Урок " Население Земли"

Конспект урока по географии, 5 класс

Раздел: Население Земли

Тема урока: Человеческие расы

Учитель географии МБОУСОШ №2г. Константиновска, Ростовской области, Маковеева Любовь Борисовна

Цель урока:

Сформировать представления о расах, их внешних различиях.

Задачи урока:

Образовательные

1. Добиться усвоения учащимися понимания влияния условий окружающей среды на человечество.

2. Обеспечить усвоение учащимися основных различий между расами людей.

Воспитательные:

1. Укреплять чувство коллективизма и ответственности учащихся, навыки работы в группе

2. Формировать толерантность по отношению к представителям всех рас

Развивающие

1. Способствовать развитию навыков работы с таблицами, географическими картами, фотопортретами

2.Учиться высказывать свою точку зрения на поставленную проблему

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: компьютер, проектор, учебник «Начальный курс географии 5 класс», наглядное пособие «Расы», рабочие листы, тесты, презентация «Человеческие расы »

Подготовка к уроку:

Деление на группы – по цветным жетонам (красный цвет, синий, жёлтый)

Распределение ролей в группе: климатолог, биолог, эксперт по фотопортретам, лаборант

Ход урока:

I Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Меня зовут……

- Сегодня на уроке географии мы продолжим с вами путешествие …(пауза) А вот, куда мы отправимся в путешествие, мне бы хотелось, чтобы вы определили сами, прослушав стихотворение.

Огромной нашу Землю Бог создал:

Раскрасил небо, лес, цветы и выступ горный.

А людям – щедро кожи цвет раздал

Тем – белый, этим - желтый, красный, черный…

Чтение стихотворения и демонстрация слайдов №1-№10 (Учащиеся: наша Земля очень большая, её населяют различные народы, каждый народ имеет свои традиции, обычаи)

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока

- «Человеческие расы»

- Что вам помогло определить тему урока?

II Объявление темы урока (слайд №11) цели

- Сегодня на уроке мы познакомимся с различными расами, узнаем их основные отличия, какую роль оказали условия на формирование рас.

III Актуализация знаний

- Как вы думаете, почему учёные разделили всех людей на разные расы? (Люди не одинаковы по внешнему виду-цвету кожи, волос, разрезу глаз, по форме черепа, лица)

- Действительно – люди не одинаковы по внешнему виду. Все эти различия появились давно, когда на земле ещё было мало населения.

- Цвет кожи и другие внешние признаки, которыми одна группа людей отличается от другой, называют расовыми признаками (слайд №12). Расовые признаки передаются из поколения в поколение, от родителей к их детям.

- Попробуйте сформулировать сами понятие, что такое раса? слайд №13

Расы – группы людей со сходными расовыми признаками (цвет кожи и волос, формы головы, строение лица и др.) Как появился сам термин «раса», точно не установлено. Возможно от арабского слова «рас» - голова, начало, корень. А может от итальянского «раса» - племя.

IV Постановка проблемы

Учитель: Как вы объясните, что представители разных рас имеют существенные различия во внешнем облике? Что же способствовало формированию рас?

Учащиеся: природные условия влияют на расовые различия (слайд14 )

Учитель: Расы начали формироваться 30-40 тыс. лет назад. К этому времени человек заселил все материки. Отдельные группы людей, находясь в очень разных природных условиях, приобретали отличия во внешнем облике и другие биологические особенности. Философы пытались установить связь природы и человека. Известный английский историк Тойнби создал теорию вызова и ответа: «Природа бросает человеку вызов, а человек – приспосабливается к изменяющимся условиям»

- А как вы думаете, природные факторы, каких континентов способствовали формированию разных рас?

Учащиеся: показывают материки и определяют природные факторы

- А кто из вас знает, на какие расы разделились люди на Земле? (Объяснение нового материала по таблице рас) (слайд № 15) рассказ о смешанных расах

- Как вы думаете, одинаковое соотношение рас на планете? (слайд №16)

V Работа в группах (составление мини-проектов) – (на листе А3 с заготовками)

- Ребята, сейчас мы с вами будем работать в группах – составлять проект по определению главных отличий каждой расы.

