Разработка урока по предмету география
в 7 «а» классе
по теме: «Рельеф суши. Горы».
Учитель высшей квалификационной категории
Гуровская О.В.
Образовательная - разобрать понятия «горы», «горные страны», «долины», «ущелья». Основные типы гор. Научить устанавливать причинно-следственные связи. Продолжить формировать аналитические способности и познавательный интерес учащихся, умение работать с разными источниками информации.
Воспитательная - воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. Прививать любовь к географии и заинтересованность в изучении предмета.
Развивающая - развивать воображение, память, мышление, творческие способности учащихся, умение пользоваться контурными картами.
Оборудование (ТСО): физическая карта мира, картины гор, стихи о горах, презентация, экран, проектор, ноутбук, тетради , учебники, видеофрагмент «Прогулки по горам».
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
Географический диктант со взаимопроверкой.
-Что такое литосфера?
-Что такое вулкан?
-Как называется отверстие, по которому движется лава во время извержения вулкана?
-Что такое гейзер?
-Каково внутреннее строение Земли?
-Что такое карта?
3.Сообщение темы и целей урока.
Просмотр видеоролика о горах. Дети самостоятельно определяют тему урока.(перед просмотром - постановка проблемного вопроса - какова будет тема сегодняшнего урока.)
Запишите тему урока - «Рельеф Земли. Горы» (на доске). Эпиграф к уроку (на доске)
4.Изучение нового материала.
В начальной школе вы изучали предмет «Окружающий мир» и встречались с понятием – «рельеф». Вспомните, пожалуйста – что такое рельеф?
Ребята отвечают: рельеф – это все неровности земной поверхности. (Слайд № 1) Запишите это определение в тетрадь.
Учитель: А вспомните, пожалуйста, какие основные 2 формы рельефа вы знаете?
Ребята отвечают - горы и равнины.
Совершенно верно.
Учитель: Запишите в тетрадь: (слайд № 2)
Так вот наш сегодняшний урок посвящен именно горам. Для каждого человека горы представляются по-разному, но для всех – это предмет восхищения(цитаты):
- внизу не встретишь 10 долю таких чудес,
- сердце готово к вершине бежать из груди,
-весь мир на ладони, ты счастлив и нем, и только немного завидуешь тем, у кого вершины еще впереди(слайд 3)
Как называют людей, которые покоряют вершины гор?(альпинисты, скалолазы)
Иногда у скалолазов, покорителей вершин спрашивают, что же их так тянет в горы, ведь на вершинах даже летом – 20-30 градусов?
На что они отвечают – «Съездите сами хоть раз, тогда поймете».
Трудно не согласиться с высказыванием «Горы – это украшение Земли, стоит на минуту «убрать» мысленным взором горы, как Земля предстанет унылой и скудной, словно с нее сорвали торжественный наряд». (слайд 4.) Цель нашего урока :
познакомиться с понятием «горы»,узнать основные типы гор, выяснить, какое значение имеют горы.
Итак, начнем по - порядку.
Давайте запишем определения гор, которые надо хорошо знать.
Горы – это значительные участки суши, которые высоко поднимаются над уровнем моря и где резкие колебания высот.
Горы - это выпуклая форма земной поверхности с хорошо выраженной вершиной, склоном и подошвой. (слайд № 5)
Нарисуйте, пожалуйста гору и подпишите все ее части.(ученики выполняют задание на листиках)
Лучшие рисунки - на доску.
(слайд № 6)
-А на какую еще форму рельефа похож рисунок - Ребята отвечают, что на холм.
- А в чем отличие горы от холма? – (слайд № 7)
Холм Гора
Относительная высота не более 200м Высота больше 200 м
Сложен осадочными породами Сложен магматическими породами
Вершина округлая Вершина округлая только у старых гор
Склон пологий Склоны разные
-А как вы думаете, можно ли по карте узнать высоту гор? - Ребята отвечают, что можно.
- А как?
Предполагаемые ответы: по шкале высот и отметкам высот.
Работа с картой полушарий и контурными картами.
-Давайте откроем карту полушарий. Скажите, глядя на нее – какой вывод можно сделать о высоте гор?
-Высота гор разная. Давайте разберем типы гор по высоте. Запишите посередине страницы:
Классификация гор по высоте (слайд № 8)
Высокие Средние Низкие
Более 2000м 1000-2000 До 1000м
Гималаи – «жилище снегов, богов» Урал
Анды – «медные» Крым Скандинавские
Памир – «крыша мира» Саяны
Кавказ - «танцуй, играй» Карпаты
Назовите, самые высокие горы мира.
- Гималаи
- Анды
- Памир
- Кавказ
Показ на карте.
Самая высокая в мире - Эверест = Джомолунгма= «мать богов» = 8848м . Запишите в тетрадь. Посмотрите фото.
(слайд № 9)
Самая высокая вершина в России - Эльбрус = «высокая гора», «сверкающий, блестящий», «железный»= 5642 м. Запишите и посмотрите фото.
(слайд № 10)
Физминутка.
5.Закрепление нового материала.
Горам посвящено много стихов.
(слайд № 11)
Лермонтов:
Вдали я видел сквозь туман
В снегах, горящих как алмаз
Седой, незыблимый, Кавказ
И было сердцу моему
Легко, не знаю, почему
Радкевич :
В каждой сосенке сердцем узнан,
Расскажи мне, седой Урал,
Где, в какой богатырской кузне
Ты природу свою ковал?
Скажите, ребята, а кто прав – Лермонтов или Радкевич? Они оба называют в своих стихах горы седыми -1 –Кавказ. 2-Урал. Кто прав?
Ребята рассуждают, приходят к мнению, что Урал – старше.
- О чем это говорит? - Что горы различаются не только по высоте, но и по возрасту.
-Запишем.
-Работа с учебником.
Классификация гор по возрасту
(слайд № 13)
-Давайте разберем, чем отличаются старые и молодые горы. Откройте учебник - рис. 35-36 стр. 54- 55. Давайте ответим на вопросы таблицы, которая у вас на столах глядя на эти рисунки.
Признаки/типы Старые Молодые
Высота низкие вершины округлые высокие острые
склоны пологие крутые
Есть снег нет снега покрыты снегом
Есть лес все покрыты лесом лес только внизу
Есть вулканы нет есть
- Горы редко бывают одиночные. Они образуют горные страны. Давайте запишем определение
«Горные страны – это чередование гор и межгорных понижений (долин)».
(слайд № 13)
(слайд № 14)
-Глубокие, узкие долины с крутыми склонами - каньоны, ущелья.
(слайд № 15)
Лермонтов :
Тесно и душно
В диком ущелье
Солнце не светит
Небо чуть видно
(слайд № 16)
-Мы с вами познакомились с понятием «горы», их типами, давайте разберем – а какое значение имеют горы?
(слайд № 17)
-Добыча полезных ископаемых
-Горнолыжные курорты
-Строительство ГЭС на горных реках
-Пастбища для овец
-Источник вдохновения для поэтов, художников
-Священные территории
(слайд № 18-19)
6.Итог урока.
Итак, мы с вами узнали сегодня много нового о горах. Какие выводы можно сделать по теме урока?
-Горы - основная форма рельефа.
-Горы – разнообразны.
-Горы имеют большое значение
-Скажите - а что такое «горы»?
-Какие бывают горы по высоте? Приведите примеры, покажите на карте.
-Какие по возрасту?
-Как бы вы оценили свою работу на уроке?
-Если вы поняли материал урока - дорисуйте смайликам улыбку, если нет - пусть смайлик будет грустным. (Смайлики раздаются учащимся)
7.Выставление оценок, домашнее задание-параграф 20, вопрос в учебнике №5, закончить работу в контурных картах.