Конспект урока по географии, 5 класс
Раздел: Население Земли
Тема урока: Человеческие расы
Учитель географии МБОУСОШ №2г. Константиновска, Ростовской области, Маковеева Любовь Борисовна
Цель урока:
Сформировать представления о расах, их внешних различиях.
Задачи урока:
Образовательные
1. Добиться усвоения учащимися понимания влияния условий окружающей среды на человечество.
2. Обеспечить усвоение учащимися основных различий между расами людей.
Воспитательные:
1. Укреплять чувство коллективизма и ответственности учащихся, навыки работы в группе
2. Формировать толерантность по отношению к представителям всех рас
Развивающие
1. Способствовать развитию навыков работы с таблицами, географическими картами, фотопортретами
2.Учиться высказывать свою точку зрения на поставленную проблему
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: компьютер, проектор, учебник «Начальный курс географии 5 класс», наглядное пособие «Расы», рабочие листы, тесты, презентация «Человеческие расы »
Подготовка к уроку:
Деление на группы – по цветным жетонам (красный цвет, синий, жёлтый)
Распределение ролей в группе: климатолог, биолог, эксперт по фотопортретам, лаборант
Ход урока:
I Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Меня зовут……
- Сегодня на уроке географии мы продолжим с вами путешествие …(пауза) А вот, куда мы отправимся в путешествие, мне бы хотелось, чтобы вы определили сами, прослушав стихотворение.
Огромной нашу Землю Бог создал:
Раскрасил небо, лес, цветы и выступ горный.
А людям – щедро кожи цвет раздал
Тем – белый, этим - желтый, красный, черный…
Чтение стихотворения и демонстрация слайдов №1-№10 (Учащиеся: наша Земля очень большая, её населяют различные народы, каждый народ имеет свои традиции, обычаи)
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока
- «Человеческие расы»
- Что вам помогло определить тему урока?
II Объявление темы урока (слайд №11) цели
- Сегодня на уроке мы познакомимся с различными расами, узнаем их основные отличия, какую роль оказали условия на формирование рас.
III Актуализация знаний
- Как вы думаете, почему учёные разделили всех людей на разные расы? (Люди не одинаковы по внешнему виду-цвету кожи, волос, разрезу глаз, по форме черепа, лица)
- Действительно – люди не одинаковы по внешнему виду. Все эти различия появились давно, когда на земле ещё было мало населения.
- Цвет кожи и другие внешние признаки, которыми одна группа людей отличается от другой, называют расовыми признаками (слайд №12). Расовые признаки передаются из поколения в поколение, от родителей к их детям.
- Попробуйте сформулировать сами понятие, что такое раса? слайд №13
Расы – группы людей со сходными расовыми признаками (цвет кожи и волос, формы головы, строение лица и др.) Как появился сам термин «раса», точно не установлено. Возможно от арабского слова «рас» - голова, начало, корень. А может от итальянского «раса» - племя.
IV Постановка проблемы
Учитель: Как вы объясните, что представители разных рас имеют существенные различия во внешнем облике? Что же способствовало формированию рас?
Учащиеся: природные условия влияют на расовые различия (слайд14 )
Учитель: Расы начали формироваться 30-40 тыс. лет назад. К этому времени человек заселил все материки. Отдельные группы людей, находясь в очень разных природных условиях, приобретали отличия во внешнем облике и другие биологические особенности. Философы пытались установить связь природы и человека. Известный английский историк Тойнби создал теорию вызова и ответа: «Природа бросает человеку вызов, а человек – приспосабливается к изменяющимся условиям»
- А как вы думаете, природные факторы, каких континентов способствовали формированию разных рас?
Учащиеся: показывают материки и определяют природные факторы
- А кто из вас знает, на какие расы разделились люди на Земле? (Объяснение нового материала по таблице рас) (слайд № 15) рассказ о смешанных расах
- Как вы думаете, одинаковое соотношение рас на планете? (слайд №16)
V Работа в группах (составление мини-проектов) – (на листе А3 с заготовками)
- Ребята, сейчас мы с вами будем работать в группах – составлять проект по определению главных отличий каждой расы.
Ребята, сидящие за столом с красной карточкой, составляют портрет представителя негроидной расы. Ребята, сидящие за столом с желтой карточкой, составляют портрет представителя монголоидной расы. Ребята, сидящие за столом, с синей карточкой, составляют портрет представителя европеоидной расы, а за столом с зеленой – австралоидной.
