«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект урока географии в 5 классе по теме "План местности. Условные знаки".

Конспект урока географии 5 класс по теме "План местности. Условные знаки".

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Приложение № 162

Конспект урока по теме

«План местности. Географическая карта».

Цель урока: Сформировать понятие «план местности». Познакомить с особенностями, свойствами и видами условных знаков. Научить читать план местности с помощью разных видов условных знаков.


Задачи: 1. Разобрать с учащимися новые термины и понятия.

2. Выработать умения пользоваться разными видами условных знаков, применять полученные знания для решения практических задач.

3. Развивать навыки сопоставления, анализа, логического мышления.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

  1. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы проходили тему «Ориентирование на местности». Ответь на вопросы:

  1. Что такое ориентирование?

  2. Что такое азимут?

  3. Какие существуют способы ориентирования на местности?

Чтобы определить тему урока, я предлагаю тебе разгадать кроссворд. Выделенное слово и будет главным словом в теме нашего урока.

  1. Под стеклом сижу,

На север и юг гляжу,

Со мною пойдешь-

Дорогу найдешь.

  1. Эта звезда всегда указывает на север.

  2. Определение своего местоположения относительно сторон горизонта и отдельных объектов, называется…

  3. Виден край, да не дойдешь.

Решают кроссворд








к

о

м

п

а

с















п

о

л

я

р

н

а

я

о

р

и

е

н

т

и

р

о

в

а

н

и

е










г

о

р

и

з

о

н

т









О чём сегодня пойдёт речь на уроке? Какая будет тема урока?

(СЛАЙД 1) Тема урока «План местности. Условные знаки».

Приходилось ли вам в повседневной жизни сталкиваться с планом? Видели планы помещений? Обращали ли внимание на план школы, он есть на каждом этаже (план эвакуации). Что он из себя представляет? Для чего они предназначены?

(СЛАЙД 2) Какие цели мы поставим себе на уроке?

Для чего это мне понадобится?

2. Изучение нового материала.

Перед при­ня­ти­ем ре­ше­ния о стро­и­тель­стве новых за­во­дов, школ, спор­тив­ных учре­жде­ний, о про­клад­ке дорог, о раз­ме­ще­нии сель­ско­хо­зяй­ствен­ных зе­мель необ­хо­ди­мо иметь изоб­ра­жение дан­ной мест­но­сти.

Неболь­шую по пло­ща­ди мест­ность можно на­ри­со­вать или сфо­то­гра­фи­ро­вать, но мно­гие объ­ек­ты зем­ной по­верх­но­сти под таким изоб­ра­же­ни­ям будет тя­же­ло опре­де­лить, например размеры,форму объектов или расстояния между ними. Тем более что ближние объекты заслоняют другие.

(СЛАЙД 3) Существуют разные формы изображения земной поверхности. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ны­ми изоб­ра­же­ни­я­ми зем­ной по­верх­но­сти яв­ля­ют­ся аэро­фо­то­сним­ки, сним­ки из кос­мо­са, карты и планы мест­но­сти.

(СЛАЙД 4) Сравните два изображения земной поверхности. В чем сходства и различия?

Аэрофотоснимки делаются с помощью фотографирования земной поверхности с самолета. На плане местности, как и на аэрофотоснимке изображение поверхности делается сверху, но между планом и аэрофотоснимком есть существенная разница.

Рассмотри внимательно аэрофотоснимок и план местности, на каком изображении предметы более похожи на их действительные размеры на местности? На аэрофотоснимке. Верно!

Какие объекты изображены на плане и на аэрофотоснимке?

Мы видим лес, населенный пункт, реку, озеро, поле и луг.

А по какому из этих изображений можно увидеть название населенного пункта, или породы деревьев, которые растут в лесу? Верно, по плану. Какой вывод напрашивается? (говорят)

В итоге получается, что план местности дает больше информации чем аэрофотоснимок и он более удобен для изучения небольшой местности. А аэрофотоснимки в свою очередь используются для составления карт и планов местности.

Задание учащимся.

Итак, дадим определение, что же такое план местности? Ученик пробует сформулировать определение.

(СЛАЙД 5) От латинского «планум» - плоскость. План местности- это чертеж, изображающий небольшой участок земной поверхности сверху в уменьшенном виде с использованием условных знаков. Обычно на план местности наносят небольшие участки земной поверхности, те которые занимают несколько квадратных километров.

Теперь попробуй выполнить задание.

Изобрази на тетрадном листе план своей улицы в реальную величину? Возможно это сделать? Почему?

Нет, не возможно! Слишком большого размера.

Что нужно сделать, чтобы данное задание выполнить? Уменьшить.

Верно! Для того чтобы изобразить на плане местности тот или иной объект его нужно уменьшить во много раз. Необходимо применить масштаб .

(Слайд ) Что же такое масштаб? В учебнике на стр.84 синим шрифтом написано.

(СЛАЙД 6) Масштаб- это число, показывающее во сколько раз объекты на плане или карте уменьшены по отношению к их размерам в действительности. (Показать какой-нибудь пример ….). Все планы местности считаются крупномасштабными. Географические объекты на них видны хорошо. Мы видим и отдельно стоящее дерево и дом и название реки т.д. Мелкомасштабной считается карта, на ней мы многие объекты не видим. Масштаб можно найти как на плане так и на карте.

В атласе на с 21, внизу изображены виды масштаба. С ними мы подробно познакомимся в 6 классе. А сегодня я сама прочитаю данный масштаб. Одна десятитысячная, что означает, один сантиметр на плане соответствует 10 000 см на местности. Значит изображение местности уменьшено во сколько раз? В 10 000 раз.

(задание на определение масштаба).

А не настало ли время нам передохнуть?

Физкультминутка

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

(СЛАЙД 7) Чтобы читать план местности необходимо знать буквы. Азбукой для чтения планов местности и карт, являются условные знаки. Именно благодаря им, план местности еще называют топографической картой.

Условные знаки обычно изображают такими, чтобы они были максимально похожими на реальные объекты местности. Это делается для удобства чтения и для того чтобы они были понятны всем.

Каждому объекту на плане среди условных знаков соответствует свой определенный цвет. Посмотрите на условные знаки стр.85 рис.99. Что вы видите?

Лес показан зеленым цветом, а деревья изображены черными значками, на знаках легко отличить какое дерево хвойное, а какое лиственное. Есть знак где деревья изображены вместе, получился знак- смешанный лес. Знак луга, участка покрытого травой, напоминает тонкие стебельки травинок. Реки и озера изображены синим цветом. Заметьте все условные знаки имеют правильную форму, определенный размер и направление. На карте они изображены ровными и красивыми.

( СЛАЙД 8 ) Все условные знаки условно разделены на 3 группы. Площадные, внемасштабные и линейные.

Площадные знаки- это те знаки которые занимают большие площади территории, они изображаются разными цветами.

Например лес, пашни и заросли кустарника. По рис.99 назовите еще примеры площадных знаков.

Внемасштабные знаки, это те знаки, которые никакого отношения к масштабу не имееют. Например отдельно стоящее дерево, мельница. Назовите еще примеры...

Линейные условные знаки-это те, которые обозначают протяженные объекты, например река, дорога, линия электропередач. Приведите свои примеры линейных знаков по р.99.

Предлагаю выполнить задание на распознание условных знаков, чтобы в дальнейшем ты могла их быстро находить (ленинг апс)

Как ты думаешь, а в чем значение плана местности? Где его можно использовать?

Значение плана местности:

(СЛАЙД 9) 1) Планирование работ на местности,

      1. определение расстояния между объектами,

      2. расчет площади территории,

      3. определение направления между объектами,

      4. спортивное ориентирование,

      5. использование в отраслях промышленности ( топографии, картографии, геологии, геодезии, межевании).

Итак, сегодня наш урок мы посвятили теме «План местности. Условные знаки». Ответь на несколько вопросов?

(СЛАЙД 10) Рефлексия.

-Что ты узнала на уроке?
– Чему научилась?
– За что себя можешь похвалить?
– Над чем еще надо поработать?
– Какие задания тебе понравились?
– Какие задания показались трудными?
– Достигнута ли тобой поставленная в начале урока цель?

Какую оценку ты себе поставишь за работу на уроке? Аргументируй!

Спасибо за урок! Всего тебе хорошего!





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее