Всё видеть, всё понять, всё знать, всё пережить,
Все формы, все цвета, вобрать в себя глазами,
Пройти по всей Земле горящими ступнями,
Всё воспринять – и снова воплотить.
М.Волошин
География — универсальный школьный предмет, который открывает перед школьником большие возможности для становления личности. В период обучения учитель помогает ученику сформировать прообраз "взрослых" компетенций. Нельзя научить ребенка организовывать свою работу, не ставя его в активную позицию. «Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Именно поэтому перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию ключевых компетентностей учащихся; снижение перегрузки учащихся. Решение этих задач вызвало необходимость применения мною новых педагогических подходов и технологий на уроках географии. Одним из плодотворных направлений модернизации географического образования ,по моему мнению, является технология компетентностно-ориентированных заданий, целью которой является:
- учиться знать;
- учиться делать;
- учиться жить;
- учиться быть.
Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, в качестве результата рассматривается не усвоение суммы информации, а способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя знания и порождая новые.
Актуальна в этой ситуации китайская пословица:
Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму.
Понятно, что знания и опыт накапливаются и формируются постепенно, совершенствуясь от урока к уроку. Ученик 6 класса менее компетентен, чем ученик одиннадцатого класса. Но их объединяет обладание определенной компетенцией, которая включает личностное отношение ученика к предмету деятельности. И здесь мы уже говорим о компетентности ученика и его личных качествах, а также о минимальном опыте деятельности в определенной сфере.
Сегодня нашим ученикам для построения успешной карьеры необходимо обладать большим объемом знаний и умений. Не менее важно творчество в работе, креативное мышление, умение мыслить нестандартно.
Современная география предлагает пути решения многих проблем. В этой связи так важно ответить на вопрос: «С какой целью учить школьников географии?» С его решением связана разработка критериев отбора содержания географического образования, востребованности его результатов в жизни будущего поколения. Именно поэтому формируемые географические знания должны стать фундаментом практической деятельности, а умения (познавательные, практические) – основой для формирования ключевых компетенций.
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Сегодня все более актуальным в учебном процессе становится использование приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. То есть у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным
Ключевые компетенции являются составляющей частью личности ученика, его внутреннего мира, а также развивают его способности, в результате чего у него появляются возможности решать в повседневной жизни проблемы.
Какие же компетенции формирую на уроках географии?
1.Ценностно-смысловые компетенции формируют отношение к жизни, правильно расставляют ценностные ориентиры, помогают ученику самоопределиться и научиться принимать решения и брать за них ответственность на себя.
2.Общекультурные компетенции формируются при изучении этносов, общечеловеческих и национальных культур, семейных и общественных ценностей, традиций и уклада жизни разных народов. Большинство уроков географии помогает сформировать эти компетенции.
3.Учебно-познавательные компетенции формируются в урочной и внеурочной деятельности ученика, когда он добывает знания из окружающего мира, учится отличать факты от домыслов, пользуется статистической информацией, грамотно организует самостоятельную познавательную работу. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, навыками действий в нестандартных ситуациях.
Многие старшеклассники участвуют в научно-исследовательской и проектной работе, которая требует от ученика аналитического и творческого подхода к решению поставленных задач. Эта работа позволяет каждому ребенку показать имеющиеся компетенции и приобрести новые.
4.Информационные компетенции предполагают владение современными средствами информации и информационными технологиями. Сегодня трудно представить ученика, который не умеет пользоваться компьютером, Интернетом, ведь это так современно, а молодежь всегда тянется к новому. Задача учителя географии – показать возможности информационной базы Интернета, научить вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий. Картина мира изменяется слишком быстро, а "книжная" литература не успевает отслеживать эти процессы. Интернет служит источником информации, с которой школьник учится работать, например, создать презентацию к уроку или внеклассному мероприятию, подготовить, показать и проанализировать снимки изучаемых территорий из Космоса и многое другое. Вовлекая учеников в эту работу, мы наделяем их важными информационными компетенциями, которые наверняка будут востребованы во взрослой жизни. Учителя тоже повышают свою компетенцию.
5.Коммуникативные компетенции формируются в процессе общения, включают знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Каждый ученик в будущем будет выполнять различные социальные роли, где невозможно обойтись без взаимодействия с окружающими. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
География — предмет преимущественно устного общения, поэтому на уроках мы проводим дискуссии, учимся оперировать фактами, использовать доказательную базу, анализировать, ставить вопросы, делать выводы и умозаключения, защищать свои идеи. Хорошо зарекомендовали себя уроки, на которых ученики работают в группах: защита проекта, экологический мониторинг.
На уроках использую следующие виды работ, направленные на усиление практической направленности школьной географии:
работа с учебником, географической и научно-популярной литературой;
работа с картами и картосхемами;
работа со статистическими материалами;
работа на местности;
наблюдение за окружающей средой;
работа с ресурсами СМИ и Интернет;
учебные научные проекты.
Необходимым условием для реализации компетентностного подхода к обучению является усиление внимания к особенностям, мотивам и интересам отдельного ученика. Процесс обучения должен быть подкреплён психолого-педагогической основой, поэтому я, как учитель, выступаю как организатор познавательной деятельности школьников, их помощник, и консультант. Поэтому стараюсь создать благоприятные условия для эффективного обучения, для формирования личностных характеристик каждого учащегося. Учитель должен быть наставником, координатором, партнером. Моя задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний.
Но при всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными должны быть те, которые ориентированы на самостоятельность ученика. Нужно учить своих детей представлять результаты труда в виде: анализа текста, обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения, выступления (презентации).
Создание такой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей. Наряду с традиционными способами повышения мотивации предпочтение отдается таким приемам, которые повышают внутреннюю мотивацию ребенка.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний и умений, включая умение учиться
Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Эти универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе всех учебных предметов и могут применяться учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Считаю, что мне как учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому может способствовать развивающее обучение через активные формы и методы обучения. Знания, усвоенные «активно», прочнее запоминаются и легче актуализируются. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И моя задача так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Своими познаниями обучающийся нередко опережает прохождение программного материала и может использовать в учебном процессе информацию, полученную им самостоятельно. Это вызывает у него чувство самоуважения и укрепляет его познавательный интерес. Интересы старшеклассников во многом обусловлены их стремлением найти ответы на вопросы, связанные с проблемой человека, его местом в мире, отношениями между людьми. На этом фоне у них развивается интерес к этическим нормам, моральным оценкам людей, происходит переоценка многих ранее усвоенных ценностей. Активизируются процессы самопознания, размышления о жизненных перспективах.
Активные формы и методы обучения меня привлекают ещё тем, что позволяют соединить элементы других технологий в обучении: технологию опережающего обучения, технологию дифференцированного обучения, технологию дистанционного обучения и др. Главное в этих технологиях - это идея совместной развивающей деятельности учителя и учащихся, взаимопонимание, общий анализ хода и результата. В реализации этой идеи появляется возможность учителю помочь развивать у учащихся познавательный интерес на уроке. Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Функция учащихся - не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.
Дифференциация и индивидуализация обучения на уроках географии достигается путем организации нетрадиционных уроков, которые вызывают у учащихся особый интерес: уроки путешествия, интеллектуальные брейн-ринги, «Счастливый случай», деловые игры, КВН, устные журналы, пресс - конференции, лекции, экскурсии, которые вносят разнообразие в учебную деятельность. В традиционные уроки ввожу игровые моменты, игры, такие как: «Что лишнее?», «Кто лишний?», «Найдите ошибку», «Географическое лото» и другие. Активно использую дифференциацию обучения ради школьников, ради развития их склонностей и потребностей, а не в ущерб их личностному развитию.
Индивидуализация обучения, создание положительного эмоционального фона, методы проблемного обучения, использование нетрадиционных форм обучения позволяет школьникам:
-анализировать и объяснять с географических позиций процессы взаимодействия общества и природы;
-распознавать, описывать и сопоставлять географические объекты и явления разной природы и ранга, их сущность и механизмы взаимодействия;
-определять динамику изменения природной, социально - экономической, экологической ситуации;
-применять географические умения и навыки на практике, что позволяет учащимся легче адаптироваться к социальным условиям. Стихи, загадки, видеосюжеты, интересный занимательный материал из дополнительной научно-популярной и художественной литературы часто используются на уроках, что вносит элемент яркости, новизны, занимательности, способствуя развитию познавательного интереса, побуждая к творчеству.
Внешкольная информация усиливает мотивацию учащихся при изучении географии. Используя информацию средств массовой информации, решаю одну из сложнейших методических задач - обучение школьников выделению главного в тексте и отчленение его от «белого шума». Учащиеся не должны воспринимать получаемую информацию как истину в конечной инстанции, им нужно понимать ее суть, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, находить требуемую информацию в различных источниках, систематизировать ее по заданным признакам, аргументировать собственные высказывания, находить ошибки и вносить предложения по их исправлению. При этом воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать собственные аргументы «за» и «против».
Используя медиаобразовательную технологию на своих уроках, подготавливаю подрастающее поколение к жизни в современных информационных условиях, учу понимать информацию и критически оценивать ее качество. С помощью медиаобразования осуществляется межпредметная связь с предметами не только естественно-научного цикла, но и гуманитарного, в частности с литературой, ведь во множестве литературных произведений есть описание природных явлений и объектов. Большое внимание уделяется творческим работам учащихся: составлению проектов путешествий, памяток экскурсантам, написанию рефератов, составлению прогнозов, сообщений, выполнению практических работ с использованием иллюстраций нарисованных учащимися, выполнению рисунков гербов, флагов и их описанию. При этом рисунок использую как средство географического познания окружающей действительности. Школьники учатся самостоятельно составлять описания, определения, классификации. Все эти виды работ помогают творчески мыслить, укрепляют уверенность в собственных силах, развивают любознательность, интерес к знаниям и умению добывать их самостоятельно. Каждому ученику предоставляется возможность проявить свои творческие способности. При выполнении таких работ ученик учится мыслить, отбирает и систематизирует научный материал, делает самостоятельные выводы, отстаивает собственную точку зрения, использует знания и умения, полученные при изучении одного предмета для изучения другого предмета. Такое творчество не только развивает мыслительную деятельность, творческую активность учащихся, но и познавательный интерес, который выходит за рамки школьной программы, формирует способности к самостоятельному добыванию знаний, происходит интеллектуальная общепсихологическая подготовка к дальнейшему продолжению образования.
Но любая деятельность будет бессмысленна, если в её результате не создаётся некий продукт или нет достижений. Предполагаемый результат: овладение альтернативными формами и способами ведения образовательной деятельности, в том числе информационно- коммуникативными технологиями на уровне построения модели образовательного процесса. В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус. Именно этими обстоятельствами обусловлена необходимость непрерывного самообразования, которое приобретает особое значение, так как в практику работы активно внедряются новые нетрадиционные формы обучения и воспитания, педагогического общения. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к образовательному процессу. Результатами моего самообразования должны стать:
повышение качества преподавания предметов, рост результативного участия учащихся класса в школьных, окружных и всероссийских конкурсах, олимпиадах;
разработка и проведение открытых уроков по собственным технологиям;
создание комплектов личных педагогических разработок и их публикаций на разных сайтах,
создание личного сайта в сети Интернет.
Представление материала: открытые уроки на районных семинарах, выступления из опыта работы на МО, РМО, участие в научно-практических конференциях, педагогических советах разных уровней.
Вывод.
1.Главное не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
2.На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
3.Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите учиться.
4.Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
5.Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
6.Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения.
7.В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
8.Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
9.Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
10.Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
11.Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Заключение
Ключевой замысел модернизации образования — идея развития, где человеческая личность — главное богатство, которым обладает мир. Учителя географии всячески способствуют развитию этой личности. Пусть наш мир будет богаче.