«Осенний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока географии в 7 классе

Конспект урока географии в 7 "А" классе

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки





Разработка урока по предмету география

в 7 «а» классе

по теме: «Рельеф суши. Горы».



Учитель высшей квалификационной категории

Гуровская О.В.

  1. Образовательная - разобрать понятия «горы», «горные страны», «долины», «ущелья». Основные типы гор. Научить устанавливать причинно-следственные связи. Продолжить формировать аналитические способности и познавательный интерес учащихся, умение работать с разными источниками информации.

  2. Воспитательная - воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. Прививать любовь к географии и заинтересованность в изучении предмета.

  3. Развивающая - развивать воображение, память, мышление, творческие способности учащихся, умение пользоваться контурными картами.

Оборудование (ТСО): физическая карта мира, картины гор, стихи о горах, презентация, экран, проектор, ноутбук, тетради , учебники, видеофрагмент «Прогулки по горам».

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.



Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

Географический диктант со взаимопроверкой.



-Что такое литосфера?

-Что такое вулкан?

-Как называется отверстие, по которому движется лава во время извержения вулкана?

-Что такое гейзер?

-Каково внутреннее строение Земли?

-Что такое карта?





3.Сообщение темы и целей урока.

Просмотр видеоролика о горах. Дети самостоятельно определяют тему урока.(перед просмотром - постановка проблемного вопроса - какова будет тема сегодняшнего урока.)

Запишите тему урока - «Рельеф Земли. Горы» (на доске). Эпиграф к уроку (на доске)

4.Изучение нового материала.

В начальной школе вы изучали предмет «Окружающий мир» и встречались с понятием – «рельеф». Вспомните, пожалуйста – что такое рельеф?

Ребята отвечают: рельеф – это все неровности земной поверхности. (Слайд № 1) Запишите это определение в тетрадь.

Учитель: А вспомните, пожалуйста, какие основные 2 формы рельефа вы знаете?

Ребята отвечают - горы и равнины.

Совершенно верно.

Учитель: Запишите в тетрадь: (слайд № 2)

Так вот наш сегодняшний урок посвящен именно горам. Для каждого человека горы представляются по-разному, но для всех – это предмет восхищения(цитаты):

- внизу не встретишь 10 долю таких чудес,

- сердце готово к вершине бежать из груди,

-весь мир на ладони, ты счастлив и нем, и только немного завидуешь тем, у кого вершины еще впереди(слайд 3)

Как называют людей, которые покоряют вершины гор?(альпинисты, скалолазы)

Иногда у скалолазов, покорителей вершин спрашивают, что же их так тянет в горы, ведь на вершинах даже летом – 20-30 градусов?

На что они отвечают – «Съездите сами хоть раз, тогда поймете».

Трудно не согласиться с высказыванием «Горы – это украшение Земли, стоит на минуту «убрать» мысленным взором горы, как Земля предстанет унылой и скудной, словно с нее сорвали торжественный наряд». (слайд 4.) Цель нашего урока :

познакомиться с понятием «горы»,узнать основные типы гор, выяснить, какое значение имеют горы.

Итак, начнем по - порядку.

Давайте запишем определения гор, которые надо хорошо знать.

Горы – это значительные участки суши, которые высоко поднимаются над уровнем моря и где резкие колебания высот.

Горы - это выпуклая форма земной поверхности с хорошо выраженной вершиной, склоном и подошвой. (слайд № 5)

Нарисуйте, пожалуйста гору и подпишите все ее части.(ученики выполняют задание на листиках)

Лучшие рисунки - на доску.

(слайд № 6)

-А на какую еще форму рельефа похож рисунок - Ребята отвечают, что на холм.

- А в чем отличие горы от холма? – (слайд № 7)



Холм Гора

Относительная высота не более 200м Высота больше 200 м

Сложен осадочными породами Сложен магматическими породами

Вершина округлая Вершина округлая только у старых гор

Склон пологий Склоны разные



-А как вы думаете, можно ли по карте узнать высоту гор? - Ребята отвечают, что можно.

- А как?

Предполагаемые ответы: по шкале высот и отметкам высот.

Работа с картой полушарий и контурными картами.

-Давайте откроем карту полушарий. Скажите, глядя на нее – какой вывод можно сделать о высоте гор?

-Высота гор разная. Давайте разберем типы гор по высоте. Запишите посередине страницы:





Классификация гор по высоте (слайд № 8)



Высокие Средние  Низкие

Более 2000м 1000-2000 До 1000м



Гималаи – «жилище снегов, богов» Урал

Анды – «медные» Крым Скандинавские

Памир – «крыша мира» Саяны

Кавказ - «танцуй, играй» Карпаты

Назовите, самые высокие горы мира.

- Гималаи

- Анды

- Памир

- Кавказ

Показ на карте.

Самая высокая в мире - Эверест = Джомолунгма= «мать богов» = 8848м . Запишите в тетрадь. Посмотрите фото.

(слайд № 9)

Самая высокая вершина в России - Эльбрус = «высокая гора», «сверкающий, блестящий», «железный»= 5642 м. Запишите и посмотрите фото.

(слайд № 10)

Физминутка.

5.Закрепление нового материала.

Горам посвящено много стихов.

 (слайд № 11)



Лермонтов:



Вдали я видел сквозь туман

В снегах, горящих как алмаз

Седой, незыблимый, Кавказ

И было сердцу моему

Легко, не знаю, почему



Радкевич :



В каждой сосенке сердцем узнан,

Расскажи мне, седой Урал,

Где, в какой богатырской кузне

Ты природу свою ковал?



Скажите, ребята, а кто прав – Лермонтов или Радкевич? Они оба называют в своих стихах горы седыми -1 –Кавказ. 2-Урал. Кто прав?

Ребята рассуждают, приходят к мнению, что Урал – старше.

- О чем это говорит? - Что горы различаются не только по высоте, но и по возрасту.

-Запишем.

-Работа с учебником.

Классификация гор по возрасту

(слайд № 13)

-Давайте разберем, чем отличаются старые и молодые горы. Откройте учебник - рис. 35-36 стр. 54- 55. Давайте ответим на вопросы таблицы, которая у вас на столах глядя на эти рисунки.

Признаки/типы Старые  Молодые

Высота низкие вершины округлые высокие острые

склоны пологие крутые

Есть снег нет снега покрыты снегом

Есть лес все покрыты лесом лес только внизу

Есть вулканы нет есть



- Горы редко бывают одиночные. Они образуют горные страны. Давайте запишем определение

«Горные страны – это чередование гор и межгорных понижений (долин)».

 (слайд № 13)

(слайд № 14)

-Глубокие, узкие долины с крутыми склонами - каньоны, ущелья.

(слайд № 15)

Лермонтов :

Тесно и душно

В диком ущелье

Солнце не светит

Небо чуть видно

(слайд № 16)

-Мы с вами познакомились с понятием «горы», их типами, давайте разберем – а какое значение имеют горы?

(слайд № 17)

-Добыча полезных ископаемых

-Горнолыжные курорты

-Строительство ГЭС на горных реках

-Пастбища для овец

-Источник вдохновения для поэтов, художников

-Священные территории

(слайд № 18-19)



6.Итог урока.

Итак, мы с вами узнали сегодня много нового о горах. Какие выводы можно сделать по теме урока?

-Горы - основная форма рельефа.

-Горы – разнообразны.

-Горы имеют большое значение

-Скажите - а что такое «горы»?

-Какие бывают горы по высоте? Приведите примеры, покажите на карте.

-Какие по возрасту?

-Как бы вы оценили свою работу на уроке?

-Если вы поняли материал урока - дорисуйте смайликам улыбку, если нет - пусть смайлик будет грустным. (Смайлики раздаются учащимся)

7.Выставление оценок, домашнее задание-параграф 20, вопрос в учебнике №5, закончить работу в контурных картах.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее