Подготовка немотивированных детей к ОГЭ по математике
Хочу поразмышлять о самой большой проблеме: как сдать ОГЭ по геометрии детям, которые не хотят учить геометрию. И маму вызываем в школу каждую неделю, и папа бушует, а у ребенка железный аргумент: я ее (геометрию) не понимаю от слова совсем.
Если бы такой ребенок был в классе один - проблемы бы не было, я, например, петь не умею, но
Минимальный первичный балл, соответствующий отметке «3» ОГЭ по математике — 8 баллов (из них не менее 2 баллов получено за выполнение заданий по геометрии).- Это самый страшный кошмар учителей математики работающих с такими категориями детей.
Вот и ищешь методы работы.
Развивать интерес к математике у такого учащегося – задача очень сложная, и так как он не один такой и всем им 13-15 лет, практически невозможная
Значит, попробуем метод проблемных ситуаций и решения задач с практическим содержанием,
Причем, первую проблему ставим перед ребенком так: Сдать хочешь? Конечно, хочет. Просто он уже не верить ни в себя, ни в меня. Родители радостно рапортуют о репетиторе, ребенок смотрит на них скептически.
Сажаю нужную группу в круг и начинаю с кодификатора ОГЭ по математике. Главный вопрос всем: что из этого можно освоить:
1.Решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей).
2. Распознавать геометрические фигуры на плоскости, различать их взаимное расположение, изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи
3.Определять координаты точки плоскости; проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами.
4.Описывать реальные ситуации на языке геометрии; исследовать построенные модели с использованием геометрических понятий и теорем; решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин
5. Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения.
И обязательно обратить внимание на элементы содержания.
Выясняется, то первые три пункта еще посильны, в п.4 можно попробовать решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин, в п.5 распознавать ошибочные заключения
Цели поставлены, задачи определены.
Делимся на группы.
Начинаем работу с элементами. Не поверите, был ученик, который знает что такое круг, не смог начертить окружность.
Долго и очень вдумчиво связываем между собой элементы фигур, чертим, предполагаем.
Еще раз напоминаю, я уже не учу геометрии, я натаскиваю на сдачу ОГЭ по геометрии.
Открываем спецификатор:
Задания 15-18 Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами
Задание 19 Проводить доказательные рассуждения при решении задач, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения.
Доказывать мы уже вряд ли научимся, а вот оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения нам поможет снова работа в группах и работа с элементами и их свойствами.
Наша задача систематизировать тот хаос, что ссыпался в голову ребенка за время его НАХОЖДЕНИЯ на уроке геометрии.
Я поймала себя на мысли, что очень часто немотивированные и слабо мотивированные дети тихо работают на уроке математики. Не напрягая мозг. Они автоматически записываю и, так же автоматически, зазубривают нужную информацию.
Не замечали?
Ребенок отрапортовал все свойства параллелограмма, а когда его попросили проиллюстрировать одно из них, он не начертил параллелограмм.
Ему, в принципе без разницы, как он выглядит, главное «3» получить.
Поэтому, работая с заданием 19 ОГЭ, требую к каждому ответу иллюстрации.
Тип 19 № 169919
Какие из следующих утверждений верны?
1) В треугольнике против меньшего угла лежит большая сторона.
2) Если один угол треугольника больше 120°, то два других его угла меньше 30°.
3) Если все стороны треугольника меньше 1, то и все его высоты меньше 1.
4) Сумма острых углов прямоугольного треугольника не превосходит 90°.
Ребенок дал верный ответ: 3.4;. Теперь прошу обосновать ответ. проиллюстрировать ответ.
Необходимо плотно работать с такими понятиями как «не превосходит», «превосходит»,. «менее» «не менее». «более». «ровно»…..
Тогда вероятность верного ответа на экзамене возрастет в разы.
Еще один посильный для ребенка номер 18:
Этот отрабатывается практикой. Сумма площадей и их разность нам в помощь. Ну и то, с чего начали: работа с элементами.
Для решения задач 15-17 необходимо непосредственно на занятии заучивать основные формулы в геометрии и использовать тренажеры на их применение. Таким тренажером может, как раз стать открытый банк заданий ФИПИ.
ВОПРОС: когда заниматься. Ответ однозначный: на дополнительных занятиях. В малых группах. И. по времени не больше 40 минут в день.
Как профком, отвечаю найти средства на такие занятия администрации под силу. В частности. можно организовать платные занятия, для заинтересованных родителей. Можно выделить деньги из средств на кружки. Например, «Занимательная геометрия».
Получится ли подготовить всех детей?
Как повезет. Дети болеют, пропускают, нельзя исключать социальные факторы.
Могут ли эти занятия стать толчком для детей, чтобы полюбить геометрию?
Однозначно. Ведь не любят то, что не понимают.
А они поймут, разберутся и полюбят.