- Свою работу вы будете оформлять на проектном листе (листы прикреплены на доску)
Обратите внимание, что у каждого на карточке определена роль, её вам предстоит выполнять. На экране есть объяснение вашим обязанностям, прочитайте самостоятельно (слайд № 17)
Задание нужно выполнять быстро, так как мы с вами будет соревноваться и в грамотности ответов, и в быстроте.
1.Задание
Вам предстоит научно обосновать и определить внешние признаки представителей расы, для этого необходимо заполнить таблицу «Расы Земли», используя текст из конверта № 1 и учебник. Каждый член группы выделяет для себя главные признаки. Консультанты группы – биологи заполняют таблицу, вклеивают её в проектный лист. На эту работу отводится 2 минуты. Выступление биологов. Группа проверяет по таблице (слайд №18)
2.Задание.
Вам предстоит определить, какие природные условия повлияли на формирование расы, с которой вам предстоит поработать? В каждой группе климатологи определяют природные условия для своей расы, фотографию местности наклеивают на проектный лист (конверт № 2) выступление климатологов
3.Задание
Потом вам предстоит составить фотопортреты представителей определенной расы. Координируют работу группы – эксперты по фотопортретам, они же составляют соответствующий фотопортрет, раскрашивают в нужный цвет и вклеивают его в проектный лист, (защита фотопортретов)
- Эти мини проекты можно использовать как наглядное пособие на уроках окружающего мира.
Проверка (контроль) полученных знаний (в течение 1 мин.)
- Насколько вы были внимательны, как поняли объяснение ребят из других групп, мы проверим, решив тест. Вам необходимо установить соответствие (слайд № 19). Достаньте лист для тестов из конверта № 3
- Теперь проверим правильность решения тестов (самопроверка).
VI Заключительная часть
Учитель: Мы с вами жители самой большой в мире страны – России. К какой из рассмотренных нами рас вы себя отнесете? Проживают ли в России представители других рас, где?
- В 18 веке сформировалась идеология «расизма», которая предполагала, деление на «высшие» и «низшие расы»? Считаете ли вы это предположение справедливым? Почему? (Все люди между собой равны, независимо от внешних признаков).
- Важно помнить, что психические, интеллектуальные, нравственные черты личности зависят не от расы или национальности, а от воспитания, образования, целеустремленности, воли и усердия, а также от состояния здоровья каждого человека. В мире нет плохих и хороших рас. Есть плохие и хорошие люди.
- Как должны относиться люди друг к другу в нашем многонациональном мире? (уважительно, по-доброму, терпимо) Такое отношения между людьми разных рас, национальностей, вероисповеданий имеет научный термин – толерантность - (слайд № 20)
Приведите примеры толерантного отношения: учеба, обмен опытом, интернациональные браки, праздники и др.
VI Итог урока
Рефлексия
- Выберете одно утверждение и продолжите его…(слайд №21)
Задания группе 1
Прочитайте текст и учебник на стр. 157
Сообща заполните таблицу (используйте слова для справки)
Их кожа стала светлой, так как не нуждалась в большом количестве пигмента, защищающего от ультрафиолетовых лучей. Нос жителей холодных регионов узкий и сильно выступающий. Такой нос замедляет вдыхание холодного воздуха и согревает его. Светлокожие, светловолосые и светлоглазые северные европеоиды гораздо хуже, чем представители других рас переносят прямые солнечные лучи. Особенно страдают от них рыжеволосые люди, так как в их коже не образуется меланин, отвечающий за загар.
Решите проблему:
- Назовите способы защиты светлокожих людей от прямых солнечных лучей?
Слова для справки
Цвет кожи: светлый, смуглый, темный, желтоватый
Волосы: светлые, темные, черные, прямые, волнистые, курчавые
Нос: широкий, узкий, плоский
Глаза: узкие, нормальные
Губы: толстые, тонкие
Лицо: скуластое, овальное
Районы проживания: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Африка, Азия.
_______________________________________________________________________
Задания группе 1
Прочитайте текст и учебник на стр. 157
Сообща заполните таблицу (используйте слова для справки)
Их кожа стала светлой, так как не нуждалась в большом количестве пигмента, защищающего от ультрафиолетовых лучей. Нос жителей холодных регионов узкий и сильно выступающий. Такой нос замедляет вдыхание холодного воздуха и согревает его. Светлокожие, светловолосые и светлоглазые северные европеоиды гораздо хуже, чем представители других рас переносят прямые солнечные лучи. Особенно страдают от них рыжеволосые люди, так как в их коже не образуется меланин, отвечающий за загар.
Решите проблему:
- Назовите способы защиты светлокожих людей от прямых солнечных лучей?
Слова для справки
Цвет кожи: светлый, смуглый, темный, желтоватый
Волосы: светлые, темные, черные, прямые, волнистые, курчавые
Нос: широкий, узкий, плоский
Глаза: узкие, нормальные
Губы: толстые, тонкие
Лицо: скуластое, овальное
Районы проживания: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Африка, Азия.
Задания группе 2
Прочитайте текст и учебник на стр. 157
Сообща заполните таблицу (используйте слова для справки)
Особенности людей негроидной расы складывались под влиянием жаркого и влажного климата, сильной солнечной радиации. Известно, что представители негроидной расы могут подолгу находиться под палящими лучами тропического солнца без головных уборов и почти без одежды. От вредного воздействия солнечных лучей их предохраняет темная кожа и курчавые волосы, образующие на голове защитную «шапку». Большие ноздри и широкий нос нужны для циркуляции воздуха.
Решите проблему:
- Как представители негроидной расы приспособились к условиям жаркого климата?
Слова для справки
Цвет кожи: светлый, смуглый, темный, желтоватый
Волосы: светлые, темные, черные, прямые, волнистые, курчавые
Нос: широкий, узкий, плоский
Глаза: узкие, нормальные
Губы: толстые, тонкие
Лицо: скуластое, овальное
Районы проживания: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Африка, Азия.
______________________________________________________________
Задания группе 2
Прочитайте текст и учебник на стр. 157
Сообща заполните таблицу (используйте слова для справки)
Особенности людей негроидной расы складывались под влиянием жаркого и влажного климата, сильной солнечной радиации. Известно, что представители негроидной расы могут подолгу находиться под палящими лучами тропического солнца без головных уборов и почти без одежды. От вредного воздействия солнечных лучей их предохраняет темная кожа и курчавые волосы, образующие на голове защитную «шапку». Большие ноздри и широкий нос нужны для циркуляции воздуха.
Решите проблему:
- Как представители негроидной расы приспособились к условиям жаркого климата?
Слова для справки
Цвет кожи: светлый, смуглый, темный, желтоватый
Волосы: светлые, темные, черные, прямые, волнистые, курчавые
Нос: широкий, узкий, плоский
Глаза: узкие, нормальные
Губы: толстые, тонкие
Лицо: скуластое, овальное
Районы проживания: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Африка, Азия.
Задания группе 3
Прочитайте текст и учебник на стр. 157
Сообща заполните таблицу (используйте слова для справки)
У монголоидов, формировавшихся в степях и полупустынях Центральной Азии с сухим климатом, сильными ветрами и пыльными бурями, роль приспособления играли кожная складка, прикрывающая слезный бугорок во внутреннем уголке глаза, и развитая складка верхнего века, защищающая глаза от ветра и пыли. Поэтому монголоиды лучше переносят резко-континентальный климат.
Решите проблему:
- Почему представители монголоидной расы редко страдают воспалительными процессами глаз?
Слова для справки
Цвет кожи: светлый, смуглый, темный, желтоватый
Волосы: светлые, темные, черные, прямые, волнистые, курчавые
Нос: широкий, узкий, плоский
Глаза: узкие, нормальные
Губы: толстые, тонкие
Лицо: скуластое, овальное
Районы проживания: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Африка, Азия.
______________________________________________________________________
Задания группе 3
Прочитайте текст и учебник на стр. 157
Сообща заполните таблицу (используйте слова для справки)
У монголоидов, формировавшихся в степях и полупустынях Центральной Азии с сухим климатом, сильными ветрами и пыльными бурями, роль приспособления играли кожная складка, прикрывающая слезный бугорок во внутреннем уголке глаза, и развитая складка верхнего века, защищающая глаза от ветра и пыли. Поэтому монголоиды лучше переносят резко-континентальный климат.
Решите проблему:
- Почему представители монголоидной расы редко страдают воспалительными процессами глаз?
Слова для справки
Цвет кожи: светлый, смуглый, темный, желтоватый
Волосы: светлые, темные, черные, прямые, волнистые, курчавые
Нос: широкий, узкий, плоский
Глаза: узкие, нормальные
Губы: толстые, тонкие
Лицо: скуластое, овальное
Районы проживания: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Африка, Азия.
Задания группе 4
Прочитайте текст, сообща заполните таблицу (используйте слова для справок)
Коренное население Австралии – аборигены, относятся к негроидно – австралоидной расе и имеют темно – коричневый цвет кожи, волнистые чёрные волосы, широкий нос, сильно выступающие надбровья. Ученые предполагают, что они попали в Австралию из Юго-Восточной Азии. Основное занятие абориген охота, собирательство. И в настоящее время они ведут бродячий образ жизни, хорошо ориентируются в природе.
Решите проблему: - Как представители австралоидной расы приспособились к условиям жаркого климата?
Слова для справки
Цвет кожи: светлый, смуглый, темный, желтоватый
Волосы: светлые, темные, черные, прямые, волнистые, курчавые
Нос: широкий, узкий, плоский
Глаза: узкие, нормальные
Губы: толстые, тонкие
Лицо: скуластое, овальное
Районы проживания: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Африка, Азия.
Задания группе 4
1.Прочитайте текст, сообща заполните таблицу (используйте слова для справок)
Коренное население Австралии – аборигены, относятся к негроидно – австралоидной расе и имеют темно – коричневый цвет кожи, волнистые чёрные волосы, широкий нос, сильно выступающие надбровья. Ученые предполагают, что они попали в Австралию из Юго-Восточной Азии. Основное занятие абориген охота, собирательство. И в настоящее время они ведут бродячий образ жизни, хорошо ориентируются в природе.
Решите проблему: - Как представители австралоидной расы приспособились к условиям жаркого климата?
Слова для справки
Цвет кожи: светлый, смуглый, темный, желтоватый
Волосы: светлые, темные, черные, прямые, волнистые, курчавые
Нос: широкий, узкий, плоский
Глаза: узкие, нормальные
Губы: толстые, тонкие
Лицо: скуластое, овальное
Районы проживания: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Африка, Азия.
ТАБЛИЦА «РАСЫ ЗЕМЛИ»
Раса | Цвет кожи | Волосы | Другие внешние признаки | Районы проживания |
Монголоидная |
|
|
|
|
__________________________________________________________________
ТАБЛИЦА «РАСЫ ЗЕМЛИ»
Раса | Цвет кожи | Волосы | Другие внешние признаки | Районы проживания |
Европеоидная | | | | |
ТАБЛИЦА «РАСЫ ЗЕМЛИ»
Раса | Цвет кожи | Волосы | Другие внешние признаки | Районы проживания |
Негроидная | | | | |
ТАБЛИЦА «РАСЫ ЗЕМЛИ»
Раса | Цвет кожи | Волосы | Другие внешние признаки | Районы проживания |
Австралоидная | | | | |
| Ответ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | |
| Ответ |
| Ответ | |||||||||||||||||||||
1 | | |||||||||||||||||||||
2 | | |||||||||||||||||||||
3 | | |||||||||||||||||||||
4 | | |||||||||||||||||||||
5 | | |||||||||||||||||||||
6 | | |||||||||||||||||||||
7 | | |||||||||||||||||||||
8 | | |||||||||||||||||||||
9 | | |||||||||||||||||||||
10 | |
| Ответ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | |
| Ответ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | |
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
| Ответ | |||||||||||||||||||||||
1 | | |||||||||||||||||||||||
2 | | |||||||||||||||||||||||
3 | | |||||||||||||||||||||||
4 | | |||||||||||||||||||||||
5 | | |||||||||||||||||||||||
6 | | |||||||||||||||||||||||
7 | | |||||||||||||||||||||||
8 | | |||||||||||||||||||||||
9 | | |||||||||||||||||||||||
10 | |
№ | Ответ |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
| Ответ | |||||||||||||||||||||||
1 | | |||||||||||||||||||||||
2 | | |||||||||||||||||||||||
3 | | |||||||||||||||||||||||
4 | | |||||||||||||||||||||||
5 | | |||||||||||||||||||||||
6 | | |||||||||||||||||||||||
7 | | |||||||||||||||||||||||
8 | | |||||||||||||||||||||||
9 | | |||||||||||||||||||||||
10 | |
№ | Ответ |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
| Ответ | |||||||||||||||||||||||
1 | | |||||||||||||||||||||||
2 | | |||||||||||||||||||||||
3 | | |||||||||||||||||||||||
4 | | |||||||||||||||||||||||
5 | | |||||||||||||||||||||||
6 | | |||||||||||||||||||||||
7 | | |||||||||||||||||||||||
8 | | |||||||||||||||||||||||
9 | | |||||||||||||||||||||||
10 | |
№ | Ответ |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|