Ребята, сидящие за столом с красной карточкой, составляют портрет представителя негроидной расы. Ребята, сидящие за столом с желтой карточкой, составляют портрет представителя монголоидной расы. Ребята, сидящие за столом, с синей карточкой, составляют портрет представителя европеоидной расы, а за столом с зеленой – австралоидной.

- Свою работу вы будете оформлять на проектном листе (листы прикреплены на доску)

Обратите внимание, что у каждого на карточке определена роль, её вам предстоит выполнять. На экране есть объяснение вашим обязанностям, прочитайте самостоятельно (слайд № 17)

Задание нужно выполнять быстро, так как мы с вами будет соревноваться и в грамотности ответов, и в быстроте.

1.Задание

Вам предстоит научно обосновать и определить внешние признаки представителей расы, для этого необходимо заполнить таблицу «Расы Земли», используя текст из конверта № 1 и учебник. Каждый член группы выделяет для себя главные признаки. Консультанты группы – биологи заполняют таблицу, вклеивают её в проектный лист. На эту работу отводится 2 минуты. Выступление биологов. Группа проверяет по таблице (слайд №18)

2.Задание.

Вам предстоит определить, какие природные условия повлияли на формирование расы, с которой вам предстоит поработать? В каждой группе климатологи определяют природные условия для своей расы, фотографию местности наклеивают на проектный лист (конверт № 2) выступление климатологов

3.Задание

Потом вам предстоит составить фотопортреты представителей определенной расы. Координируют работу группы – эксперты по фотопортретам, они же составляют соответствующий фотопортрет, раскрашивают в нужный цвет и вклеивают его в проектный лист, (защита фотопортретов)

- Эти мини проекты можно использовать как наглядное пособие на уроках окружающего мира.

Проверка (контроль) полученных знаний (в течение 1 мин.)

- Насколько вы были внимательны, как поняли объяснение ребят из других групп, мы проверим, решив тест. Вам необходимо установить соответствие (слайд № 19). Достаньте лист для тестов из конверта № 3

- Теперь проверим правильность решения тестов (самопроверка).

VI Заключительная часть

Учитель: Мы с вами жители самой большой в мире страны – России. К какой из рассмотренных нами рас вы себя отнесете? Проживают ли в России представители других рас, где?

- В 18 веке сформировалась идеология «расизма», которая предполагала, деление на «высшие» и «низшие расы»? Считаете ли вы это предположение справедливым? Почему? (Все люди между собой равны, независимо от внешних признаков).

- Важно помнить, что психические, интеллектуальные, нравственные черты личности зависят не от расы или национальности, а от воспитания, образования, целеустремленности, воли и усердия, а также от состояния здоровья каждого человека. В мире нет плохих и хороших рас. Есть плохие и хорошие люди.

- Как должны относиться люди друг к другу в нашем многонациональном мире? (уважительно, по-доброму, терпимо) Такое отношения между людьми разных рас, национальностей, вероисповеданий имеет научный термин – толерантность - (слайд № 20)

Приведите примеры толерантного отношения: учеба, обмен опытом, интернациональные браки, праздники и др.

VI Итог урока

Рефлексия

- Выберете одно утверждение и продолжите его…(слайд №21)

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект урока по географии, 5 класс

Раздел: Население Земли

Тема урока: Человеческие расы

Учитель географии МБОУСОШ №2г. Константиновска, Ростовской области, Маковеева Любовь Борисовна

Цель урока:


Сформировать представления о расах, их внешних различиях.


Задачи урока:


Образовательные

1. Добиться усвоения учащимися понимания влияния условий окружающей среды на человечество.

2.  Обеспечить усвоение учащимися основных различий между расами людей.


Воспитательные:

1. Укреплять чувство коллективизма и ответственности учащихся, навыки работы в группе

2. Формировать толерантность по отношению к представителям всех рас

Развивающие

1.  Способствовать развитию навыков работы с таблицами, географическими картами, фотопортретами

2.Учиться высказывать свою точку зрения на поставленную проблему 

 

Тип урока: изучение нового материала

 

Оборудование: компьютер, проектор, учебник «Начальный курс географии 5 класс», наглядное пособие «Расы», рабочие листы, тесты, презентация «Человеческие расы »


Подготовка к уроку:

Деление на группы – по цветным жетонам (красный цвет, синий, жёлтый)

Распределение ролей в группе: климатолог, биолог, эксперт по фотопортретам, лаборант














Ход урока:


I Организационный момент.

Вступительное слово учителя:

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке. Меня зовут……

- Сегодня на уроке географии мы продолжим с вами путешествие …(пауза) А вот, куда мы отправимся в путешествие, мне бы хотелось, чтобы вы определили сами, прослушав стихотворение.

Огромной нашу Землю Бог создал:

Раскрасил небо, лес, цветы и выступ горный.

А людям – щедро кожи цвет раздал

Тем – белый, этим - желтый, красный, черный…

Чтение стихотворения и демонстрация слайдов №1-№10 (Учащиеся: наша Земля очень большая, её населяют различные народы, каждый народ имеет свои традиции, обычаи)

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока

- «Человеческие расы»

- Что вам помогло определить тему урока?


II Объявление темы урока (слайд №11) цели

- Сегодня на уроке мы познакомимся с различными расами, узнаем их основные отличия, какую роль оказали условия на формирование рас.

III Актуализация знаний

- Как вы думаете, почему учёные разделили всех людей на разные расы? (Люди не одинаковы по внешнему виду-цвету кожи, волос, разрезу глаз, по форме черепа, лица)

- Действительно – люди не одинаковы по внешнему виду. Все эти различия появились давно, когда на земле ещё было мало населения.

- Цвет кожи и другие внешние признаки, которыми одна группа людей отличается от другой, называют расовыми признаками (слайд №12). Расовые признаки передаются из поколения в поколение, от родителей к их детям.

- Попробуйте сформулировать сами понятие, что такое раса? слайд №13

Расы – группы людей со сходными расовыми признаками (цвет кожи и волос, формы головы, строение лица и др.) Как появился сам термин «раса», точно не установлено. Возможно от арабского слова «рас» - голова, начало, корень. А может от итальянского «раса» - племя.


IV Постановка проблемы

Учитель: Как вы объясните, что представители разных рас имеют существенные различия во внешнем облике? Что же способствовало формированию рас?

Учащиеся: природные условия влияют на расовые различия (слайд14 )

Учитель: Расы начали формироваться 30-40 тыс. лет назад.  К этому времени человек заселил все материки. Отдельные группы людей, находясь в очень разных природных условиях, приобретали отличия во внешнем облике и другие биологические особенности. Философы пытались установить связь природы и человека. Известный английский историк Тойнби создал теорию вызова и ответа: «Природа бросает человеку вызов, а человек – приспосабливается к изменяющимся условиям»

- А как вы думаете, природные факторы, каких континентов способствовали формированию разных рас?

Учащиеся: показывают материки и определяют природные факторы

- А кто из вас знает, на какие расы разделились люди на Земле? (Объяснение нового материала по таблице рас) (слайд № 15) рассказ о смешанных расах

- Как вы думаете, одинаковое соотношение рас на планете? (слайд №16)


V Работа в группах (составление мини-проектов) – (на листе А3 с заготовками)

- Ребята, сейчас мы с вами будем работать в группах – составлять проект по определению главных отличий каждой расы.

Ребята, сидящие за столом с красной карточкой, составляют портрет представителя негроидной расы. Ребята, сидящие за столом с желтой карточкой, составляют портрет представителя монголоидной расы. Ребята, сидящие за столом, с синей карточкой, составляют портрет представителя европеоидной расы, а за столом с зеленой – австралоидной.

- Свою работу вы будете оформлять на проектном листе (листы прикреплены на доску)

Обратите внимание, что у каждого на карточке определена роль, её вам предстоит выполнять. На экране есть объяснение вашим обязанностям, прочитайте самостоятельно (слайд № 17)

Задание нужно выполнять быстро, так как мы с вами будет соревноваться и в грамотности ответов, и в быстроте.

1.Задание

Вам предстоит научно обосновать и определить внешние признаки представителей расы, для этого необходимо заполнить таблицу «Расы Земли», используя текст из конверта № 1 и учебник. Каждый член группы выделяет для себя главные признаки. Консультанты группы – биологи заполняют таблицу, вклеивают её в проектный лист. На эту работу отводится 2 минуты. Выступление биологов. Группа проверяет по таблице (слайд №18)

2.Задание.

Вам предстоит определить, какие природные условия повлияли на формирование расы, с которой вам предстоит поработать? В каждой группе климатологи определяют природные условия для своей расы, фотографию местности наклеивают на проектный лист (конверт № 2) выступление климатологов

3.Задание

Потом вам предстоит составить фотопортреты представителей определенной расы. Координируют работу группы – эксперты по фотопортретам, они же составляют соответствующий фотопортрет, раскрашивают в нужный цвет и вклеивают его в проектный лист, (защита фотопортретов)

- Эти мини проекты можно использовать как наглядное пособие на уроках окружающего мира.

Проверка (контроль) полученных знаний (в течение 1 мин.)

- Насколько вы были внимательны, как поняли объяснение ребят из других групп, мы проверим, решив тест. Вам необходимо установить соответствие (слайд № 19). Достаньте лист для тестов из конверта № 3

- Теперь проверим правильность решения тестов (самопроверка).

VI Заключительная часть

Учитель: Мы с вами жители самой большой в мире страны – России. К какой из рассмотренных нами рас вы себя отнесете? Проживают ли в России представители других рас, где?


- В 18 веке сформировалась идеология «расизма», которая предполагала, деление на «высшие» и «низшие расы»? Считаете ли вы это предположение справедливым? Почему? (Все люди между собой равны, независимо от внешних признаков).

- Важно помнить, что психические, интеллектуальные, нравственные черты личности зависят не от расы или национальности, а от воспитания, образования, целеустремленности, воли и усердия, а также от состояния здоровья каждого человека. В мире нет плохих и хороших рас. Есть плохие и хорошие люди.

- Как должны относиться люди друг к другу в нашем многонациональном мире? (уважительно, по-доброму, терпимо) Такое отношения между людьми разных рас, национальностей, вероисповеданий имеет научный термин – толерантность - (слайд № 20)

Приведите примеры толерантного отношения: учеба, обмен опытом, интернациональные браки, праздники и др.


 VI Итог урока

Рефлексия

- Выберете одно утверждение и продолжите его…(слайд №21)


 


























Задания группе 1

  1. Прочитайте текст и учебник на стр. 157

  2. Сообща заполните таблицу (используйте слова для справки)

Их кожа стала светлой, так как не нуждалась в большом количестве пигмента, защищающего от ультрафиолетовых лучей. Нос жителей холодных регионов узкий и сильно выступающий. Такой нос замедляет вдыхание холодного воздуха и согревает его. Светлокожие, светловолосые и светлоглазые северные европеоиды гораздо хуже, чем представители других рас переносят прямые солнечные лучи. Особенно страдают от них рыжеволосые люди, так как в их коже не образуется меланин, отвечающий за загар.

Решите проблему:

- Назовите способы защиты светлокожих людей от прямых солнечных лучей?


Слова для справки

Цвет кожи: светлый, смуглый, темный, желтоватый

Волосы: светлые, темные, черные, прямые, волнистые, курчавые

Нос: широкий, узкий, плоский

Глаза: узкие, нормальные

Губы: толстые, тонкие

Лицо: скуластое, овальное

Районы проживания: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Африка, Азия.


