Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Новолялинская вечерняя школа»
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ГЕОМЕТРИИ»
Учитель математики 1 категории Касьянова Марина Насимзяновна
Аннотация
В современной педагогике проектная деятельность используется вместе с традиционным предметным систематическим обучением как компонент системы продуктивного образования. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход к обучению, интегрировать знания и умения, формирование познавательного интереса.
Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. При этом возникает необходимость сделать акцент на организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся как эффективных методов, формирующих умение обучающихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный процесс методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда обучающихся. И при этом практическое применение современных методик является показателем уровня учебно-методической работы всего образовательного учреждения и критерием личной компетентности учителя.
Несмотря на тот факт, что получение образования в подобных, нашему образовательному учреждению, организуется в строгом соответствии со статьей 112 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и является обязательным для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, не достигших тридцатилетнего возраста, не имеющих среднего общего образования, время в графике распорядка дня на выполнение домашнего задания, самостоятельную подготовку не предусмотрено. Также необходимо учесть такие индивидуальные особенности обучающихся, как умственная и физическая отсталость в развитии, длительный перерыв в обучении, изначально невысокий уровень образования, зачастую не соответствующий имеющемуся документу, низкий уровень интеллекта, деградация, то можно сделать вывод, что выполнение задач традиционного урока в данных условиях само по себе является огромным достижением учителя.
Обучающиеся осуждённые нашей школы не имеют свободного доступа к компьютеру, отсутствует возможность выхода в сеть Интернет, а библиотеки исправительного учреждения не имеют достаточного фонда научной литературы. Однако, на мой взгляд, возможность применения проектной деятельности или отдельных его этапов, вполне реализуема и в вечерних школах при исправительных учреждениях с учётом этих специфических условий.
Беда вечерних школ – это малое количество учебных часов по всем предметам, в частности по математике. Учителя математики большую часть данного времени отдают на изучение курса алгебры, а геометрия обычно изучается на очень низком уровне. Хотя геометрия, как учебный предмет, обладает уникальными возможностями для решения главной задачи общего математического образования – целостного развития и становления личности средствами математики. Развитие обучающихся средствами геометрии направлено на достижение научных, прикладных и общекультурных целей математического образования, где общекультурные цели обучения геометрии в первую очередь предполагают всестороннее развитие мышления наших учеников. Желаемого результата, в формировании познавательного интереса к геометрии, пытаюсь достигнуть через использование различных форм современного урока, способствующих повышению эффективности обучения математике. Обеспечивая качество образования особое внимание уделяю развитию познавательной мотивации обучающихся. Все это способствует лучшему осмыслению, систематизации и обобщению изучаемого материала, а также воспитанию пытливости ума и усилению мотивации к изучению материала.
Проектная деятельность в наших специфических условиях в полной её мере не осуществима, она возможна, но в особой, упрощенной форме. В частности, применение метода проектов помогает развитию творческих способностей личности ученика, приобщение его к достижениям информационного общества и развитию интереса к науке. Так, например, продуктом группового проекта «Площади вчера, сегодня, завтра» явилось создание обучающимися 11 класса информационного стенда в кабинете математики, основу которого составили все планиметрические фигуры, изучаемые в школе.
Наглядное представление прямоугольника, трапеции, ромба и других фигур, изображенных в виде ярких аппликаций, составляющих основу информационного стенда, обучающимся легче ассоциировать с предметной составляющей геометрии.
Данный стенд содержит большой информационный материал. Он выполнен в форме невыпуклого многоугольника, который в свою очередь состоит из следующих фигур: показывает фигуры, составляющие основу стенда. Для лучшего запоминания многоугольников в различной цветовой гамме вырезаны геометрические фигуры и наклеены на основу. Поскольку применение информации данного стенда рассчитано на обучающихся всех возрастах, на каждой фигуре написаны главные формулы.
Еще одним интересным продуктом в этом направлении стал интегрированный проект «Геометрия в живописи», в котором обучающийся выпускного класса обратился к новейшему течению живописи, как кубизм. Благодаря этому проекту наши обучающиеся узнали, что кроме куба, давшего название течению искусства, кубизм использует и другие фигуры: плоские (прямоугольник, параллелограмм, треугольник и др.) и объемные (параллелепипед, пирамида, призма и др.). Художники, изображая объемную форму на плоскости, расчленяли объем на геометрические тела, которые сдвигались и перекрещивали друг друга.
Наши обучающиеся, работая над этим проектом, познакомились с картинами великих абстракционистов – Пабло Пикассо, Жоржа Бранда, Каземира Малевича и другими.
В своей работе отслеживаю позитивные изменения интереса у конкретных обучающихся. Диагностика позволяет с уверенностью говорить о целесообразности проведенной работы. А, значит, при создании условий для формирования интереса, при целенаправленной и регулярной деятельности педагога по его развитию у обучающихся действительно достигается более высокий уровень познавательного интереса, что ведет за собой качественный рост результатов обучения.
Итак, использование проектных технологий (или их элементов) в самом деле приносит результативность в развитии и совершенствовании познавательных интересов к математике: у части обучающихся он сформировался как ведущий на фоне других интересов личности; у других учеников этому способствовали различные социальные мотивы; у третьей группы познавательный интерес возник на фоне субъект-субъектных отношений учителя и ученика, когда учитель выращивал успешность личности, когда учитель поддерживал его в неудачах. Поэтому у старшеклассников всегда отмечается мотивационная готовность к занятиям математикой.
ЛИТЕРАТУРА
«Геометрия 7 — 9 класс». Авторы –Л.С. Атанасян и др.
«История математики в школе.VII — VIII классы».Автор — Г.И. Глейзер.
«Математическая энциклопедия» Авторы — М. Ю. Серебряков, Л. В. Кузнецова.
«Математика в понятиях, определениях и терминах» Авторы — О. В. Мантуров и др.
Новикова Т.Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование, 2000.
Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. Учитель. - 2000, №4.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.
Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников. Москва «Просвещение», 2011.
Селевко М.Т. Современные образовательные технологии. Ярославль, 1998.
Современное искусство: «Я хочу играть с формами всегда». Геометрия и искусство Ричарда Сарсона.
«Словарь-справочник по математике». Автор-Н.И. Александров, И.П. Ярандай.
«Справочник по начальной математике» Автор — С. Лукьянченко.
«Школьникам о математике и математиках» Автор — М.М. Лиман.
http://nsportal.ru
http://cyberleninka.ru
2