендикулярность прямых и плоскостей | 20 | КР |
4 | Многогранники | 12 | КР |
5 | Векторы в пространстве | 6 | КР |
6 | Заключительное повторение курса геометрии 10 класса | 6 |
|
| Всего за год: | 68 | 4 |
Принятые обозначения
КР | Контрольная работа |
Приложение к рабочей программе
по геометриидля 10 класса
на 2019-2020 учебный год
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
уроков геометрии в 10 классе
Количество часов по календарно-тематическому планированию 68
1 четверть 16ч
2 четверть 16 ч
3 четверть 20 ч
4 четверть 16 ч
№ | Дата | Тема | |
план | факт | ||
| |||
1 | 3.09 |
| Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии |
2 | 5.09 |
| Некоторые следствия из аксиом |
3 | 10.09 |
| Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий |
4 | 12.09 |
| Решение задач на применение аксиом стереометрии и их следствий |
5 | 17.09 |
| Решение задач. Самостоятельная работа № 1 (20 минут) |
| |||
6 | 19.09 |
| Параллельные прямые в пространстве, параллельность трех прямых |
7 | 24.09 |
| Параллельность прямой и плоскости |
8 | 26.09 |
| Повторение теории, решение задач на параллельность прямой и плоскости |
9 | 1.10 |
| Повторение теории, решение задач на параллельность прямой и плоскости |
10 | 3.10 |
| Самостоятельная работа № 2 |
11 | 8.10 |
| Скрещивающиеся прямые |
12 | 10.10 |
| Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми |
13 | 15.10 |
| Повторение теории, решение задач |
14 | 17.10 |
| Повторение теории, решение задач |
15 | 22.10 |
| Контрольная работа № 1 по теме «параллельность прямых, прямой и плоскости» |
16 | 24.10 |
| Параллельность плоскостей. Свойства параллельных плоскостей |
17 | 5.11 |
| Параллельность плоскостей. Свойства параллельных плоскостей |
18 | 7.11 |
| Тетраэдр. Параллелепипед |
19 | 12.11 |
| Тетраэдр. Параллелепипед |
20 | 14.11 |
| Задачи на построение сечений |
21 | 19.11 |
| Задачи на построение сечений |
22 | 21.11 |
| Повторение теории. Решение задач |
23 | 26.11 |
| Повторение теории. Решение задач |
24 | 28.11 |
| Контрольная работа № 2 по теме «тетраэдр и параллелепипед» |
| |||
25 | 3.12 |
| Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости |
26 | 5.12 |
| Признак перпендикулярности прямой и плоскости |
27 | 10.12 |
| Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости |
28 | 12.12 |
| Решение задач на перпендикулярность прямой плоскости |
29 | 17.12 |
| Решение задач на перпендикулярность прямой плоскости |
30 | 19.12 |
| Самостоятельная работа № 3 |
31 | 24.12 |
| Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах |
32 | 26.12 |
| Угол между прямой и плоскостью |
33 | 14.01 |
| Повторение теории. Решение задач. Применение теоремы о 3-х перпендикулярах |
34 | 16.01 |
| Повторение теории. Решение задач. Применение теоремы о 3-х перпендикулярах |
35 | 21.01 |
| Повторение теории. Решение задач. Применение теоремы о 3-х перпендикулярах |
36 | 23.01 |
| Самостоятельная работа № 4 |
37 | 28.01 |
| Прямоугольного параллелепипеда при решении задач. Двухгранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей |
38 | 30.01 |
| Двухгранный угол. Признак перпендикулярности двух плоскостей |
39 | 4.02 |
| Прямоугольный параллелепипед |
40 | 6.02 |
| Прямоугольный параллелепипед |
41 | 11.02 |
| Повторение теории и решение задач |
42 | 13.02 |
| Повторение теории и решение задач |
43 | 18.02 |
| Контрольная работа № 3 по теме «двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей» |
44 | 20.02 |
| Анализ контрольной работы |
| |||
45 | 25.02 |
| Понятие многогранника. Призма |
46 | 27.02 |
| Понятие многогранника. Призма |
47 | 3.03 |
| Понятие многогранника. Призма |
48 | 5.03 |
| Решение задач. Самостоятельная работа № 5 (20 минут) |
49 | 10.03 |
| Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида |
50 | 12.03 |
| Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида |
51 | 17.03 |
| Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида |
52 | 19.03 |
| Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида |
53 | 31.03 |
| Самостоятельная работа № 6 |
54 | 2.04 |
| Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника |
55 | 7.04 |
| Контрольная работа № 4 по теме «правильные многогранники» |
56 | 9.04 |
| Анализ контрольной работы |
| |||
57 | 14.04 |
| Понятие вектора. Равенство векторов |
58 | 16.04 |
| Сложение и вычитание векторов. Сумма нескольких векторов |
59 | 21.04 |
| Умножение вектора на число |
60 | 23.04 |
| Компланарные векторы. Правило параллелепипеда |
61 | 28.04 |
| Разложение вектора по трем некомпланарным векторам |
62 | 30.04 |
| Контрольная работа №5 по теме «векторы в пространстве» |
| |||
63 | 7.05 |
| Аксиомы стереометрии и их следствие. Параллельность прямых и их плоскостей |
64 | 14.05 |
| Перпендикулярность прямых и плоскостей |
65 | 19.05 |
| Понятие многогранника. |
66 | 21.05 |
| Призма. |
67 | 26.05 |
| Проверочная работа по повторению |
68 | 28.05 |
| Векторы в пространстве |