_______________________________________________________________________


Задания группе 1

  1. Прочитайте текст и учебник на стр. 157

  2. Сообща заполните таблицу (используйте слова для справки)

Их кожа стала светлой, так как не нуждалась в большом количестве пигмента, защищающего от ультрафиолетовых лучей. Нос жителей холодных регионов узкий и сильно выступающий. Такой нос замедляет вдыхание холодного воздуха и согревает его. Светлокожие, светловолосые и светлоглазые северные европеоиды гораздо хуже, чем представители других рас переносят прямые солнечные лучи. Особенно страдают от них рыжеволосые люди, так как в их коже не образуется меланин, отвечающий за загар.

Решите проблему:

- Назовите способы защиты светлокожих людей от прямых солнечных лучей?


Слова для справки

Цвет кожи: светлый, смуглый, темный, желтоватый

Волосы: светлые, темные, черные, прямые, волнистые, курчавые

Нос: широкий, узкий, плоский

Глаза: узкие, нормальные

Губы: толстые, тонкие

Лицо: скуластое, овальное

Районы проживания: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Африка, Азия.

Задания группе 2

  1. Прочитайте текст и учебник на стр. 157

  2. Сообща заполните таблицу (используйте слова для справки)

Особенности людей негроидной расы складывались под влиянием жаркого и влажного климата, сильной солнечной радиации. Известно, что представители негроидной расы могут подолгу находиться под палящими лучами тропического солнца без головных уборов и почти без одежды. От вредного воздействия солнечных лучей их предохраняет темная кожа и курчавые волосы, образующие на голове защитную «шапку». Большие ноздри и широкий нос нужны для циркуляции воздуха.

Решите проблему:

- Как представители негроидной расы приспособились к условиям жаркого климата?


Слова для справки

Цвет кожи: светлый, смуглый, темный, желтоватый

Волосы: светлые, темные, черные, прямые, волнистые, курчавые

Нос: широкий, узкий, плоский

Глаза: узкие, нормальные

Губы: толстые, тонкие

Лицо: скуластое, овальное

Районы проживания: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Африка, Азия.

______________________________________________________________



Задания группе 2

  1. Прочитайте текст и учебник на стр. 157

  2. Сообща заполните таблицу (используйте слова для справки)

Особенности людей негроидной расы складывались под влиянием жаркого и влажного климата, сильной солнечной радиации. Известно, что представители негроидной расы могут подолгу находиться под палящими лучами тропического солнца без головных уборов и почти без одежды. От вредного воздействия солнечных лучей их предохраняет темная кожа и курчавые волосы, образующие на голове защитную «шапку». Большие ноздри и широкий нос нужны для циркуляции воздуха.

Решите проблему:

- Как представители негроидной расы приспособились к условиям жаркого климата?


Слова для справки

Цвет кожи: светлый, смуглый, темный, желтоватый

Волосы: светлые, темные, черные, прямые, волнистые, курчавые

Нос: широкий, узкий, плоский

Глаза: узкие, нормальные

Губы: толстые, тонкие

Лицо: скуластое, овальное

Районы проживания: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Африка, Азия.


Задания группе 3


  1. Прочитайте текст и учебник на стр. 157

  2. Сообща заполните таблицу (используйте слова для справки)

У монголоидов, формировавшихся в степях и полупустынях Центральной Азии с сухим климатом, сильными ветрами и пыльными бурями, роль приспособления играли кожная складка, прикрывающая слезный бугорок во внутреннем уголке глаза, и развитая складка верхнего века, защищающая глаза от ветра и пыли. Поэтому монголоиды лучше переносят резко-континентальный климат.

Решите проблему:

- Почему представители монголоидной расы редко страдают воспалительными процессами глаз?


Слова для справки

Цвет кожи: светлый, смуглый, темный, желтоватый

Волосы: светлые, темные, черные, прямые, волнистые, курчавые

Нос: широкий, узкий, плоский

Глаза: узкие, нормальные

Губы: толстые, тонкие

Лицо: скуластое, овальное

Районы проживания: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Африка, Азия.

______________________________________________________________________


Задания группе 3


  1. Прочитайте текст и учебник на стр. 157

  2. Сообща заполните таблицу (используйте слова для справки)

У монголоидов, формировавшихся в степях и полупустынях Центральной Азии с сухим климатом, сильными ветрами и пыльными бурями, роль приспособления играли кожная складка, прикрывающая слезный бугорок во внутреннем уголке глаза, и развитая складка верхнего века, защищающая глаза от ветра и пыли. Поэтому монголоиды лучше переносят резко-континентальный климат.

Решите проблему:

- Почему представители монголоидной расы редко страдают воспалительными процессами глаз?


Слова для справки

Цвет кожи: светлый, смуглый, темный, желтоватый

Волосы: светлые, темные, черные, прямые, волнистые, курчавые

Нос: широкий, узкий, плоский

Глаза: узкие, нормальные

Губы: толстые, тонкие

Лицо: скуластое, овальное

Районы проживания: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Африка, Азия.

Задания группе 4

  1. Прочитайте текст, сообща заполните таблицу (используйте слова для справок)

Коренное население Австралии – аборигены, относятся к негроидно – австралоидной расе и имеют темно – коричневый цвет кожи, волнистые чёрные волосы, широкий нос, сильно выступающие надбровья. Ученые предполагают, что они попали в Австралию из Юго-Восточной Азии. Основное занятие абориген охота, собирательство. И в настоящее время они ведут бродячий образ жизни, хорошо ориентируются в природе.

Решите проблему: - Как представители австралоидной расы приспособились к условиям жаркого климата?

Слова для справки

Цвет кожи: светлый, смуглый, темный, желтоватый

Волосы: светлые, темные, черные, прямые, волнистые, курчавые

Нос: широкий, узкий, плоский

Глаза: узкие, нормальные

Губы: толстые, тонкие

Лицо: скуластое, овальное

Районы проживания: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Африка, Азия.

Задания группе 4

1.Прочитайте текст, сообща заполните таблицу (используйте слова для справок)

Коренное население Австралии – аборигены, относятся к негроидно – австралоидной расе и имеют темно – коричневый цвет кожи, волнистые чёрные волосы, широкий нос, сильно выступающие надбровья. Ученые предполагают, что они попали в Австралию из Юго-Восточной Азии. Основное занятие абориген охота, собирательство. И в настоящее время они ведут бродячий образ жизни, хорошо ориентируются в природе.

Решите проблему: - Как представители австралоидной расы приспособились к условиям жаркого климата?

Слова для справки

Цвет кожи: светлый, смуглый, темный, желтоватый

Волосы: светлые, темные, черные, прямые, волнистые, курчавые

Нос: широкий, узкий, плоский

Глаза: узкие, нормальные

Губы: толстые, тонкие

Лицо: скуластое, овальное

Районы проживания: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Африка, Азия.









ТАБЛИЦА «РАСЫ ЗЕМЛИ»

Раса

Цвет кожи

Волосы

Другие внешние признаки

Районы проживания

Монголоидная

 

 

 

 






__________________________________________________________________



ТАБЛИЦА «РАСЫ ЗЕМЛИ»


Раса

Цвет кожи

Волосы

Другие внешние признаки

Районы проживания

Европеоидная











ТАБЛИЦА «РАСЫ ЗЕМЛИ»


Раса

Цвет кожи

Волосы

Другие внешние признаки

Районы проживания

Негроидная










ТАБЛИЦА «РАСЫ ЗЕМЛИ»


Раса

Цвет кожи

Волосы

Другие внешние признаки

Районы проживания

Австралоидная











Ответ

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


Ответ

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


Ответ

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10




















Ответ

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


Ответ


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


Ответ

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10














Ответ

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


Ответ

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


Ответ

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10
























Ответ

1


2


3


4


5


Ответ

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


Ответ

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10








6


7


8


9


10








Ответ

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


Ответ

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10



Ответ

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10













Ответ

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


Ответ

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10



Ответ

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10












Ответ

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


Ответ

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10



Ответ

1


2


3


4


5


6


7


8


9


10



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее