«Осенний фестиваль знаний 2024»

Рабочая программа по геометрии 11 класс

Пояснительная записка, календарно- тематическое планирование и контрольные работы

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки









Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии составлена:

- на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,

- примерной программы по математике основного общего образования,

- авторской программы «Геометрия, 10 – 11», авт. Л.С. Атанасян и др.,

-федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год,

с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся 11 класса средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик.

Данная рабочая программа, тем самым содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Общая характеристика учебного предмета

При изучении курса математики на базовом уровне продолжается и получает развитие содержательная линия: «Геометрия». В рамках указанной содержательной линии решаются следующие задачи:

-изучение свойств пространственных тел,

- формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.

Цели

Изучение математики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;

  • воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Обще учебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе освоения содержания геометрического образования, учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

-построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;

-выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале;

- выполнения расчетов практического характера;

-использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;

-самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;

-проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;

-самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения геометрии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;

уметь

  • распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;

  • описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;

  • анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;

  • изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;

  • строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;

  • решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);

  • использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;

  • проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

  • вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.

Векторы. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Длина вектора в координатах, угол между векторами в координатах. Коллинеарные векторы, коллинеарность векторов в координатах.

Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию.

Шар и сфера, их сечения, касательная плоскость к сфере.

Объемы тел и площади их поверхностей. Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел.

Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.























Календарно- тематическое планирование

по геометрии 11 класса

2 часа в неделю, всего- 68 часов



урока

Содержание

(тема урока)

Кол-во часов

Дата проведения

Контроль

Используемые ресурсы

Примечание

план

факт

Глава 4







1

Понятие вектора пространстве

1





2

Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число

1


диктант

тест


3

Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число

1


с/р

карточки


4

Компланарные векторы

1





5

Компланарные векторы

1


диктант

тест


6

Решение задач

1


с/р

карточки


Глава 5

Метод координат в пространстве

15





7

Координаты точки и координаты вектора

1





8

Координаты точки и координаты вектора

1


диктант

тест


9

Координаты точки и координаты вектора

1


с/р

карточки


10

Координаты точки и координаты вектора

1





11

Координаты точки и координаты вектора

1


диктант

тест


12

Координаты точки и координаты вектора

1


с/р

карточки


13

Скалярное произведение векторов

1





14

Скалярное произведение векторов

1


диктант

тест


15

Скалярное произведение векторов

1


с/р

карточки


16

Скалярное произведение векторов

1





17

Скалярное произведение векторов

1





18

Скалярное произведение векторов

1


диктант

тест


19

Скалярное произведение векторов

1


с/р

карточки


20

Контрольная работа № 1

1


к/р

карточки


21

Решение задач

1





Глава 6

Цилиндр. Конус, шар

16





22

Цилиндр

1





23

Цилиндр

1


диктант

тест


24

Цилиндр

1


с/р

карточки


25

Конус

1





26

Конус

1


диктант

тест


27

Конус

1


с/р

карточки


28

Конус

1





29

Сфера

1





30

Сфера

1


диктант

тест


31

Сфера

1


с/р

карточки


32

Сфера

1





33

Сфера

1


диктант

тест


34

Сфера

1


с/р

карточки


35

Сфера

1





36

Контрольная работа № 2

1


к/р

карточки


37

Решение задач

1





Глава 7

Объемы тел

17





38

Объем прямоугольного параллелепипеда

1





39

Объем прямоугольного параллелепипеда

1


диктант

тест


40

Объем прямоугольного параллелепипеда

1


с/р

карточки


41

Объем прямой призмы и цилиндра

1





42

Объем прямой призмы и цилиндра

1


диктант

тест


43

Объем наклонной призмы, пирамиды, конуса

1


с/р

карточки


44

Объем наклонной призмы, пирамиды, конуса

1





45

Объем наклонной призмы, пирамиды, конуса

1


диктант

тест


46

Объем наклонной призмы, пирамиды, конуса

1


с/р

карточки


47

Объем наклонной призмы, пирамиды, конуса

1





48

Объем шара и площадь сферы

1





49

Объем шара и площадь сферы

1


диктант

тест


50

Объем шара и площадь сферы

1


с/р

карточки


51

Объем шара и площадь сферы

1





52

Объем шара и площадь сферы

1





53

Контрольная работа № 3

1


к/р

карточки


54

Решение задач

1





Обобщающее повторение

14





55

Задачи по планиметрии

1


диктант

тест


56

Задачи по планиметрии

1


с/р

карточки


57

Задачи по планиметрии

1


диктант

тест


58

Задачи по планиметрии

1


с/р

карточки


59

Площади поверхности многогранников

1


диктант

тест


60

Площади поверхности многогранников

1


с/р

карточки


61

Площади поверхности тел вращения

1


диктант

тест


62

Площади поверхности тел вращения

1


с/р

карточки


63

Объемы

1


диктант

тест


64

Объемы

1


с/р

карточки


65

Векторы

1


диктант

тест


66

Векторы

1


с/р

карточки


67

Векторы

1





68

Заключительный урок

1



































Контрольные работы 11 класса

Контрольная работа № 1

по теме «Координаты точки и координаты вектора»

Вариант 1

  1. Найдите координаты вектора , если А (5; —1; 3), В (2; —2; 4).

  2. Даны векторы {3; 1; —2} и {1; 4; —3}. Най­дите 2.

  3. Изобразите систему координат O xyz и по­стройте точку A (1; —2; -4).

Найдите расстояние от этой точки до координатных плоскостей.





Вариант 2

  1. Найдите координаты вектора , если А (6; 3; —2), В (2; 4; —5)

  2. Даны векторы {5; -1; 2} и {3; 2; -4}. Най­дите 2.

  3. Изобразите систему координат Oxyz и по­стройте точку А (—2; —3; 4).

Найдите расстояние от этой точки до координатных плоскостей.



Контрольная работа № 2

по теме «Метод координат в пространстве»

Вариант 1

  1. Даны точки P (1; 0; 2), H (1;; 3), К (-1; 0; 3), M (— 1; — 1; 3). Найдите угол между векторами и

  2. Найдите скалярное произведение ( — 2), если | | =2, | | = 4. а угол между векторами и равен 135°

  3. Длина ребра куба ABCDA1B1C1D1 равна 2а, точ­ка Р — середина отрезка ВС. Найдите:

а) расстояние между серединами отрезков B1D и АР;

б) угол между прямыми B1D и АР

4. Дан вектор {0;-2; 0}. Найдите множество точек M, для которых = 0, если О — начало координат.

Вариант 2

  1. Даны точки E (2; 0; 1), M (3; ; 1), F(3;0; -1), К(3; - 1; - 1). Найдите угол между векторами и .

  2. Найдите скалярное произведение ( + ), если | | =3, | | = 2, а угол между векторами и равен 150

  3. Длина ребра куба ЛABCDA1B1C1D1равна 4а, точ­ка P — середина отрезка DC. Найдите:

а) расстояние между серединами отрезков A1С и АР;

б) угол между прямыми A1С и АР.

4. Дан вектор {0; 0; —5}. Найдите множество точек М, для которых = 0, если О — начало координат





Контрольная работа № 3

по теме «Цилиндр, конус и шар»

Вариант 1

  1. Осевое сечение цилиндра - квадрат, площадь основания цилиндра равна 16 см2. Найдите пло­щадь полной поверхности цилиндра

  2. Высота конуса равна 6 см, угол при вершине осевого сечения равен 120°. Найдите:

а) площадь сечения конуса плоскостью, прохо­дящей через две образующие, угол между которыми равен 30°;

б) площадь боковой поверхности конуса

3. Диаметр шара равен 2т. Через конец диаметра проведена плоскость под углом 45° к нему. Найдите длину линии пересечения сферы этой плоскостью.











Вариант 2

  1. Осевое сечение цилиндра — квадрат, диаго­наль которого равна 4 см. Найдите площадь полной поверхности цилиндра

  2. Радиус основания конуса равен 6 см, а обра­зующая наклонена к плоскости основания под уг­лом 30°. Найдите:

а) площадь сечения конуса плоскостью, прохо­дящей через две образующие, угол между которыми равен 60е;

б) площадь боковой поверхности конуса.

3. Диаметр шара равен 4m. Через конец диаметра проведена плоскость под углом 30° к нему. Найдите площадь сечения шара этой плоскостью.

Контрольная работа № 4

по теме «Объемы тел»

Вариант 1

          1. В правильной треугольной пирамиде боковые ребра наклонены к основанию под углом 60°, длина бокового ребра 8 см. Найдите объем пирамиды.

          2. В конусе через его вершину под углом φ к пло­скости основания проведена плоскость, отсекающая от окружности дугу в 2. Радиус основания конуса равен R. Найдите объем конуса.

          3. В пирамиде из задачи 1 найдите расстояние ме­жду ребрами, лежащими на скрещивающихся прямых



Вариант 2

            1. В правильной треугольной пирамиде плоский угол при вершине равен 60°, длина бокового ребра 4 см. Найдите объем пирамиды.

            2. В конусе через его вершину под углом φ к пло­скости основания проведена плоскость, отсекающая от окружности основания дугу в . Высота конуса равна h. Найдите объем конуса.

3. В пирамиде из задачи 1 найдите расстояние между скрещивающимися ребрами.







Контрольная работа № 5

по теме «Объем шара и площадь сферы»

Вариант 1

              1. На расстоянии 8 см от центра шара проведе­но сечение, диаметр которого равен 12 см. Найдите площадь поверхности и объем шара.

              2. Диаметр шара равен высоте конуса, образую­щая которого составляет с плоскостью основания угол, равный 60°. Найдите отношение объемов ко­нуса и шара.

            1. Объем цилиндра равен 96 см2, площадь его осевого сечения равна 48 см2. Найдите площадь сфе­ры, описанной около цилиндра.

Вариант 2

                1. Диаметр сечения шара, удаленного от центра шара на 12 см, равен 10 см. Найдите площадь по­верхности и объем шара.

                2. Диаметр шара равен высоте конуса, образующая которого составляет с плоскостью основания угол, рав­ный 30°. Найдите отношение объемов конуса и шара.

                3. Диаметр шара равен высоте цилиндра, осевое сечение которого квадрат. Найдите отношение объе­мов цилиндра и шара







Контрольная работа 6 (итоговая)

Вариант 1

В правильной четырехугольной пирамиде MABCD сторона основания равна 6, а боковое реб­ро — 5. Найдите:

а) площадь боковой поверхности пирамиды;

б) объем пирамиды;

в) угол наклона боковой грани к плоскости ос­нования;

г) скалярное произведение векторов ( + ) ∙ ;

д) площадь описанной около пирамиды сферы;

е) угол между BD и плоскостью DMC.



Вариант 2

В правильной четырехугольной пирамиде MABCD боковое ребро равно 5 и наклонено к пло­скости основания под углом 60°. Найдите:

а) площадь боковой поверхности пирамиды;

б) объем пирамиды;

в) угол между противоположными боковыми гранями;

г) скалярное произведение векторов ( + ) ∙ ;

д) площадь описанной около пирамиды сферы;

е) угол между боковым ребром AM и плоскостью DMC.







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее