ГБОУ СОШ с.Богдановка муниципального района Кинельский Самарской области
Духовно - нравственное направление
Тема: "Мы - разные, мы - дружим!"
Бакулина Елена Викторовна
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ с. Богдановка
м.р. Кинельский
Самарской области
2021г.
1.Пояснительная записка.
1.1. Тематическое направление.
Тематическое направление методической разработки воспитательного мероприятия – духовно - нравственное.
1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность):
Тема воспитательного мероприятия – « Мы - разные, мы - дружим! »
( мероприятие, приуроченное к Международному дню толерантности, который отмечается 16 ноября)
В последнее время недоброжелательность, озлобленность, агрессивность все больше распространяются и в детской среде. В связи с этим процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры, уважения прав других, непохожих на тебя, людей является главным звеном в воспитательном процессе.
Необходимость создания данной методической разработки была обусловлена также и тем, что в нашем классе обучаются дети нескольких национальностей: русские, казахи, чуваши, мордва, есть дети, воспитывающиеся в семьях с межнациональным браком. На территории нашего поселения находится Аул Казахский, где живут и учатся в малокомплектной школе ребята казахской национальности с первого по четвёртый класс. А вот, начиная с пятого класса, ребята переходят на обучение в среднюю школу, вливаясь в коллектив нашего класса. Но общение, дружба между ребятами двух школ начинается с первого класса: совместные праздники, экскурсии, общешкольные мероприятия. Мероприятие к Международному Дню толерантности - это одно из совместных мероприятий между нашими школами, между четвёртыми классами, которое поможет сплотить коллектив ребят разных национальностей, будет способствовать развитию толерантного отношения к друг другу.
Данное мероприятие учитывает возрастные особенности детей. Объем содержания материала соответствует возрасту детей, их интеллектуальным способностям, особенностям восприятия.
1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия(с указанием возраста/класса): учащиеся 4 класса, 10 - 11 лет.
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).
Методическая разработка воспитательного мероприятия «Мы - разные, мы - дружим» имеет важное значение и играет важную роль в системе работы классного руководителя. Данная разработка тесно связана с межличностными взаимоотношениями в классном коллективе, помогает воспитывать в учащихся чувства уважения к иным точкам зрения, отличным от их собственных, формирует у учащихся уважение и интерес к культуре других народов. Мероприятие приурочено к Международному Дню толерантности, который ежегодно проводится 16 ноября.
1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.
Цель: Воспитание у учащихся чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре другого народа.
Задачи:
формирование у учащихся представления о толерантности (возникновение понятия, значение слова.);
воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
развитие навыков толерантного общения, развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся;
повышение уровня творческой активности учащихся;
1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора : познавательно - игровая форма.
Данная форма мероприятия позволяет повысить интерес к изучаемой проблеме, возможность дать каждому учащемуся шанс проявить свои таланты, развивает умение работать в команде.
1.7. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов.
Для достижения планируемых результатов применялась учебно-исследовательская деятельность учащихся, это такая форма организации воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования:
- постановка проблемы;
- ознакомление с литературой по данной проблеме;
- сбор материала;
- анализ;
- обобщение;
- выводы.
В результате учащиеся приобретают определенные качества личности, такие как:
Учащиеся, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем;
умение самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;
коммуникабельность, умение работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации, и умение выходить из них;
умение самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.): компьютер, мультипроектор, фломастеры, Цветные карандаши, цветная бумага для игр-упражнений , помещение –актовый зал, где может свободно поместиться необходимое число участвующих родителей и детей. Учащиеся вместе с учителем и родителями заранее оформляют классное помещение, заранее разучивают стихи, правила игр.
1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Данная методическая разработка дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к социальному самоопределению.
Кроме того, данная методическая разработка дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения.
2. Основная часть.
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.
В ходе подготовки ребята совместно с учителем составляли приглашения на мероприятие ученикам соседней школы и их родителям, разучивали стихи, подготавливали презентацию, разучивали правила русских народных и народных казахских игр. Родители накануне мероприятия готовили национальные блюда русского и казахского народов: пекли блины, баурсаки, готовили чай.
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия
Ход мероприятия:
На экране проецируется рисунок по теме толерантности, участники под музыку из м/ф «Бременские музыканты» входят в зал, где будет проходить мероприятие, выполняя движения в соответствии с текстом песни; на доске висит рисунок солнышка с лучиками из ладошек – пока учительских. В ходе мероприятия идет показ презентации)
Учитель: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые и гости нашего мероприятия. Мы сегодня, действительно, решили приехать к вам в гости. Мы долго с вами уже не виделись, а вроде бы совсем недавно ходили вместе в детский сад. Да и на английский вы что – то не приезжаете давно. Уж не обиделись ли вы на нас, дорогие наши соседи? Вот и решили приехать сами. Посмотрите, как нам улыбается солнышко! Давайте все вместе улыбнемся ему в ответ. Посмотрите друг на друга, помашите друг другу рукой, улыбнитесь!
