«Осенний фестиваль знаний 2024»

Я люблю свой край родной

Гражданско-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. Базовым этапом формирования любви к Родине следует считать накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры

Олимпиады: Дошкольникам "Клуб юных почемучек"

Содержимое разработки

Я люблю свой край родной

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д. С. Лихачев

Гражданско-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. Базовым этапом формирования любви к Родине следует считать накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. В последнее время в людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, доброта, понимание. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Нам, педагогам, необходимо серьёзно задуматься над тем, как возродить потерявшую в последнее годы актуальность работу по формированию патриотических чувств детей, которые выражаются в соответствующих поступках и поведении — уважительном отношении к участникам Великой Отечественной войны, героям труда, в стремлении быть похожими на них, оказывать помощь. Гражданско-патриотическое воспитание как одно из направлений социально-личностного развития детей я считаю важной частью своей педагогической деятельности. Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне. Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазаривать, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровища своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании. В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, Г. Н. Волков, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. Патриотическое воспитание детей должно основываться на краеведческой работе, проводимой в детском саду. А какой патриотический потенциал заключен в краеведении? И что такое краеведение?

Краеведение - это изучение природы родного края, его хозяйства, экологических проблем, особенностей населения, истории и культуры. В качестве объектов познания краеведения использую природу родного края, особенности растительного и животного мира, местные достопримечательности. С помощью краеведения воспитанники начинают понимать, что наш мир – это хрупкий, беззащитный, живой организм, жизнь которого зависит от его отношения к нему и только от нас, взрослых – педагогов, родителей - зависит элементарное осознание маленьким хозяином беззащитного мира природы и величия человека, любящего, уважающего свое отечество и живущего в нем. В работе я использую разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, незнание истории и др.) . Я стремлюсь учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родной республике – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. Патриотическое воспитание пронизывает все виды деятельности в непосредственно образовательной деятельности: чтение художественной литературы, художественное творчество, физическое развитие, труд, конструирование, формирование общественной жизни (экскурсии, прогулки). В образовательной деятельности: игра, наблюдение, беседы, экспериментирование, рассматривание картинок, видеотека, информационная корзина. Цель работы по краеведению - пробуждение патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами краеведческой деятельности, т. е., обеспечить широкую направленность содержания образовательно –воспитательного процесса по ознакомлению детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные и гражданские черты. Чтобы реализовать эту цель, были поставлены следующие задачи: • Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким. • Формировать у детей чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. • Воспитание чувств патриотизма, уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной Войны, к воинам Российской Армии. • Развивать познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений; Содержание работы по реализации поставленных задач строится по следующим этапам:

1. «Я и моя семья». • Дети знакомятся с ближайшим окружением. Воспитывая любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким, оформлен фотоматериал к альбому «Моя семья», который оформлялся совместно с родителями. На этом этапе проводились совместные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Когда семья вместе – тогда и душа на месте». Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях. Большая работа была проведена по формированию представлений о своей семье, своем роде. Учили родителей строить генеалогическое древо, которое способствовало составлению рассказов о своей семье, своей родословной. Учили защищать и знать свои права, воспитывали чувство любви к матери через приобщение к произведениям искусства.

2. «Детский сад» • Следующим этапом работы было знакомство детей с детским садом и его сотрудниками. Проводились экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому, что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству».

3. «Родной город. Родная природа» • Любовь к природе – одно из проявлений патриотизма. Важно прививать детям умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, поощрять желание детей больше узнать о родной природе. В младших группах знакомила детей с природой участка детского сада, проводили целевые прогулки в разные времена года («Осень в лесу», рассматривали деревья, закрепляли их название в игровой форме («Добеги до дерева, которое назову», «С какого дерева упал листик?», чтобы дети увидели красоту природы, читали отрывки из стихотворений И. А. Бунина, А. С. Пушкина, А. Н. Плещеева, Е. Ф. Трутневой. Дети получали краеведческие сведения о природе родного края через рассматривание фотоальбомов, картинок животных наших лесов, дидактические игры.

4. «Родная страна» • На тематических праздниках формировали чувство патриотизма. Расширяли представление о защитниках Отечества. Углубляли знания о Российской армии, воспитывали уважение к мужеству русских солдат («Будем в армии служить»). Формировали у детей образ героя, защитника своего государства, прививали любовь к Отечеству и родному краю.

5. «Культура страны» • На этом этапе специфика воспитательно-образовательной работы заключается в создании особого воспитательного пространства, в котором созданы условия для активного приобщения ребенка к русским традициям и обычаям. С традициями и обычаями русского народа дети знакомились, участвуя в народных праздниках «Осенины», «Масленица», «Колядки». Знакомила детей со сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Развивающие игры: «Экскурсия», «Кто больше назовёт улиц», «Над – под - между (флаг) », «Найди отличия». Сюжетно-ролевые игры: «Почта», «Семья», «Детский сад», «Магазин», «Шофёры», «Больница», «Супермаркет», «Аптека», «В кафе», «Строители».

Одно из главных условий патриотического воспитания – приобщение детей к трудовой деятельности. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду и дома систематически, а не от случая к случаю. Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Использование аудио и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей. Подготовка тематических выставок, посвященных памятным датам. Вся работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном контакте с семьей. В своей работе с семьей я опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее