Урок по геометрии в 8 классе
«Соотношение между сторонами в прямоугольных треугольниках с углами в 300, 450, 600»
Цели урока: научить учащихся вычислять значения синуса, косинуса, тангенса углов в 300, 450, 600, применять полученные знания на практике.
Планируемые результаты урока:
-
научиться использовать значения синуса, косинуса, тангенса для нахождения величин углов при решении практических задач.
-
формирование навыков исследовательской работы, обогащение запаса историко-научных знаний о истории возникновения тригонометрии.
-
развитие логического мышления, мотивов деятельности, умений ясно выражать мысли, познания радости исследовательской работы в группе.
-
стимулирование познавательной деятельности, последовательности в мышлении и в действиях, уверенности в своих силах; поощрение инициативы и готовности решать различные задачи на уроке, развитие приемов самоконтроля и взаимоконтроля; поощрение к познанию вообще; формирование представлений о математике как методе познания действительности.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Оборудование: проектор, экран (интерактивная доска, далее ИД), ноутбуки индивидуально для каждого учащегося, презентация для сопровождения урока, раздаточный материал.
Ход урока.
-
Организационный момент:
-
Мотивация урока.
Ребята, сегодня у нас в основном групповая форма работы на уроке. Помним, что при групповой работе главное слова «ВМЕСТЕ»
-
Актуализация знаний.
Поиграем в игру #«Верно-неверно»
Домашним заданием было; придумать по три вопроса одноклассникам.
Я вам авансом выдаю пять баллов за домашнее задание. Ваша задача удержать сохранить эти баллы, а потом и увеличить при вы выполнении заданий.
(Ребята согласую между собой в группе, какие вопросы, из приготовленных дома, они зададут другой группе.
Подводится итог по игре.
Вопросы для актуализации знаний от учителя на слайде для групп задаются поочерёдно:
-
Какой треугольник называется прямоугольным?
-
Чему равна сумма острых углов прямоугольного треугольника?
-
Как называются стороны прямоугольного треугольника?
-
Повторим теорему Пифагора
-
Чему равен катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30º?
-
Синусом острого угла прямоугольного треугольника называется…
-
Косинусом острого угла прямоугольного треугольника называется…
-
Тангенсом острого угла прямоугольного треугольника называется…
Молодцы. Подведем итог по домашнему заданию.
Открываем тетради, записываем число, «Классная работа».
Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
· Сообщение темы урока учителем. Постановка целей урока обучающимися исходя из темы урока. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
Учитель: Тема урока «Соотношение между сторонами в прямоугольных треугольниках с углами в 300, 450, 600»
- Исходя из темы, какие учебные цели урока?
- Посмотрите на слайд, какую цель не сказали?
У нас с вами на последних уроках
основная фигура на уроке 8 10
?
Возникают два случая: 1) когда мы используем Теорему Пифагора
(две стороны известны и нам надо найти третью)
2) И вот другая ситуация
Гипотенуза 10, угол 60 гр.
Вот в этом случае к нам приходят на помощь знания (тригонометрических функций) синуса, косинуса, тангенса
Во-первых, очень хорошо запоминаем Порядок:
Синус, косинус, тангенс, котангенс
Противолежащий, прилежащий
Противолежащий, прилежащий
-
Реализация выбранного проекта ( Изучение нового материала).
Работа по группам.
В кабинете 3 зоны, в которых вас ждут задания, для каждой группы свое.
Нахождение значений синуса, косинуса, тангенса углов 45°, 30° и 60°.
Задача 1. Найти ,
, tg 45°. (Используется свойство равнобедренного треугольника и теорема Пифагора). Полученные результаты заносим в таблицу на компьютере.
Задача 2. Найти ,
, tg 30°. (Используется свойство катета, лежащего против угла 30° и теорема Пифагора)
Задача 3. Найти ,
, tg 60°.(Используется свойство катета, лежащего против угла 30° и теорема Пифагора)
Учащиеся заполняют таблицу значений синусов, косинусов и тангенсов для углов тридцать, шестьдесят и сорок пять градусов. Вносят полученные данные в таблицу на странице совместной презентации.
| 30 | 45 | 60 |
sin |
|
|
|
cos |
|
|
|
tg |
| 1 |
|
Защита решений каждой группы.
-
Физкультминутка (1 мин).
Ребята, давайте немного отдохнем:
-
Покажите руками прямой угол, развернутый угол, острый и тупой углы.
-
Раз, два опишем головой круг слева направо, три, четыре справа налево.
-
Поверните голову налево и посмотрите на линию горизонта, а теперь на кончик своего носа.
-
Закройте глаза, сосчитайте до 5.
-
Первичное закрепление нового знания (Решение практических задач)
1.Стороны прямоугольника равны 3 и
Найдите углы, которые образует диагональ
со сторонами прямоугольника.
2. В треугольнике ABC угол C равен 900,
угол A равен 300 , AB=100 см. Найдите BC.
3. Найдите тангенс угла AOB.
4. В равнобедренной трапеции основания равны 2 и 6, а один из углов между боковой стороной и основанием равен 45°. Найдите площадь этой трапеции.
-
Блиц – опрос
Закончите предложение:
1. «Синусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение…»
2. «Косинусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение…»
3. « Тангенсом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение…»
4. Синус 30° равен …
5. Синус 45° равен …
6. Тангенс острого угла прямоугольного треугольника равен единице. Какого вида этот треугольник?
-
Итоги урока. Рефлексия. Д/з.
Рефлексия.
Учитель: Ребята, давайте подведём итог урока
Назовите какие цели мы достигли и как?
Взаимооценка: оцените работу одноклассников используя слово «точно».
Самооценка: оцените свою работу на уроке используя слово «неточно».
Домашнее задание на карточке.
1. Знать значения синуса, косинуса,
тангенса углов в 300, 450, 600
2. Научиться вычислять значения синуса, косинуса,
тангенса углов в 300, 450, 600 , если один их катетов равен а.
3. № 614 (стр. 160)