Ученик: Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот.
Ученик: Разве любы нам хмурые лица,
Или чья – то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь!
Учитель: Дорогие ребята и учителя, садитесь, пожалуйста, на места в нашем зале. И давайте познакомимся друг с другом по новому, даже если мы уже давно – давно и знакомы.
- Встаньте, пожалуйста, девочки. Посмотрите, какие у нас красивые и нарядные девочки!
- А сейчас встаньте, пожалуйста, мальчики. Посмотрите, какие у нас подтянутые и крепкие мальчики!
- Встаньте, пожалуйста, у кого из вас светлые волосы. А сейчас я попрошу встать ребят с темным цветом волос.
- Поднимите правую руку те ребята, у которых голубой цвет глаз. Ребята с карими глазами поднимите левую руку.
- Похлопайте в ладоши те ребята, у кого в нашем зале есть друзья.
- Как вы думаете, можно ли среди нас найти хотя бы двух одинаковых людей?
- Значит, какие мы все? Правильно, все мы разные, непохожие друг на друга, но у нас есть и общее. Например, вы учитесь в одном классе, живем в одном крае – Самарском, в одном селе – Богдановке, и все мы между собой дружим. Выходит, что мы разные, но дружные. И это очень здорово!
Ученик: Люди на свет рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать,
Нужно терпенье в себе воспитать.
Ученик: Нужно с добром к людям в дом приходить
Дружбу, любовь в своем сердце хранить!
Ученик: Да, наверное, мы разные! Но все при этом равные!
Мы все имеем равные права, смеяться и грустить!
Ученик: Различиями нашими мы будем восхищаться!
Друг другу доброту дарить, и просто улыбаться!
Ученик: Мы разные? Мы равные!
И нет преград для дружбы
Мы дети, просто дети
И сориться не нужно!
Идёт показ слайдов
Учитель: Конечно, не нужно сориться. Во всем мире 16 ноября люди разных национальностей, разного цвета кожи, разного роста и разных увлечений отмечают праздник Международный День Толерантности.
Поднимите руку те из вас, кто слышал это слово? Как вы думаете, что оно обозначает, как вы его понимаете?
Кому – то из вас это слово пока еще не знакомо. Но сегодня мы постараемся все вместе разобраться, что оно означает. Ведь со значением этого слова мы встречаемся ежедневно и даже ежечасно.
Учитель: (Слайд) Международный день Толерантности был учрежден в 1996 году по решению Генеральной ассамблеи ООН. Отмечают его во всех странах мира, только переводится по – разному:
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В испанском оно означает Признание Чужих Мнений;
Во французском – Терпение;
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, расположенность к другим;
В русском – уважение человеческого достоинства, уважение прав других людей.
Учитель: языки разные, объяснения немного отличаются, а смысл один- толерантность – это принятие людей такими, какие они есть, проявлять терпимость, милосердие, уважение.
Ребята, слово никем не придумано, оно произошло от имени конкретного человека, и люди пользуются им уже больше двухсот лет.
История толерантности ( рассказ учителя, слайд )
На рубеже 18 – 19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ищи оптимальные (т.е. удобные для всех) выходы из сложившихся ситуаций.
Символ толерантности – цветок дружбы
Учитель: Ребята, давайте вместе произнесем слово " толерантность", запомним его. Скажите, как можно назвать человека, который обладает способностью терпеть что-то или кого –то, быть стойким, милосердным, умеет прощать, умеет дружить? (правильно, толерантным)
Учитель: Мы с вами живем в одном большом доме – сельском поселении Богдановка, на территории которого живут люди десятков национальностей. Люди у нас приветливые, добрые и красивые. А ученики нашей школы стараются принимать друг друга такими, какие есть, они дружат, поют, танцуют, играют вместе, помогают друг другу.
У каждой национальности есть свои исконно народные игры: у русских – русские народные, у казахов – игры своего народа. Я приглашаю вас, ребята, поиграть всем вместе в игры наших народов, в которые играли еще наши прадедушки и прабабушки. Начинаем с русских народных игр. Первая игра называется " Ремешок". Я объясняю вам сейчас правила этой игры.
Прячу, прячу ремешок
Под калиновый кусток,
А кто зореньку проспит,
Того бить колотить.
Водящий с ремешком ходит за кругом, у детей глаза закрыты.
С последним словом кладёт ремень кому-нибудь за спину.
Тот бежит за водящим, пытаясь догнать и слегка ударить его
Ремешком. Водящий пытается занять место того, кто за ним бегает.
Учитель: вторая игра носит название известного сказочного героя русских народных сказок "Бабка Ёжка". А правила её таковы:
В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ежка Костяная Ножка
С печки упала, Ногу сломала,
А потом и говорит:
- У меня нога болит.
Пошла она на улицу
Раздавила курицу.
Пошла на базар
Раздавила самовар.
Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот и замирает.
Учитель: третья игра всем известные и популярные и в наше время «Горелки». Вспоминаем правила этой игры.
Косой, косой, Не ходи босой,
А ходи обутый, Лапочки закутай,
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут,
Не найдёт тебя медведь.
Выходи, тебе гореть!
Дети, взявшись за руки, идут по кругу. В центре круга стоит водящий.
На голове может быть маска зайца. Как только ребята окончат приговорку, все стоящие в кругу разбегаются. С окончанием музыки все игроки должны найти себе пару. Тот кто не нашел себе пару становится водящим.
Учитель: А теперь пришло время поиграть в национальные игры наших друзей - соседей. У казахских игр свои названия, а вот правила очень похожи на правила русских народных игр. Давайте мы с вам сейчас, ребята, поиграем в эти игры и убедимся, так ли это на самом деле.
Первая игра называется "Бос Орын", что в переводе с казахского означает "Пустое место". Правила игры таковы:
Дети сидят в кругу на полу, скрестив ноги по - казахски. Водящий с плёточкой двигается по кругу. Останавливается возле игрока и кладёт плёточку возле него. При этом повторяет слова:
Здесь тесно, найди себе место!
Игрок берет ремешок и должен быстро догнать водящего, если поймает, то сможет легко ударить его. А водящий должен занять место игрока, тогда водящим становится игрок.
Учитель: вторая национальная казахская игра носит название " Сокыр теке", что переводится как " Слепой козёл". Знакомимся с её правилами и начинаем играть.
Игроки образуют круг. Считалкой выбирают ловишку. Ему плотно завязывают глаза. Находящиеся в кругу игроки прикасаются поочередно к игроку с завязанными глазами, подходят к нему с разных сторон. Ловишка должен угадать, кто его коснулся, назвать имя. Опознанному завязывают глаза, и он сам теперь отгадывает.
Учитель: И переходим к последней игре "Жаяу - тартыс" , в переводе "Силачи". Сейчас узнаем, кто из вас, наши богатыри, сильнее.
Два игрока становятся спиной друг к другу, вешают на плечи веревку, затем эту верёвку пропускают под мышками. Концы этой верёвки должны быть связаны, а узел находиться между игроками. По сигналу игроки одновременно тянут друг друга каждый в свою сторону. Тот окажется самым сильным, кто перетянет соперника за свою отметку.
Учитель: у нас здорово получилось поиграть в игры обоих народов, ведь согласитесь, что не смотря на разные названия, мы легко поняли правила этих игр. Ребята, смотрела , как вы играете и пришла к выводу, что с толерантностью у вас все в порядке. Но знаю я, что не только играть вместе вы умеете отлично, но и танцевать у вас получается прекрасно. Русские и казахские танцы близки и понятны всем участникам наших коллективов. Ребята, которые занимаются в этих коллективах, постоянно принимают участие на концертах в клубах Бгдановки и Аула Казахского, встречаются на различных конкурсах. Сейчас мы в очередной раз посмотрим их яркие выступления. Приглашаем на нашу импровизированную сцену со своим русским народным танцем "Задорная Кадриль" коллектив ребят из богдановской школы "Карамельки". (выступление ребят).
А с ответным номером сейчас выступят ребята казахского коллектива"Еркемай, танец называется "Кара Жорга" (выступление казахского коллектива)
Учитель(Рефлексия мероприятия): Большое спасибо нашим танцорам за прекрасные выступления. А сейчас я попрошу вас, ребята, посмотреть на свою ладошку. Все ли пальчики на ней одинаковые? Нет. Они разные, но всегда помогают друг другу. Так и люди все разные, но помогают друг другу. Давайте и мы с вами сделаем из нашего солнышка символ толерантности и дружбы. Вокруг нашего солнышка уже есть лучики из ладошек наших, взрослых, а вы сейчас возьмите цветную бумагу, обведите на ней свою ладошку и вырежьте ее. Затем наклейте свои ладошки на лист к солнышку. Вот так и получатся у нашего солнышка много – много лучиков доброты, радости, улыбок. (Украшение солнышка)
Учитель: Когда приезжают гости, конечно не обходится без чаепития. Наша встреча сегодня заканчивается чаепитием. Но не обычным. Угощать друг друга мы будем своими национальным вкусностями: русскими блинами и казахскими баурсаками. Всех участников нашего мероприятия мы приглашаем за наш гостеприимный толерантный стол. Приятного всем аппетита! ( В заключении мероприятия все вместе поем песню "Улыбка)
В заключение поем все вместе в песню «Улыбка»